Постановление Красноярского администрации края от 4 декабря 1995 г. N 603-П
"Об утверждении краевых целевых программ "Планирование семьи",
"Безопасное материнство" на 1995-1997 годы"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1698 "О президентской программе "Дети России", постановлением Законодательного Собрания края от 6 октября 1994 года N 3-58П "О концепции семейной политики в Красноярском крае" и в целях стимулирования рождаемости, дальнейшего совершенствования медицинской помощи женщинам и детям, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности постановляю:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 1698" следует читать как "N 1696"
1. Утвердить краевые целевые программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. (прилагаются).
2. Финансовому управлению администрации края (Астраханцев) обеспечить финансирование затрат на реализацию мер по социальной защите охраны здоровья матери и ребенка в рамках бюджета.
3. Главному управлению экономики (Черезова), управлениям: здравоохранения (Маштаков), народного образования (Аверин), социальной защиты населения (Тюгаев), комитету по делам молодежи (Юдин) администрации края обеспечить выполнение мероприятий по краевым целевым программам "Планирование семьи" и "Безопасное материнство".
4. Главам администраций городов и районов края, ректорам Красноярского педагогического университета Фалалееву А.Н., Красноярской медицинской академии Прохоренкову В.И., управляющему региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Юдину А.А., генеральному директору учебно-производственного объединения "Крайпрофобр" Таюрскому А.И. определить свое участие в выполнении мероприятий по краевым целевым программам "Планирование семьи" и "Безопасное материнство".
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации края Проворова А.С.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации |
В.М.Зубов |
Краевая целевая программа "Планирование семьи"
(утв. постановлением администрации от 4 декабря 1995 г. N 603-П)
Обоснование краевой целевой программы
"Планирование семьи"
Планирование семьи - важнейшая часть стратегии социально-экономического развития общества, один из основных компонентов охраны здоровья женщин-матерей и детей и первичной медико-санитарной помощи населению. Являясь неотъемлемой чертой современного образа жизни людей во всех развитых странах, работа по планированию семьи складывалась стихийно и не имела долгосрочной стратегии, необходимого экономического и материально-технического обеспечения, глубокой научной, идеологической, юридической и организационной базы.
Заказчиком по реализации краевой целевой программы "Планирование семьи" на 1995-1997 гг. выступает управление здравоохранения администрации края.
Низкая культура планирования семьи, отсталые малоэффективные способы и методы регуляции деторождения сопровождаются невосполнимыми экономическими, социальными и демографическими потерями.
Нравственный и моральный урон обществу от отсутствия планирования семьи, нереализованное право на свободное и ответственное родительство - это примерно 50% нежеланных беременностей с неизбежными последующими отказами от детей, рождение внебрачных детей, детоубийство, жестокость родителей, внутрисемейные конфликты.
Государством и обществом не оценен экономический ущерб от абортов и связанной с ними заболеваемостью женщин. Именно аборты остаются основным методом регуляции рождаемости и планирования семьи в крае. На 1000 женщин детородного возраста в крае регистрируется 109,8 абортов!
Отмечается рост операций искусственного прерывания беременности у первобеременных женщин и у женщин в возрасте до 17 лет. По Красноярскому краю за 1994 год было произведено 6050 абортов у первобеременных и 108 абортов у юных женщин до 15 лет! Аборты - одна из главных причин женского бесплодия, невынашивания беременности, гинекологических заболеваний, осложнений беременности и родов.
В Красноярском крае низкая распространенность использования современных контрацептивных средств. Лишь 18% женщин, в среднем, применяют внутриматочные средства и около 1,5% - гормональные препараты. Такая ситуация обусловлена несколькими факторами. Это, прежде всего, нехватка самих контрацептивных средств, их высокая стоимость, отсутствие системы сексуального и полового воспитания детей и подростков, деформированная информатизация населения о средствах и методах контрацепции, высокая степень установки самих женщин на производство искусственного аборта как на доступный и простой метод регулирования деторождения.
Высокая частота абортов в крае обусловлена также и сложившимся традиционно пониманием проблемы планирования семьи, предупреждения нежелаемой беременности как задачи исключительно медицинских работников. Негативное влияние оказали многолетняя практика замалчивания проблемы абортов, а также резкое отставание отечественной индустрии контрацептивных средств.
Сохранение в Красноярском крае нерегулируемой рождаемости на существующем уровне усугубит серьезные социальные проблемы, будет способствовать дальнейшему ослаблению здоровья женщин и детей, не позволит эффективно реализовать программу борьбы с материнской смертностью.
Цели и задачи программы
Создание государственной службы планирования семьи в крае имеет цели: снижение уровня заболеваемости будущих матерей, материнской и младенческой смертности, оказание помощи супружеским парам и отдельным лицам в предотвращении нежеланной беременности, регулирование интервалов между деторождением, оптимальный выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей.
Для осуществления этих целей потребуется:
создание эффективной информационной системы, обеспечивающей семью современными знаниями о культуре сексуального и репродуктивного поведения;
обеспечение населения современными эффективными средствами контрацепции;
увеличение числа женщин детородного возраста, использующих все виды современной контрацепции, и резкое снижение количества абортов;
установление оптимальных интервалов между рождением детей в семье;
разработка эффективных методов профилактики, диагностики и лечения бесплодия.
Эти меры занимают исключительное место среди тех возможностей, которыми располагает общество для охраны жизни и здоровья женщин и детей. Их реализация обеспечит в крае в сравнительно короткие сроки решение многих социальных, экономических, медицинских и демографических проблем.
