Постановление администрации Красноярского края
от 12 февраля 1998 г. N 86-П
"О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий
в Красноярском крае на период до 2005 года"
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 2 ноября 2006 г. N 341-П настоящее Постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" постановляю:
1. Утвердить Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2005 года (прилагается).
2. Комитету по экологии и природным ресурсам администрации края (Распопин) совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды, органами местного самоуправления осуществить необходимую работу по этапному образованию особо охраняемых природных территорий в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2005 года.
3. Для создания условий перехода региона на устойчивое развитие предложить органам государственной власти Таймырского (ДолганоНенецкого) и Эвенкийского автономных округов:
разработать схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в автономных округах;
образовать с участием представителей автономных округов и края единый координационный совет по проблемам образования и функционирования особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края Аринчина С.А.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края |
В.М.Зубов |
Схема
развития и размещения особо охраняемых природных территорий
в Красноярском крае на период до 2005 года
(утв. постановлением администрации от 12 февраля 1998 г. N 86-П)
1. Общие положения
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2005 года (далее по тексту - Схема) разработана в соответствии с Законом Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" с учетом Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440, и основными положениями Конвенции о биологическом разнообразии, Европейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, другими международными соглашениями в этой сфере с участием Российской Федерации, а также в соответствии с краевыми нормативными актами.
Формирование сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является одним из приоритетных направлений при решении социальных, экономических и экологических задач в крае. Схема представляет собой основу охраны природного наследия на территории края.
Территории отдельных объектов или их локальных звеньев, включенные в настоящую Схему, резервируются в установленном порядке для последующего создания новых ООПТ, режимы их охраны учитываются при разработке планов социально-экономического развития районов.
Схема является региональной частью сети ООПТ Российской Федерации, включает ООПТ федерального, краевого и местного значения, при ее формировании принимаются во внимание существующие и проектируемые ООПТ граничащих с краем субъектов Российской Федерации. При реализации настоящей Схемы возможно межрегиональное и международное сотрудничество в целях ее совершенствования и повышения эффективности.
Ввиду недостаточной изученности природы края в данной Схеме рассматриваются вопросы создания и размещения природных парков, государственных природных заказников, охраняемых водно-болотных угодий, биологических станций в центральной и южной части края.
Вопросы образования иных категорий ООПТ, в том числе в северных районах края, будут рассматриваться при разработке следующего этапа Схемы.
2. Состояние ООПТ и нормативно-правовой базы
2.1. Состояние действующих ООПТ
В настоящее время общая площадь действующих в крае ООПТ (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) составляет 3100,9 тыс. га (или 4,2% общей площади края). Перечень действующих в крае ООПТ приведен в приложении 1 к настоящей Схеме.
Действующие ООПТ федерального значения занимают площадь 1644,3 тыс. га (2,2%), в том числе:
три государственных природных заповедника, из которых "Центрально-Сибирский" и "Саяно-Шушенский" имеют статус биосферных, а заповедник "Столбы" является одним из старейших в России;
национальный парк "Шушенский бор";
государственный эколого-этнографический заказник "Елогуйский";
курорт "Красноярское Загорье".
Действующие ООПТ краевого значения занимают площадь 1456,6 тыс. гектаров. Большая их часть организована более 10 лет назад. За это время произошли значительные изменения в популяциях охраняемых видов животных и растений, а также изменилось законодательство в части организации и функционирования ООПТ. Это вызывает необходимость проведения ревизии памятников природы в государственных природных заказниках краевого значения.
В результате проведения первого этапа (1995-1996 годы) ревизии семь заказников, которые по разным причинам утратили свое значение, исключены из состава ООПТ. Оставшиеся заказники нуждаются в уточнении границ и режима охраны, утверждении новых положений. Эту работу планируется провести в 1998-2000 годах.
В настоящее время в крае функционирует 20 государственных природных заказников краевого значения, из которых 3 являются комплексными, задачами которых являются сохранение и восстановление природных комплексов, 17 биологическими, предназначенными для сохранения и восстановления ценных видов животных, в том числе 10 заказников предназначены для охраны бобра и 7 - для охраны копытных животных.
На территории края выделено 66 памятников природы краевого значения. Анализ имеющихся материалов по указанным памятникам природы и выборочное их обследование показали, что отдельные памятники природы по разным причинам не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации.
В связи с этим необходимо в ближайшее время провести ревизию всех памятников природы краевого значения, выявить не соответствующие своему назначению и вывести их из данной категории ООПТ. По остальным памятникам природы необходимо уточнить их состояние, границы, собственников, владельцев и пользователей земель, на территории которых находятся памятники природы, оформить в установленном порядке документацию на эти объекты и сдать их под охрану.
