Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Красноярского городского Совета депутатов
от 22 декабря 2009 г. N 8-141
Положение
о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городе Красноярске
16 июня 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городе Красноярске (далее - Положение) определяет в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Красноярска порядок реализации правотворческой инициативы граждан на территории города Красноярска.
1.2. Правотворческая инициатива граждан (далее - правотворческая инициатива) является формой участия жителей города Красноярска в осуществлении местного самоуправления.
1.3. Под правотворческой инициативой граждан в городе Красноярске в настоящем Положении понимается коллективное обращение жителей города, обладающих избирательным правом (далее - инициативная группа), в органы городского самоуправления, а также к должностным лицам местного самоуправления, предусмотренным Уставом города Красноярска (далее - должностные лица местного самоуправления), с предложением принять правовой акт по вопросам местного значения города Красноярска.
2. Принципы участия граждан в правотворческой инициативе граждан
2.1. Участие граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Красноярска, в осуществлении правотворческой инициативы граждан является свободным и добровольным.
2.2. Никто не вправе принуждать гражданина к участию или неучастию в осуществлении правотворческой инициативы граждан.
3. Виды проектов правовых актов,
вносимых в порядке правотворческой инициативы граждан
3.1. В порядке правотворческой инициативы граждан могут быть внесены:
- проекты нормативных правовых актов Красноярского городского Совета депутатов (далее - городской Совет) по вопросам местного значения, за исключением проектов правовых актов, внесение которых отнесено к исключительной компетенции иных субъектов правотворческой инициативы;
- проекты нормативных правовых актов Главы города, администрации города Красноярска, а также должностных лиц местного самоуправления.
4. Регистрация инициативной группы
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16 июня 2010 г. N 10-190 в пункт 4.1 настоящего Приложения внесены изменения
4.1. Проект правового акта может вноситься в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления инициативной группой в количестве не менее 5 человек.
4.2. Инициативная группа направляет в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие проекта правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, ходатайство о регистрации инициативной группы. В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны наименование проекта правового акта, выносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы, а также лица, уполномоченного действовать от имени инициативной группы и представлять ее при рассмотрении проекта правового акта (далее - уполномоченный представитель инициативной группы). Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.
Количество и состав уполномоченных представителей инициативной группы определяется самостоятельно (но не менее одного). В качестве уполномоченных представителей инициативной группы могут выступать как члены инициативной группы, так и иные граждане, обладающие правом на участие в правотворческой инициативе.
Инициативная группа вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив уведомление о прекращении полномочий уполномоченного представителя в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления.
4.3. Вместе с ходатайством о регистрации инициативной группы в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления направляются:
4.3.1. Исключен.
См. текст подпункта 4.3.1 пункта 4.3
4.3.2. Копии паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также уполномоченных представителей инициативной группы.
4.3.3. Письменные заявления граждан о согласии быть уполномоченными представителями инициативной группы.
4.3.4. Проект правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы, и иные документы, прилагаемые к нему.
4.4. Содержание и оформление правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы, а также прилагаемых к нему документов должны соответствовать требованиям к содержанию и оформлению соответствующих муниципальных правовых актов, установленных правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления.
4.5. Проект правового акта города, вносимого в порядке правотворческой инициативы граждан, не должен быть направлен на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, гарантий реализации таких прав и свобод.
4.6. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, принявшие ходатайство о регистрации инициативной группы, в течение четырнадцати дней проверяют представленные документы на соответствие требованиям пунктов 3.1, 4.1- 4.5 настоящего Положения и принимают одно из следующих решений:
о регистрации инициативной группы;
об отказе в регистрации инициативной группы.
4.7. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы является невыполнение требований, предусмотренных пунктами 3.1, 4.1- 4.5 настоящего Положения.
4.8. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней со дня принятия одного из решений, указанных в пункте 4.6 настоящего Положения, обязаны уведомить о нем в письменной форме уполномоченных представителей инициативной группы.
В решении органа городского самоуправления, должностного лица местного самоуправления об отказе в регистрации инициативной группы должны быть указаны основания отказа.
4.9. Отказ в регистрации инициативной группы не является препятствием для повторного внесения документов для ее регистрации при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, явившихся причиной для отказа в регистрации.
