Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Концепции краевой целевой программы
"Информатизация Красноярского края
до 2005 года"
Аналитическая справка
Введение
Во многих регионах Российской Федерации начинают интенсивно развиваться отдельные составляющие единого информационного пространства. В большинстве случаев эти работы ведутся на основании принятых концепций и в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ.
Разработаны и прошли правительственную оценку концепции информатизации России, а также ее государственных ресурсов. На их базе подготовлен проект целевой программы "Информатизация России". С учетом этого и на основании возрастающей потребности и жизненной необходимости информатизации Красноярского края, в настоящее время важно критически оценить результаты сделанного в этой области, определить роль и место края в реализации указанной программы, а также наметить конкретные действия по интенсификации процесса информатизации с учетом местных условий.
В этих целях необходимо провести качественный и количественный анализ сбора, обработки, накопления и распространения информации в крае и его отдельных районах. Оценить степень удовлетворения информационных потребностей населения и различных организаций на его территории, а также экономическую и социальную эффективность ранее принятых и предпринимаемых действий по информатизации края. Необходимо также проанализировать существующие и разрабатываемые концепции и программы информатизации федерального и регионального уровня других субъектов Федерации, ведомственные программы, которые реализуются на территории края.
Состояние информатизации в Красноярском крае
Сегодня в Красноярском крае географически и исторически объективно сложились определенные условия, которые нельзя не учитывать (игнорировать) при решении вопросов информатизации. Это значительная территориальная протяженность, в связи с чем возникают серьезные трудности развития любых физических телекоммуникаций. И малонаселенность, которая влияет на рынок подбора кадров, объективно снижает количество пользователей ресурсами и другими объектами информатизации.
Необходимо учитывать быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку и глубокое реформирование экономических отношений, которые ведут к росту потребности в достоверной, объективной информации в реальном времени.
Сегодня необходимо констатировать, что в крае произошел значительный скачок количества компьютеров, находящихся в пользовании, как населения, так и предприятий различных форм собственности. Ориентировочное количество ПЭВМ в регионе около 100000 единиц. Но большая часть из них не используется в качестве информационной инфраструктуры, а применяется только как индивидуальное средство работы с информацией.
Существующая система информационного обеспечения различных сфер деятельности не соответствует новым социально-экономическим условиям и требует приоритетного развития и совершенствования.
Состояние краевых государственных и иных определяющих информационных ресурсов в крае характеризуется явной тенденцией дезинтеграции. По приблизительным оценкам, в крае имеется около трех тысяч различных баз данных (ресурсов), но только несколько десятков из них взаимоувязаны между собой. Это является следствием ведомственной разобщенности, различного подхода к их формированию и готовности к использованию. Прежде всего, отмечается явно недостаточное их наполнение. Это происходит ввиду значительных первичных затрат, недостаточности специалистов и, в большей степени, из-за отсутствия четкого управления и координации этого процесса. Большая часть существующих информационных систем выполнена с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивает необходимого уровня защиты информации.
Еще не преодолен информационный монополизм управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы (именно он является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма, коррупции, извлечения сверхприбыли). Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ведомственной принадлежностью и обусловлена обычно должностным положением и социальным статусом потребителя. Несмотря на значительное расширение рынка информационных ресурсов и программных продуктов, информационное обеспечение органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне (большинство населения получает информацию традиционным путем). В результате этого экономический эффект использования информационных ресурсов крайне низок и не решает проблемы повышения эффективности экономики и социальной жизни края.
Не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, особенно из сельской местности. Подавляющая часть информационно телекоммуникационных систем функционирует в интересах государственных органов власти и, как правило, они недоступны другим потенциальным потребителям. Ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней, ведет к удорожанию разработок и эксплуатации, к ненужной избыточности.
Явно выражена крайняя неравномерность распространения информационного потенциала по территории края.
Отмечается стойкая тенденция в том, что спрос на информацию в органах управления имеет принципиальное отличие от спроса на информацию среди хозяйствующих субъектов и физических лиц. Степень удовлетворения потребности последних из-за высоких тарифов за информационнокоммуникационные услуги значительно ниже остальных.
В регионе набирает темп развитие больших локальных компьютерных систем, особенно в органах власти, на крупных предприятиях и отдельных территориях с количеством пользователей более 15 и отдельно выделенным сервером и выходом в информационную систему России и мира. По предварительным оценкам в крае около 500 таких систем. Но они возникают в целом хаотично и в редких случаях увязаны с общими задачами края. Значительное число локальных систем находится на первом уровне, когда число пользователей не превышает 5 и у них отсутствует выход в большие информационные сети. В целом это снижает их эффективность. Дать количественную оценку таких сетей не представляется возможным из-за отсутствия какой-либо информации о них.
