Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 20 марта 2007 г. N А33-1126/2007
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2007 г. N А33-1126/2007-Ф02-3877/2007 настоящее Постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.
судей:.Лапиной М.В., Смольниковой Е.Р.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Л." (г.Лесосибирск)
на решение от "29" января 2007 года по делу N А33-1126/2007,
принятое судьей Гурским А.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Л." (г.Лесосибирск)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г.Красноярск)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвовали представители сторон:
от заявителя - Ф., на основании доверенности от 09.01.2007 г.
от административного органа - В. по доверенности от 26.01.2007 N 6, Р., на основании доверенности от 09.01.2007 N 1.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Севастьянова Е.В.
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 13 марта 2007 года, постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2007 года.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открыто акционерное общество "Л." обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 12.12.2006 г. N 04-06/1337П по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда от 29.01.2007 отказано открытому акционерному обществу "Л." в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае) от 12.12.2006 N 04-06/1337П по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением суда, открытое акционерное общество "Л." обратилось с апелляционной жалобой, указав следующее:
- общество, выдавая командировочные средства в виде наличной иностранной валюты, совершило валютную операцию, не запрещенную валютным законодательством,
- в связи с тем, что часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за совершение разрешенной валютной операции без использования банковского счета, заявитель необоснованно привлечен к административной ответственности,
- отношения между обществом и работником по выплате командировочных расходов по своей правовой природе являются трудовыми, следовательно, при возмещении расходов, связанных со служебной командировкой, применяются нормы статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации;
- возможность выдачи наличных денег в подотчет на расходы, связанные со служебными командировками, из касс предприятия в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели, предусмотрена пунктами 10 и 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18, иного способа возмещения командировочных расходов работнику действующим законодательством не предусмотрено.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, на основании следующего:
- валютная операция при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, не включена в перечень валютных операций, осуществляемых резидентами - юридическими лицами в наличной иностранной валюте, установленный частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
- ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден письмом Центрального Банка России от 04.10.1993 N 18 и не определяет обязанности резидентов по порядку проведения валютных операций, так как порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации применяется при осуществлении возмещения наличной валютой Российской Федерации командировочных расходов, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации;
- вина общества в совершении вышеназванного правонарушения состоит в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка проведения валютной операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Открытое акционерное общество "Л." зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Лесосибирска 04.09.1992 за N 137, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1022401504949.
Как следует из материалов дела, ОАО "Л." в Лесосибирском отделении 8217 АК СБ РФ (ОАО) получены наличные денежные средства в иностранной валюте на командировочные расходы, что подтверждено выпиской из лицевого счета N 40702840931200100017 от 11.05.2006. Согласно приказу от 15.05.2006 N Р00079 в служебную командировку в Италию и Сирию был направлен Р., которому из кассы ОАО "Л." в подотчет были выданы наличные денежные средства в иностранной валюте в сумме 2000 Евро, что подтверждено расходным кассовым ордером от 11.05.2006 N 1296.
В ходе проведения проверки соблюдения открытым акционерным обществом "Л." валютного законодательства Российской Федерации при проведении внешнеэкономических и иных валютных операций за период 2005-2006 гг. Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае обнаружено нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, установлено, что ОАО "Л." осуществив незаконную валютную операцию в сумме 2000 Евро допустило нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ), совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с выявлением вышеописанного нарушения, должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.11.2006 N 04-06/1334.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 04-06/1337 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае 12.12.2006 вынесено постановление N 04-06/1337П о назначении административного наказания, согласно которому открытое акционерное общество "Л." признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 Евро (три четвертых суммы денежных средств, выданных командируемому сотруднику в подотчет в иностранной валюте - 2000 Евро), что составляет 51815,70 руб.
Полагая, что вышеназванное постановление административного органа является незаконным и нарушает его права и законные интересы, открытое акционерное общество "Л." обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (ил) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушения в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 22 Закона контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 278 от 18.06.2004, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 N 102 "О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора обладают следующие должностные лица:
- руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители;
- начальники управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
- руководители территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
- начальники отделов управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
- начальники отделов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
- иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.
