Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Красноярского края
от 10 июля 2002 г. N 3-412
финансирование краевой целевой программы по охране окружающей среды
Обоснование общекраевой проблемы
и анализ ее исходного состояния
Загрязнение атмосферного воздуха в городах продолжает оставаться актуальной экологической проблемой в крае. Доля предприятий - основных загрязнителей атмосферного воздуха осталась на уровне прошлых лет и составляет 93,3%. В 2000 году объем выбросов в атмосферу от ОАО "ГМК "Норильский никель" составил 2145,4 тыс. тонн, что составляет более 80% выбросов от стационарных источников в целом по краю. Данные выбросы фактически составляют основной объем выбросов Норильского промышленного района. Качественный состав выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников остался прежним. Неизменной составляющей остается доля выбросов диоксида серы (83,6%). Основными загрязняющими веществами, создающими очень высокий уровень загрязнения в г.Норильске, являются формальдегид, диоксид серы, диоксид азота, фенол.
Среди отраслей промышленности цветная металлургия является наиболее водоемкой. ОАО "ГМК "Норильский никель" ежегодно проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование свежей воды, используемой в производстве. Основным источником воды, используемой на производствах ОАО "ГМК "Норильский никель", является бассейн р.Пясина. За 2001 год из указанного природного источника забрано более 300 млн. м3, из них более 20 млн. м3 составляют потери при транспортировке.
Сокращение запасов рыбных ресурсов Красноярского края обусловлено рядом причин, в том числе нерациональным промыслом, негативными факторами антропогенного воздействия на экосистему Енисея (гидростроительство, загрязнение вод и др.). Норильский рыбоводно-инкубационный завод обеспечивает зарыбление водоемов Норильско-Пясинской системы. С 1994 г. завод находится в стадии реконструкции, по завершении которой здесь будет выращиваться 3 миллиона экземпляров подрощенной молоди ценных пород рыб.
Конечные результаты решения общекраевой проблемы
при реализации программы
Основными результатами запланированных мероприятий по программе являются: рабочий проект установки утилизации серы из отходящих газов; приобретение и поставка регулирующей и электротехнической аппаратуры, программного обеспечения для энергетического и строительного комплекса Норильской энергосистемы; проект программно-технического комплекса автоматизированной системы диспетчерского управления сетей тепловодоснабжения и ввод в эксплуатацию объектов 1-го этапа; скорректированный проект реконструкции Норильского рыбоводно-инкубационного завода (РИЗ) и поставка оборудования; техническое задание на проведение опытно-конструкторских работ по созданию мобильной лидарной станции газового контроля; детский оздоровительный комплекс в п.Тесь Минусинского района; жилое здание в г.Красноярске (переселение жителей п.Коркино).
Основные цели и задачи программы
Главной целью настоящей программы является улучшение экологической ситуации на территории Норильского промышленного района и частичная компенсация ущерба, нанесенного здоровью населения края в результате неблагоприятной экологической ситуации.
Для получения положительного экологического эффекта от использования средств, предусмотренных по настоящей программе, и достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
снижение объемов выбросов в атмосферу (по сернистым газам пирометаллургического производства, выбросам энергосистемы);
снижение объемов исходной используемой воды для производства (уменьшение потерь воды при транспортировке);
осуществление оперативного экологического мониторинга атмосферы на территории Норильского промышленного района;
увеличение объемов сбора икры, расширение видового состава и воспроизводство ценных пород рыб;
реализация социальных мероприятий.
Решение этих задач должно обеспечить реализацию предусматриваемых программой мероприятий.
Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Источником финансирования для настоящей программы являются доходы, поступающие в краевой бюджет в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" указанные платежи поступают в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
По настоящей программе предусматривается следующее распределение финансовых средств по направлениям:
разработка и внедрение природоохранных решений и технологий - 124840 тысяч рублей (50,48%), в том числе по атмосферному воздуху - 89840 тысяч рублей (36,33%), по водным объектам - 35000 тысяч рублей (14,15%);
создание и совершенствование системы экологического мониторинга - 3000 тысяч рублей (1,21%);
воспроизводство биоресурсов - 2000 тыс. рублей (0,81%);
социальные мероприятия по компенсации ущерба и оздоровлению населения - 117460 тысяч рублей (47,5%).
Механизм реализации программы
Общее руководство и координацию действий по программе осуществляет Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края.
Главными распорядителями бюджетных средств по настоящей программе являются Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края и управление капитального строительства администрации Красноярского края.
Управление капитального строительства администрации Красноярского края является главным распорядителем по мероприятию 4.1 "Строительство детского оздоровительного комплекса "Тесь". Этап 2" и по мероприятию 4.2 "Строительство жилых зданий для переселения жителей п.Коркино".
