Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Концепции краевой целевой программы
"Информатизация Красноярского края
до 2005 года"
Предложения и пояснения по приоритетам
краевой целевой программы
1. Развитие информационной инфраструктуры органов власти
и управления Красноярского края (направление главного удара)
Первый приоритет краевой целевой программы - развитие информационной инфраструктуры органов власти и управления края, путем организации региональных сетей передачи данных и развития системы информационноаналитического обеспечения задач управления.
Цель - создание информационной инфраструктуры, охватывающей все уровни региональной власти и управления Красноярского края, как системообразующего фактора для интенсификации и повышения результативности процесса создания интегрированной информационной среды и информационной отрасли края.
1.1. Ожидаемые результаты
Создание информационной инфраструктуры органов власти и управления Красноярского края.
Обеспечение региональной системы власти актуальной информацией о состоянии объектов управления, развитие информационной модели края.
Снижение уровня межведомственных барьеров в системе информационноаналитического обеспечения краевой системы управления.
Создание системообразующих информационных ресурсов и условий для ускорения развития информационного пространства края.
Создание условий для развития информационной отрасли и механизмов, обеспечивающих повышение социально-экономической значимости информатизации края.
1.2. Текущее состояние и перечень основных проблем
Страна и регион переживают институциональный кризис. Кризис управления - одна из важнейших его составляющих. Идут процессы регионализации экономики и муниципализации систем жизнеобеспечения. Меняются объекты и методы управления. Вслед за изменениями объектов управления и изменением целевых установок его субъектов преобразуется и система управления. В соответствии с этими процессами должна изменяться и информационная инфраструктура управления.
Информатизация обозначенных в Концепции направлений может сыграть ключевую роль в совершенствовании механизмов регионального управления, если будут решены три ключевые проблемы:
проблема несовершенства нормативной базы, регламентирующей процессы сбора, хранения, защиты первичной информации об объектах управления и устанавливающей ответственность должностных лиц за качество информационных ресурсов;
проблема координации деятельности при создании отраслевых информационных систем управления, преодоления межведомственных барьеров, отсутствия единых стандартов и требований;
проблема конструирования организационно-финансового механизма создания инфраструктуры, обеспечивающей органы управления актуальной информацией о состоянии объектов управления и поддерживающей авторизованный доступ к средствам обобщения и анализа информации.
Эти проблемы являются объективными причинами нерационального расходования средств в сфере информатизации и недостаточной эффективности существующих информационных систем при использовании их для решения управленческих задач.
В отраслевых подразделениях краевой администрации и на предприятиях края действует ряд коллективов, успешно работающих со сложной, слабоструктурированной информацией. Несмотря на то, что деятельность этих информационных служб направлена на решение чисто внутренних проблем, значимость накопленных ими информационных ресурсов часто выходит за рамки узковедомственных нужд, эти ресурсы представляют собой общественно значимую ценность. Накопление такого рода ресурсов никак не координируется, согласование процедур обмена информацией не производится, информация дублируется, а деятельность коллективов практически не ориентирована на нужды смежных управляющих или производящих структур. Это в основном организационно-управленческая проблема и она должна быть разрешена в рамках целевой программы.
Информатизация региона не сводится к решению чисто управленческих задач администрации края, она существенно шире. Необходимо развитие информационной отрасли края, учитывающей интересы и возможности всех участников процесса информатизации. Развитие информационной инфраструктуры управления Красноярского края - это приоритетный локомотивный проект, призванный создать механизмы координации деятельности, условия интеграции ресурсов субъектов информатизации и придать необходимую динамику этому процессу.
1.3. Пути решения проблем
Мировая практика показывает, что информатизация системы управления - одно из важнейших средств повышения эффективности самой системы управления. Современные информационные технологии управления и делопроизводства позволяют усовершенствовать механизмы обратной связи, учета, контроля и ответственности, что может стать основой повышения результативности всей системы управления.