Из материалов дела следует, что протокол от 20.11.2006 по делу об административном правонарушении N 04-06/1337 составлен государственным инспектором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае С. при выполнении возложенных на нее функций. Следовательно, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обладало необходимыми полномочиями для совершения данных действий.
В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. От имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
Материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении N 04-06/1337П в отношении общества рассмотрено, и постановление N 04-06/1337П от 12.12.2006 о назначении административного наказания вынесено должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством (и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае П.).
Суд считает, что административный орган доказал обоснованность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела (протокола по делу об административном правонарушении N 04-06/1337 от 20.11.2006, постановления N 04-06/1337П от 12.12.2006 о назначении административного наказания), основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило осуществление обществом незаконной валютной операции, выразившейся в выдаче наличной иностранной валюты командируемому работнику из кассы предприятия без использования банковского счета в уполномоченном банке.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными операциями признаются, в том числе приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных операций на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах 1-15 пункта 1 названной статьи Закона.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в качестве разрешенных валютных операций предусмотрены операции по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Статьей 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен порядок осуществления резидентами валютных операций.
Если иное не предусмотрено названным выше Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком. В качестве исключения из названного правила юридическим лицам-резидентам предоставлено право осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках:
- расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам рознично купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению,
- расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств и речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.
Таким образом, Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не содержит положений, позволяющих производить операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, в наличной валюте.
Отсутствие ограничений на осуществление валютных операций между резидентами и уполномоченными банками, связанных с получением денежных средств резидентов с банковских счетов, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", не влияет на порядок осуществления валютных операций при оплате расходов физических лиц, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона административного правонарушения состоит, в частности в осуществлении незаконных валютных операций, то есть осуществлении валютных операций, запрещенных валютным законодательством.
Из системного анализа положений статьи 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" суд пришел к выводу о том, что понятие запрещенных валютных операций включает в себя как валютные операции, осуществление которых не разрешено валютным законодательством Российской Федерации, так и разрешенные валютные операции, которые были совершены с нарушением установленного порядка.
Следовательно, совершение резидентом разрешенной валютной операции с нарушением установленного порядка ее осуществления образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом валютной операции с нарушением установленного порядка подтверждается авансовым отчетом N 1377 от 29.05.2006, расходным кассовым ордером N 1296 от 11.05.2006, банковской выпиской от 11.05.2006 о выдаче наличной валюты.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что административный орган доказал факт совершения открытым акционерным обществом "Л." запрещенной валютной операции. В связи с чем, суд считает, что у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд отклоняет доводы общества относительно возможности применения к спорным правоотношениям норм статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 04.10.1993 г. N 18, в связи с нижеследующим.
Согласно статье 2 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" настоящий закон определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, в том числе иностранной валютой. Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что валютное законодательство состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В силу вышеуказанных положений Федерального закона, а также абзаца первого части 2 статьи 14 данного закона обязанность по порядку осуществления валютных операций юридическим лицом-резидентом может быть установлена только настоящим Федеральным законом.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Письмом Банка России от 04.10.1993 N 18, не может определять обязанности резидентов по порядку проведения валютных операций, так как является подзаконным нормативным актом и не входит в состав валютного законодательства по смыслу части 1 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации также не применимы для регулирования порядка проведения валютных операций, поскольку в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации они распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
При таких обстоятельствах Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае обоснованно вынесло в отношении открытого акционерного общества "Л." постановление от 12.12.2006 N 04-06/1337П о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 51815,70 рублей.
Согласно статье 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции справе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение арбитражного суда первой инстанции от "29" января 2007 г. по делу А33-1126/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Севастьянова Е.В. |
Судьи |
Лапина М.В. |
Смольникова Е.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Красноярского края от 20 марта 2007 г. N А33-1126/2007
Текст Постановления апелляционной инстанции предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2007 г. N А33-1126/2007-Ф02-3877/2007 настоящее Постановление оставлено без изменения