Заслушав и обсудив доклады сопредседателей организационного комитета по подготовке проекта Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года главы г.Красноярска П.И.Пимашкова "Основные принципы стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года" и заместителя Губернатора края - начальника Главного управления развития экономики и планирования администрации края Э.Ш.Акбулатова "О приоритетных направлениях деятельности органов власти Красноярского края по повышению экономического потенциала региона и совершенствованию системы оказания социальных услуг на период до 2010 года", Губернаторский совет Красноярского края решил:
1. Принять за основу Приоритетные направления деятельности органов власти Красноярского края по повышению экономического потенциала региона и совершенствованию системы оказания социальных услуг на период до 2010 года (приложение 1).
2. Рекомендовать главе города Красноярска П.И.Пимашкову и заместителю Губернатора края - начальнику Главного управления развития экономики и планирования администрации края Э.Ш.Акбулатову организовать дальнейшую работу по подготовке проекта Программы социально-экономического развития края на период до 2010 года.
3. Предложить заместителям Губернатора края С.М.Соколу, Н.С.Глушкову, Ю.П.Олейникову, В.П.Раздуеву, А.И.Матюшенко, Н.В.Крепышевой, В.В.Медведеву, заместителю Губернатора края, начальнику Главного финансового управления администрации края А.В.Новаку, начальнику управления природных ресурсов администрации края А.В.Колчину совместно с главами городов и районов (приложение 2) в срок до 15.09.03 доработать разделы проекта Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года в соответствии с Приоритетными направлениями и с учетом внесенных предложений.
4. Главам городов и районов в срок до 15.09.03 разработать планы мероприятий nо реализации приоритетных направлений деятельности органов власти Красноярского края по социально-экономическому развитию территорий на период до 2010 года с учетом специализации территорий.
5. Контроль за реализацией решения Губернаторского совета Красноярского края возложить на первого заместителя Губернатора края В.Ю.Кузубова и секретаря Губернаторского совета Красноярского края А.Ю.Иванова.
6. Опубликовать решение Губернаторского совета Красноярского края в газете "Красноярский рабочий" и районных газетах.
7. Членам Губернаторского совета, заместителю Губернатора края - начальнику Главного управления развития экономики и планирования администрации края Э.Ш.Акбулатову в срок до 15.09.03 организовать сбор и обобщение замечаний и предложений, поступивших после опубликования материалов в средствах массовой информации, и представить на рассмотрение Губернатору края.
Губернатор края -
Председатель Губернаторского совета |
А.Г.Хлопонин |
Секретарь Губернаторского совета |
А.Ю.Иванов |
Приоритетные направления
деятельности органов власти Красноярского края
по повышению экономического потенциала региона
и совершенствованию оказания социальных услуг
на период до 2010 года
(концептуальный план)
(утв. Решением Губернаторского совета Красноярского края
от 31 июля 2003 г. N 3)
Целью программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения Красноярского края за счет создания условий для роста реальных денежных доходов населения и надлежащего уровня оказания социальных услуг.
Повышение уровня оказания социальных услуг возможно, в свою очередь, при сбалансированности доходов и расходов консолидированного бюджета края на основе устойчиво высоких темпов роста экономики и повышения эффективности производства.
Сегодня Красноярский край - это территория, поступления в консолидированный бюджет которой во многом определяются конъюнктурой цен мирового рынка цветных металлов.
На основе анализа сложившихся тенденций изменения величины валового регионального продукта прогнозируется, что в среднесрочном периоде экономика края будет развиваться, однако это развитие будет носить инерционный характер и его темпы не обеспечат решения экономических и социальных проблем территории, т.е. не позволят достигнуть основной цели программы.
Для устойчивого сбалансированного развития края предлагается программный вариант, предусматривающий комплекс взаимоувязанных приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Красноярского края по повышению экономического потенциала региона и совершенствованию оказания социальных услуг на период до 2010 года, которые должны обеспечить высокие темпы развития производства, наращивание налогооблагаемой базы, а также повышение эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере и коммунальном хозяйстве.
В качестве основных приоритетных направлений предлагается определить:
1. Диверсификация структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности.