Ключевой момент в создании регионального информационного пространства - разработка и реализация проекта информационной инфраструктуры управления, адекватной объекту управления. Ввиду стратегической важности проекта его полноценная реализация возможна только под патронажем администрации и по двум направлениям - 1) развитие и обеспечение функционирования информационной инфраструктуры органов краевой власти и управления; 2) информационно-аналитическое обеспечение задач регионального управления. Для согласованного движения по этим двум направлениям целесообразно использование двух организационных структур.
Одна по типу - это Служба генерального заказчика, как структура при администрации края. В компетенцию этого органа входит проведение конкурсов на субподряд по реализации проекта, координация действий субподрядчиков и эксплуатирующих информационную систему подразделений органов власти всех уровней, экспертиза и приемка результатов исполнения разделов проекта, а также ответственность за поддержание информационной инфраструктуры управления.
Вторая важная структура, по типу - это краевой информационноаналитический центр (далее - Центр). По кадровому составу - это коллектив системных аналитиков от управления, информатики и менеджмента, использующих интеллектуальные и информационные ресурсы края для развития информационной инфраструктуры и аналитического обеспечения задач краевого, местного и муниципального уровней. В его функции входит создание описаний и моделей объектов управления, системный анализ текущего состояния отраслевых баз данных, подготовка сводной информации, выработка рекомендаций по совершенствованию информационной системы и передача их Службе генерального заказчика. Функционально Центр призван замыкать существующую систему сбора информации о крае, как объекте управления.
Создание Центра и Службы генерального заказчика должно либо опережать запуск Целевой программы, либо произойти в ее начале. Это позволит заранее сформировать условия развития краевой информационной инфраструктуры управления и обеспечить усиление ее кадрового потенциала за счет привлечения к решению задач краевого и местного самоуправления специалистов сторонних организаций, владеющих современными управленческими и информационными технологиями.
Интенсификация темпов развития информационной отрасли Красноярского края и повышение социально-экономической значимости информатизации обеспечивается, прежде всего, путем создания информационной инфраструктуры управления регионом. Ее создание должно осуществляться под влиянием необходимости информационно-аналитического обеспечения задач региональной власти и управления всех уровней и отраслей. Это обеспечит целевое расходование средств, поможет правильно расставить приоритеты, наладить четкий контроль и ответственную приемку результатов. Такой подход должен быть подкреплен необходимыми организационными и финансовыми ресурсами и ограничен жесткими требованиями и высокой ответственностью за результаты управленческих решений.
1.4. Структура регионального информационного пространства
управления. Организационное и кадровое обеспечение
Информационные ресурсы управления состоят из функциональных блоков двух основных типов - системообразующие и отраслевые (тематические).
К системообразующим блокам относятся базовые справочники, имущественные реестры, тематические кадастры и средства навигации по ним, а также правила обмена информацией, обязательные для использования всеми без исключения подразделениями администрации и рекомендованные для использования на умеренно возмездной основе всем хозяйствующим на территории края субъектам. В безусловном порядке к системообразующим блокам следует отнести земельный кадастр, реестр строений и прочих объектов недвижимости, адресные справочники, реестры физических и юридических лиц и прочие информационные ресурсы коллективного использования, имеющие общерегиональное значение.
Отраслевые (тематические) блоки содержат детальные данные о состоянии и динамике развития той или иной отрасли краевого хозяйства. Структура этих блоков достаточно произвольна, она определяется отраслевым подразделением администрации самостоятельно, при условии выполнения двух основных требований:
обязательное использование базовых справочников и прочих ресурсов, относящихся к системообразующим блокам;
безусловное следование общерегиональным правилам обработки и обмена информацией.
Приступая к решению столь масштабной задачи, следует подчеркнуть различие между процессом создания, развития и авторского сопровождения информационных систем и процессом их эксплуатации.
Создавать и развивать информационную инфраструктуру управления края силами штатных специалистов администрации представляется нецелесообразным. Эти работы следует на конкурсной основе поручить специализированным организациям под руководством координирующего и контролирующего органа (см. - Служба генерального заказчика).
