Постановление Правительства Красноярского края
от 23 ноября 2009 г. N 599-П
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно опасных объектов" на 2010-2012 годы"
15 июля 2010 г., 19 июня, 5 октября 2012 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 03.12.2008 N 211-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно опасных объектов" на 2010-2012 годы согласно приложению.
2. Опубликовать постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель |
Э.Ш. Акбулатов |
Постановлением Правительства Красноярского края от 19 июня 2012 г. N 280-П в настоящую Программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
"Реализация социально-экологических мероприятий,
направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях
влияния радиационно опасных объектов" на 2010-2012 годы
(утв. Постановлением Правительства Красноярского края
от 23 ноября 2009 г. N 599-П)
15 июля 2010 г., 19 июня, 5 октября 2012 г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 г. N 512-П в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно опасных объектов" на 2010-2012 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008 N 211-п "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ", распоряжение Правительства Красноярского края от 16.10.2009 N 806-р "О примерном перечне долгосрочных целевых программ, предлагаемых для разработки в 2010 году" |
Государственный заказчик - координатор программы, государственный заказчик программы |
министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края |
Исполнители мероприятий программы |
юридические лица и индивидуальные предприниматели, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Разработчик программы |
министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края |
Главный распорядитель бюджетных средств |
министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края |
Цель и задачи программы |
целью программы является обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения. Задачами являются: развитие и проведение радиоэкологического мониторинга; проведение проектных работ и работ по реабилитации территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов; обновление парка оборудования; организация просвещения населения Красноярского края в области радиационной безопасности |
Целевые индикаторы и показатели результативности программы |
разработка 1 радиационно-гигиенического паспорта зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат"; осуществление контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края и исследований объектов водной биоты р.Енисей в ближней зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат"; изучение особенностей радиационной обстановки на участках зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат"; проведение радиационного мониторинга 9 объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях и 2 участков 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", районирования по радиационной опасности зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" и прилегающих к ней территорий; разработка 2 проектных документаций: проектно-сметная документация на проведение работ по рекультивации территории микрорайона "Северный" г.Минусинска и обоснование инвестиций на проведение работ по берегоукреплению и рекультивации о.Городской г.Енисейска; рекультивация 2 территорий Красноярского края; приобретение 1 автомобиля, 40 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, в том числе для установки 1 автоматизированного поста радиационного контроля КрасАСКРО, 14 единиц оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 3 воздухофильтрующих установок, 17 единиц медицинского оборудования; проведение конференции "Радиоэкология в XXI веке"; издание 1 сборника материалов конференции тиражом не менее 200 экземпляров |
Этапы и сроки реализации программы |
2010 - 2012 годы I этап - 2010 год, II этап - 2011 год, III этап - 2012 год |
Объемы и источники финансирования |
объем финансирования программы составляет 199 073,6 тыс.рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: 2010 год - 60 842,7 тыс. рублей; 2011 год - 79 278,0 тыс. рублей; 2012 год - 58 952,9 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
проведение контроля за обеспечением радиационной безопасности населения края и охрана окружающей среды на территории Красноярского края; улучшение радиационной обстановки в 2 населенных пунктах Красноярского края; обеспечение населения края достоверной информацией о состоянии окружающей среды и о радиационной обстановке на территории Красноярского края; снижение радиационного воздействия на население Красноярского края; проведение мероприятий по защите населения Красноярского края и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы; организация просвещения населения Красноярского края (не менее 2000 человек) в области радиационной безопасности путем проведения конференции, размещения материалов конференции в СМИ, а также распространения сборника материалов конференции по образовательным учреждениям; обеспечение выполнения полномочий Правительства Красноярского края в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии |
Система организации контроля за исполнением программы |
министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, служба финансово-экономического контроля Красноярского края |
2. Обоснование программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости принятия программы
Программа разработана для решения проблем, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения.
Согласно статье 22 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов.