4.10. Отказ в регистрации инициативной группы представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством.
5. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы
5.1. Инициативная группа обязана собрать в поддержку правотворческой инициативы не менее 500 граждан, проживающих на территории города и обладающих избирательным правом.
5.2. Сбор подписей граждан в поддержку правотворческой инициативы начинается со дня регистрации инициативной группы.
5.3. В случае вынесения в порядке правотворческой инициативы нескольких проектов правовых актов сбор подписей проводится за каждый из предлагаемых проектов отдельно.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16 июня 2010 г. N 10-190 в пункт 5.4 настоящего Приложения внесены изменения
5.4. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы осуществляется в течение не более трех месяцев со дня принятия решения о регистрации инициативной группы.
5.5. Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством их внесения в подписные листы. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, установленной в приложении к настоящему Положению.
5.6. В подписном листе указываются:
наименование и вид проекта правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы;
дата принятия и номер решения органа городского самоуправления, должностного лица о регистрации инициативной группы.
5.7. В подписном листе ставится подпись жителя города, обладающего избирательным правом, дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указывается серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи. Подпись и дату ее внесения житель города ставит собственноручно. Сведения о жителе города, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по его просьбе лицом, осуществляющим сбор подписей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
5.8. Гражданин, поддерживающий правотворческую инициативу, вправе ставить подпись в поддержку данной правотворческой инициативы только один раз.
5.9. Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы, который напротив своей фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
5.10. Право сбора подписей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по ее решению может заключать с лицом, собирающим подписи, договор о сборе подписей. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
5.11. Участие органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности в процессе сбора подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение (подкуп) за внесенные подписи, не допускается.
5.12. Сбор подписей может производиться по месту жительства граждан, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен настоящим Положением.
5.13. Сбор подписей в процессе и местах выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
5.14. Лицо, осуществляющее сбор подписей, обязано ознакомить граждан, поддерживающих правотворческую инициативу путем внесения подписей в подписной лист, с проектом правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы.
6. Представление подписей в поддержку правотворческой инициативы
6.1. После завершения сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, но не позднее даты окончания срока сбора подписей инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей и составляет протокол об итогах сбора подписей, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
6.2. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку правотворческой инициативы, не может превышать более чем на 10 процентов их требуемого числа, установленного в пункте 5.1 настоящего Положения.
6.3. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок, протокол об итогах сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы передаются уполномоченным (-и) представителем (-ями) инициативной группы в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления не позднее 18 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы.
6.4. При приеме документов каждый подписной лист заверяется органом городского самоуправления, должностным лицом местного самоуправления. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников правотворческой инициативы, а затем выдает инициативной группе подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и подписей, даты и времени приема названных документов.
6.5. Если инициативной группой до 18 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, не были представлены подписи, процедуры по реализации правотворческой инициативы считаются прекратившимися.
7. Проверка подписей, собранных в поддержку правотворческой инициативы
7.1. Орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней со дня приема подписных листов создают комиссию по их проверке.
7.2. Комиссия по проверке подписных листов (далее - Комиссия) в течение десяти дней со дня ее создания отбирает для проверки подписные листы и проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, соответствие количества подписей требуемому числу, оформления подписных листов, достоверность сведений о жителях города, внесших свои подписи в поддержку правотворческой инициативы, и их подписей.
Для проведения проверки Комиссия вправе обратиться в соответствующие органы и организации для проведения проверки достоверности сведений о гражданах, поставивших свои подписи в подписных листах, а также привлечь экспертов, специалистов.
7.3. Проверке подлежит часть подписей, составляющая 20 процентов от установленного пунктом 5.1 настоящего Положения числа, поданных в поддержку правотворческой инициативы.
7.4. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) Комиссией. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов Комиссией вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы. О времени и месте проведения жеребьевки и проверки Комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам.
7.5. Проверке и учету не подлежат подписи участников правотворческой инициативы, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления.
7.6. Не могут служить основанием для признания подписи участника правотворческой инициативы недействительной имеющиеся в сведениях об участнике правотворческой инициативы, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
7.7. По результатам проверки подпись жителя города, внесенная в поддержку правотворческой инициативы, может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
7.8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного в случае необходимости к проверке.