В рамках реализации данной программы Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края передает на договорной основе часть своих функций государственного заказчика по мероприятиям ГУ "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края". Разграничение указанных функций между Главным управлением природных ресурсов администрации Красноярского края и ГУ "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края" устанавливается соответствующим договором.
Главные распорядители осуществляют контроль в части целевого использования бюджетных средств, представления отчетности. Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края при необходимости корректирует программу в установленном порядке, готовит отчет по выполнению программы в целом.
Приобретаемое и (или) создаваемое имущество в результате реализации мероприятий программы является краевой собственностью и учитывается в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Оно может быть передано в установленном порядке юридическим лицам для дальнейшей эксплуатации на условиях аренды.
Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края обобщает результаты работ по программе и представляет соответствующий отчет в Главное финансовое управление администрации Красноярского края и Главное управление развития экономики и промышленности администрации Красноярского края. Последнее включает эту информацию в ежеквартальный отчет о реализации всех краевых программ.
Финансирование строительства жилых зданий, предусмотренное в программе, производится в следующем порядке. Главное финансовое управление администрации Красноярского края перечисляет финансовые средства управлению капитального строительства администрации Красноярского края - в соответствии с настоящей программой и предоставляемыми бюджетными заявками последнего. Управление капитального строительства администрации Красноярского края в установленном порядке осуществляет финансирование строительства жилых зданий в г.Красноярске для переселения жителей п.Коркино в соответствии с условиями контракта с Красноярским краевым фондом жилищного строительства. Финансирование по заключенному договору осуществляется поквартально в соответствии с лимитами, предусмотренными бюджетной заявкой.
Контроль за реализацией программы осуществляет Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края.
Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края имеет право осуществлять проверки первичной финансовой и прочей документации в рамках мероприятий программы.
Оценка социально-экономической эффективности
от реализации программных мероприятий
Экологическая эффективность, являясь базовой в рамках настоящей программы, определяется исходя из комплексного критерия: предотвращенного экологического ущерба, наносимого промышленными предприятиями и организациями на территории Норильского промышленного района в результате текущей деятельности, а также причиняемого окружающей природной среде аварийными ситуациями и техногенными катастрофами.
В результате реализации мероприятий программы, непосредственно влияющих на экологический баланс веществ в окружающей природной среде, будет снижено антропогенное воздействие на водные объекты и атмосферный воздух, а именно:
техническое решение по утилизации серы из газов предусматривает почти полную утилизацию (порядка 300 тыс. тонн серы в год);
в результате замены топливной аппаратуры на предприятиях энергетического и строительного комплексов ОАО "ГМК "Норильский никель" будет оптимизирован процесс сжигания природного газа и, как следствие, снизятся выбросы в атмосферу оксидов азота и оксида углерода. Концентрация в отходящих газах оксида азота снизится в 1,2 - 2,7 раза (с 400 мг/м3 до 200 мг/м3), экономия топлива составит 4600 т. усл. топл.;
создание автоматизированной системы диспетчерского управления для тепловодоснабжения (АСДУ ТВС) позволит снизить потери воды при транспортировке на 35 млн. куб. м в год (или на 15% от общего объема водопотребления);
реконструкция и модернизация рыбоводно-инкубационного завода позволит сохранить действующие технологии с увеличением до 50% производительности завода и изменением объемов сбора икры с 70 до 100 млн. икринок, увеличить выпуск молоди ценных пород рыб до 3 млн. экз. в год;
разработка системы мониторинга с помощью оптических лидаров (на базе мобильной станции газового контроля) позволит значительно усовершенствовать производственный экоаналитический контроль, повысить его оперативность и достоверность, а также организовать ведомственную систему мониторинга атмосферного воздуха селитебных зон в периоды неблагоприятных метеоусловий;
мероприятия социального характера программы позволят осуществить завершение строительства детского оздоровительного комплекса, осуществить переселение жителей п.Коркино из зоны техногенного влияния ОАО "Красноярский алюминиевый завод" и ввести 19193,6 м2 жилья.
Сведения о государственном заказчике программы
и исполнителях работ по программе
Государственный заказчик программы - Совет администрации Красноярского края.
Государственный заказчик по мероприятиям программы - Главное управление природных ресурсов администрации Красноярского края.
Исполнители работ по мероприятиям настоящей программы определяются в соответствии с Законом Красноярского края от 05.12.2000 г. N 12-1034 "О краевом государственном заказе" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края.
Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 г. N 17-4421 вышеназванный Закон признан утратившим силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.