Мероприятия краевой целевой программы
"Планирование семьи" на 1995-1997 гг
------------------------------------------------------------------------\
NN |Наименование мероприятий|Сроки |Стоимость |Источники |
| |исполнения|(млн. руб.) |финансирования |
| | |---------------| |
| | |Всего |1996 г.| |
----+------------------------+----------+-------+-------+---------------|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
------------------------------------------------------------------------|
I. Развитие службы планирования семьи |
|
1.1. Развивать службу 1995 - 3000,0 1000,0 Краевой бюджет,|
планирования семьи на 1997 гг. бюджеты городов|
территориях края за счет и районов, |
открытия кабинетов по средства |
планированию семьи, комитетов |
медико - педагогических (отделов) по |
центров в городах: делам молодежи |
Красноярске, Норильске, |
Минусинске, Назарово, |
Дивногорске, Канске, |
Шарыпово, Сосновоборске, |
Шушенском районе |
|
1.2. Открыть на базе 1995 - 5000,0 3000,0 Краевой бюджет |
строящейся женской 1996 гг. |
консультации в |
г. Красноярске медико - |
генетическую |
консультацию и оснастить |
ее медицинским |
оборудованием, |
обеспечить |
диагностическими |
препаратами |
|
1.3. Закупить лабораторию 1996 - 500,0 360,0 Краевой бюджет |
экстракорпорального 1997 гг. |
оплодотворения |
|
1.4. Ввести в детских 1995 - Бюджеты городов|
поликлиниках ежегодные 1997 гг. и районов |
профилактические осмотры |
школьников при |
поступлении в школу, в |
возрасте 11 - 12 лет, |
14 - 15 лет, старше 15 |
лет - дополнительно |
гинекологом и урологом |
|
1.5. В детские поликлиники 1995 - Бюджеты городов|
ввести должности 1997 гг. и районов |
гинекологов из расчета |
одна должность на 50 |
тыс. детского и |
подросткового населения |
|
1.6. На базе 1996 г. 1000,0 400,0 Краевой бюджет |
гинекологического |
отделения медсанчасти |
N 12 г. Красноярска |
открыть отделение |
гинекологии детского и |
подросткового возраста |
|
1.7. Разработать краевую 1995 - 10,0 6,0 Краевой бюджет,|
компьютерную программу бюджеты городов|
слежения 1996 гг. за и районов |
ситуацией с абортами с |
последующей экспертной |
оценкой |
|
|
|
II. Мероприятия по охране и восстановлению репродуктивного здоровья|
|
Освоить современные 1996 - 500,0 200,0 Краевой бюджет |
методы обследования и 1997 гг. |
хирургического лечения |
в детской гинекологии |
|
III. Медико - организационные аспекты |
|
3.1. Изучить репродуктивное 1996 - 5,0 3,0 Краевой бюджет,|
поведение учащейся 1997 гг. бюджеты городов|
молодежи в и районов |
г. Красноярске, |
Норильске, Ачинске, |
Канске с разработкой |
мероприятий по |
профилактике |
непланируемой |
беременности |
|
3.2. Подготовить и издать 1996 - 10,0 5,0 Краевой бюджет |
методическую литературу 1997 гг. |
по медико - социальным |
проблемам планирования |
семьи, современным |
аспектам непланируемой |
беременности, проблемам |
беременности у |
подростков |
|
|
3.3. Приобрести специальную 1995 - 10,0 5,0 Краевой бюджет |
методическую литературу 1997 гг. |
по проблеме планирования |
семьи |
|
|
3.4. Обеспечить периодическое 1995 - 2,0 1,0 Краевой бюджет |
издание информационных 1997 гг. |
писем для врачей и |
фармацевтов по |
современным |
контрацептивным |
средствам |
|
3.5. Разработать стандарты по 1995 - Бюджеты городов|
планированию семьи и 1996 гг. и районов |
ввести их в критерии |
качества работы врачей |
акушеров - гинекологов, |
участковых терапевтов, |
педиатров |
|
|
IV. Подготовка, повышение квалификации кадров |
|
4.1. Создать в г. Красноярске 1995 - 10,0 10,0 Краевой бюджет |
на базе краевого центра 1996 гг. |
планирования семьи |
методический центр для |
обучения врачей края |
вопросам планирования |
семьи на основе данных |
мирового опыта и |
Российской ассоциации |
планирования семьи |
|
4.2. Ввести дополнения по 1996 - Предусмотрено в|
проблемам планирования 1997 гг. финансировании |
семьи в учебные отрасли |
программы: |
для студентов 4 - 6 |
Красноярской медицинской |
академии; |
в программы для |
повышения квалификации |
врачей всех |
специальностей на |
факультетах |
усовершенствования; |
в учебные программы |
медицинских училищ и |
базового училища |
повышения квалификации |
средних медицинских |
работников |
|
4.3. Организовать на базе 1995 - Краевой бюджет |
краевого центра 1996 гг. |
планирования семьи |
постоянно действующий |
семинар для учителей, |
воспитателей школ, |
профтехучилищ, школ - |
интернатов, по проблеме |
полового воспитания |
|
4.4. Организовать в городах 1995 - 20,0 10,0 Краевой бюджет,|
и районах края 1997 гг. бюджеты городов|
проведение семинаров по и районов |
вопросам планирования |
семьи для педагогов, |
воспитателей, работников |
культурно - |
просветительных |
учреждений, женских |
общественных |
организаций, центров |
здоровья |
|
V. Мероприятия по повышению санитарного просвещения населения |
по планированию семьи |
|
5.1. Разработать комплексные 1997 г. 10,0 5,0 Бюджеты городов|
программы по подготовке и районов |
детей, подростков, |
молодежи к семейной |
жизни, браку, |
формированию у них |
сексуального и |
репродуктивного |
поведения для всех |
учреждений народного |
образования, |
профтехнического |
образования с учетом |
этнофизиологических |
особенностей |
|
5.2. Закупить республиканские 1995 - 1000,0 390,0 Краевой бюджет,|
