Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МАП РФ
от 5 декабря 2002 г. N 800
Положение
о территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)
4 сентября 2003 г.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства упразднено
Функции по контролю и надзору переданы образованной Федеральной антимонопольной службе, функции в сфере защиты прав потребителей - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, функции по контролю деятельности бирж - Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по установлению тарифов - Федеральной службе по тарифам
Настоящее Положение определяет основные задачи и компетенцию территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
1. Территориальное управление МАП России (территориальное управление) проводит государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе, регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи.
2. Территориальное управление МАП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, правовыми актами МАП России, а также соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
Территориальное управление действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее именуемой территорией региона).
3. Основными задачами территориального управления являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, а также, в пределах своей компетенции, законодательства о естественных монополиях и о товарных биржах;
4) проведение на территории региона федеральной политики в области государственной поддержки предпринимательства;
5) осуществление контроля за выполнением решений МАП России по государственному регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи;
6) обеспечение взаимодействия территориальных управлений, расположенных в соответствующем федеральном округе, с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральном округе*.
4. В соответствии с основными задачами территориальное управление выполняет следующие функции:
1) обобщает опыт применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе и о товарных биржах, а также в пределах своих полномочий законодательства о естественных монополиях и направляет в МАП России предложения о его совершенствовании;
2) в пределах компетенции, предоставленной МАП России, рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях и принимает по ним решения;
3) дает рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, предусмотренных законодательством о государственной поддержке предпринимательства и о защите прав потребителей;
4) осуществляет анализ деятельности субъектов естественных монополий в области связи, предоставляет возможность ознакомления с правилами, определяющими цены и тарифы в данной области;
5) согласовывает акты и решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации), проведения конкурсов (в случаях, установленных антимонопольным законодательством и иными нормативно-правовыми актами о защите конкуренции на рынке финансовых услуг), а также предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами;
6) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
7) реализует основы государственной политики в области защиты прав потребителей, координирует взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (их региональных ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей;
8) разрабатывает предложения по совершенствованию и регулированию налогообложения, инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств, направляет предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в том числе инициирует разработку региональных и межрегиональных программ по поддержке и развитию малого предпринимательства, участвует в разработанных программах и проводит анализ эффективности проделанной работы в данной области;
9) содействует развитию системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов исполнительной власти всех уровней, занятых поддержкой малого предпринимательства;
10) участвует в формировании и ведении реестра субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в соответствии с законодательством о естественных монополиях;
11) в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий в области связи с потребителями;
12) анализирует и прогнозирует ситуацию и состояние конкурентной среды на рынках отдельных видов товаров, складывающиеся в процессе реализации мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
13) анализирует и прогнозирует экономическую ситуацию, складывающуюся на территории региона в процессе реализации мер государственного регулирования естественных монополий в области связи;
14) рассматривает и анализирует обращения юридических и физических лиц по вопросам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции территориального органа МАП России, и в установленном законодательством порядке принимает меры по пресечению выявленных нарушений;
15) представляет в МАП России предложения по развитию конкуренции на товарных рынках, в том числе рынках транспортных услуг и услуг в области связи;
16) осуществляет контроль за:
применением субъектами естественных монополий в области связи установленных тарифов;
перекрестным субсидированием между категориями и группами потребителей услуг связи;
соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий в области связи с потребителями их услуг;
инвестиционной и иной деятельностью субъектов естественных монополий в области связи в части влияния ее на цены (тарифы), устанавливаемые на услуги в области связи;
17) в пределах своей компетенции осуществляет иные функции, связанные с регулированием деятельности естественных монополий в области связи и предусмотренные законодательством о естественных монополиях;
18) по вопросам, связанным с деятельностью субъектов естественных монополий в области связи, территориальное управление взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции;
19) координирует разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления региональных программ демонополизации;
20) разрабатывает и организует реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конкуренции;
21) обеспечивает гласность в работе, информирует население соответствующего региона через средства массовой информации, в том числе через специализированные периодические издания, о ходе реализации мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, предпринимательства и защите прав потребителей;
22) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе при:
- создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), если в состав участников вновь создаваемого объединения (или объединения после реорганизации) входят коммерческие организации, расположенные не более чем в 5 субъектах Российской Федерации, - по месту нахождения вновь возникающего союза (ассоциации) или по месту нахождения реорганизуемого союза (ассоциации) при присоединении к нему другого союза (ассоциации);
- создании коммерческих организаций, если сумма стоимости активов по балансам учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, но не более 10 миллионов минимальных размеров оплаты труда, - по месту нахождения вновь возникающего юридического лица;
- слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма стоимости активов по их балансам превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, но не более 10 миллионов минимальных размеров оплаты труда включительно, - соответственно по месту нахождения вновь возникающего юридического лица или по месту нахождения реорганизуемого юридического лица при присоединении к нему другого юридического лица;
- ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, - по месту нахождения юридического лица, подлежащего ликвидации или реорганизации в форме разделения или выделения;
- приобретении соответствующих долей акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества или получении основных производственных средств или нематериальных активов либо приобретении прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа (далее - права), - соответственно по месту нахождения хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретаются, или по месту нахождения хозяйствующего субъекта, получающего основные производственные средства или нематериальные активы, или по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого приобретаются соответствующие права, если:
а) сумма стоимости активов по балансу приобретателя акций (долей) (соответствующих прав либо основных производственных средств или нематериальных активов), балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц вместе с приобретателем, и стоимости активов по балансу юридического лица, голосующие акции (доли) которого (основные производственные средства или нематериальные активы которого либо соответствующие права по отношению к которому) приобретаются, находится в пределах от 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда до 20 миллионов минимальных размеров оплаты труда включительно;
б) либо если сумма активов по балансам лиц, перечисленных в подпункте "а)", не превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда и приобретателем акций (долей), основных производственных средств или нематериальных активов либо соответствующих прав является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов (далее - Реестр), или физическое (юридическое) лицо, входящее в группу лиц с подобным хозяйствующим субъектом;
в) либо если сумма активов по балансам лиц, перечисленных в подпункте "а)", не превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда и хозяйствующим субъектом, голосующие акции (доли) либо основные производственные средства или нематериальные активы которого приобретаются, или в отношении которого приобретаются соответствующие права, является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр;
- участии физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов, если сумма активов по балансам юридических лиц, в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) которых участвует одно и то же физическое лицо, превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, но не свыше 20 миллионов минимальных размеров оплаты труда, - по месту нахождения любого хозяйствующего субъекта, в исполнительном органе, совете директоров (наблюдательном совете) которого участвует физическое лицо;
23) в области защиты прав потребителей:
обеспечивает защиту прав потребителей на территории региона;
осуществляет сбор, обработку и анализ статистической отчетности по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, вносит предложения в МАП России по совершенствованию форм статистической отчетности;
взаимодействует с органами власти всех уровней и общественными объединениями по вопросам защиты прав потребителей, разрабатывает предложения по совершенствованию этой работы;
анализирует направления развития системы государственной и общественной защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях;
готовит и представляет в МАП России материалы к ежегодному Государственному докладу по вопросам защиты прав потребителей;
участвует в создании системы оперативного обмена информацией об опасных потребительских товарах;
оказывает методическую помощь учебным заведениям в организации изучения основ законодательства о защите прав потребителей;
участвует в организации и проведении социологических исследований по вопросам защиты прав потребителей;
24) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе в пределах своей компетенции;
25) осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, в том числе при:
заключении в любой форме соглашений или принятии решений о ведении согласованных действий, если участники соглашения или согласованных действий осуществляют финансовую деятельность на территории региона;
создании объединений финансовых организаций, если участники объединений финансовых организаций зарегистрированы на территории региона;
совершении сделок, указанных в статье 16 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (за исключением сделок в отношении некоммерческих организаций), если размер уставного капитала финансовой организации не превышает:
200 миллионов рублей для кредитных организаций,
15 миллионов рублей для страховых организаций и перестраховочных обществ,
7 миллионов рублей для профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций;
26) готовит заключения на проекты решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с антимонопольным законодательством;
27) участвует в подготовке и реализации программ демонополизации, развития конкуренции, защиты прав потребителей и иных программ, относящихся к его компетенции;
28) с учетом специфики регионального рынка разрабатывает предложения по предоставлению скидок на цены (тарифы) отдельным категориям потребителей транспортных услуг и услуг в области связи;
29) проводит анализ конкурентной среды, изменений емкости региональных рынков финансовых услуг, экономического состояния финансовых организаций;
30) обеспечивает информационное взаимодействие с территориальными управлениями МАП России, действующими в соответствующем федеральном округе, по вопросам выявления актов и действий, соглашений и согласованных действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг, в области контроля экономической концентрации на товарных и финансовом рынках, а также по другим вопросам, находящимся в компетенции антимонопольных органов*;
31) обобщает и анализирует информацию по указанным в подпункте 30 вопросам, полученную от территориальных управлений МАП России, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относящихся к соответствующему федеральному округу, и по итогам каждого полугодия направляет сводную информацию с выводами и предложениями о мерах пресечения выявленных нарушений, а также о совершенствовании работы территориальных управлений в федеральном округе в центральный аппарат МАП России*;
32) информирует МАП России о проблемных вопросах, которые невозможно решить силами территориальных органов, действующих в федеральном округе, и требующих срочного вмешательства центрального аппарата МАП России;
33) подготавливает по запросам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах информацию и иные материалы о деятельности территориальных управлений МАП России, действующих в соответствующем федеральном округе*;
34) осуществляет иные полномочия, предоставляемые МАП России в пределах своей компетенции.
