Решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 марта 2008 г. N А33-17492/2007
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2008 г. N А33-17492/2007-Ф02-4050/2008 настоящее Решение оставлено без изменений
Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.А.Куликовская
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Банк "У." в лице филиала открытого акционерного общества "Банк "У." в г.Красноярске (г.Красноярск)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска (г.Красноярск)
о признании недействительным решения N 12-1в от 30.10.2007,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е. - представителя по доверенности от 29.06.2007;
от ответчика: У. - представителя по доверенности N 04-23 от 09.01.2008 (до перерыва).
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Е.А.Куликовской.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 20 марта 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2008 года.
Открытое акционерное общество "Банк "У." (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска о признании недействительным решения N 12-1в от 30.10.2007 "О привлечении открытого акционерного общества "Банк "У." в лице филиала открытого акционерного общества "Банк "У." в г.Красноярске к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Определением от 21.01.2008 заявление принято к производству арбитражного суда.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 20.03.2008. После перерыва рассмотрение дела продолжено в отсутствие представителя налогового органа.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Красноярска в связи с проведением мероприятий налогового контроля и поручениями МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю N 01749 от 21.06.2007, N 01750 от 21.06.2007 в адрес Филиала ОАО "У." в г.Красноярске было направлено требование N 12-07/346 от 30.08.2007 о предоставлении документов по взаимоотношениям с ОАО "Красноярский завод холодильников "Б.": ведомостей банковского контроля и паспортов сделок, которое было получено обществом 13.09.2007.
26.09.2007 налоговым органом получено письмо N 703-7112 от 17.09.2007, в котором общество сообщило ответчику, что ведомость банковского контроля и паспорта сделок являются документом валютного контроля и согласно действующему законодательству не предоставляются налоговым органам.
По данному факту ответчиком составлен акт N 12-1в от 04.10.2007, по результатам рассмотрения которого, а также возражений на него, налоговым органом 30.10.2007 принято решение N 12-1в о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1000 руб.
Полагая, что решение налогового органа N 12-1в от 30.10.2007 является недействительным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 69 статьи 1 Федерального закона N 137-ФЗ в главу 14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса Российской Федерации введена статья 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, вступающая в силу с 1 января 2007 года.
Положения указанной статьи дают право должностным лицам налоговых органов истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемой организации, у контрагента этой организации и у иных лиц, располагающих такими документами и информацией. При этом документы и информация о проверяемом налогоплательщике могут быть истребованы как в период камеральной и выездной проверки, так и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Вне рамок проведения проверок налоговым органам предоставлено право истребовать информацию (документы) относительно конкретных сделок, когда у них возникнет обоснованная необходимость получить информацию о той или иной сделке.
Пунктом 7 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данный Порядок был утвержден приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/8920 (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 2 Порядка при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.).
При этом налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, у которого должны быть истребованы указанные документы.
Только в случае если контрагент проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Пунктом 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Открытое акционерное общество "Банк "У." привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
Согласно указанной норме налоговым органом по данной статье за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, привлекаются иные лица.
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации к лицам относятся организации и (или) физические лица. В этой же статье отдельно дано понятие как самостоятельному субъекту налогового правоотношения - банку, являющемуся коммерческим банком и другой кредитной организацией, имеющей лицензию Центрального Банка Российской Федерации.
Ответственность организаций и физических лиц за совершение налоговых правонарушений предусмотрена главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а совершаемые банками нарушения налогового законодательства выделены в главу 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая виды нарушений банками своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и их ответственность за совершение таких правонарушений, является специальной. Следовательно, банки (в случае, если они не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами) могут быть привлечены к ответственности только по соответствующим статьям названной главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо обязано сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126. Указанной статьей предусмотрена специальная ответственность для лиц, которые обязаны самостоятельно представлять сведения о налогоплательщиках, следовательно, привлечению к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации должен подлежать надлежащий субъект, который имеет соответствующие полномочия, которые предопределяют его обязанности по сообщению сведений в налоговые органы. Ссылка ответчика на Письмо ФНС от 25.07.2007 N 06-1-04/494@ "О порядке исполнения запросов налоговых органов" является несостоятельной, поскольку данный документ является ответом на частный запрос.
Учитывая, что:
- в указанном случае заявитель имеет сведения о налогоплательщике, но не имеет полномочий, предопределяющих его обязанность по сообщению сведений в налоговый орган,
- общество не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации,
суд приходит к выводу, что требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления в размере 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению N 451538 от 16.01.2008, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края решил:
требование открытого акционерного общества "Банк "У." удовлетворить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Красноярска N 12-1в от 30.10.2007 о привлечении открытого акционерного общества "Банк "У." в лице Филиала открытого акционерного общества "Банк "У." в г.Красноярске к ответственности за совершение налогового правонарушения, как несоответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Красноярска в пользу открытого акционерного общества "Банк "У." 2000 руб. судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья |
Е.А.Куликовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 марта 2008 г. N А33-17492/2007
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2008 г. N А33-17492/2007-Ф02-4050/2008 настоящее Решение оставлено без изменений