программы по 1997 гг. бюджеты городов|
сексуальному и районов |
образованию, здоровому |
образу жизни; |
мультипликационные и |
видеофильмы, видеоклипы |
для детей различных |
возрастов и взрослых на |
тему санитарно - |
гигиенического |
просвещения в области |
физиологии пола, |
сексуальной культуры, |
планирования семьи и |
т.д.; |
компьютерную технику, |
видеоаппаратуру |
|
5.3. Ввести во всех средствах 1995 - 100,0 50,0 Краевой бюджет |
массовой информации 1996 гг. |
рубрики по планированию |
семьи, внедрению |
контрацепции, вопросам |
сексуального и |
репродуктивного |
поведения, семейных |
отношений с учетом |
национальных, |
религиозных, семейных |
традиций |
|
VI. Мероприятия по обеспечению населения средствами контрацепции |
|
6.1. Ежегодно закупать 1995 - 200,0 100,0 Федеральный, |
контрацептивы 1997 гг. краевой |
бюджеты, |
городов и |
районов |
|
6.2. Внедрить метод 1996 - 900,0 450,0 Краевой бюджет |
хирургической 1997 гг. |
контрацепции в г.г. |
Красноярске, Норильске, |
Канске, Назарово, |
Лесосибирске, Ачинске, |
Минусинске, Шарыпово. С |
этой целью закупить |
операционные лапароскопы |
(ФРГ) - 10 шт., |
гистероскопы (ФРГ) - |
1 шт. |
|
6.3. Изучить зарубежный опыт 1996 - Внебюджетные |
организации и 1997 гг. средства |
функционирования службы |
планирования семьи |
(Нидерланды, Финляндия, |
Германия) |
|
6.4. Провести краевую научно Краевой бюджет,|
- практическую средства фирм |
конференцию "Медико - |
социальные аспекты |
планирования семьи" с |
участием специалистов |
фирм "Органон", "Шеринг" |
|
|
|
Стоимость программы: 12277,0 5995,0 |
------------------------------------------------------------------------/
Продолжение
/---------------------------------------------------\
|NN |Наименование мероприятий|Исполнители |
| | | |
| | | |
| | | |
|----+------------------------+---------------------|
| 1 | 2 | 7 |
|---------------------------------------------------|
| I. Развитие службы планирования семьи |
| |
|1.1. Развивать службу Управления |
| планирования семьи на здравоохранения, |
| территориях края за счет народного |
| открытия кабинетов по образования |
| планированию семьи, администрации края, |
| медико - педагогических территориальные |
| центров в городах: органы |
| Красноярске, Норильске, здравоохранения, |
| Минусинске, Назарово, комитет (отделы) по |
| Дивногорске, Канске, делам молодежи |
| Шарыпово, Сосновоборске, |
| Шушенском районе |
| |
|1.2. Открыть на базе Управление |
| строящейся женской здравоохранения |
| консультации в администрации края, |
| г. Красноярске медико - Красноярская |
| генетическую медицинская академия |
| консультацию и оснастить |
| ее медицинским |
| оборудованием, |
| обеспечить |
| диагностическими |
| препаратами |
| |
|1.3. Закупить лабораторию Управление |
| экстракорпорального здравоохранения |
| оплодотворения администрации края |
| |
|1.4. Ввести в детских Управления |
| поликлиниках ежегодные здравоохранения, |
| профилактические осмотры народного образования|
| школьников при администрации края, |
| поступлении в школу, в краевой центр |
| возрасте 11 - 12 лет, планирования семьи, |
| 14 - 15 лет, старше 15 администрации городов|
| лет - дополнительно и районов |
| гинекологом и урологом |
| |
|1.5. В детские поликлиники Управление |
| ввести должности здравоохранения |
| гинекологов из расчета администрации края, |
| одна должность на 50 территориальные |
| тыс. детского и органы |
| подросткового населения здравоохранения |
| |
|1.6. На базе Управление |
| гинекологического здравоохранения |
| отделения медсанчасти администрации края, |
| N 12 г. Красноярска управление |
| открыть отделение здравоохранения |
| гинекологии детского и г. Красноярска |
| подросткового возраста |
| |
|1.7. Разработать краевую Управление |
| компьютерную программу здравоохранения |
| слежения 1996 гг. за администрации края, |
| ситуацией с абортами с территориальные |
| последующей экспертной органы |
| оценкой здравоохранения, |
| краевой центр |
| планирования семьи |
| |
| II. Мероприятия по охране и восстановлению |
| репродуктивного здоровья |
| |
| Освоить современные Управления |
| методы обследования и здравоохранения |
| хирургического лечения администрации края |
| в детской гинекологии и г. Красноярска |
| |
| III. Медико - организационные аспекты |
| |
|3.1. Изучить репродуктивное Управление |
| поведение учащейся здравоохранения |
| молодежи в администрации края, |
| г. Красноярске, территориальные |
| Норильске, Ачинске, органы |
| Канске с разработкой здравоохранения, |
| мероприятий по Красноярская |
| профилактике медицинская академия,|
| непланируемой краевой центр |
| беременности планирования семьи |
| |
|3.2. Подготовить и издать Управление |
| методическую литературу здравоохранения |
| по медико - социальным администрации края, |
| проблемам планирования краевой центр |
| семьи, современным планирования семьи, |
| аспектам непланируемой Красноярская |
| беременности, проблемам медицинская академия,|
| беременности у комитет по делам |
| подростков молодежи |
| администрации края |
| |
|3.3. Приобрести специальную Управление |
| методическую литературу здравоохранения |
| по проблеме планирования администрации края, |
| семьи краевой центр |
| планирования семьи |
| |
|3.4. Обеспечить периодическое Управление |