Кроме перечисленных в крае функционируют следующие ООПТ краевого значения:
ботанический сад Вс.М.Крутовского;
зеленая зона г.Красноярска;
3 курорта и 3 лечебно-оздоровительных местности.
Недостаточность финансирования ООПТ и несовершенство природоохранного законодательства существенно осложняют функционирование ранее образованных в крае ООПТ федерального и краевого значения.
Недостаток средств не позволяет оснастить работников службы охраны государственных природных заповедников, заказников и национального парка эффективными средствами связи, приборами дистанционного наблюдения, табельным оружием, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением. Отсутствует на федеральном и краевом уровнях система повышения квалификации государственных инспекторов по охране оОПТ.
Все ранее образованные государственные природные заказники краевого значения не имеют проектов организации их территории. Не налажен должный учет ценных видов животных, на низком уровне организована охрана природных ресурсов на территории заказников. Государственные инспектора по охране заказников краевого значения не имеют права на ношение служебного оружия.
В последние годы из-за нехватки средств не осуществляется авиационная охрана лесов от пожаров на территории государственных природных заповедников, приостановлены полевые исследовательские работы, прекращено капитальное строительство.
2.2. Пространственное распределение действующих ООПТ
Образование действующих в крае государственных природных заказников краевого значения осуществлялось для выполнения конкретных задач, имеющих локальное значение, без тесной взаимной связи между собой. В связи с этим действующие ООПТ федерального и краевого значения не образуют единой сети ООПТ.
2.3. Нормативно-правовое обеспечение в области сохранения
биоразнообразия
В Красноярском крае приняты следующие законы в области сохранения биоразнообразия, образования и функционирования ООПТ:
"Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае";
"О природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Красноярского края";
"О Красной книге Красноярского края";
"О территориях традиционного природопользования коренного населения Севера Красноярского края" (принят в первом чтении).
Постановлениями администрации края утверждены: порядок ведения Красной книги Красноярского края, комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, а также первоочередные меры по образованию в крае новых ООПТ.
Для организации и функционирования ООПТ краевого и местного значения имеющаяся на федеральном и краевом уровнях нормативно-правовая база недостаточна. Это сдерживает образование новых ООПТ и не позволяет организовать на должном уровне функционирование действующих ООПТ краевого значения.
3. Цели создания Схемы
Схема направлена на обеспечение устойчивого развития и оздоровления окружающей среды региона. В ходе ее реализации предполагается поэтапное образование новых ООПТ и введение на них специальных режимов природопользования в целях:
сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
поддержания экологического баланса и наиболее важных природных процессов;
сбережения уникальных природных объектов, находящихся на территории края;
защиты территорий традиционного природопользования в сложившихся этно-хозяйственных ареалах коренных малочисленных народов Севера;
создания рекреационных территорий.
4. Принципы формирования Схемы
Исходя из целей создания Схемы в ее основу положены:
зонально-ландшафтный принцип. Все природно-климатические зоны должны быть представлены в Схеме. При этом, приоритетным является включение в состав ООПТ участков ландшафтов, находящихся под угрозой прямой трансформации. Количество и размеры ООПТ в пределах одной природно-климатической зоны определяются разнообразием и степенью устойчивости к внешним воздействиям слагающих ее экосистем;
принцип многофункциональности. Каждая ООПТ выполняет несколько функций, что повышает ее значимость;
принцип единства и взаимного дополнения, при котором все ООПТ, находящиеся на территории края, независимо от того, в чьем ведении они находятся, образуют единую систему ООПТ, функционирование отдельных элементов которой обеспечивает достижение основных целей;
принцип поэтапного формирования. Схема реализуется поэтапно с учетом возможности финансирования работ по созданию ООПТ и их готовности (изученность, наличие проектной документации). Формирование сети ООПТ начинается с выделения основных ее элементов, которые затем дополняются второстепенными и вспомогательными объектами;
принцип постоянного совершенствования. Схема, особенно на начальных этапах ее реализации, по мере дополнительного изучения природы края, совершенствования законодательства, накопления информации будет получать дальнейшее развитие.
5. Структура Схемы
Функциональную основу формируемой сети ООПТ составялют значительные по площади государственные природные заповедники, национальные и природные парки (как существующие, так и проектируемые) с наиболее жестким режимом охраны эталонных участков наземных и водных экосистем. Схема предусматривает поэтапное увеличение этих категорий ООПТ.
Для сохранения ландшафтов, защиты мест обитания (произрастания) группировок редких видов растений и животных, нуждающихся в особой охране и включенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края, Схемой предусматриваются комплексные государственные природные заказники краевого значения.
Важным структурным элементом Схемы является государственный эколого-этнографический заказник федерального значения, образованный для сохранения традиционного образа жизни и социального развития коренных малочисленных народов Севера.