На человека в процессе всей его жизни действуют различные ионизирующие излучения. Космическое излучение и излучение, создаваемое природными радионуклидами, содержащимися в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, в пищевых продуктах, в организме человека и животных, создают естественный радиационный фон.
Естественный радиационный фон является одной из составляющей радиационного фона территории, другой - являются глобальные выпадения.
Глобальные выпадения обусловлены в основном ядерными взрывами в атмосфере, которых с 1945 по 1980 годы было проведено 450. После 1980 года большинство стран перешли на подземные испытания, которые проводились на глубинах 600-2400 м, где образовывались радиоактивные стеклообразные массы. По микротрещинам в радиоактивных стеклообразных массах радиоактивность может поступать в объекты природной среды.
Проведение подземных ядерных взрывов в военных, промышленных, научных целях, деятельность предприятий ядерно-топливного цикла и АЭС, аварии на них, захоронение радиоактивных отходов приводят к локальному загрязнению окружающей среды.
Находящиеся в воде, воздухе, продуктах питания и поступающие внутрь организма через кожу, дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт радиоактивные вещества формируют внутреннюю дозу облучения человека. Получение дозы облучения выше установленной гигиеническими нормативами может привести к гибели человека или его болезни, которая скажется на нескольких поколениях.
Федеральными законами от 19.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом края от 25.02.2005 N 13-3158 "О радиационной безопасности населения края" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено:
осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на территории Красноярского края;
организация контроля за радиационной обстановкой на территории Красноярского края в пределах своих полномочий и системы радиационного мониторинга;
обеспечение функционирования краевой автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой;
предоставление населению края достоверной информации о состоянии окружающей среды и радиационной обстановке на территории Красноярского края.
В Центральной Сибири дополнительное поступление радионуклидов в окружающую среду обусловлено деятельностью ОАО "Сибирский химический комбинат" (г.Северск, Томская область) и ФГУП "Горно-химический комбинат" (ЗАТО г.Железногорск, Красноярский край) и возникновением аварийных ситуаций на комбинатах.
Для метеоусловий на границе Томской области и Красноярского края характерны юго-западные ветровые потоки, которыми может быть обусловлен трансграничный перенос радиоактивных частиц с радиационно-загрязненных территорий Томской области на территорию Красноярского края.
Кроме того, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании в 2009-2017 гг. строительства двух реакторов Северской АЭС (постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 N 705). По информации открытой печати, деятельность атомных электростанций приводит к локальному загрязнению почв, зачастую прослеживающемуся на больших расстояниях от этих предприятий по розе ветров. В рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" на ФГУП "Горно-химический комбинат" создаются новые объекты инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) и радиоактивными отходами.
В связи с этим обеспечение качественного контроля за изменениями радиационной обстановки на территории Красноярского края является одной из приоритетных задач настоящей программы.
По данным радиационно-гигиенического паспорта Красноярского края за 2008 год радиационная обстановка в крае характеризуется рядом особенностей, к числу которых относятся:
радиоактивное загрязнение зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", обусловленное его многолетней деятельностью;
наличие на территории Красноярского края девяти участков подземных ядерных взрывов;
большое количество природных радиоактивных аномалий и рудопроявлений урана, обусловленное повышенным сравнительно с кларком содержанием урана в породах, слагающих недра Красноярского края.
Согласованная в установленном порядке зона наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" имеет границы круга радиусом 20 км вокруг места расположения основного источника газо-аэрозольных выбросов и 1000 км поймы р.Енисей вниз по течению реки от места сброса сточных вод комбината.
В зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" расположено 7 муниципальных образований: г.Енисейск, ЗАТО г.Железногорск, г.Лесосибирск, Большемуртинский, Енисейский, Казачинский и Сухобузимский районы, в которых проживают более двухсот тысяч человек.
В рамках краевой целевой программы в 2009 году начаты работы по районированию зоны наблюдения комбината и прилегающих к ней территорий по радиационной опасности. В 2010 году планируется их завершить, а именно провести детализацию районируемой территории, техногенных и природных аномалий.