| издание информационных здравоохранения, |
| писем для врачей и комитет по управлению|
| фармацевтов по фармацевтической |
| современным деятельностью |
| контрацептивным администрации края |
| средствам |
| |
|3.5. Разработать стандарты по Управление |
| планированию семьи и здравоохранения |
| ввести их в критерии администрации края, |
| качества работы врачей краевой центр |
| акушеров - гинекологов, планирования семьи, |
| участковых терапевтов, территориальные |
| педиатров органы |
| здравоохранения |
| |
| IV. Подготовка, повышение квалификации кадров |
| |
|4.1. Создать в г. Красноярске Управление |
| на базе краевого центра здравоохранения |
| планирования семьи администрации края, |
| методический центр для краевой центр |
| обучения врачей края планирования семьи |
| вопросам планирования |
| семьи на основе данных |
| мирового опыта и |
| Российской ассоциации |
| планирования семьи |
| |
|4.2. Ввести дополнения по Управление |
| проблемам планирования здравоохранения |
| семьи в учебные администрации края, |
| программы: Красноярская |
| для студентов 4 - 6 медицинская |
| Красноярской медицинской академия, медицинские|
| академии; училища |
| в программы для |
| повышения квалификации |
| врачей всех |
| специальностей на |
| факультетах |
| усовершенствования; |
| в учебные программы |
| медицинских училищ и |
| базового училища |
| повышения квалификации |
| средних медицинских |
| работников |
| |
|4.3. Организовать на базе Управления |
| краевого центра здравоохранения, |
| планирования семьи народного образования|
| постоянно действующий администрации края, |
| семинар для учителей, краевой центр |
| воспитателей школ, планирования семьи, |
| профтехучилищ, школ - УПО "Крайпрофобр" |
| интернатов, по проблеме |
| полового воспитания |
| |
|4.4. Организовать в городах Управление |
| и районах края здравоохранения |
| проведение семинаров по администрации края, |
| вопросам планирования краевой центр |
| семьи для педагогов, планирования семьи, |
| воспитателей, работников Красноярская |
| культурно - медицинская академия,|
| просветительных комитет по делам |
| учреждений, женских молодежи |
| общественных администрации края |
| организаций, центров |
| здоровья |
| |
| V. Мероприятия по повышению санитарного |
| просвещения населения по планированию семьи |
| |
|5.1. Разработать комплексные Управления |
| программы по подготовке здравоохранения, |
| детей, подростков, народного образования|
| молодежи к семейной администрации края, |
| жизни, браку, Красноярская |
| формированию у них медицинская академия,|
| сексуального и НИИ медицинских |
| репродуктивного Севера, администрации|
| поведения для всех городов и районов |
| учреждений народного |
| образования, |
| профтехнического |
| образования с учетом |
| этнофизиологических |
| особенностей |
| |
|5.2. Закупить республиканские Управления |
| программы по здравоохранения, |
| сексуальному народного образования|
| образованию, здоровому администрации края, |
| образу жизни; комитет (отделы) по |
| мультипликационные и делам молодежи |
| видеофильмы, видеоклипы администрации края |
| для детей различных (администраций |
| возрастов и взрослых на городов и районов), |
| тему санитарно - УПО "Крайпрофобр" |
| гигиенического |
| просвещения в области |
| физиологии пола, |
| сексуальной культуры, |
| планирования семьи и |
| т.д.; |
| компьютерную технику, |
| видеоаппаратуру |
| |
|5.3. Ввести во всех средствах Управления |
| массовой информации здравоохранения, |
| рубрики по планированию народного |
| семьи, внедрению образования, печати и|
| контрацепции, вопросам информации, комитет |
| сексуального и по делам молодежи |
| репродуктивного администрации края, |
| поведения, семейных телерадиокомпания |
| отношений с учетом |
| национальных, |
| религиозных, семейных |
| традиций |
| |
| VI. Мероприятия по обеспечению населения |
| средствами контрацепци |
| |
|6.1. Ежегодно закупать Управление |
| контрацептивы здравоохранения |
| администрации края |
| |
| |
| |
|6.2. Внедрить метод Управление |
| хирургической здравоохранения |
| контрацепции в г.г. администрации края |
| Красноярске, Норильске, |
| Канске, Назарово, |
| Лесосибирске, Ачинске, |
| Минусинске, Шарыпово. С |
| этой целью закупить |
| операционные лапароскопы |
| (ФРГ) - 10 шт., |
| гистероскопы (ФРГ) - |
| 1 шт. |
| |
|6.3. Изучить зарубежный опыт Управление |
| организации и здравоохранения |
| функционирования службы администрации края |
| планирования семьи |
| (Нидерланды, Финляндия, |
| Германия) |
| |
|6.4. Провести краевую научно Управление |
| - практическую здравоохранения |
| конференцию "Медико - администрации края, |
| социальные аспекты Красноярская |
| планирования семьи" с медицинская академия,|
| участием специалистов НИИ медицинских |
| фирм "Органон", "Шеринг" проблем Севера, |
| администрация |
| г. Красноярска |
| |
| Стоимость программы: |
\---------------------------------------------------/
Краевая целевая программа
"Безопасное материнство" (утв. постановлением администрации от 4 декабря 1995 г. N 603-П)
Обоснование краевой целевой программы
"Безопасное материнство" на 1995-1997 гг
Краевая целевая программа "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1173 "О Федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг.".