В Красноярском крае получила развитие система транкинговой радиосвязи, что особенно характерно для края с учетом его больших территорий, не обеспеченных развитыми телекоммуникационными сетями. Но и это направление информатизации не имеет какого-либо регулируемого плана развития в интересах всего региона.
Существенные условия информатизации в крае
Прежде всего необходимо отметить, что рынок информационно-телекоммуникационных услуг, средств вычислительной техники и программного обеспечения стихиен и органами государственной власти края практически не регулируется. Он преимущественно ориентирован на поставку зарубежных программно-аппаратных средств и занимается этим значительное число организаций и предприятий различных форм собственности. Ежегодный прирост оборота указанных, средств на протяжении последних семи лет почти удвоился и достиг уровня более 10 миллионов долларов.
Техническими платформами информационно-вычислительных систем и сетей в крае являются почти исключительно IBM - совместимые персональные компьютеры и построенные на их основе локальные сети (ЛС). Локальные сети, созданные на основе многопроцессорных серверов, функционируют в основном в рыночных структурах.
Большинство организаций края в качестве программной платформы используют "WINDOWS", а также "MS-DOS", и, лишь в редких случаях, используется платформа "UNIX", применяемая преимущественно для обработки информации, поступающей по телекоммуникационным каналам. Среди сетевых программ, лидером является "NETWARE". К числу наиболее используемых СУБД относятся FOXPRO, PARADOX, ACCESS. К наиболее распространенным в крае СУБД верхнего уровня относятся DB-2, INFORMIX, "ORACLE".
Среди банков данных доминируют числовые базы. Наиболее крупным владельцем числовых баз данных является краевой комитет по статистике и администрация края. Полнотекстовые базы данных в крае представлены довольно распространенными информационно-правовыми системами "Гарант", "Консультант-плюс" и другими. Собственные справочные и числовые базы данных имеют практически все органы управления федерального и краевого подчинения, а также многочисленные хозяйствующие субъекты и отдельные научные и библиотечные организации.
Существующие базы и банки данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классификаторов. Большинство государственных органов федеральной и региональной исполнительной власти (жилищно-коммунальные органы, службы социальной защиты, пенсионный фонд Главного управления внутренних дел, налоговой полиции и налоговой инспекции, госавтоинспекции и ряд других), имея по существу единую основу информации (сведения о населении) ведут свои ведомственные информационные системы обособленно, не взаимодействуя между собой. Услуги сторонним организациям и частным лицам эти службы почти не предоставляют.
Организационно-технологические трудности препятствуют электронному документообороту. Перевод информационных ресурсов на электронные носители требует принципиально нового подхода как к документированию информации, так и к обеспечению ее безопасности.
Широкий диалоговый телекоммуникационный доступ обеспечивается преимущественно к правовым базам данных и ограничен к специализированным. Интенсивно развивается рынок информационных услуг главным образом по телефонным каналам. Информационное взаимодействие обеспечивается телекоммуникационными системами глобальных сетей передачи данных "Sprint", "РЕЛКОМ", "Интернет" и рядом корпоративных сетей. По интенсивности использования глобальных сетей и обмену информацией Красноярский край находится в первой пятерке среди регионов Сибири и Дальнего Востока.
Многие развернутые в настоящее время в крае телекоммуникационные сети не реализуют ряд специфические требований в части обмена конфиденциальной информацией и защиты от несанкционированного доступа и воздействия на системы. Внедрение средств и систем защиты в них, из-за использования большего числа разнотипных программно-аппаратных средств, представляет собой весьма сложную и дорогостоящую научно-техническую задачу. Развитие современных телекоммуникационных систем происходит в результате сложного взаимодействия между рыночным спросом на услуги связи и новыми сетевыми технологиями, этот процесс ускоряется, помимо других факторов, возможностью для пользователей большего выбора альтернативных технологических решений.
Особенность состояния телекоммуникационной инфраструктуры края заключается в наличии существенных различий уровня обеспеченности телекоммуникациями в Красноярске и районах края, а также их качества. Это проявляется с одной стороны в том, что наряду с появлением и развитием современных технологий в городе Красноярске (SDH, FR, AMPS) не полностью удовлетворяются услуги телефонной связи, используется морально устаревшее оборудование декадно-шаговых и координатных станций, аналоговые системы, с другой стороны, во многих районах края качество телефонной связи очень низкое. Особое географическое положение имеет Красноярск - он является региональным центром телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва-Хабаровск и где сходятся телекоммуникационные магистрали от городов центра Сибири. Опережающее развитие магистральной цифровой сети создает предпосылки для ускоренного развития всей телекоммуникационной инфраструктуры края и сибирского региона.
