Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Концепции краевой целевой программы
"Информатизация Красноярского края
до 2005 года"
Предложения к созданию механизмов управления
процессом информатизации Красноярского края
1. Организационное обеспечение
1.1. Текущее состояние и проблемы управления информатизацией
Стихийность регионального процесса информатизации порождает значительные проблемы и диспропорции в ходе его развития. Это процесс, который по-разному развивается на территории края в различных социальных группах, государственных и негосударственных структурах различных форм организации и собственности. Несмотря на то, что в крае имеется значительный материально-технический и кадровый потенциал информатизации, продуктивность деятельности ее субъектов невысокая. Основная причина в том, что складывающаяся информационная отрасль пока не имеет оформившейся инфраструктуры и средств расширенного воспроизводства, соответствующих масштабам и потребностям края.
Анализ ситуации показывает, что ключ к успеху решения большинства проблем информатизации края лежит в сфере организации и управления. Необходимость координации действий и интеграции ресурсов назрела и осознается большинством участников процесса информатизации. Вместе с тем на краевом уровне имеются только три элемента организационного обеспечения информатизации края, нацеленных на решение тактических и стратегических задач информатизации: секция информатики Научно-технического совета при Законодательном Собрании края, общественный координационный Совет по информатике, вычислительной технике и связи и рабочая группа по разработке Целевой программы информатизации Красноярского края на 2001-2005 годы.
Деятельность этих и других координационных советов информатизации (местных, муниципальных, отраслевых) важна и полезна, но не может обеспечить эффективного управления процессом информатизации в масштабах края.
1.2. Основные задачи организационного обеспечения
и пути их решения
Для успешной реализации краевой целевой программы необходимо обеспечить управление:
краевой целевой программой, ее проектами и средствами;
процессом формирования информационной отрасли;
развитием интегрированной информационной среды края;
процессом создания механизмов, обеспечивающих повышение социально-экономической и общественной значимости информатизации края;
развитием информационной инфраструктуры региональной власти и управления на всех ее уровнях и отраслях.
Управление процессом формирования информационной отрасли и повышения социально-экономической и общественной значимости информатизации края осуществляется через проведение согласованной политики, создание законодательной базы и управление активностью субъектов информатизации края. Для формирования текущей политики информатизации используются СМИ, электронные СМИ, конференции, семинары, координационные советы. Среднесрочная и долгосрочная политика информатизации проводится через систему подготовки-переподготовки кадров и образования высшего, среднего специального, школьного, гражданского.
Управление развитием информационной инфраструктуры краевых органов власти связывается с решением задач регионального управления и осуществляется организационной структурой, подчиненной администрации края. Для управления функционированием используются административно-нормативные и контрактно-договорные формы управления, вводится новый нормативный порядок. Поощряется создание унитарных предприятий и частных фирм с долевым участием администрации, обеспечивающих поддержание инфраструктуры за счет оказания услуг.
Для управления финансами краевой целевой программы информатизации, интеграции материальных ресурсов субъектов информатизации, привлечения внебюджетных инвестиций, для финансового обеспечения поддержания инфраструктуры целесообразно использовать фондовые механизмы, а для обеспечения оперативного маневра средствами, залоговых гарантий и кредитов при работе с рыночными бизнес-структурами - банковские механизмы.
Для обеспечения механизмов обратной связи и усиления профессиональной ответственности участников краевой целевой программы на всех этапах ее реализации, повышения эффективности экспертизы, координации проектов, отчетности, контроля поощряется создание многоуровневой системы координационных советов, развитие горизонтальных и вертикальных связей между ними.
Повышение качества и действенности общественной экспертизы проектов и оценки результатов проектной деятельности и управленческих решений, создание свободных условий развития горизонтальных связей, интеграционных процессов достигается путем расширения функций и полномочий ежегодной конференции "Проблемы информатизации региона".
2. Нормативно-правовое обеспечение
Правовое обеспечение информационных процессов и информатизации в Красноярском крае неотделимо от Российской Федерации и должно предусматривать:
формирование и использование информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности через разные формы организации производства, услуг, обмена, создание рынка, проведение государственной и региональной политики;
упорядочение отношений в области информационных процессов и информатизации на основе права собственности на информационные ресурсы, права авторства и собственности на автоматизированные информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
включение информационных ресурсов в систему важнейших ресурсов страны, а индустрии информатизации - в научно-технический и производственный потенциал страны;
создание информационного пространства на основе современной инфраструктуры информатизации Российской Федерации, СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества в целом;
обеспечение условий безопасности информации, интересов и прав физических и юридических лиц, субъектов Российской Федерации и государства в процессе информатизации.