Заказчиком по реализации краевой целевой программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. выступает управление здравоохранения администрации края.
Безопасное материнство - это совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности.
В структуре населения Красноярского края женщины составляют 51,5 процента. Среди них 770 тысяч или 48% от числа женского населения находятся в детородном возрасте (15 - 49 лет), т.е. способны к воспроизводству потомства.
Сложившиеся в последние годы социально-экономические условия жизни и в Красноярском крае и в целом в России привели к отрицательным медико-демографическим аспектам, оказали негативное влияние на многие проблемы семьи, материнства и детства.
В крае наметилась стойкая тенденция к снижению рождаемости с 14,3 в 1990 году до 10,1 в 1994 году, росту отрицательного естественного прироста населения, который в 1994 году составил - 4,6 процента.
Снижение покупательной способности населения, ухудшение структуры питания, особенно беременных женщин, отрицательное влияние ухудшающейся экологической ситуации обуславливают высокий уровень заболеваемости самих беременных женщин и новорожденных детей. Так, распространенность анемии беременных в крае возросла с 1991 года в 5,5 раза, болезней мочеполовой системы в 4,5 раза, сердечно-сосудистой системы в 3 раза; в 2,5 раза участились случаи токсикозов беременных. Ухудшение состояния здоровья женского населения приводит к увеличению числа преждевременных родов, частота которых в 1994 году составила 6,6%, к акушерским осложнениям. Только 30,5% родов в 1994 году протекали без осложнения.
Другим важнейшим фактором, влияющим на состояние здоровья женщин, являются условия труда. В народном хозяйстве края трудится 52% женщин, занято на тяжелых и вредных условиях более 5000 женщин.
Рост заболеваемости женского населения детородного возраста приводит к росту материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Показатель материнской смертности в крае остается на высоком уровне и тенденции к снижению не имеет. В 1994 году показатель материнской смертности составил 90,6 на 100 тысяч живорожденных.
Ведущими причинами в структуре материнской смертности являются токсикозы беременных, акушерские кровотечения и аборты.
Низкая культура планирования семьи, малоэффективные способы и методы регуляции деторождения сопровождаются невосполнимыми экономическими и демографическими потерями. Аборты по - прежнему остаются основным методом регуляции рождаемости и планирования семьи. Несмотря на некоторое снижение числа абортов, на 8,3 процента за 1994 год, показатель на 1000 женщин детородного возраста составил 109,8 процента. Отмечается рост числа абортов у первобеременных и у женщин в возрасте до 17 лет. В 1994 году было произведено 6050 абортов у первобеременных и 108 у юных женщин до 15 лет. При этом охват контрацепцией остается низким и составляет 18 процентов.
В структуре материнской смертности смерть от аборта составляет 27 процентов. В структуре младенческой смертности первое место занимает патология перинатального периода, что составляет 42,5 процента. Исследования показывают, что перинатальная смертность является результатом осложнений, возникающих в течение беременности, за счет соматической патологии матери. Смерть детей раннего возраста обусловлена высокой заболеваемостью беременных женщин, осложнениями в течение беременности, медикобиологическими и социальными условиями.
Проблема здоровья нации должна решаться, начиная с охраны здоровья матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка должна быть приоритетной как важнейшая социальная и нравственная проблема.
Существующая в крае служба охраны здоровья женщин и детей не обеспечивает необходимый современный высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам из-за низкой материально-технической оснащенности родовспомогательных учреждений, недостаточной подготовки медицинских кадров для работы в условиях современных перинатальных технологий, отсутствия целенаправленной работы по подготовке молодежи к семейной жизни.
Актуальность данных проблем требует принятия комплекса мер неотложного и перспективного характера на государственном уровне и утверждения краевой целевой программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы.
Цели и задачи программы
В создавшихся условиях социально-экономического положения населения, падения рождаемости, роста естественной убыли населения краевая целевая программа "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы направлена на обеспечение условий для оказания матери и ребенку квалифицированной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья женщин-матерей, снижение уровней послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, улучшение качества здоровья новорожденных детей, стимулирование рождаемости.
Для достижения этих целей необходимо:
создание эффективной квалифицированной медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным детям, что потребует строительства краевого перинатального центра;
оснащение необходимым оборудованием существующих родильных домов, детских больниц;
улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в родовспомогательных и детских учреждениях;
внедрение новых перинатальных технологий;
развитие службы перинатальной диагностики, медико-генетического консультирования, планирования семьи;
совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний женщин и детей;
развитие службы детского и диетического питания для беременных и кормящих матерей;
разработка мер государственной поддержки семьи, материнства и детства, законодательных актов, предоставление льгот, пособий;
проведение специальных научных исследований в области акушерства, неонатологии;
разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни.