2. Формирование системы эффективного природопользования, повышение качества среды обитания.
3. Совершенствование системы государственного управления собственностью.
4. Налогово-бюджетная политика.
5. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и особенности развития северных территорий.
6. Повышение эффективности социальной политики.
1. Диверсификация структуры экономики и повышение ее
конкурентоспособности
Направления развития отраслей промышленности
Формирование политики, направленной на повышение конкурентоспособности продукции региональных производителей. Создание условий для удовлетворения внутреннего спроса со стороны крупных компаний, имеющих устойчивые рынки сбыта, продукцией местных товаропроизводителей.
Формирование налоговой и бюджетной политики, направленной на решение задачи расширения внутреннего спроса и повышение конкурентоспособности продукции предприятий края.
Формирование тарифной политики, направленной на решение задачи расширения внутреннего cпрoсa и повышение конкурентоспособности продукции предприятий края.
Реализация программы развития лесного комплекса.
Создание условий для развития промышленной инфраструктуры края, включая телекоммуникации, связь, транспорт и т. д.
Создание условий развития финансовых институтов, включая лизинговые компании.
Создание условий для формирования необходимого кадрового обеспечения процессов развития.
Основой развития перерабатывающих отраслей рассматривается формирование политики, направленной на повышение конкурентоспособности продукции и услуг региональных производителей. Импульсом к реализации этой задачи должно послужить создание условий для удовлетворения внутреннего спроса со стороны крупных компаний, имеющих устойчивые рынки сбыта, продукцией местных товаропроизводителей путем реализации мер налогового, бюджетного, тарифного и иного регулирования.
Расширение рынка межотраслевой производственной кооперации обусловит развитие отраслей, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса.
Строительный комплекс
Развитие строительной индустрии (стимулирование развития производства строительных материалов и изделий, применение которых способствует развитию конкуренции).
Расширение спроса на строительную продукцию за счет применения новых строительных технологий, технологий инженерного обеспечения и эксплуатации объектов.
Расширение спроса на продукцию строительной отрасли за счет упрощения процедур, связанных с предоставлением земельных участков и проведением различных согласований.
Реализация мероприятий по применению ипотеки в крае с целью расширения спроса на продукцию строительной отрасли.
Контроль за ценообразованием в строительстве.
Содействие реализации проектов промышленного строительства.
Строительство метрополитена в г.Красноярске.
В строительном комплексе приоритетным является создание стимулов для развития производств прогрессивных строительных материалов, более полной загрузки имеющихся мощностей предприятий стройиндустрии. В целях привлечения инвестиций в строительство на территории края предполагается упрощение процедур согласования на проведение строительных работ (реализация принципа "одного окна"), установление контроля ценообразования на строительную продукцию, реализация мероприятии по введению в действие механизма ипотеки в крае.
Развитие малога бизнеса
Оценка и прогноз роли малого предпринимательства в экономике региона.
Создание условий для снижения уровня административного вмешательства в деятельность и создание предприятий малого бизнеса.
Государственная поддержка малого бизнеса.
Создание условий для кадровой переподготовки руководителей и работников предприятий малого бизнеса, создание центров по оказанию консультационных услуг.
Программные мероприятия по развитию малого предпринимательства в значительной мере нацелены на решение проблем занятости населения, которыми могут сопровождаться процессы совершенствования технологий на крупных предприятиях края. Для этого предполагается создать условия налогообложения, способствующие развитию производства, реализовать практику государственной поддержки малого бизнеса в вопросах подготовки кадров, оказания консультационных услуг.
Одной из мер государственной поддержки проектов по созданию и развитию производств по выпуску конкурентоспособной продукции в сферах крупного и, что особенно важно, среднего и малого бизнеса предусматривается формирование в рамках краевого бюджета Бюджета развития.
Агропромышленный комплекс
Определение целесообразного к производству объема сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности исходя из анализа возможных рынков сбыта внутри края и за его пределами.
Разработка мер государственной поддержки эффективно действующих в настоящее время сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности.
Анализ технологий по производству основных видов продукции сельского хозяйства с целью определения перспективных в настоящее время и дальнейшего определения мер государственной поддержки.