Сеть ООПТ включает как действующие, так и проектируемые государственные природные заказники краевого значения, выполняющие функции резерватов хозяйственно-ценных растений и животных для обеспечения охраны наиболее важных воспроизводственных участков, мест массового пролета и зимовок диких животных.
Памятники природы краевого значения, как уникальные естественные объекты, имеющие большое научное, познавательное, курортное значение и составляющие неотъемлемую часть ландшафтов, входят в состав Схемы в качестве дополнительных элементов.
В целях поддержания экологического баланса обеспечения функционального единства региональной сети ООПТ Схема дополняется зелеными зонами поселений, биологическими станциями и другими объектами, режимы природопользования в которых позволяют обеспечивать сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
6. Основные направления реализации Схемы
6.1. Нормативно-правовое обеспечение в области образования и
функционирования ООПТ
Необходимым условием реализации Схемы является обеспечение соответствующей нормативно-правовой базы в области образования и функционирования ООПТ и ее постоянное совершенствование с учетом меняющейся экономической ситуации и принятия нормативных правовых актов в иных сферах деятельности как на федеральном, так и на краевом уровнях.
Началом работы в крае по совершенствованию нормативной правовой базы в области образования и функционирования ООПТ было принятие в 1995 году Закона Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае".
Первоочередные действия в этом направлении должны быть ориентированы на подготовку и принятие нормативных правовых актов края, определяющих порядок:
резервирования земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ краевого значения;
взаимодействия ООПТ всех категорий в целях обеспечения их функционирования, как единой экологической сети;
образования ООПТ краевого и местного значения;
охраны ООПТ краевого и местного значения.
6.2. Совершенствование функционирования действующих ООПТ
краевого значения
В связи с тем, что действующие ООПТ краевого значения образованы более 10 лет назад, они не обеспечены необходимой проектной документацией, планово-картографическим материалом, охранными обязательствами. Для проведения в соответствие с федеральными и краевым законодательством действующих ООПТ краевого значения предусматривается выполнение работ в следующих направлениях:
проведение натурных обследований для уточнения границ и режима охраны ООПТ, подготовка проектов внутрихозяйственного устройства ООПТ с определением лесозащитных, биотехнических и других работ, обеспечивающих выполнение ООПТ своих функций;
разработка и утверждение положений по государственным природным заказникам, а также паспортов по памятникам природы;
совершенствование охраны ООПТ;
училение охраны лесов от пожаров и лесонарушений, а также их защиты от вредителей и болезней леса в границах ООПТ силами лесхозов и Красноярской базы авиационной охраны лесов;
проведение лесхозами в соответствии с проектами лесоустройства мер по уходу за лесом и кадастровой оценке лесных ресурсов на территории государственных природных заказников;
проведение охотустроительных работ в государственных природных заказниках, ориентированных на охрану диких животных и среды их обитаний, для оценки ресурсов животного мира, определения мер по их охране и восстановлению.
6.3. Проектирование и организация новых ООПТ
В период до 2005 года Схемой паредусматривается организация новых ООПТ краевого значения в соответствии с приложением 2 к настоящей Схеме. Это позволит увеличить площадь территорий с особым режимом природопользования в крае до 6249,2 тыс.гектаров (около 8,5% площади края).
В числе планируемых к организации ООПТ в период до 2005 года находятся:
природный парк краевого значения "Канское белогорье" - для сохранения уникального природного комплекса высокогорий Восточного Саяна на территории Саянского района;
природный парк краевого значения "Сымский" для сохранения уникального природного комплекса, не измененного деятельностью человека, в бассейне р.Сым Енисейского района;
45 государственных природных заказников краевого значения, в их числе - 6 комплексных заказников и 39 биологических заповедников.
Из проектируемых биологических заказников 12 заказников предназначены для сохранения угодий, являющихся местами обитания, гнездовий и концентрации птиц, 7 заказников - для охраны редких и исчезающих объектов животного мира, 16 заказников - для охраны копытных животных, их мест обитания и концентрации, 1 заказник - для охраны соболя, 2 заказника - для охраны бобра и 1 заказник - для сохранения генофонда лесов Сибири. Все планируемые к организации заказники имеют биологические обоснования их образования, согласованные с органами местного самоуправления, природоохранными организациями, пользователями, владельцами и собственниками земельных участков, планируемых под организацию заказников. Организация указанных ООПТ будет производиться без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у пользователей, владельцев и собственников этих земель;
5 водно-болотных угодий для сохранения водоплавающих и околоводных птиц и их мест обитания;
3 биологические станции, предназначенные для осуществления учебного процесса по биологческим специальностям и проведения исследований в области охраны и рационального использования природных ресурсов, изучения природных процессов и явлений.