Реализация краевой целевой программы и разработанных на ее основе территориальных программ позволит:
укрепить систему мер, способствующих безопасному материнству;
обеспечить высокий уровень медицинской помощи, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих перинатальные, материнские и репродуктивные потери;
снизить уровень материнской смертности на 15 - 20 процентов.
Мероприятия
Краевой целевой программы
"Безопасное материнство" на 1995-1997 годы
NN | Наименование мероприятий | Сроки исполнения |
Стоимость (млн. руб.) |
|
Всего | 1996 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Меры государственной поддержки 1. Рекомендовать органам исполнительной власти территорий городов и районов края: 1.1 обеспечить беременным 1995 - женщинам и кормящим 1997 гг. матерям возможность приобретения необходимых продуктов питания и витаминных препаратов в соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1.2 предусмотреть бесплатную 1995 - выдачу медикаментов в 1997 гг. женских консультациях беременным женщинам для профилактики и лечения анемии в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации согласно приложению 2 к мероприятиям краевой целевой программы "Безопасное материнство" 1.3 компенсировать 1995 - транспортные расходы 1997 гг. беременным женщинам, направляемым на консультацию, лечение в специализированные учреждения краевого центра, клиники других городов в пределах Российской Федерации, а также для периодических посещений женских консультаций центральных районных больниц в период беременности и в послеродовом периоде 1.4 предусмотреть 1995 - обеспечение женщин из 1997 гг. малообеспеченных семей бесплатными комплектами для новорожденных детей при выписке из родильного дома по перечню предметов, рекомендованных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, согласно приложению 1 к мероприятиям краевой целевой программы "Безопасное материнство" 1.5 создать медико - 1995 - педагогические центры на 1997 гг. базе системы образования и здравоохранения подготовки учащихся к семейной жизни (Красноярск, Ачинск, Дивногорск, Сосновоборск, Канск, Лесосибирск, Норильск) 1.6 организовать центры для 1995 - беременных, находящихся 1997 гг. в трудных социально - бытовых условиях, для проведения медико - социальной реабилитации в гг. Красноярске, Ачинске, Канске 1.7 для реабилитации девочек 1996 - 2000,0 1000,0 - подростков, страдающих 1997 гг. нарушением репродуктивной функции, оздоровления беременных женщин использовать санаторно - курортное лечение на курортах "Учум", "Анапа", "Белокуриха" и в санаториях - профилакториях края II. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров 2. В целях 1995 - 200,0 100,0 совершенствования 1996 гг. клинической подготовки врачей акушеров - гинекологов в последипломном периоде просить Красноярскую медицинскую академию организовать кафедру акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей: 2.1 определить клиническую базу для кафедры акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей 2.2 на кафедрах 1995 - 100,0 50,0 последипломного обучения 1996 гг. терапии, анестезиологии, функциональной диагностики ввести специальные тематические циклы усовершенствования для терапевтов, анестезиологов родовспомогательных учреждений 2.3 продолжить 1995 - Заложено в последипломную 1997 гг. собственное подготовку врачей финансирование акушеров - гинекологов, отрасли неонатологов на центральных базах, выездных циклах по актуальным вопросам перинатологии 2.4 обучение специалистов 1995 - акушеров - гинекологов, 1997 гг. неонатологов современным перинатальным технологиям на базе зарубежных центров 2.5 ввести компьютерный 1995 - 10,0 10,0 тестовый контроль при 1997 гг. проведении аттестации врачей акушеров - гинекологов на основании приказа от 16.02.95 г. N 33 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров" 2.6 в программы медицинского 1995 - училища последипломной 1997 гг. подготовки акушерок, медицинских сестер палат новорожденных ввести основы современных перинатальных технологий планирования семьи, здорового образа жизни III. Совершенствование организации и качества акушерско - гинекологической помощи 3.1. Провести лицензирование 1995 - родовспомогательных 1996 гг. учреждений края 3.2. Завершить разработку 1996 г. проектно - сметной документации на строительство краевого перинатального центра 3.3. На базе существующих 1995 - 10000,0 5000,0 учреждений детства и 1997 гг. родовспоможения гг. Красноярска, Ачинска, Минусинска, Канска, Норильска организовать межрайонные перинатальные центры, оснастив их во внеочередном порядке современным медицинским оборудованием 3.4. Организовать на базе 1995 г. 50,0 50,0 одного из родильных домов г. Красноярска реанимационно - консультативный центр для оказания практической неотложной помощи территориям края 3.5. Оснастить 1995 - 5000,0 3000,0 родовспомогательные 1997 гг. учреждения края необходимой медицинской аппаратурой, лекарственными средствами для обеспечения акушерско - гинекологической помощи с использованием современных медицинских технологий (эндоскопическая аппаратура для искусственной вентиляции легких, фетальные мониторы, лабораторное оборудование и т.д.) 3.6. Совершенствовать систему 1995 - психопрофилактической 1997 гг. подготовки беременных к родам; ввести в штаты родовспомогательных учреждений психологов 3.7. Обеспечить мероприятия 1995 - по охране 1997 гг. репродуктивного здоровья населения, включая вопросы контрацепции, подготовки молодежи к семейной жизни, внедрению системы безопасного аборта согласно программе планирования семьи IV. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии 4.1. Изучение эпидемиологии 1996 - 200,0 100,0 материнской 1997 гг. заболеваемости и смертности в крае 4.2. Научная обработка 1995 - 100,0 50,0 результатов 1997 гг. перинатального скрининга с последующим определением рекомендаций по перинатальным технологиям 4.3. Разработка технологий по 1996 - 90,0 45,0 реабилитации девочек - 1997 гг. подростков в послеродовом и послеабортном периоде V. Информационное обеспечение Организовать постоянную 1995 - 10,0 5,0 рубрику "Здоровье каждой 1997 гг. семьи" на телевидении, радиовещании, в печати с привлечением специалистов в области акушерства и гинекологии, педиатрии, планирования семьи для освещения вопросов, связанных со здоровым образом жизни СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ: 17760,0 9410,0 |
