Приказ Минэнерго РФ от 23 сентября 2002 г. N 321
"Об утверждении Положения о Департаменте государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики Российской Федерации"
В соответствии с распоряжением Минэнерго России от 27 июля 2002 г. N 108-р "Об утверждении Примерного положения о структурном подразделении Министерства энергетики Российской Федерации" приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного распоряжения следует читать как "от 27 июня 2002 г."
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики Российской Федерации.
Министр |
И.Х.Юсуфов |
Положение
о Департаменте государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики Российской Федерации
(утв. приказом Минэнерго РФ от 23 сентября 2002 г. N 321)
1. Департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности (Госэнергонадзор) является структурным подразделением Минэнерго России (далее - Министерство) и входит в систему государственного энергетического надзора в Российской Федерации.
2. В своей деятельности Госэнергонадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и Министерства, Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938, приказами, распоряжениями и инструкциями Министерства, указаниями Министра энергетики Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Госэнергонадзора являются:
3.1. Организация и осуществление контроля и надзора:
- за безопасным обслуживанием и техническим состоянием электрических и тепловых установок потребителей, оборудования и основных сооружений электростанций (кроме ядерных), котельных, электрических и тепловых сетей;
- за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР);
3.2. Руководство и управление работой органов госэнергонадзора.
4. Госэнергонадзор в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
4.1. В пределах своей компетенции участвует в разработке предложений по совершенствованию законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, вносимых Министерством в Правительство Российской Федерации, а также в подготовке заключений по проектам нормативных правовых актов, подготавливаемых другими министерствами и ведомствами.
Вносит предложения руководству Министерства по уточнению задач, функций системы госэнергонадзора, разработке и реализации перспективных и текущих планов Министерства.
Совместно с другими структурными подразделениями Министерства участвует в подготовке нормативных актов (приказов, инструкций, распоряжений) Министерства, решений коллегии Министерства;
4.2. Участвует в реализации энергетической и энергосберегающей политики государства, проводимой Министерством;
4.3. Участвует в организации и осуществлении нормативного регулирования, технологического регламентирования в сфере энергосбережения, соблюдения правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации и безопасности топливо- и энергопотребляющих установок, электростанций, электрических и тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, правил учета электрической, тепловой энергии и теплоносителя;
4.4. Организует и осуществляет государственный надзор и контроль за состоянием оборудования и безопасностью на энергетических объектах, соблюдением потребителями электрической и тепловой энергии и энергоснабжающими организациями действующих правил и технических регламентов устройства электроустановок, эксплуатации электрических и тепловых энергоустановок и безопасности при их эксплуатации, а также правил энергоснабжения и пользования электрической, тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки;
4.5. Рассматривает и согласовывает проекты на строительство и реконструкцию объектов (электротехнический и теплотехнический разделы, раздел энергоэффективности, в том числе по установке приборов и систем учета ТЭР), а также рассматривает, согласовывает и регистрирует проекты газоснабжения;
4.6. Принимает участие в расследовании несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок, аварий и инцидентов на оборудовании на поднадзорных объектах, осуществляет их учет и анализ;
4.7. Разрабатывает предложения о порядке подготовки (обучения) и проверки знаний норм, правил и инструкций у персонала, эксплуатирующего электро- и теплоустановки, организует и участвует в подготовке (обучении), переподготовке и повышении квалификации работников по вопросам, отнесенным к его компетенции;
4.8. Выдает свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
4.9. Проводит регистрацию испытательных установок и электролабораторий, осуществляющих электрические измерения и испытания электрооборудования, электроустановок и средств защиты, используемых в электроустановках;
4.10. Участвует в пределах своих полномочий в лицензировании отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Министерства действующим законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации;
4.11. Участвует в пределах своих полномочий совместно с федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации и метрологии в работе по стандартизации оборудования для топливно-энергетического комплекса (ТЭК), различных видов ТЭР, а также в организации работ по их сертификации;
4.12. Осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, находящихся в ведении, собственности или эксплуатации организаций ТЭК Российской Федерации, участвует в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений по поднадзорным объектам;
4.13. Участвует в пределах своих полномочий в осуществлении контроля за подготовкой юридических лиц (организаций) к работе в осенне-зимний период, накоплением запасов топлива энергоисточников, обеспечивающих теплом и электроэнергией население и объекты социально-бытовой сферы, в работе по выдаче паспортов (актов) готовности, а также в осуществлении контроля за наличием топлива в котельных и снабжением теплоэнергией населения и социально-бытовой сферы в отопительный период;
4.14. Организует и проводит обязательные энергетические и энергоэкономические обследования юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в части эффективного использования ТЭР, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива, а также по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива;
4.15. Осуществляет контроль за организацией учета расхода добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранящихся и потребляемых ТЭР.