Напротив, эксплуатировать систему, как правило, должны штатные сотрудники органов управления или уполномоченные администрацией унитарные предприятия, что позволит обеспечить жесткий вертикальный контроль достоверности данных и соблюдение требований конфиденциальности при относительно невысоком уровне бюджетных затрат.
Для обслуживания системообразующих информационных ресурсов информационного пространства целесообразно создание унитарных предприятий. При правильной постановке дела продукция этих предприятий будет, безусловно, востребована, что является гарантией их самоокупаемости, рентабельности и открывает возможности реинвестирования части заработанных ими средств в дальнейшее развитие информационной системы.
Эксплуатация тематических блоков системы, как правило, должна производиться силами хорошо ориентирующихся в конкретной предметной области штатных сотрудников отраслевых подразделений администрации. Руководство, координацию и контроль осуществляет Центр, который призван снять межведомственные барьеры, обеспечить организованный доступ к информационным ресурсам для информационно-аналитического обеспечения решения задач управления краевого уровня.
2. Информатизация системы образования, науки
и подготовки кадров
Второй приоритет краевой целевой программы - инвестирование информатизации образования, поддержка мероприятий по целевому обучению информационным технологиям специалистов и служащих.
Цель - расширение интеллектуальной базы процесса информатизации края. При этом стратегическую перспективу обеспечивает школьное образование, среднесрочную - вузовское и среднеспециальное, ближайшую - система подготовки, переподготовки кадров и гражданского образования.
2.1. Ожидаемые результаты
Повышение уровня компьютерной грамотности населения, увеличение числа граждан, использующих информационные ресурсы и технологии в своей деятельности, рост числа высококвалифицированных специалистов-технологов и разработчиков информационных систем.
2.2. Текущее положение, проблемы, предлагаемые решения
Сегодня образование становится непременным условием и средством достижения взаимосвязанных целей по достижению интеграции общественных, научных и производительных сил общества. Достижение этой цели невозможно без превращения потенциала научно-технических и гуманитарных знаний в главную действующую силу развития края. При этом важнейшей проблемой, требующей решения в рамках основных направлений реорганизации образования через информатизацию, является изыскание новых внешних и внутренних источников ресурсов и движущих сил ее развития.
Необходимо учитывать, что лимитирующим фактором внедрения современных информационных технологий в сферу производства, бизнеса и управления являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютерных технологий. Интеллектуальный потенциал академической, вузовской, прикладной науки, образования и производства, перешедший в сферу бизнеса, финансов и управления, рассредоточился на руководящих или определяющих политику уровнях организации. Это обстоятельство можно и нужно использовать для консолидации общественных и производительных сил края на направлениях созидания. Высокая динамичность социально-экономической действительности и бизнес-процессов, требующая реструктуризации производства, делопроизводства и управления, требует практически непрерывного самообразования.
Информатизация образования Красноярского края в том широком смысле, который определен настоящей концепцией, является базовым средством этой интеграции. Для этого следует в контексте основных направлений информатизации края реорганизовать структуру, содержание и организацию системы образования на основе использования новых информационных технологий.
Основная цель этой реорганизации - создать условия для того, чтобы каждый желающий сообразно возможностям и способностям мог в интересах дела освоить инструментальные программные средства и технологии, научиться пользоваться информационной инфраструктурой в целях повышения результативности индивидуальной, корпоративной и общественной деятельности, направленной на достижение социально-экономического благополучия края.
Ключевое направление информатизации образования - создание качественно новой информационной среды, необходимой для решения всего комплекса задач, повышения эффективности и качества образования.
2.3. Основные задачи и приоритеты
Основные задачи информатизации краевой системы образования, воспитания:
1. Создание организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации образования.
2. Создание современной информационной среды системы школьного, среднего специального, высшего, гражданского образования и науки.