Продолжение
/-------------------------------------------------------------------\
|NN |Наименование мероприятий|Источники |Исполнители |
| | |финансирования | |
| | | | |
| | | | |
|----+------------------------+---------------+---------------------|
| 1 | 2 | 6 | 7 |
|-------------------------------------------------------------------|
| I. Меры государственной поддержки |
| |
|1. Рекомендовать органам |
| исполнительной власти |
| территорий городов и |
| районов края: |
| |
|1.1 обеспечить беременным Бюджеты Управление |
| женщинам и кормящим городов, здравоохранения |
| матерям возможность районов края администрации края, |
| приобретения необходимых администрации |
| продуктов питания и городов и районов |
| витаминных препаратов в края |
| соответствии с |
| рекомендациями, |
| утвержденными |
| Министерством |
| здравоохранения и |
| медицинской |
| промышленности |
| Российской Федерации |
| |
|1.2 предусмотреть бесплатную Бюджеты Управление |
| выдачу медикаментов в городов, здравоохранения |
| женских консультациях районов края администрации края, |
| беременным женщинам для администрации |
| профилактики и лечения городов и районов |
| анемии в соответствии с края, комитет по |
| рекомендациями управлению |
| Министерства фармацевтической |
| здравоохранения и деятельностью |
| медицинской администрации края |
| промышленности |
| Российской Федерации |
| согласно приложению 2 к |
| мероприятиям краевой |
| целевой программы |
| "Безопасное материнство" |
| |
|1.3 компенсировать Бюджеты Управление |
| транспортные расходы городов, здравоохранения |
| беременным женщинам, районов края, администрации края, |
| направляемым на фонды администрации |
| консультацию, лечение в социальной городов и районов |
| специализированные поддержки края |
| учреждения краевого населения края |
| центра, клиники других |
| городов в пределах |
| Российской Федерации, а |
| также для периодических |
| посещений женских |
| консультаций центральных |
| районных больниц в |
| период беременности и в |
| послеродовом периоде |
| |
|1.4 предусмотреть Бюджеты Управление |
| обеспечение женщин из городов, здравоохранения |
| малообеспеченных семей районов края администрации края, |
| бесплатными комплектами администрации |
| для новорожденных детей городов и районов |
| при выписке из края, отделы, |
| родильного дома по управления социальной|
| перечню предметов, защиты населения |
| рекомендованных администраций |
| Министерством городов и районов |
| здравоохранения и края |
| медицинской |
| промышленности |
| Российской Федерации, |
| согласно приложению 1 к |
| мероприятиям краевой |
| целевой программы |
| "Безопасное материнство" |
| |
|1.5 создать медико - Бюджеты Управления |
| педагогические центры на городов здравоохранения, |
| базе системы образования народного образования|
| и здравоохранения администрации края, |
| подготовки учащихся к администрации городов|
| семейной жизни и районов края |
| (Красноярск, Ачинск, |
| Дивногорск, |
| Сосновоборск, Канск, |
| Лесосибирск, Норильск) |
| |
|1.6 организовать центры для Бюджеты Управления социальной|
| беременных, находящихся городов защиты населения, |
| в трудных социально - здравоохранения |
| бытовых условиях, для администрации края, |
| проведения медико - краевой центр |
| социальной реабилитации планирования семьи, |
| в гг. Красноярске, администрации городов|
| Ачинске, Канске и районов края |
| |
|1.7 для реабилитации девочек Краевой бюджет, Управления |
| - подростков, страдающих средства здравоохранения, |
| нарушением регионального социальной защиты |
| репродуктивной функции, отделения Фонда населения |
| оздоровления беременных социального администрации края, |
| женщин использовать страхования РФ региональное |
| санаторно - курортное отделение Фонда |
| лечение на курортах социального |
| "Учум", "Анапа", страхования |
| "Белокуриха" и в Российской Федерации,|
| санаториях - отраслевые отделы |
| профилакториях края Фонда социального |
| страхования |
| |
| II. Совершенствование подготовки и повышения квалификации |
| медицинских кадров |
| |
|2. В целях Федеральный, Красноярская |
| совершенствования краевой бюджеты медицинская академия,|
| клинической подготовки управление |
| врачей акушеров - здравоохранения |
| гинекологов в администрации края |
| последипломном периоде |
| просить Красноярскую |
| медицинскую академию |
| организовать кафедру |
| акушерства и гинекологии |
| факультета |
| усовершенствования |
| врачей: |
| |
|2.1 определить клиническую Красноярская |
| базу для кафедры медицинская академия,|
| акушерства и гинекологии управление |
| факультета здравоохранения |
| усовершенствования администрации края |
| врачей |
| |
|2.2 на кафедрах Федеральный, Красноярская |
| последипломного обучения краевой бюджеты медицинская академия,|
| терапии, анестезиологии, управление |
| функциональной здравоохранения |
| диагностики ввести администрации края |