7.9. Недействительными считаются подписи, собранные с нарушениями порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, устанавливаемыми настоящим Положением, а именно:
7.9.1. Подписи лиц, не обладающих избирательным правом на момент внесения подписи в подписной лист.
7.9.2. Подписи участников правотворческой инициативы, не имеющих регистрацию по месту жительства в городе Красноярске.
7.9.3. Подписи участников правотворческой инициативы, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной на основании официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации.
7.9.4. Подписи участников правотворческой инициативы без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Положением сведений либо без указания даты внесения подписи.
7.9.5. Подписи участников правотворческой инициативы, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом.
7.9.6. Подписи участников правотворческой инициативы с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками, а также подписи участников правотворческой инициативы, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Положения.
7.9.7. Подписи участников правотворческой инициативы с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках, если эти исправления специально не оговорены участниками правотворческой инициативы или лицами, заверяющими подписные листы.
7.9.8. Все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников правотворческой инициативы, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно.
7.9.9. Подписи участников правотворческой инициативы, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, либо после окончания срока сбора подписей.
7.9.10. Все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5.5 настоящего Положения.
7.9.11. Все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5.13 настоящего Положения.
7.10. Если при проверке подписных листов обнаружится несколько подписей одного и того же гражданина, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7.11. По окончании проверки подписей составляется итоговый протокол, в котором указывается количество проверенных подписей, количество достоверных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Итоговый протокол подписывается председателем Комиссии и составляется в двух экземплярах, один из которых передается в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, а другой - уполномоченному представителю инициативной группы.
7.12. В случае если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой отказ в осуществлении правотворческой инициативы на основании выявления недостаточного количества достоверных подписей участников правотворческой инициативы либо превышения установленного настоящим Положением количества недостоверных и (или) недействительных подписей, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в Комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников правотворческой инициативы недостоверными и (или) недействительными с указанием подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
8. Принятие решения о рассмотрении проекта правого акта
в порядке правотворческой инициативы
8.1. В случае если Комиссия установит недостаточное количество достоверных подписей участников правотворческой инициативы, представленных в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, либо выявит 20 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления выносят решение об отказе в осуществлении правотворческой инициативы.
8.2. В случае отказа в осуществлении правотворческой инициативы орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней с момента принятия данного решения обязаны выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
8.3. Отказ в осуществлении правотворческой инициативы представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством.
8.4. В случае если количества достоверных подписей достаточно для рассмотрения правого акта в порядке правотворческой инициативы, орган городского самоуправления, должностное лицо местного самоуправления принимают решение о рассмотрении проекта правого акта в порядке правотворческой инициативы и доводят это до сведения инициативной группы в течение трех дней с момента вынесения соответствующего решения.
9. Рассмотрение правотворческой инициативы
9.1. Проект правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы в соответствии с настоящим Положением, в течение трех месяцев со дня его внесения подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления в соответствии с требованиями правовых актов органов местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, регламентирующих порядок принятия соответствующих муниципальных правовых актов. Днем внесения правового акта считается день представления в орган городского самоуправления, должностному лицу местного самоуправления подписей в поддержку правотворческой инициативы.
9.2. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в письменной форме уведомляют инициативную группу о дате и времени рассмотрения, внесенного ими проекта нормативного правового акта, и обеспечивают уполномоченным представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
9.3. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы, относится к компетенции городского Совета, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании городского Совета с участием уполномоченных представителей инициативной группы.
9.4. При принятии правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, к рассмотрению в его текст могут быть внесены изменения, обусловленные требованиями законодательной техники и правового стиля изложения, не изменяющие смысл и сущность внесенного правового акта.
9.5. Решение, принятое по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, должно быть в письменной форме доведено до сведения инициативной группы и официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
9.6. Представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством, решение, принятое по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы.
9.7. При внесении в порядке реализации правотворческой инициативы проекта правового акта в городской Совет решения, указанные в пунктах 4.6, 7.1, 8.1 и 8.4 настоящего Положения, принимает постоянная комиссия по городскому самоуправлению городского Совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.