6.4. Управление ООПТ
Государственное управление и государственный контроль в области образования и функционирования ООПТ федерального значения, а также их охрану осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственное управление и государственный контроль в области образования и функционирования ООПТ краевого значения, а также организацию их охраны, как особо охраняемых природных объектов, осуществляет администрация края в установленном порядке.
Государственное управление и государственный контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в границах ООПТ краевого значения, а также охрану природных ресурсов на этих территориях осуществляют в установленном порядке специально уполномоченные территориальные государственные органы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в соответствии с их компетенцией.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды и обеспечения сохранения биоразнообразия на территории ООПТ осуществляет государственный комитет по охране окружающей среды Красноярского края.
Управление и контроль в области образования и функционирования ООПТ местного значения, а также их охрану осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
6.5. Научно-методическое сопровождение реализации Схемы
В процессе разработки настоящей Схемы возникло много вопросов, требующих научной проработки, результаты которой имеют серьезное практическое значение. Эти вопоросы можно разделить на три основные группы:
обоснование необходимости создания ООПТ в различных природно-климатических зонах, а также на земельных участках с различной степенью антропогенного воздействия и нарушенности;
научное обоснование выбора природных объектов особой охраны в границах ООПТ;
разработка режима природопользования на ООПТ.
6.6. Информационное обеспечение реализации Схемы
При реализации Схемы потребуется:
создание геоинформационной системы (ГИС-ООПТ);
создание и ведение государственного кадастра ООПТ;
проведение камеральных и натурных исследований по состоянию экосистем ООПТ в целом и по компонентам, определяющим биологическое разнообразие в пределах природно-климатических зон и конкретных территорий.
6.7. Повышение уровня экологического образования населения
От успешного решения задач в области экологического образования во многом зависит реализация Схемы. Основными направлениями здесь являются:
повышение уровня экологической образованности населения и руководителелей организаций;
обеспечение своевременного информирования населения о планах и действиях по реализации Схемы, в первую очередь, в районах образования ООПТ. Образование ООПТ с учетом мнения местного населения.
7. Этапы реализации Схемы
Принимая во внимание большой объем работ, связанных с обследованием действующих ООПТ, а также проектированием и образованием новых ООПТ краевого значения, необходимостью выделения из краевого бюджета значительных финансовых средств на эту работу, реализацию Схемы планируется осуществлять поэтапно в течение ближайших 8 лет (1998-2005 годы).
На первом этапе (1998-2000 годы) планируется:
совершенствование нормативной правовой базы в области образования и функционирования ООПТ краевого и местного значения;
обследование действующих памятников природы и государственных природных заказников краевого значения с подготовкой и утверждением необходимой документации в соответствии с требованиями действующего законодательства;
резервирование в установленном порядке земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ краевого значения (в соответствии с приложением 2 к настоящей Схеме);
изучение территории края с целью определения земельных участков и водных объектов, требующих особой охраны.
На втором этапе (2001-2005 годы) планируется:
осуществить проектирование и образование в установленном порядке новых ООПТ краевого значения на земельных участках, зарезервированных на первом этапе реализации Схемы;
совершенствование нормативной правовой базы в области образования и функционирования ООПТ краевого и местного значения;
изучение территории края с целью определения земельных участков и водных объектов, требующих особой охраны;
разработка Схемы развития и размещения ООПТ в крае за пределами 2005 года.
8. Финансовое обеспечение реализации Схемы
Финансирование работ по образованию ООПТ федерального значения, охране природных комплексов и объектов, а также выполнению иных мероприятий на указанных ООПТ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование образования и функционирования ООПТ краевого значения осуществляется из краевого бюджета и иных, не запрещенных законодательством средств. Размер финансирования определяется ежегодно в установленном порядке. Финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству природных ресурсов на ООПТ краевого значения осуществляется в установленном порядке за счет средств природоохранных организаций, выполняющих эти работы.
Финансирование работ по образованию и функционированию ООПТ местного значения осуществляется за счет средств соответствующих органов местного самоуправления и иных, не запрещенных законодательством средств.
9. Механизм реализации Схемы
Ответственным за реализацию Схемы является комитет по экологии и природным ресурсам администрации края.
Основными исполнителями Схемы являются государственный комитет по охране окружающей среды Красноярского края, а также специально уполномоченные государственные органы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в соответствии с их компетенцией.
Примечание: К специально уполномоченным государственным органам управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов относятся: комитет по лесу Красноярского края, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Красноярского края, Енисейское бассейновое водохозяйственное управление, управление "Енисейрыбвод", краевое управление государственного охотничьего надзора и регулирования охотничьих ресурсов, комитет природных ресурсов Красноярского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Красноярского края от 12 февраля 1998 г. N 86-П "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2005 года"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 2 ноября 2006 г. N 341-П настоящее Постановление признано утратившим силу