5. Территориальное управление вправе:
1) давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
- коммерческим и некоммерческим организациям (их объединениям), а также финансовым организациям;
- территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в том числе об изменении или отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации;
- изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) о прекращении нарушений прав потребителей;
- рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям в части законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы и административные взыскания на:
- коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случаях и пределах, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации;
- изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров (работ, услуг) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей;
- рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы;
- субъекты естественных монополий в области связи (их руководителей);
- должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
- финансовые организации, их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
3) в установленном порядке и в пределах полномочий, делегируемых ему МАП России, рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях и принимать по ним решения;
4) обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также участвовать в рассмотрении судом, арбитражным судом дел, связанных с применением или нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
5) обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений их прав, в том числе предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, принимать участие в процессе или вступать в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
6) предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой;
7) обращаться в суд с исками, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением законодательства о естественных монополиях;
8) устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках;
9) в пределах своих полномочий принимать решения о включении в Реестр (исключении из Реестра) хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, хозяйствующих субъектов (групп лиц), действующих на товарных рынках, географические границы которых распространяются на территорию не более пяти субъектов Российской Федерации соответствующего федерального округа, независимо от места их регистрации;
10) при рассмотрении ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на осуществление сделок, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, направлять органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления представленные хозяйствующими субъектами на рассмотрение документы (за исключением документов, составляющих коммерческую тайну) в целях подтверждения положительных последствий указанных сделок для товарных рынков;
11) направлять материалы о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о рекламе, а также о нарушении прав потребителей в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении ее действия или об отзыве лицензии;
12) направлять в соответствующие правоохранительные органы и органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
13) заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров (работ, услуг) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
14) заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;
15) осуществлять контроль и проводить проверку цен и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в области связи;
16) проводить в установленном порядке семинары, конференции, совещания и другие подобные мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением руководителей и специалистов заинтересованных организаций;
17) получать в установленном порядке от коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
18) осуществлять анализ и проводить учет выявленных нарушений законодательства и принятых по ним мерам;
19) по согласованию с МАП России организовывать переподготовку и повышение квалификации сотрудников территориального управления, а также участвовать в организации подготовки и обучения специалистов по вопросам, относящимся к его компетенции;
20) в целях реализации возложенных функций запрашивать у территориальных управлений МАП России, действующих на территории соответствующего федерального округа, материалы и информацию об их деятельности*.
6. Территориальное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по согласованию с представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.
7. Руководитель:
1) осуществляет руководство территориальным управлением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) формирует кадровый резерв;
4) издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для работников территориального управления, организует проверку их исполнения;
5) назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с МАП России (с первым заместителем Министра, заместителем Министра, курирующим деятельность территориальных управлений, Управлением кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, Управлением планирования, финансирования и бухгалтерского учета) заместителей руководителя территориального управления;
6) назначает на должность и освобождает от должности работников территориального управления;
7) является распорядителем средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование деятельности территориального управления, а также иных средств, получаемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) принимает решения о поощрении работников и должностных лиц территориального управления, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий;
9) по согласованию с МАП России (с первым заместителем Министра, Управлением кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, Управлением планирования, финансирования и бухгалтерского учета) утверждает структуру и штатное расписание территориального управления, а также изменения к ним в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, а также Положение о премировании сотрудников территориального управления;
10) обеспечивает информационное взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе в рамках функций, возложенных настоящим Положением*;
11) осуществляет другие полномочия, делегируемые ему МАП России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Руководитель территориального управления вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия своим заместителям.
9. Руководитель территориального управления действует от имени территориального управления без доверенности, представляет его интересы, распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации его имуществом и средствами, заключает договоры, выдает доверенности.
10. Финансирование и материально-техническое обеспечение территориального управления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Территориальное управление является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы.
------------------------------
* Распространяется на территориальные управления, расположенные в центре федерального округа, согласно приложению N 2 Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.