В пойме р.Енисей от места сброса сточных вод комбината до п.Стрелка в 2001-2004 годы оконтурено три аномальные зоны - Балчугская, Момотово-Казачинская и Стрелковская, которые объединяют многочисленные участки аккумуляции техногенных радионуклидов. В рамках краевой целевой программы "Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" на период 2007-2009 годы" (далее - краевая целевая программа) будут получены результаты по радиационному мониторингу поймы р.Енисей и обследованию очагов техногенных загрязнений на участке реки "п.Подтесово - п.Бор". Таким образом, в границах 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" останутся не изученными два участка реки: "п.Стрелка - п.Подтесово" и "п.Бор - п.Верхнеимбатск".
На о.Городской г.Енисейска имеются участки выхода на поверхность отложений погребенной радиоактивной залежи техногенного происхождения с удельной активностью цезия-137 до 11,2 кБк/кг (почвогрунты с удельной активностью цезия-137 10,0 кБк/кг и более относят к низкорадиоактивным отходам). В местах размыва залежи мощность дозы (далее - МД) на высоте 1 м достигает 3,0 мкГр/ч при принятом на территории Красноярского края пороговом значении 0,3 мкГр/ч.
На территории п.Усть-Ангарска г.Лесосибирска находятся заброшенные отвалы отработанного Усть-Ангарского месторождения урана. МД на отвалах достигает нескольких сотен мкГр/ч. В рамках краевой целевой программы проведены первоочередные мероприятия по ограничению доступа населения к радиационно-опасным участкам, разрабатывается проектно-сметная документация на проведение работ по удалению рудных отвалов, закрытию доступа к устьям 7 шахт и рекультивации территории Усть-Ангарского месторождения.
Три рудные залежи урана выходят на дневную поверхность в микрорайоне "Северный" г.Минусинска. Максимальные значения мощности дозы в микрорайоне "Северный" г.Минусинска достигают 1 300 мкР/ч (при среднем значении 140 мкР/ч), удельная активность радия-226 - до 13 500 Бк/кг, удельная активность естественных радионуклидов составляет 1 680 Бк/кг. Постановлениями главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю, вынесенными в 1993 году, застройки на территории микрорайона "Северный" в г.Минусинске приостановлены "...до выполнения дополнительных инженерно-геологических изысканий с учетом радиационного фактора".
Во всех трех вышеуказанных муниципальных образованиях показатели радиационной обстановки превышают установленные нормы и с учетом периодов полураспада радионуклидов, формирующих радиационные залежи, на ближайший период радиационная обстановка в них не изменится.
Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Законом края от 25.02.2005 N 13-3158 "О радиационной безопасности населения края" предусмотрено участие Правительства края в обеспечении защиты жителей края и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы.
На территории ЗАТО г.Железногорск проживает более 100 тысяч человек, из которых 20 тысяч трудятся на промышленных предприятиях с особо опасными условиями труда, связанными с техногенным воздействием ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и другими, 34 тысячи имели профессиональный контакт с ионизирующим излучением. Медицинские учреждения ЗАТО г.Железногорск оказывают помощь жителям поселков, подчиненных городу (п.Подгорный, п.Тартат, п. Новый Путь, д. Додоново и п.Шивера), а также д. Большой Бальчуг. Высокая нагрузка на систему здравоохранения ЗАТО г.Железногорск приводит к быстрому износу лечебно-диагностического оборудования.
К участкам с потенциальной опасностью техногенного радиоактивного загрязнения окружающей среды относятся объекты девяти подземных ядерных взрывов (далее - ПЯВ), которые были проведены на территории Красноярского края в 70-80-х годах прошлого столетия. В последний раз обследование радиационной обстановки на этих участках было выполнено в 1991 году. Четыре объекта ПЯВ расположены в непосредственной близости от населенных пунктов, остальные - в 40-190 км. Руководителем Госкорпорации "Росатом" С.В.Кириенко и Губернатором Красноярского края А.Г.Хлопониным совместно принято решение о проведении в 2010-2011 гг. радиационного мониторинга объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях, расположенных на территории Красноярского края, за счет перечисляемых ФГУП "Горно-химический комбинат" в краевой бюджет средств за ввоз ОЯТ (протокол от 04.09.2008 N 175).