3. Создание материально-технической базы информатизации и оснащения средствами информационной техники.
4. Системная и информационная интеграции школьного, среднего специального, высшего, гражданского образования и науки в региональную, государственную и мировую систему образования.
5. Развитие дистанционного образования и информационных ресурсов для непрерывного образования и самообразования.
6. Информатизация научных исследований в интересах обеспечения научно-методической поддержки процесса информатизации образования.
Приоритет в сфере информатизации образования и воспитания отдается интеграционным, инфраструктурным и флашанским проектам развития.
Под инфраструктурными проектами понимаются проекты развития информационной инфраструктуры вместе с условиями доступа и средствами продуктивного использования информационных и образовательных ресурсов края.
Интеграционные проекты - это проекты, направленные на объединение всех видов интеллектуальных, материальных, нематериальных ресурсов и соорганизацию деятельности в сфере образования, просвещения, воспитания.
Флагманские проекты - проекты, опережающего развития выделения и/или создания в системе образования ключевых организационных, учебных, социальных и управленческих подструктур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить флагманами, "островами", ориентируясь на которые или начиная с которых может начать развертываться процесс глобальной информатизации образования.
В рамках целевой программы должна быть разработана система критериев компьютерной грамотности, владения информационными технологиями, обеспечивающая управление человеческой активностью через стандарты и сертификаты образования, механизмы повышения статуса.
3. Интеграция локальных вычислительных сетей
и корпоративных информационных систем в единое информационное
пространство Красноярского края
Третий приоритет краевой целевой программы - создание финансово экономических, организационных и правовых условий для развития телекоммуникации, информационного бизнеса и интеграции корпоративных информационных сетей и систем.
Реализация Целевой программы должна обеспечить условия системной интеграции локальных вычислительных сетей и корпоративных информационных систем в региональное информационное пространство. Такая интеграция позволит кардинально повысить эффективность региональной системы управления и уровень информационного сервиса, создать основу для реализации крупномасштабных проектов.
3.1. Основные элементы регионального
информационного пространства
Локальная вычислительная сеть (ЛВС) - соединенные в сеть компьютеры, расположенные в ограниченной зоне (например, в одной комнате, одном здании, группе близлежащих зданий). В основе проектирования и правил построения ЛВС, выбора необходимого оборудования лежат следующие концептуальные принципы:
обеспечение взаимодействия вычислительных средств и другого оборудования на основе соответствующих протоколов нижнего уровня;
возможность подключения к внешним (глобальным) сетям;
предоставление необходимой скорости передачи информации;
безопасность, надежность, непрерывность предоставления сервиса;
устойчивость по отношению к условиям внешней среды;
модульный принцип построения, который позволяет проводить изменения конфигурации сети;
поддержка и организация виртуальных групп пользователей на основе МАС-адресов, протоколов и приложении;
управляемость устройств сети по SNMP/RMON и их разновидностям.
Такой подход позволяет выбрать наиболее оптимальные варианты конфигурации в каждом конкретном случае независимо от масштабов предприятий.
Корпоративная информационная система (КИС) - это информационная система масштаба одной или нескольких организаций, объединенных общей деятельностью. Ее ключевыми компонентами являются: система управления корпоративной базой данных, система автоматизации деловых операций и документооборота, система управления электронными документами, специальные программные средства, системы поддержки принятия решений. КИС не только основа информационного пространства компании, но и гибкий эффективный инструмент управления бизнесом в сложных, постоянно меняющихся условиях. Их разработка требует сбалансированной интеграции различных информационных технологий и соответствующих программных и аппаратных средств.
Основные этапы процесса создания КИС - информационное обследование организации и выбор архитектуры системы, аппаратно-программных средств се реализации. Построение корпоративных систем - это, прежде всего, осмысление своего дела, понимание путей его развития, правильно организованное управление информацией, обеспечивающее успех в настоящем и будущем.
