Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Концепции краевой целевой программы
"Информатизация Красноярского края
до 2005 года"
Предложения и пояснения
по основным направлениям краевой целевой программы
1. Телекоммуникационная среда региона
Телекоммуникационная среда - комплекс аппаратных и программных средств, формирующих транспортную сеть для передачи информации. Она должна способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками внутрикраевого и межре тонального уровня.
1.1. Основные принципы и задачи формирования телекоммуникационной
среды на краевом и региональном уровне
Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных сетей Красноярского края должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
1. Сеть Красноярского края должна развиваться в соответствии с международными и российскими техническими стандартами и правовыми нормами и области электросвязи.
2. Телекоммуникационная сеть должна быть открытой и доступной для каждого пользователя и представлять возможность каждому разместить свою информацию в системе независимо от времени и места.
3. Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать общепринятой технологии цифровой широкополосной сети интегрального обслуживания (ЦСИО-Ш).
4. Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и расширяя возможности существующих телекоммуникационных ресурсов края.
5. В качестве подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях рекомендовать создание опытных зон с последующим их расширением.
6. Развитие телекоммуникационной сети должно быть направлено на организацию единого информационного пространства края.
7. Обеспечение безопасности телекоммуникационной среды. Деятельность в сфере телекоммуникаций должна осуществляться на основе:
прогнозирования темпов увеличения спроса на информационные;
услуги;
сочетания интересов Российской Федерации, отдельных ее субъектов, а также структур, предоставляющих услуги связи;
соблюдения интересов всех пользователей систем телекоммуникаций;
развития предпринимательской деятельности и формирования конкурентной среды в условиях существования различных форм собственности;
внедрения мировых достижений науки и техники в области телекоммуникации, привлечения и использования передовых технологий, развития соответствующих производств на территории региона;
содействия расширению международного сотрудничества.
Решение задач информатизации предъявляет к телекоммуникационным сетям следующие требования:
удовлетворение потребности населения Красноярского края в телекоммуникационных услугах;
внедрение и развитие новых телекоммуникационных служб;
интеграция сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду;
предоставление пользователям универсальных услуг для передачи аудиовизуальной, текстовой и другой информации;
увеличение пропускной способности телекоммуникационной сети края за счет внедрения современных технологий.
1.2 Приоритетные направления развития телекоммуникаций
и услуг связи
Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Красноярского края являются:
существенное различие уровня развития телекоммуникаций в г.Красноярск и районах края;
огромная протяженность территории края;
слабая развитость телекоммуникационной инфраструктуры сдерживает темпы развития экономики края;
наличие магистральных цифровых сетей, проходящих через Красноярск.
Программа развития телекоммуникационной среды Красноярского края должна включить в себя мероприятия:
по определению перспективных направлений развития составных элементов телекоммуникационной среды;
по выявлению приоритетных направлений и формированию исчерпывающего комплекса услуг для всех категорий;
по координации государственных, ведомственных и коммерческих программ развития телекоммуникационной сети для исключения ненужного дублирования и распыления ресурсов.
Перспективными направлениями развития региональных сетей связи являются:
использование оптоволоконных технологий;
использование цифровых радиорелейных линий;
спутниковых каналов связи;
использование асинхронных технологий;
более эффективное использование существующих аналоговых линий связи, выводимых из эксплуатации;
широкое использование на абонентском участке средств радиодоступа.
2. Информационные ресурсы, системы, технологии и услуги
2.1. Основные принципы создания, управления и использования
информационных ресурсов
Информационные ресурсы Красноярского края используются и развиваются в следующих сферах:
государственного регулирования;
экономики рыночной инфраструктуры;
социальной жизни общества.
2.1.1. Информационные ресурсы в сфере государственного регулирования
Эта сфера охватывает органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, судебные органы. Обеспечение необходимой информацией этой сферы является одной из приоритетных задач информатизации Красноярского края. Поэтому концепция построения информационных ресурсов, систем, технологий и услуг, а также управления ими должна в значительной мере исходить из потребностей этих органов. Потребности других участников информационного процесса должны удовлетворяться во взаимодействии с органами управления в рамках единого информационного и правового пространства.
Органы управления регионом должны в любой момент времени располагать достоверной и исчерпывающей информацией о регионе. Вся актуальная информация, необходимая для принятия управленческих решений и описывающая регион, должна быть доступной для лиц, принимающих решения. Решением проблемы доступности информационных ресурсов для целей управления является создание региональной информационно-аналитической системы органов государственной власти и управления. Назначение такой системы состоит в оперативном представлении всем субъектам управления достоверной информации об инфраструктуре и социальном развитии региона в территориально-временном разрезе для обеспечения функций управления. Ядром системы должна являться интегрированная региональная информационная система, постоянно актуализирующаяся за счет оперативного взаимодействия с соответствующими ведомственными системами в регионе. При этом любое обновление ведомственной системы должно вести к актуализации интегрированной информационной системы.
2.1.2. Информационные ресурсы в сфере экономики рыночной
инфраструктуры
Эта сфера включает предприятия промышленности, энергетики, транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства, а также банки, фонды и др. Информационные ресурсы в этой сфере создаются и используются хозяйствующими субъектами в значительной мере самостоятельно в рамках отраслевых и/или территориальных концепций.
Роль краевой системы информатизации при взаимодействии с данной категорией субъектов состоит в создании информационной инфраструктуры и установлении единых правил информационного обмена, регламентирующих использование информационных ресурсов, сформированных в соответствии со сферами ведения: федеральных, Красноярского края и находящихся в совместном ведении.