Согласно Основным санитарным правилам обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) СП 2.6.1. 799-99 радиационная безопасность населения обеспечивается в том числе организацией радиационного контроля, целью которого является получение информации об индивидуальных и коллективных дозах облучения населения при всех условиях жизнедеятельности человека, а также сведений обо всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку. Данные контроля за радиационной безопасностью используются для оценки радиационной обстановки, установления контрольных уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и оценки их эффективности, ведения радиационно-гигиенических паспортов территорий.
В связи с этим в рамках настоящей программы планируется разработать радиационно-гигиенический паспорт зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", провести обследование двух неизученных участков 1000-километровой зоны наблюдения комбината и начать работы по проведению радиационного мониторинга зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" согласно разработанной в 2007-2009 годах программе.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Законом края от 25.02.2005 N 13-3158 "О радиационной безопасности населения края" к полномочиям Правительства Красноярского края отнесено участие в организации образования и просвещения населения края в области радиационной безопасности.
В рамках настоящей программы планируется провести международную научно-практическую конференцию "Радиоэкология XXI века", ожидаемый результат которой - развитие и распространение среди населения Красноярского края знаний в области использования атомной энергии, снижение социального напряжения в регионе.
Реализация программных мероприятий позволит обеспечить радиационную безопасность населения Красноярского края от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения и охрану окружающей среды.
2.2. Основные цели и задачи, этапы и сроки выполнения программы,
целевые индикаторы и показатели
Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения требует решения разносторонних задач, таких как рекультивация территорий края, характеризующихся аномально высоким содержанием техногенных и природных радионуклидов, мониторинг радиационного загрязнения среды, поэтапное уменьшение риска радиационного воздействия на население, проведение профилактического обследования жителей зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат". Значительные объемы и необходимая последовательность работ предполагают осуществление системы масштабных и взаимосвязанных мероприятий в рамках настоящей программы.
Постановлениями Правительства края от 31.07.2008 N 12-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и установлении предельной численности государственных служащих и иных работников министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края", от 07.08.2008 N 31-п "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края и установлении предельной численности государственных служащих и иных работников министерства здравоохранения Красноярского края" реализация программных мероприятий отнесена к компетенции министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и министерства здравоохранения Красноярского края.
Целью программы является обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
развитие и проведение радиоэкологического мониторинга;
проведение проектных работ и работ по реабилитации территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов;
обновление парка оборудования;
организация просвещения населения Красноярского края в области радиационной безопасности.
Целевыми индикаторами и показателями результативности программы являются:
по I этапу - получение данных, необходимых для разработки проекта рекультивации территории микрорайона "Северный" г.Минусинска, разработка обоснований инвестиций по одному объекту на проведение работ по реабилитации радиационно-загрязненного участка поймы р.Енисей; приобретение 3 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, 3 единиц оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 2 воздухофильтрующих установок, 4 единиц медицинского оборудования, доработанная программа радиационного мониторинга 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" (далее - программа), детализация техногенных и природных аномалий, расположенных в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" и на прилегающих к ней территориях, контроль радиационной обстановки на территории Красноярского края;
по II этапу - разработка проектно-сметной документации по 1 объекту на проведение работ по рекультивации территории микрорайона "Северный" г.Минусинска, рекультивация 1 территории, приобретение 1 автомобиля, 9 единиц оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 32 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, 9 единиц медицинского оборудования, контроль радиационной обстановки на территории Красноярского края, проведение радиационного мониторинга одного участка 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" согласно программе, проведение организационных работ по проведению международной научно-практической конференции "Радиоэкология в XXI веке";
по III этапу - рекультивация 1 территории, разработка 1 радиационно-гигиенического паспорта зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", приобретение 5 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, 2 единиц оборудования для стационарных исследований радиоактивного загрязнения, 4 единиц медицинского оборудования, 1 воздухофильтрующей установки, оценка запасов техногенных радионуклидов на правобережном участке р.Енисей и радиоэкологической обстановки р.Енисей в ближней зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", проведение радиационного мониторинга одного участка 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" согласно программе, окончание работ по радиационному мониторингу девяти объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях, контроль радиационной обстановки на территории Красноярского края, проведение международной научно-практической конференции "Радиоэкология в XXI веке", издание 1 сборника материалов конференции тиражом не менее 200 экземпляров.