Из соображений минимизации затрат и снижения рисков утечки конфиденциальной информации компании стремятся разрабатывать КИС силами собственных программистов, у которых не всегда имеется соответствующая квалификация (как правило отсутствуют системные аналитики, архитекторы и узко профильные специалисты). Отсюда невысокий уровень разработок и трудности развития или объединения сетей.
В рамках целевой программы создание условий для повышения качества корпоративных систем и придания им общественно значимых свойств достигается путем проведения мероприятий, обеспечивающих появление конкурсных заказов на их создание и повышение профессионального уровня специализирующихся на этом фирм, а также через создание условии выгоды следования краевым стандартам информатизации и требованиям к региональным информационным системам.
3.2. Роль к место корпоративных информационных систем
и информационном пространстве Красноярского края
Корпоративные информационные системы пользуются общими телекоммуникационными каналами региона и могут существенно влиять на техническую и коммерческую политику провайдеров и операторов систем передачи данных. В силу этого КИС могут и должны служить основой системной интеграции региональных информационных ресурсов в единое региональное информационное пространство.
Основная идея создания условий интеграции КИС в региональную информационную инфраструктуру состоит в приоритетном инвестировании проектов, направленных на создание системообразующих информационных ресурсов: базовых справочников, имущественных реестров, тематических кадастров и т.п. Отраслевые, ведомственные корпоративные системы можно объединить в региональное пространство при условиях возможности использования базовых справочников и прочих ресурсов, относящихся к системообразующим блокам, на бесплатной основе, при безусловном следовании общекраевым правилам обработки и обмена информацией. Выгоды, связанные с возможностью открытого доступа к системообразующим информационным ресурсам, перекрывают временные неудобства, возникающие в связи с необходимостью перехода на краевые стандарты.
3.3. Необходимость развития корпоративных
информационных систем
Эффективность принятия управленческих решений в современных экономических условиях во многом зависит от используемых инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Представляется целесообразным выделить три основных, актуальных сегодня круга задач, решение которых обеспечивается развитием КИС:
1. Создание информационной базы для анализа показателей, получаемых на основе данных стандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также из других открытых источников. В решении этой задачи заинтересованы прежде всего внешние по отношению к предприятию пользователи экономической информации - инвесторы, налоговые службы и т.д.
2. Выработка стратегических управленческих решении по развитию бизнеса. Здесь информационная база должна быть шире, однако она все равно остается в рамках высокоагрегированных показателей, характеризующих наиболее важные тенденции развития отдельного предприятия или корпорации.
3. Выработка тактических решений, которая является прерогативой служб оперативного управления. Информационная база в этом случае чрезвычайно широка и требует охвата большого количества частных, высокодетализированных показателей, отображающих различные стороны локальных характеристик функционирования предприятия.
Во всех трех направлениях есть основа для интеграции в региональные сети. Это необходимость доступа к системообразующим информационным ресурсам и рекламно-справочной бизнес информации, а также выгоды электронною обмена информацией с органами власти.
Повсеместное внедрение в практику управления средств вычислительной техники, естественно, приводит к необходимости использования специализированного программного обеспечения (ПО), поддерживающего процесс решения указанных аналитических задач.
В связи с вышесказанным необходимо дать инвариантное относительно содержания определение КИС и указать технические и технологические условия их интеграции.
3.4. Приоритетные направления развития корпоративных
информационных систем
В условиях быстро меняющейся организационной среды выбор подходящих деловых инструментов зачастую определяет успех, важно вовремя отказаться от технологий вчерашнего дня. Основные задачи создания и реструктуризации корпоративной информационной системы, ее технологического перевооружения состоят в следующем:
1. Создание единого защищенного входа в систему. Организуется общая служба аутентификации каждого пользователя. Это повышает удобство работы и, что еще важнее, облегчает взаимодействие бизнес-партнеров с вашей сетью. Единый вход способствует успеху электронного бизнеса.