| специальные тематические |
| циклы усовершенствования |
| для терапевтов, |
| анестезиологов |
| родовспомогательных |
| учреждений |
| |
|2.3 продолжить Краевой бюджет Управление |
| последипломную здравоохранения |
| подготовку врачей администрации края, |
| акушеров - гинекологов, Красноярская |
| неонатологов на медицинская академия |
| центральных базах, |
| выездных циклах по |
| актуальным вопросам |
| перинатологии |
| |
|2.4 обучение специалистов Внебюджетные Управление |
| акушеров - гинекологов, средства здравоохранения |
| неонатологов современным администрации края |
| перинатальным |
| технологиям на базе |
| зарубежных центров |
| |
|2.5 ввести компьютерный Краевой бюджет Управление |
| тестовый контроль при здравоохранения |
| проведении аттестации администрации края, |
| врачей акушеров - Красноярская |
| гинекологов на основании медицинская академия |
| приказа от 16.02.95 г. |
| N 33 Министерства |
| здравоохранения и |
| медицинской |
| промышленности |
| Российской Федерации |
| "Об утверждении |
| положения об аттестации |
| врачей, провизоров" |
| |
|2.6 в программы медицинского Предусмотрено в Управление |
| училища последипломной финансировании здравоохранения |
| подготовки акушерок, отрасли администрации края, |
| медицинских сестер палат медицинское училище |
| новорожденных ввести последипломного |
| основы современных образования средних |
| перинатальных технологий медицинских |
| планирования семьи, работников |
| здорового образа жизни |
| |
| III. Совершенствование организации и качества |
| акушерско - гинекологической помощи |
| |
|3.1. Провести лицензирование Бюджеты Управление |
| родовспомогательных городов, здравоохранения |
| учреждений края районов края администрации края, |
| краевое бюро по |
| аккредитации и |
| лицензированию |
| медицинских |
| учреждений |
| |
|3.2. Завершить разработку Краевой бюджет Главное управление |
| проектно - сметной экономики, управление|
| документации на капитального |
| строительство краевого строительства, |
| перинатального центра здравоохранения |
| администрации края |
| |
|3.3. На базе существующих Краевой бюджет Управление |
| учреждений детства и здравоохранения |
| родовспоможения гг. администрации края, |
| Красноярска, Ачинска, администрации |
| Минусинска, Канска, городов и районов |
| Норильска организовать |
| межрайонные |
| перинатальные центры, |
| оснастив их во |
| внеочередном порядке |
| современным медицинским |
| оборудованием |
| |
|3.4. Организовать на базе Краевой бюджет Управление |
| одного из родильных здравоохранения |
| домов г. Красноярска администрации края, |
| реанимационно - администрация |
| консультативный центр г. Красноярска |
| для оказания |
| практической неотложной |
| помощи территориям края |
| |
|3.5. Оснастить Краевой бюджет, Управление |
| родовспомогательные бюджеты районов здравоохранения |
| учреждения края администрации края, |
| необходимой медицинской органы |
| аппаратурой, здравоохранения |
| лекарственными городов и районов |
| средствами для края |
| обеспечения акушерско - |
| гинекологической помощи |
| с использованием |
| современных медицинских |
| технологий |
| (эндоскопическая |
| аппаратура для |
| искусственной вентиляции |
| легких, фетальные |
| мониторы, лабораторное |
| оборудование и т.д.) |
| |
|3.6. Совершенствовать систему Бюджеты Управление |
| психопрофилактической городов, здравоохранения |
| подготовки беременных к районов администрации края, |
| родам; органы |
| ввести в штаты здравоохранения |
| родовспомогательных городов и районов |
| учреждений психологов края |
| |
|3.7. Обеспечить мероприятия Управление |
| по охране здравоохранения |
| репродуктивного здоровья администрации края, |
| населения, включая краевой центр |
| вопросы контрацепции, планирования семьи, |
| подготовки молодежи к органы |
| семейной жизни, здравоохранения |
| внедрению системы территорий |
| безопасного аборта |
| согласно программе |
| планирования семьи |
| |
| IV. Основные направления научных исследований |
| в области акушерства и гинекологии |
| |
|4.1. Изучение эпидемиологии Краевой бюджет Управление |
| материнской здравоохранения |
| заболеваемости и администрации края, |
| смертности в крае Красноярская |
| медицинская академия,|
| НИИ медицинских |
| проблем Севера |
| |
|4.2. Научная обработка Краевой бюджет Управление |
| результатов здравоохранения |
| перинатального скрининга администрации края, |
| с последующим Красноярская |
| определением медицинская академия |
| рекомендаций по |
| перинатальным |
| технологиям |
| |
|4.3. Разработка технологий по Краевой бюджет Управление |
| реабилитации девочек - здравоохранения |
| подростков в администрации края, |
| послеродовом и Красноярская |
| послеабортном периоде медицинская академия,|
| краевой центр |
| планирования семьи |
| |
| V. Информационное обеспечение |
| |
| Организовать постоянную Краевой бюджет Управление |
| рубрику "Здоровье каждой здравоохранения |
| семьи" на телевидении, администрации края, |
| радиовещании, в печати с краевой центр |
| привлечением планирования семьи, |
| специалистов в области Красноярская |
| акушерства и медицинская академия |
| гинекологии, педиатрии, |
| планирования семьи для |
| освещения вопросов, |
| связанных со здоровым |
| образом жизни |
| |
| СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ: |
\-------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Красноярского края от 4 декабря 1995 г. N 603-П "Об утверждении краевых целевых программ "Планирование семьи", "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания
Текст Постановления официально опубликован не был