Реализация мероприятий программы позволит достичь поставленной цели и обеспечить выполнение полномочий органов исполнительной власти Красноярского края, в том числе снизить радиационное воздействие техногенного и природного происхождения на население Красноярского края (более 60 тыс. человек) до установленных норм путем проведения работ по рекультивации территорий Красноярского края.
2.3. Механизм реализации программы
Средства краевого бюджета на финансирование мероприятий программы в 2010-2012 годах выделяются в форме оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным контрактам.
Организация реализации программы возлагается на министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и министерство здравоохранения Красноярского края.
Выполнение программных мероприятий будет проводиться последовательно с началом работ в 2010 году и их окончанием в 2011-2012 годах. Проведение мероприятий в комплексе позволит поэтапно уменьшить риск радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения на население, обновить парк оборудования, повысить уровень знаний населения края в области использования атомной энергии, снизить социальное напряжение в регионе.
Основным критерием отбора территорий для реализаций программных мероприятий являлось наличие на территории радиационно-опасных объектов или радиационных аномалий техногенного или природного характера, а также их расположение в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат". Получателями государственных услуг является население Красноярского края.
Государственными заказчиками по мероприятиям программы выступают главные распорядители бюджетных средств - министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и министерство здравоохранения Красноярского края.
Приобретаемое и (или) создаваемое имущество в результате реализации мероприятий программы является краевой собственностью и учитывается в соответствии с действующим законодательством. Оно может быть передано в установленном порядке в федеральную собственность или юридическим лицам для дальнейшей эксплуатации в соответствии с действующим законодательством. Безвозмездная передача приобретаемого и (или) создаваемого имущества в федеральную собственность осуществляется на основании индивидуального распорядительного акта Правительства края о безвозмездной передаче оборудования из собственности Красноярского края в федеральную собственность. До передачи имущества (по мероприятиям 3.1-3.4, 3.6 раздела 2.6 программы) в федеральную собственность оборудование хранится на ФГУП "Горно-химический комбинат" на основании договора ответственного хранения, заключенного между главными распорядителями бюджетных средств и ФГУП "Горно-химический комбинат".
Реализация мероприятий программы, в том числе мероприятия по проведению международной научно-практической конференции "Радиоэкология в XXI веке", осуществляется государственным заказчиком в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета осуществляется государственным заказчиком при представлении первичной финансовой документации, промежуточных и окончательных отчетов о выполнении работ по мероприятию.
В случае экономии бюджетных средств по результатам размещения заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд сэкономленные бюджетные средства возвращаются в краевой бюджет.
2.4. Организация управлением программой и контроль
за ходом ее выполнения
Государственные заказчики программы осуществляют:
отбор участников программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
мониторинг реализации мероприятий и оценку результативности;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий программы и подготовку отчетов о реализации мероприятий программы.
Государственный заказчик - координатор программы осуществляет:
контроль за реализацией программы;
координацию исполнения программных мероприятий;
непосредственный контроль за ходом реализации программы и подготовку отчетов о реализации программы.
Контроль за эффективным и целевым использованием средств краевого бюджета осуществляется согласно действующему законодательству, в том числе путем принятия отчетов о выполнении работ по этапам и в конце года согласно условиям заключенных контрактов, проведения выездных проверок на объекты.