2. Создание единого способа доступа. Объединяются отдельные каналы, в которых решаются разные задачи - от поддержки сбыта до исследовании и разработок. Этот процесс, называемый интеграцией корпоративных систем, может быть реализован при помощи специального ПО сопряжения, что исключает необходимость в переработке каждой прикладной программы. Это, опять же, повышает внутреннюю производительность труда и облегчает взаимодействие с другими предприятиями.
3. Достижение высокой надежности. Надежность - основа технологической инфраструктуры XXI века. Быстрота и экономическая эффективность тоже важны, но надежность имеет первостепенное значение. Для повышения надежности можно принять определенные меры как внутри, так и вне сети, оставаясь в рамках бюджета.
Решение перечисленных задач развития КИС позволит приблизиться к реализации современной информационной среды Красноярского края, ускорит процесс создания системообразующих информационных ресурсов и организации к ним доступа. На этой основе развивается предметная область взаимодействия субъектов хозяйственной и деловой активности, гражданского населения с органами власти. Приоритетные направления:
1. Внедрение систем электронной подписи для идентификации пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию.
2. Реализация информационных систем, для эффективной работы которых требуется персональный финансовый учет, электронные платежи на основе смарт-технологий: оплата налогов, адресная социальная помощь и т.п.
3. Предоставление статистической отчетности о работе хозяйствующих субъектов уполномоченным на это государственным органам.
4. Представление статистической информации о работе государственного аппарата населению.
5. Получение форм и бланков официальных документов через web-сайты органов регионального и отраслевого управления, а также отслеживание статуса и прохождения документов, посылаемых в государственные структуры.
Трудно переоценить результаты объединения информационных ресурсов края через системную интеграцию его корпоративных сетей. Оно огромно и служит основой действительного формирования информационной отрасли на реальной базе развития сферы информационных услуг с интенсивными многомиллиардными оборотами.
3.5. Развитие информационных технологий
и создание информационных ресурсов
Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, а также лингвистические средства для описания конкретной предметной области и обеспечения доступа к информации и знаниям. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, распространение, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.
Информационные ресурсы (ИР) страны являются ее национальным достоянием. Количество, качество и доступность ИР уже сейчас во многом определяют уровень развития страны и ее статус в мировом сообществе. В целом по объему ИР Россия уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Концепция предусматривает развитие информационных ресурсов края в интересах органов власти, населения, а также предприятий и организаций.
Информационная технология (ИТ) является наиболее важной составляющей процесса использования ИР общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. ИТ - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель ИТ - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Основные проблемы в этой области в Красноярском крае связаны с необходимостью интенсификации процессов создания и использования ИР, развитием средств доступа к ним, формирования структуры пользования и услуг на основе современных ИТ. Причины недостаточной доступности ИР весьма разнообразны:
значительная доля государственных ресурсов скрывается от общественности по корыстным или политическим мотивам, а ведомственные ресурсы практически закрыты для вневедомственного использования;
коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;
многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;
часть электронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках;
многие владельцы ресурсов не имеют средств или технологий для обеспечения распространения информации и доступа к ней.
С позиций развития информационного пространства края необходимо разработать механизмы реализации имеющихся правовых положений в области ИР, определенных законами Российской Федерации и Красноярского края, а также - экономические и организационные механизмы, обеспечивающие в первую очередь разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Системообразующие информационные ресурсы должны быть открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Структурные подразделения администрации края, местного самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия обеспечивают пользователей (потребителей) информацией об имеющихся ИР и устанавливают порядок их получения на основании законодательства, нормативной базы региона, собственных положений, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
В области развития информационных технологий необходимо сконцентрировать внимание на создании прежде всего тех ИР, которые органически связаны с краем, представляют ценность для управления, хозяйствования, бизнеса, образования и пользуются наибольшим спросом. ИТ реально определяют уровень использования информации.