Анализ потребности в производстве средств и предметов производства в смежных отраслях исходя из объемов производства и перспективных технологий.
Создание вертикально интегрированных компаний.
Разработка программ зональной специализации производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Реализация мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров руководителей хозяйств.
Развитие и реконструкция социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов.
Создание устойчивого агропромышленного производства предусматривается за счет совершенствования земельных отношений, создание условий для интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий путем создания вертикально интегрированных компаний по отраслевому и территориальному признакам, формирования эффективного механизма государственной поддержки предприятий АПК.
Не менее актуальной является реализация мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров руководителей сельскохозяйственных предприятий, а также обеспечение развития и реконструкции социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов.
Развитие транспортной инфраструктуры
Обеспечение внутрирегиональных транспортных связей в соответствии с развитием экономики территорий края и мобильности граждан на уровне, гарантирующем социальную стабильность.
Обеспечение участия края в развитии межрегиональных связей и формировании международных транспортных коридоров.
Участие в реализации мероприятий структурной реформы железнодорожного транспорта.
Географические особенности края определяют ключевую роль транспортной инфраструктуры в поддержании конкурентоспособности экономики региона. В современных условиях является актуальным обеспечение внутрирегиональных транспортных связей в соответствии с развитием экономики территорий края, а также обеспечение участия края в проектах формирования национальных и международных транспортных коридоров.
Трудовые отношения, занятость населения
Восстановление системы мониторинга формирования и использования трудовых ресурсов.
Создание системы координации подготовки кадров всех уровней обучения с учетом потребностей экономики и социальной сферы.
Реализация комплекса мер по улучшению охраны труда работающего населения края.
Решение проблемы легализации привлекаемой в край из-за рубежа рабочей силы.
Разработка миграционной политики Красноярского края.
2. Формирование системы эффективного природопользования, повышение
качества среды обитания
Оценка внешней и внутренней конъюнктуры на важнейшие виды природных ресурсов края, продукты их первичной и глубокой переработки.
Оценка природно-ресурсного потенциала края, обеспеченного экономически эффективными технологиями природопользования.
Разработка мер по созданию необходимых условий для развития эффективного природопользования.
Совершенствование нормативно-правовой базы природопользования.
Обеспечение экологической безопасности среды обитания.
Природные ресурсы края являются одной из главных составляющих экономического роста региона, как в современных условиях, так и в перспективе.
Предлагаемая система мер должна обеспечить устойчивые доходы бюджетной системы на долгосрочную перспективу, предусматривать удовлетворение потребностей экономики в сырье и стимулировать развитие технологического и промышленного потенциала.
3. Совершенствование системы государственного управления
собственностью
Формирование эффективного собственника
Развитие системы управления государственной собственностью.
Формирование эффективного механизма управления, организованного по отраслевому принципу, в отношении имущества краевой государственной собственности.
Нормативное регулирование процедур приватизации государственного имущества края и механизмов контроля за условиями приватизации с целью повышения эффективности.
Комплекс мероприятий сводится к последовательной, планомерной и системной реализации процесса управления государственной собственностью и осуществления важнейших функций - организационной, стимулирующей и воспроизводственной для целей социально-экономического развития Красноярского края.
Переход от процессов массовой приватизации к использованию дифференцированных подходов управления (реструктуризация, перепрофилирование, санация, привлечение инвестиционных ресурсов) позволит, с одной стороны, каждому объекту государственной собственности стать полноправным участником социально-экономических отношений региона и, с другой - позволит оптимизировать структуру имущественных и земельных активов принадлежащих Красноярскому краю.
Увеличение доходов от эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов на управление ею будут способствовать воспроизводству государственного имущества и обеспечению социальной безопасности жизнедеятельности населения.
4. Налогово-бюджетная политика
Доходная политика
Определение финансового резерва налоговой политики для формирования краевого бюджета развития (предоставления налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов
Формирование стимулирующей производство налоговой политики.
Разработка предложений по изменению федерального налогового законодательства с целью сокращения вывода финансовых ресурсов из края через корпоративные системы.
Бюджетная политика
Обеспечение сбалансированности бюджетной политики. Определение оптимального размера краевого государственного долга и повышение эффективности управления им.