Участвует в проведении ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их знаками визуального контроля;
4.16. В установленном порядке проводит паспортизацию участков добычи торфа;
4.17. Участвует в согласовании лимитов потребления ТЭР (в натуральном и стоимостном выражении) федеральным органам исполнительной власти и иным организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4.18. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с органами государственного регулирования тарифов и цен и выдачу им заключений по эффективности использования ТЭР организациями, деятельность которых регулируется государством в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
4.19. Осуществляет в пределах своих полномочий координацию выполнения федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ (работ) в области рационального и эффективного использования ТЭР;
4.20. Содействует в пределах своей компетенции развитию международного сотрудничества в области безопасной эксплуатации энергоустановок, рационального и эффективного использования ТЭР;
4.21. Осуществляет научно-техническую и информационную деятельность;
4.22. В установленном порядке согласовывает технические условия на разрабатываемое энергетическое и газоиспользующее оборудование;
4.23. Разрабатывает:
структуру системы госэнергонадзора, нормативы численности (нормативную и штатную численность), рекомендации по оплате труда работников органов госэнергонадзора;
методологию и формы внутриведомственной отчетности финансово-хозяйственной деятельности органов госэнергонадзора;
4.24. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения:
по вопросам создания, реорганизации и ликвидации органов госэнергонадзора, а также государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, способствующих выполнению задач, возложенных на госэнергонадзор в Российской Федерации;
по кандидатурам для назначения на должность руководителей органов госэнергонадзора и заключению с ними трудовых договоров;
по вопросам применения схем и источников финансирования органов госэнергонадзора;
по распоряжению находящимся в оперативном управлении имуществом органов госэнергонадзора с условием согласования его в Мингосмуществв России или его территориальном органе в соответствии с действующим законодательством;
по вопросам научно-технического и экономического сотрудничества, в том числе по вопросам деятельности системы госэнергонадзора с зарубежными странами и странами, входящими в состав СНГ;
4.25. Координирует деятельность органов госэнергонадзора, а также государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, способствующих выполнению задач, возложенных на госэнергонадзор в Российской Федерации;
4.26. Готовит документы по согласованию назначения кандидата на должность руководителя органа госэнергонадзора с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;
4.27. Составляет сводную отчетность и проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности органов госэнергонадзора по утвержденным унифицированным формам статистической отчетности и внутриведомственным формам отчетности;
4.28. Обеспечивает рассмотрение и согласование органами государственного регулирования цен и тарифов размера отчислений на содержание деятельности органов госэнергонадзора - государственных учреждений в субъектах Российской Федерации;
4.29. Обеспечивает контроль за использованием бюджетных средств и средств целевого финансирования, выделенных органам госэнергонадзора;
4.30. Обеспечивает контроль за ведением кадровой политики на местах, формирует кадровый резерв на замещение руководителей органов госэнергонадзора;
4.31. Обеспечивает контроль за регистрацией (внесением в реестр федерального имущества) имущества государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий госэнергонадзора в реестре федерального имущества Мингосимущества России или его территориальном органе;
4.32. Подготавливает предложения по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности органов госэнергонадзора и принимает в них участие;
4.33. Принимает участие в подготовке и согласовании проектов договоров по вопросам деятельности системы госэнергонадзора;
4.34. Рассматривает предложения, обращения, заявления и жалобы юридических и физических лиц по вопросам своей компетенции и готовит на них ответы;
4.35. Выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Госэнергонадзор при осуществлении своих функций взаимодействует с другими структурными подразделениями Министерства в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, аппарата полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями независимо от формы собственности.
6. Госэнергонадзору для выполнения возложенных задач и осуществления основных функций предоставляется право:
6.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, его территориальных органов, органов госэнергонадзора и других организаций, входящих в систему Министерства, а также от юридических лиц (организаций) и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору и контролю, а также у соответствующих органов исполнительной власти необходимые документы, справочные и информационные материалы для осуществления своих полномочий;
6.2. Проводить мероприятия по контролю и надзору за соблюдением правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо-энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, правил охраны электрических сетей, а также выявлять причины непроизводительного расходования энергетических ресурсов, нерационального и неэффективного использования ТЭР;
6.3. Требовать от руководителей юридических лиц (организаций) и физических лиц (индивидуальных предпринимателей) немедленного отключения электрических установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
6.4. В случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, направлять в правоохранительные, судебные, налоговые и административные органы, а также в органы прокуратуры материалы о фактах нарушения в части безопасной эксплуатации энергетического оборудования, использования ТЭР, невыполнения предписаний органов госэнергонадзора и его должностных лиц и о других нарушениях;
6.5. Осуществлять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;
6.6. В пределах своей компетенции рассматривать и утверждать нормативно-технические документы, положения, инструкции, программы и другие методические документы по вопросам деятельности госэнергонадзора в Российской Федерации, а в необходимых случаях представлять их к утверждению руководством Министерства;
6.7. Вести служебную переписку по вопросам, отнесенным к его компетенции, осуществлять проверку деятельности органов госэнергонадзора;
6.8. В установленном порядке привлекать руководителей и работников структурных подразделений Министерства, его территориальных органов, органов госэнергонадзора и других организаций, находящихся в ведении Министерства, к подготовке документов, связанных с выполнением поручений руководства Министерства;
6.9. Созывать и проводить совещания, семинары по вопросам, входящим в компетенцию Госэнергонадзора, в установленном порядке привлекать для участия в них специалистов структурных подразделений Министерства, его территориальных органов, органов госэнергонадзора и других организаций, находящихся в ведении Министерства.