2.1.3. Информационные ресурсы сферы социальной жизни общества
В эту сферу входят учреждения образования, науки, культуры, включая библиотеки, средства массовой информации, здравоохранение, службы социального обеспечения населения, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и др. Сюда же относятся общественные объединения и отдельные граждане.
В данных сферах возможны различные подходы к созданию и использованию информационных ресурсов:
интеграция в краевую информационную систему государственной власти и управления (службы социального обеспечения, жилищно-коммунальные службы и др.);
создание профессиональных корпоративных проблемно-ориентированных информационных систем (библиотечно-образовательных, здравоохранения, юридических, СМИ и др.);
создание самодеятельных домовых, районных, городских информационных систем, обслуживающих домашние персональные компьютеры отдельных граждан.
Одним из приоритетных направлений в данной сфере является создание информационных, технических и технологических ресурсов для систем подготовки и переподготовки кадров в области современных информационных технологий, поскольку только при наличии достаточного количества квалифицированных кадров возможен успех программы информатизации Красноярского края.
2.2. Структура информационных ресурсов Красноярского края
2.2.1. Информационные ресурсы региона включают следующие виды данных:
1. Социально-экономическую информацию:
по предприятиям разной формы собственности;
по физическим лицам;
по ресурсам региона;
по предметным областям.
2. Административную информацию, служащую для нормативно-правовой поддержки принимаемых решений и их эффективной реализации. Правовая информация включает в себя законодательные акты и постановления федерального и регионального уровня.
3. Картографическую информацию, поскольку оперативная информация должна быть привязана к электронной карте Красноярского края с помощью геоинформационной системы.
4. Кадастровые и отраслевые базы данных с соответствующими правами, механизмами и средствами доступа.
2.2.2. Система аналитической обработки информации
Должна включать комплекс информационно-аналитических систем по всем важнейшим аспектам деятельности региона, в частности:
систему основных показателей социально-экономического положения края;
информационную подсистему по юридическим лицам;
информационную подсистему "население";
информационную подсистему "ресурсы края";
систему компьютерной оценки и моделирования последствий принимаемых решений;
геоинформационную систему, обеспечивающую топооснову (привязку всей собираемой информации к электронной карте Красноярского края и ведение кадастров);
подсистему юридической информации;
подсистему средств массовой информации;
систему прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
автоматизированную систему документооборота и контроля исполнительской дисциплины.
Региональная информационно-аналитическая система должна определять принципы формирования информационного пространства региона в целом. Это обеспечит единство проектных решений и подходов к реализации всей системы и в перспективе позволит создать открытое информационное пространство региона и войти в единое информационное пространство России на основе международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации и требований обеспечения национальной информационной безопасности.
2.2.3. Интеграция информационных ресурсов
В информационном пространстве региона в первую очередь должны интегрироваться информационные ресурсы государственных и негосударственных структур для использования их органами государственной власти и управления, юридическими и физическими лицами региона (пользователями системы). Это обеспечит:
своевременную и качественную информационную поддержку принятия решений органами государственной власти и управления Красноярского края, федеральными органами государственной власти, расположенными на территории края, и органами местного самоуправления;
взаимодействие пользователей системы с вышестоящими органами государственной власти и управления Российской Федерации, краев, областей, республик в составе Российской Федерации и между собой с использованием современных информационных технологий;
поддержку прямого доступа пользователей системы (юридических и физических лиц) к информационным ресурсам коллективного пользования края, к системам нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти.
Основой интеграции должна явиться единая телекоммуникационная система, а также совокупность системообразующих ресурсов.
2.3. Приоритетные информационные технологии
При разработке региональной системы информатизации Красноярского края следует ориентироваться на перспективные технологии, обеспечивающие саморазвитие и длительное функционирование системы.
Система должна строиться на основе корпоративных (интегрирующих) информационных и телекоммуникационных технологий. При проектировании системообразующих элементов необходимо ориентироваться на архитектуру открытых систем.
Необходимо обеспечить длительный жизненный цикл системы на фоне эволюции и даже замены платформ и сетевых средств и, таким образом, защитить первоначальные инвестиции.
Для реализации сформулированных выше требований к региональной информационно-аналитической системе требуется, в частности, использование следующих информационных технологий:
базовые технологии Интернет/Интранет;
технологии хранилищ данных;
методологии моделирования и реинжиниринга систем управления;
системы управления проектами;
ГИС-технологии;
системы поддержки коллективной работы и документооборота;
технологии создания распределенных информационных систем. Указанные технологии обеспечивают создание и эксплуатацию систем региональной информатизации - анализ предметной области, разработку архитектуры и проектирование компонентов, возможность сопряжения различных типов информационных серверов как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети.
2.4. Информационный сервис и услуги
Информационные услуги включают создание информационных ресурсов, их передачу и предоставление пользователю.
Потребителями услуг (пользователями информационных ресурсов) являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации различных форм собственности, общественные объединения, отдельные граждане. Все они обладают равными правами доступа к информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом).
При создании системы информатизации Красноярского края необходимо обратить особое внимание на создание условий для получения гражданами интересующей их информации.
Для этой цели может быть создана сеть библиотек-депозитариев, специализированных центров, агентств и др., которые должны накапливать необходимые информационные ресурсы Красноярского края, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и порядке доступа к ним.
Необходимо содействовать широкому распространению Интернеттехнологий и основанных на них системах:
дистанционного обучения;
дистанционного библиотечного обслуживания;
межличностного обмена;
электронных платежей и электронной коммерции;
справочного и информационного обслуживания населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.