Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации г.Красноярска
от 25 ноября 1994 г. N 900
Правила
работы предприятий розничной торговли
на территории г.Красноярска
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", "О местном самоуправлении в РФ", Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли".
Настоящие правила работы розничной торговли на территории г. Красноярска предназначены для регулирования торговых процессов и деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющих розничную торговлю. Правила содержат требования, направленные на защиту прав и интересов потребителей, повышение уровня торгового обслуживания населения.
1.2. Взаимоотношения между потребителями и предприятиями торговли, общественного питания регулируются законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и настоящими Правилами.
2. Правила торговли, устанавливаемые для хозяйствующих
субъектов, осуществляющих розничную торговлю
2.1. Каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю, должен иметь лицензию на право торговой деятельности, полученную в соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 25.11.93 N 515-П "О введении лицензирования розничной торговли, производства и реализации продукции (услуг) общественного питания на территории Красноярского края".
2.2. Основной задачей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов потребителей.
В дальнейшем юридические и физические лица, осуществляющие розничную торговлю и зарегистрированные в качестве предпринимателей, будут именоваться "Предприятиями".
2.3. Товарный профиль (тип) предприятия определяется учредительными документами и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с соответствующими органами местной администрации при регистрации, при этом товарные профили (типы) обособленных структурных подразделений (торговых точек) предприятий определяются и согласовываются по отдельности.
2.4. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес. Вывеска должна отвечать следующим требованиям: минимальный размер 40 х 30 см; несмываемость (нестираемость) надписи; осуществление надпись трафаретными буквами на русском языке; целостность вывески; место расположения вывески, обеспечивающее наглядность при подходе к торговой точке; материал, используемый для изготовления вывески - легкий металл, стекло и другие огнестойкие материалы.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен указывать на вывеске (нагрудной визитке или эмблеме) информацию о регистрации и наименовании органа, его зарегистрировавшего.
2.5. Режим работы государственным муниципальным предприятиям торговли устанавливается по решению органов местной администрации. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником и согласуется в установленном порядке в органах местной администрации.
Время открытия предприятия должно соответствовать времени полной готовности к обслуживанию потребителей, а время закрытия предприятия должно обозначать время прекращения входа потребителей в предприятие для обслуживания. Предприятие обеспечивает свободный вход и выход потребителей в период всего времени, указанного в режиме работы предприятия.
2.6. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены. В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
2.7. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, ликвидации руководитель заблаговременно уведомляет об этом местную администрацию.
Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
2.8. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны соответствовать установленным санитарным, метрологическим и иным нормам.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяется соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
Запрещается использовать средства измерения бытового назначения.
2.9. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
3. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
3.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
3.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию с оформлением реестра свободных рыночных цен. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
3.3. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности хранения, реализации, не соответствующие требованиям нормативных документов по качеству и безопасности. В договорах на поставку товаров в обязательном порядке должны оговариваться сроки гарантии, а также указаны нормативные документы, которым должен соответствовать товар.
3.4. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети, работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
3.5. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки и проверены на работоспособность, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).
4. Продажа товаров
4.1. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: пополнены товарные запасы в торговом зале, обновлена их выкладка, товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
4.2. Ярлык цен на товарах должен содержать четкое наименование товара, сорт, если таковой имеется, цену за единицу веса или упаковку, срок годности (гарантии), разборчивую подпись лица, ответственного за цены. На товарах импортного производства указывается страна.
4.3. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений органов местного самоуправления.
4.4. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь: сертификаты, подтверждающие качество и безопасность, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющую качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основами гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям стандартов по качеству и безопасности.
Качество товаров может подтверждаться независимой потребительской экспертизой Красноярского общества потребителей, результаты которой являются основанием для реализации.
4.5. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
4.6. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
4.7. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях торгующих тканями и другими мерными товарами - контрольные метры.
4.8. При чрезвычайных обстоятельствах по решению органов местной администрации на предприятиях торговли могут вводиться Временные предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.
4.9. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.
4.10. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (алкогольные напитки и пиво, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением особых и настоящих правил.
Продажа сырых продуктов (мяса), птицы, рыбы, яиц, овощей и др.) и полуфабрикатов из них, должна производиться в специальных отделах, раздельно от реализации готовых к употреблению продуктов.