7. Материально-техническое, информационное и другое обеспечение деятельности Госэнергонадзора осуществляется соответствующими структурными подразделениями Министерства.
8. Госэнергонадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром энергетики Российской Федерации по представлению заместителя Министра, координирующего работу Госэнергонадзора в соответствии с распределением обязанностей.
Руководитель Госэнергонадзора является главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору.
Руководитель Госэнергонадзора имеет заместителей.
Заместители руководителя Госэнергонадзора являются заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по энергетическому надзору.
Начальники отделов, их заместители и главные специалисты Госэнергонадзора являются старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.
Другие работники Госэнергонадзора, осуществляющие энергетический надзор, являются государственными инспекторами по энергетическому надзору.
9. Работники Госэнергонадзора назначаются и освобождаются от должности Министром энергетики Российской Федерации по представлению руководителя Госэнергонадзора.
10. Главному государственному инспектору Российской Федерации по энергетическому надзору, заместителям главного государственного инспектора Российской Федерации по энергетическому надзору, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору при осуществлении мероприятий по надзору и контролю предоставляются права в соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации".
11. Руководитель Госэнергонадзора - главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору:
11.1. Осуществляет общее руководство и управление деятельностью системы госэнергонадзора и Госэнергонадзора;
11.2. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госэнергонадзор задач и осуществление им своих функций;
11.3. Устанавливает обязанности и определяет ответственность своих заместителей и начальников отделов Госэнергонадзора;
11.4. Представляет интересы системы госэнергонадзора в государственных, иных органах и организациях;
11.5. Организует взаимодействие Госэнергонадзора с органами государственной власти, предприятиями и общественными организациями по вопросам, относящимися# к деятельности системы госэнергонадзора;
11.6. По поручению руководства Министерства представляет интересы системы госэнергонадзора в иностранных и международных организациях по вопросам, относящимся к компетенции госэнергонадзора, а также при взаимодействии с аналогичными надзорными органами других стран;
11.7. Готовит предложения руководству Министерства, по структуре и штатной численности Госэнергонадзора, о назначении на должность и об освобождении от должности работников Госэнергонадзора и руководителей органов госэнергонадзора, по подбору и расстановке кадрового состава;
11.8. Участвует в установленном порядке в заседаниях коллегии Министерства, в совещаниях, проводимых Министром энергетики Российской Федерации и его заместителями;
11.9. Обеспечивает качественное выполнение в установленные сроки поручений руководства Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Госэнергонадзора;
11.10. Утверждает положения об отделах, входящих в состав Госэнергонадзора, определяет должностные обязанности работников Госэнергонадзора;
11.11. Подписывает и визирует в пределах своей компетенции служебную документацию;
11.12. В пределах своей компетенции издает документы организационно-распорядительного характера по вопросам деятельности системы госэнергонадзора, за исключением документов нормативного правового характера, обязательных для исполнения работниками системы госэнергонадзора;
11.13. Согласовывает штатные расписания органов госэнергонадзора;
11.14. В установленном порядке подготавливает предложения по представлению к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации особо отличившихся работников системы госэнергонадзора, применению к работникам мер материального и морального поощрения, а также наложению дисциплинарных взысканий в соответствии с действующим законодательством;
11.15. Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом, тайну;
11.16. Осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения системой госэнергонадзора возложенных задач и функций, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства.
12. Заместители руководителя Госэнергонадзора в соответствии с распределением обязанностей обеспечивают выполнение задач, возложенных на Госэнергонадзор настоящим Положением, руководят порученными им участками работы, координируют деятельность отделов и служб Госэнергонадзора, выполняют другие функции в пределах своей компетенции.
В период отсутствия руководителя Госэнергонадзора (отпуск, командировка, болезнь) один из заместителей руководит деятельностью Госэнергонадзора, обеспечивает выполнение задач, возложенных на Госэнергонадзор, несет ответственность за деятельность Госэнергонадзора в этот период.
13. Структура и численность Госэнергонадзора определяются штатным расписанием Министерства и утверждаются Министром энергетики Российской Федерации.
14. Госэнергонадзор имеет круглую печать со своим наименованием, штамп и бланк с указанием своего наименования установленного образца.
В случае необходимости документы Госэнергонадзора заверяются печатью Министерства энергетики Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минэнерго РФ от 23 сентября 2002 г. N 321 "Об утверждении Положения о Департаменте государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Настоящий приказ фактически прекратил действие
См. Положение о Департаменте государственного энергетического надзора Министерства энергетики Российской Федерации (Госэнергонадзор), утвержденное приказом Минэнерго РФ от 19 августа 2003 г. N 358