Вместе с тем в масштабе края в целом не сформирована территориальная инфраструктура информатизации.
Край располагает основой для подготовки высококвалифицированных кадров в области информатизации и имеет ряд творческих коллективов, способных эффективно решать самые разнообразные задачи по информатизации региона.
Существующая производственно-технологическая база края практически не позволяет удовлетворить потребности края в электронном оборудовании для информатизации.
Проблемы информатизации
Проведенный анализ свидетельствует, что к основным проблемам информатизации в крае необходимо отнести отсутствие сформулированной региональной концепции информационного развития края и единой научно-технической политики информатизации, а также полной информации о состоянии информатизации субъектов края. Технология ее сбора и анализа не разработана.
Координация основной деятельности по информатизации в масштабе края отсутствует, хотя имеются отдельные примеры согласованных действий, преимущественно по узковедомственному принципу.
Текущее состояние информатизации таково, что в основном в субъектах решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединение их в локальные сети. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия. Проблема информатизации все больше становится проблемой организации и управления самим процессом.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют разработанные организационные принципы структурного регулирования информационного взаимодействия субъектов, системы экспертизы, сертификации и лицензирования информационной деятельности, а также учета и регистрации баз и банков данных.
В крае топология региональных телекоммуникаций, в силу исторически складывающихся обстоятельств, приобрела хаотические черты, в результате чего информационное взаимодействие между корпоративными сетями, в частности в Красноярске, стало совершенно разобщенным. Попытки внести регулярность построением иерархических структур локального масштаба практически не меняют ни общей картины, ни тенденций последующего развития. Чрезмерные затраты на разработку, прошиодство и эксплуатацию телекоммуникаций, на фоне непрерывно растущих требований по их расширению и модификации, могут привести индустрию телекоммуникаций к технологическому тупику.
В субъектах информатизации края предстоит оцифровать громадные объемы накопленной и хранимой в традиционной форме мультимедийной, картографической и прочей информации органов власти, муниципальных служб, архивов, библиотек, музеев и других организаций и отдельных граждан.
Проблемой информатизации становится и формирование информационных потребностей и навыков у широких слоев населения работы в современной информационной среде, развитие инфраструктуры системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих создание и эффективное существование информационной среды края и в целом региона. Отмечается, что у руководителей различного ранга растет обеспокоенность развитием процесса неэффективного использования информационных технологий и инвестиций на информатизацию. Они убеждены в том, что реализация планов информатизации крупных ведомственных проектов информационного развития, требующих значительных и рискованных вложений, необходимо жестко обуславливать нормативными требованиями и ставить под контроль администрации края и Законодательного Собрания края.
Отмечается также отсутствие в крае системы экономического анализа и финансового обеспечения информатизации. Наличие такой системы могло бы дать возможность реально оценивать результаты деятельности по информатизации, ее эффективности и своевременной корректировке принимаемых решений и действий по их осуществлению. Кроме того, в настоящее время практически не сформирована краевая система нормативных и законодательных актов, регламентирующих деятельность физических и юридических лиц в сфере информатизации, что приводит к различным казусам, возможности появления коррупции и замедлению развития региона как информационной системы.
Главным принципом государственной политики в области информатизации в настоящее время провозглашен принцип создания условий для развития всеобъемлющей информатизации и свободного предпринимательства в сфере информационной индустрии. Активно развивается информационная политика в ряде регионов страны, охватывая при этом образовательный, предпринимательский и индивидуально-бытовой уровень.
Заключение
В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы создания концептуального и регулирующего механизма нововведений в процессе информатизации, разработке научного фундамента информатизации, ее научно-методических основ, методов научного обоснования и экспертизы направлений, программ, проектов развития информационной среды, научного сопровождения процесса информатизации региона. Все это в состоянии обеспечить Сибирское отделение Российской академии наук, имеющийся профессорско-преподавательский состав высшей школы края при должном внимании и помощи со стороны краевой администрации и деловых кругов Красноярского края.
Несмотря на негативные явления в экономике, условия и потенциал края таковы, что в настоящее время реально приступить к разработке и развертыванию программы информатизации края. Чем быстрее это будет предпринято, тем легче устранять негативные последствия существующих проблем информатизации Красноярского края, а также предотвращать их появление и обострение в будущем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.