Контроль за целевым использованием средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля Красноярского края.
Для составления сводных отчетов об исполнении программы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 15 января очередного финансового года министерство здравоохранения Красноярского края направляет в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края:
информацию и отчет об исполнении программы;
отчет об эффективности использования финансовых средств.
Кроме того, министерство здравоохранения Красноярского края направляет в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края справку, содержащую оценку достижения плановых показателей, размеры финансирования и выполнения за весь период реализации программы и по планируемым мероприятиям на очередной финансовый год, до 15 января года, следующего за отчетным.
С целью оперативного контроля ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 25 января очередного финансового года министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края формирует и направляет:
в министерство экономики и регионального развития Красноярского края информацию и сводный отчет об исполнении программы;
в министерство финансов Красноярского края сводный отчет об эффективности использования финансовых средств.
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края ежегодно направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края доклад об исполнении программы с оценкой достижения плановых показателей, размерах финансирования и выполнения за весь период реализации программы и по планируемым мероприятиям на очередной финансовый год до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края ежегодно направляет в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" отчет о реализации программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
и экологических последствий от реализации программных мероприятий
Социальная эффективность мероприятий программы заключается в сокращении радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения на население, проживающее на территории Красноярского края, в том числе в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат":
благодаря проведению работ по рекультивации двух территорий Красноярского края;
обновлению парка оборудования;
развитию и проведению радиоэкологического мониторинга, оценке современной радиационной обстановки и техногенного воздействия комбината на окружающую среду в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края;
организации просвещения населения Красноярского края (не менее 2000 человек) в области радиационной безопасности путем проведения конференции, размещения материалов конференции в СМИ, а также распространения сборника материалов конференции по образовательным учреждениям.
Экономический эффект от реализации мероприятий программы проявится через полученные социальные результаты. Так, сохранение рабочих мест в организациях, которые будут осуществлять выполнение работ, обеспечит поступление в бюджет налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
Развитие системы здравоохранения, уменьшение радиационного воздействия на население Красноярского края и его просвещение в области радиационной безопасности положительно отразится на здоровье населения, проживающего в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", что приведет к снижению уровня нетрудоспособности и, следовательно, сокращению расходов на социальное страхование.
Обновление парка оборудования позволит своевременно получать информацию об изменении радиационной обстановки на территории Красноярского края, а также следить за состоянием здоровья населения зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат".
Рекультивация территорий Красноярского края уменьшит радиационное воздействие на окружающую среду, что улучшит ее состояние.
Критериями достижения планируемого результата программы по годам являются:
2010 год - 1 проектная документация "Обоснование инвестиций на проведение работ по берегоукреплению и рекультивации о.Городской г.Енисейска (река Енисей)", 3 единицы нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, 3 единицы оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 2 воздухофильтрующих установки, 4 единицы медицинского оборудования, доработанная программа радиационного мониторинга 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", результаты контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края, предложения по хозяйственному использованию территории зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" и прилегающих к ней территорий;
2011 год - 1 проектно-сметная документация на проведение работ по рекультивации территории микрорайона "Северный" г.Минусинска, 1 рекультивированная территория Красноярского края, 1 автомобиль, 32 единицы нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, 9 единиц оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 9 единиц медицинского оборудования, результаты радиационного мониторинга одного участка 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края и исследований объектов водной биоты р.Енисей в ближней зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат";
2012 год - 1 рекультивированная территория Красноярского края, 1 радиационно-гигиенический паспорт зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", 5 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, 2 единицы оборудования для стационарных исследований радиоактивного загрязнения, 4 единицы медицинского оборудования, 1 воздухофильтрующая установка, результаты радиационного мониторинга одного участка 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края и исследований объектов водной биоты р.Енисей в ближней зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат", предложения по обеспечению радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного происхождения, результаты радиационного мониторинга 9 объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях, 1 сборник материалов конференции "Радиоэкология в XXI веке" тиражом не менее 200 экземпляров.