Необходимо учитывать, что ИТ очень быстро совершенствуются (срок замены существующих технологий на более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 2-3 года) и то, что отечественный рынок ИТ сегодня плотно насыщен продукцией мировых монополистов. Поэтому реально возможно и необходимо обеспечить продвижение российских технологий лишь на рынке прикладных и, частично, так называемых обеспечивающих ИТ, отдавая приоритет красноярским разработчикам при условии качества на уровне мировых стандартов. В соответствии с этим необходимо:
осуществлять селективную поддержку приоритетных ИТ;
осуществлять открытые конкурсы на новые ИТ при гарантиях закупок и открытый конкурсный отбор ИТ;
стимулировать применение ИТ отечественной разработки при условии их конкурентоспособности.
Отдельно должны быть рассмотрены мероприятия по отношению к так называемым "двойным технологиям", т.е. информационно-телекоммуникационным технологиям, которые применяются как в гражданских, так и в военных системах.
Концепция опирается на передовые тенденции развития ИТ и стремится удовлетворить изменяющиеся потребности всех потенциальных пользователей, стимулирует законодательные процессы в этой области, обеспечивает необходимый уровень социальной направленности процесса развития информатизации. С учетом складывающихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области предлагается опираться на следующие современные информационные технологии:
базовые технологии Intemet/Intranet;
информационную службу Х.500;
идеологию информационных хранилищ и архитектуру "клиент-сервер";
SQL-ориентированные инструментальные системы (СУБД ORACLE, Microsoft SQL, INFORMIX и т.д.);
CASE-технологии проектирования информационных систем и баз данных;
ГИС-технологии;
технологии создания и распространения информации на CD-ROM носителях;
мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности и др.
Указанные выше технологии позволяют обеспечить сопряжение различных типов информационных серверов (WWW, SQL и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети. Тем самым создаются технологические предпосылки для построения единого информационного пространства Красноярского края.
Приоритеты целевой программы необходимо отдавать проектам, обеспечивающим развитие информационных ресурсов, используемых для решения наиболее актуальных и масштабных задач управления и образования, требуя продуманной организационной структуры и средств их использования. Имеющиеся в крае кадровый потенциал и материально-технологическое обеспечение позволяют требовать мировых стандартов качества ИР и ЦТ.
4. Кадровое и технологическое обеспечение
Целевой программы
Четвертый приоритет краевой целевой программы - поддержка инноваций в области информационных технологий и распространение передового опыта в сфере информатизации.
Цель и ожидаемый результат - мировой уровень кадрового и технологического обеспечения Целевой программы информатизации.
Основные задачи - поддержка лиц, определяющих перспективы развития высоких технологий, формирование рынка информационных технологий и консалтинговых услуг, поддержка системы обмена опытом, формирование организационной структуры, ответственной за обеспечение уровня мировых стандартов в программах информатизации края.
Проблемы и пути их решения
Высокая динамичность, стихийность процесса информатизации и локальность очагов его развития нашли свое отражение в уровне и пестроте его кадрового и технологического потенциала:
базовое образование не может успеть за темпами мировых лидеров информатизации;
специалисты высшей квалификации обеспечивают наиболее ответственные участки информатизации локальных бизнес-процессов и не имеют условий для передачи опыта;
профессиональные клубы в сфере информатизации слабо развиты, не оформляют и тиражируют опыт за пределы клуба;
продвижение новых информационных технологий обеспечивается внешними, в основном, московскими, фирмами.
Реализация Целевой программы с необходимостью потребует специальных усилий по формированию кадрового потенциала, обеспечивающего наработку и распространение передового опыта. Это могут быть:
поддержка проектов опережающего развития перспективных технологий, информационных технологий;
поддержка процесса формирования профессиональных союзов, клубов людей, обеспечивающих развитие информатизации;
создание учебно-консалтингового центра, который предназначен для обслуживания решения наиболее сложных и наукоемких задач Целевой программы, сбора и распространения передового опыта;
создание постоянно действующей выставки-продажи новых информационных технологий, обеспечивающей проведение семинаров, конференций, тематических школ и выставок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.