4.11. Реализация импортных алкогольных напитков разрешается только при наличии сертификата качества и безопасности (подлинника), либо его копии, заверенной в установленном законом порядке, уполномоченными на то органами.
4.12. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков.
4.13. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
4.14. Продавец, исполнитель обязан представить по требованию потребителя достоверную информацию о товаре, включающую:
- основные потребительские свойства товаров, продукции собственного производства, стандарты и другую нормативно-техническую документацию, требованиям которой должны соответствовать товары, продукция собственного производства, гарантийные обязательства изготовителя, исполнителя, продавца, способы и правила использования товара, сохранения и безопасной утилизации, порядок формирования цены на товар.
4.15. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
Чеки или иные документы, удостоверяющие факт покупки, должны содержать реквизиты предприятия и дату выдачи чека, либо должен проставляться штамп, идентифицирующий факт покупки в данном предприятии на определенную дату.
При продаже технически-сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, дата продажи и фамилии продавца, товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества и возврат денег покупателю производится в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками, обмен их осуществляется согласно ст.ст. 17-21 этого закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы, а также, если непредставление надлежащей информации потребителю повлекло невозможность использования товара по назначению.
4.16. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов.
4.17. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
4.18. Предприятия, реализующие продукцию в залоговой таре (стеклопосуде), обязаны принимать ее обратно по требованию потребителя по цене залога.
Запрещается принимать стеклопосуду в обмен на товар, отказывать потребителю в приеме стеклопосуды по причине отсутствия ящичной тары или денег для расчета с потребителями.
5. Особенности продажи товаров в предприятиях
(отделах, секциях) самообслуживания
5.1. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки и срок готовности. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
5.2. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
5.3. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре - оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
5.4. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
5.5. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
6. Расчеты с покупателями
6.1. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организации и учреждения, которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
6.2. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.
6.3. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
- кассир - контролер четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
6.4. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
6.5. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
6.6. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
7. Права и обязанности покупателя
7.1. Покупатель имеет право:
- на помощь работника предприятия торговли в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
- проверять цену товара (по сопроводительным документам), дату изготовления, срок годности, правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
- требовать соблюдения действующего законодательства по защите прав потребителей, Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
- требовать от организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
- оставить на хранение отобранные или оплаченные товары на установленный срок;
- в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены и возврата этой суммы;
- вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
7.2. При выборе и покупке товара покупатель обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
- производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
- при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
- набирать товары только в инвентарную тару и сохранить кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания.
8. Информация для потребителей
8.1. Предприятия обязаны представлять потребителям следующую информацию:
- указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
- фамилии и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям дополнительных услуг;
- выписки из правил розничной торговли отдельными товарами, а также настоящих правил;
- выписки из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части обмена товаров, расчетов с потребителем в случае приобретения им товара с недостатками, порядка предоставления гарантии, если гарантийный срок не установлен изготовителем, сроков и порядка устранения обнаруженных в товаре недостатков;
- в предприятиях, торгующих мясом - схема разруба мяса по сортам;
- телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия: отделов по защите прав потребителей при местных администрациях органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, отделов по торговле местных администраций, общественных организаций по защите прав потребителей.
8.2. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией. Потребитель должен быть ознакомлен с указанными документами по первому требованию.
9. Санитарные требования к содержанию
предприятия и его работникам
9.1. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным нормативными актами госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
9.2. Работники предприятий торговли продовольственными товарами проходят медицинский осмотр в порядке, установленном приказом министерства здравоохранения от 29.09.89 N 555 "О совершенствовании системы медицинского осмотра трудящихся и водителей индивидуального транспорта".
10. Контроль за работой предприятия
10.1. Контроль за соблюдением Правил торговли предприятиями торговли и общественного питания в соответствии с установленной компетенцией осуществляют:
- департамент продовольственных ресурсов и маркетинга городской администрации;
- городская муниципальная милиция;
- органы санитарного и ветеринарного надзора;
- управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;
- налоговая инспекция;
- городское общество защиты прав потребителей.
10.2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятий.
10.3. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении работников администрации предприятия. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
10.4. В обязанность проверяющих входит ознакомление с записями в Книге отзывов и предложений покупателей.
10.5. На предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
10.6. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, кроме того контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации.
10.7. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил торговли, сохранение товарного профиля предприятия, ассортиментный перечень товаров.
Директор департамента
продовольственных ресурсов
и маркетинга |
В.А.Рычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.