Итогом реализации программы в целом будет:
разработка 2 проектных документаций - проектно-сметная документация на проведение работ по рекультивации территории микрорайона "Северный" г.Минусинска и обоснование инвестиций на проведение работ по берегоукреплению и рекультивации о. Городской г.Енисейска;
проведение работ по рекультивации 2 территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов;
разработка 1 радиационно-гигиенического паспорта зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат";
приобретение 1 автомобиля, 40 единиц нового оборудования для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки, в том числе установка 1 поста контроля радиационной обстановки КрасАСКРО в г.Лесосибирске Красноярского края, 14 единиц оборудования для стационарных и полевых исследований радиоактивного загрязнения, 3 воздухофильтрующих установок, 17 единиц медицинского оборудования;
контроль радиационной обстановки в зоне действия краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО);
оценка запасов техногенных радионуклидов на правобережном участке р.Енисей;
детализация техногенных и природных аномалий, расположенных в зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" и на прилегающих к ней территориях;
исследование объектов водной биоты р.Енисей в ближней зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат";
проведение радиационного мониторинга девяти объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях и двух участков 1000-километровой зоны наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" из четырех согласно программе "Радиационный мониторинг поймы реки Енисей до п.Бор";
проведение международной научно-практической конференции "Радиоэкология в XXI веке", в рамках которой будет распространено по образовательным учреждениям не менее 200 экземпляров сборника материалов конференции.
Постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 г. N 512-П в подраздел 2.6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2.6. Мероприятия долгосрочной целевой программы
"Реализация социально-экологических мероприятий,
направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях
влияния радиационно-опасных# объектов" на 2010-2012 годы
Постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 г. N 512-П в подраздел 2.7 настоящей Программы внесены изменения
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение программы)
с указанием источников финансирования
Реализация программы осуществляется за счет средств краевого бюджета. Всего на реализацию программных мероприятий требуется выделение 199 073,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 60 842,7 тыс. рублей, 2011 год - 79 278,0 тыс. рублей, 2012 год - 58 952,9 тыс. рублей.
Объемы расходов определены исходя из размера средств, планируемых к поступлению от ФГУП "Горно-химический комбинат" за выполнение услуг по обращению с облученными тепловыделяющими сборками реакторов ВВЭР-1000 зарубежных АЭС. Указанные источники формирования расходной части краевого бюджета определены в соответствии с Соглашением между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Правительством Красноярского края о взаимодействии по вопросу финансирования экологических программ, осуществляемых на территории Красноярского края, от 07.08.2009 N 31.
Расчет расходов, необходимых на реализацию программы, определен на основании произведенных сметно-финансовых расчетов по каждому мероприятию программы. При определении объемов финансирования на приобретение оборудования использованы рыночные цены на соответствующие товары.
Таким образом, объем финансирования программы по задачам составляет:
задача 1 "Развитие и проведение радиоэкологического мониторинга" - 64 948,3 тыс. рублей;
задача 2 "Проведение проектных работ и работ по реабилитации территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов" - 79 031,3 тыс. рублей;
задача 3 "Обновление парка оборудования" - 51 374,0 тыс. рублей;
задача 4 "Организация просвещения населения края в области радиационной безопасности" - 3720,0 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью долгосрочной целевой программы "Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно-опасных объектов" на 2010-2012 гг. является обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения. Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач, как развитие и проведение радиоэкологического мониторинга, проведение проектных работ и работ по реабилитации территорий Красноярского края, характеризующихся повышенным содержанием природных и техногенных радионуклидов, обновление парка оборудования, организация просвещения населения Красноярского края в области радиационной безопасности.
Объем финансирования программы составляет 226 898,7 тыс. рублей.
Постановление Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 г. N 599-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно опасных объектов" на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края от 14 декабря 2009 г. N 66(362)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 г. N 512-П
Постановление Правительства Красноярского края от 19 июня 2012 г. N 280-П
Постановление Правительства Красноярского края от 15 июля 2010 г. N 397-П