Правовому регулированию подлежат три основные предметные области информатизации:
информационные ресурсы;
информационные услуги и продукты;
информационные технологии и средства их обеспечения.
С учетом анализа действующего зарубежного и российского законодательства система законодательных и нормативных правовых актов в области информатизации может быть представлена двумя группами актов:
актами высших органов государственной власти, министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, включающими отдельные нормы права по проблемам информатизации;
специальные акты, полностью посвященные проблемам информатизации.
Структура и состав информационного законодательства может быть представлена в следующем виде:
1. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации.
2. Отрасли действующего законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законодательства:
законодательство об интеллектуальной собственности:
законодательства об авторском праве и смежных правах;
патентное законодательство;
законодательство о ноу-хау;
законодательство о средствах массовой информации;
законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке
информационных продуктов, предоставлении информационных услуг:
общие вопросы законодательства об информационных ресурсах;
законодательство о правовой информации;
законодательство о персональных данных;
законодательство о библиотечном деле;
законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах;
законодательство о международном обмене;
законодательство о поиске, получении, передаче и применении информации,;
законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения;
законодательство об информационной безопасности.
3. Отдельные информационно-правовые нормы в составе правовых актов отраслей российского законодательства:
типовые информационно-правовые нормы, подлежащие включению в состав актов по отраслям действующего законодательства;
нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере.
3. Финансовое обеспечение
3.1. Экономические механизмы и привлечение внебюджетных средств
Для управления финансами краевой целевой программы должны быть использованы и при необходимости созданы экономические механизмы, позволяющие применять ниже перечисленные формы финансирования, привлекать средства указанных источников, выдерживать планируемые пропорции затрат, снижая нагрузку на бюджет края.
Экономические механизмы краевой целевой программы должны обеспечивать привлечение внебюджетных средств, эффективность использования финансовых вложений, их гарантированный возврат инвесторам. Их правовое и процедурное обеспечение разрабатывается в соответствии с направлениями, типом проектов и мероприятий программы, определяется на этапе ее разработки и формирования и развивается в процессе реализации. Важно обеспечить переход от прямых капитальных вложений, выделяемых на информатизацию, к предоставлению средств на проекты, прошедшие конкурсный отбор.
Должны быть созданы экономические, правовые, организационные условия и механизмы конструктивного взаимодействия субъектов информатизации бюджетной и внебюджетной сфер и обеспечены мероприятия, позволяющие повысить привлекательность частных инвестиций, а именно:
привлечение средств внебюджетных источников через конкурсы инвестиционных проектов, подкрепленные финансовой, маркетинговой и рекламной поддержкой краевой целевой программы, долевым участием и гарантиями администрации края;
объединение ресурсов участников краевой целевой программы в рамках корпоративных, кооперативных проектов и юридических закрепленных форм соорганизации;
привлечение ресурсов, связанных с использованием информационных технологий двойного применения.
3.2. Управление финансами, контроль и ответственность
Управляет финансами, обеспечивает контроль и несет ответственность за их эффективное и целевое использование дирекция краевой целевой программы.
К основным экономическим механизмам управления краевой целевой программой, обеспечивающим формирование бюджета программы, достижение ее целей, а также экспертизу проектов, контроль реализации и ответственность за конечные результаты, относятся:
Служба заказчика при администрации края (и Фонд информатизации Красноярского края, если он будет создан) для управления финансами программы в бюджетной сфере;
генеральный подряд или определение головных научно-технических организаций для тех направлений программы, в которых возможно и/или требуется закрепление структуры отношений ее участников;
фондовые и банковские механизмы, сочетание которых позволяет эффективно работать как с бюджетными, так и внебюджетными средствами, управлять процессами интеграции материальных ресурсов, создать условия для реализации крупных инвестиционных, корпоративных, инфраструктурных проектов и использовать инвестиционный потенциал населения для развития информационной отрасли края;
юридически закрепленные формы интеграции материальных ресурсов и координации деятельности субъектов информатизации, включая организации некоммерческого партнерства, ассоциации, акционерные общества с участием администрации края или организаций, представляющих ее интересы.
Для повышения эффективности управления финансами целесообразно создание Красноярского краевого Фонда информатизации и/или объединение существующих банковских и фондовых структур, экспертных советов, консалтинговых и аудиторских фирм, связанных с администрацией края и Дирекцией целевой программы соответствующим договором, придающим этому объединению функции, необходимые для успешной реализации краевой целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.