Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2007 г. N А33-1120/2007
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2007 г. N А33-1120/2007-Ф02-3879/2007 настоящее Решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Красноярского края Гурский А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Гурским А.Ф.,
при объявлении резолютивной части решения 29.01.2007
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Л." (г.Лесосибирск)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г.Красноярск)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
при участии представителей:
заявителя - Б. по доверенности от 09.01.2007
административных органа - Р. по доверенности от 09. 01.2007
установил:
открытое акционерное общество (ОАО) "Л." обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее ТУ ФС ФБН в КК) от 12.12.2006 N 04-06/1330П по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, ОАО "Л." в Лесосибирском отделении 8217 АК СБ РФ (ОАО) получены наличные денежные средства в иностранной валюте на командировочные расходы, что подтверждено выпиской из лицевого счета N 40702840931200100017 от 09.02.2006. Согласно приказу от 12.02.2006 N А00024 в служебную командировку в Китай был направлен Р., которому из кассы ОАО "Л." в подотчет были выданы наличные денежные средства в иностранной валюте в сумме 2000 долларов США, что подтверждено расходным кассовым ордером от 09.02.2006 N 395. По мнению ТУ ФС ФБН в КК, ОАО "Л." осуществив незаконную валютную операцию в сумме 2000 долларов США допустило нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ), совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В связи с выявлением вышеописанного нарушения должностным лицом ТУ ФС ФБН в КК составлен протокол об административном правонарушении от 20.11.2006 N 04-04/431.
Постановлением ТУ ФС ФБН в КК от 12.12.2006 N 04-06/1330П ОАО "Л." привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 1500 евро (три четвертых суммы денежных средств, выданных командируемому сотруднику в подотчет в иностранной валюте - 2000 евро), что составляет 50765 рублей 40 копеек.
ОАО "Л." просит арбитражный суд отменить вышеуказанное постановление, мотивируя тем, что оно (постановление) не соответствуют законодательству и нарушает его права и законные интересы. Административным органом требование заявителя признано частично (в части начисления суммы штрафа - следовало начислить штраф в сумме 43265,4 рублей от суммы незаконной валютной операции в 2000 долларов США, а не в сумме 50765,4 рублей от суммы незаконной валютной операции в 2000 евро).
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании. (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ).
В силу пункта 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) между резидентами разрешены валютные операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты - юридические лица обязаны осуществлять расчеты при проведении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом иной порядок проведения валютных операций данного вида не установлен. Следовательно, осуществление юридическим лицом - резидентом валютных операций по выдаче наличной иностранной валюты командируемому сотруднику из кассы предприятия, без использования банковского счета в уполномоченном банке, запрещено Федеральным законом N 173-ФЗ.
Согласно статье 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОАО "Л.", осуществив незаконную валютную операцию по выдаче наличной иностранной валюты в сумме 2000 долларов США командируемому сотруднику из кассы предприятия, минуя банковский счет в уполномоченном банке, нарушило часть 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
Доводы заявителя в обоснование его требования, суд оценивает критически, мотивируя нижеследующим.
Статья 9 Федерального закона N 173-ФЗ не устанавливает иное осуществление расчетов при проведении валютных операций, т.е. без использования банковских счетов в уполномоченном банке, она (статья) определяет только перечень разрешенных валютных операций между резидентами, не устанавливая обязанности резидентов по порядку их осуществления.
Обязанности резидентов - юридических лиц при осуществлении валютных операций, в том числе и предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 173-ФЗ, определены в части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ. В частности абзацем первым части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты - юридические лица обязаны осуществлять валютные операции через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Перечень валютных операций, осуществляемых резидентами - юридическими лицами в наличной иностранной валюте установлен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит. Валютная операция при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации в указанный перечень не включена.
Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ следует, что используемые институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации. Статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлена лишь гарантия возмещения командируемому лицу расходов, связанных со служебной командировкой, без определения способа возмещения.
Согласно статье 2 Федерального закона N 173-ФЗ, настоящий закон определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, в т.ч. иностранной валютой. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ валютное законодательство состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В силу вышеуказанных положений Федерального закона N 173-ФЗ, а также абзаца первого части 2 статьи 14 данного закона обязанность по порядку осуществления валютных операций юридическим лицом-резидентом может быть установлена только настоящим Федеральным законом.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержденный письмом Банка России от 04.10.1993 N 18 не может определять обязанности резидентов по порядку проведения валютных операций. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации применяется при осуществлении возмещения наличной валютой Российской Федерации командировочных расходов, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.60 КоАП РФ органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
Порядок административного производства, установленный КоАП РФ административным органом соблюден.
При изложенных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению частично, оспариваемое постановление подлежит изменению в части - суд считает, что административным органом неправомерно исчислен штраф сумме 50765,4 рублей от суммы незаконной валютной операции в 2000 евро, тогда как штраф следовало исчислить в сумме 43265,4 рублей от суммы незаконной валютной операции в 2000 долларов США).
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, решил:
Признать незаконными и изменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае) от 12.12.2006 N 04-06/1330П по делу об административном правонарушении. Считать открытое акционерное общество "Л." совершившим правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенным наказание в виде административного штрафа в сумме 1500 долларов США (три четвертых суммы денежных средств, выданных в подотчет командируемому сотруднику в иностранной валюте 2000 долларов США, что составляет 43265 рублей 40 копеек).
В остальной части требования отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в порядке апелляционного производства
Судья |
А.Ф.Гурский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2007 г. N А33-1120/2007
Текст Решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2007 г. N А33-1120/2007-Ф02-3879/2007 настоящее Решение оставлено без изменения