Определение объема предоставления бюджетных услуг образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры и общих объемов финансирования бюджетных услуг, исходя из конкретных социально-экономических результатов.
Определение оптимальных объемов государственной поддержки предпринимательства через бюджет развития, исходя из пропорций сбалансированного бюджета.
Инвентаризация льгот и пособий населению, определение категорий населения, подлежащих социальной защите за счет краевых государственных средств, разработка и принятие социального кодекса края.
Разработка и реализация Программы выравнивания уровня социально-экономического развития муниципальных образовании края. Определение приоритетных краевых целевых программ.
Внедрение в полном объеме автоматизированной казначейской системы исполнения краевого и муниципальных бюджетов, осуществление перехода на среднесрочное бюджетное планирование и адресную систему финансирования социальных льгот.
Совершенствование межбюджетных, отношений
Обеспечение реальной ответственности органов местного самоуправления за осуществление своих полномочий.
Обеспечение сбалансированности доходных и расходных полномочий органов местного самоуправления всех видов поселений.
Создание системы стимулов для мобилизации и легализации доходов, оптимизации расходов муниципальными образованиями.
Сохранение в условиях повышения самостоятельности муниципальных образований управляемости экономикой и территорией Красноярского края.
Формирование и реализация Программы реформирования муниципальных финансов.
Повышение квалификации работников экономических и финансовых служб муниципальных образований всех видов поселений.
Рассматриваются три составляющие данного направления - доходная политика, бюджетная политика и совершенствование межбюджетных отношений.
Основой создания эффективной доходной политики является совершенствование краевого налогового законодательства в целях стимулирования экономического роста в приоритетных отраслях, активизации инвестиционной деятельности по проектам, обеспечивающим реальный эффект для экономики края.
Приоритетные направления бюджетной политики предусматривают формирование бюджетной системы края, обеспечивающей финансирование функций и задач органов государственной власти края и органов местного самоуправления при наиболее эффективном использовании бюджетных средств.
Совершенствование межбюджетных отношений предполагает создание системы стимулов для органов власти всех уровней в вопросах формирования законодательства, определяющего условия функционирования хозяйствующих субъектов и осуществление бюджетных расходов.
Развитие банковской системы края и финансового посредничества
Содействие созданию условий для повышения капитализации кредитных организаций.
Расширение участия банковского сектора в экономике Красноярского края.
Финансовая и институциональная поддержка развития банковского сектора путем содействия расширению банковской инфраструктуры в районах, в которых насыщенность банковскими услугами низка или отсутствует.
Учитывая важное значение банковского сектора, как проводника инвестиций в экономику, предусматривается осуществление мероприятий по созданию условий повышения капитализации кредитных организаций, обеспечению участия банков в потребительском и ипотечном кредитовании, кредитовании организаций малого бизнеса.
5. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и особенности развития
северных территорий
Реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства
Совершенствование механизма правоотношений между производителями и получателями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Демонополизация и развитие конкуренции в сфере предоставления ЖКУ и управления жилищным фондом.
Совершенствование системы и принципов тарифного регулирования коммунальных предприятий - естественных монополистов.
Обеспечение государственного контроля за качеством предоставляемых ЖКУ.
Реализация концессионных схем управления объектами коммунальной инфраструктуры.
Разработка технической политики в области нового строительства, эксплуатации жилого фонда и объектов коммунального хозяйства.
Обеспечение перехода к практике страхования жилого фонда.
Особенности социально-экономического развития северных, территорий
Развитие традиционных видов деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - охоты, рыболовства, сбора дикоросов и т.п. Возрождение системы потребительской кооперации и развитие торговли, заготовки пушнины и других предметов традиционных народных промыслов.
Развитие коммуникационной структуры (авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и связи).
Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства северных территорий.
Совершенствование системы государственной поддержки завоза продукции и развитие самообеспечения северных территорий за счет использования местного топливного сырья.
Повышение эффективности государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера.
Переселение нуждающегося населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в южные районы и центральную часть Красноярского края.
Основной целью мероприятий по реформированию и развитию ЖКХ в предстоящий период является улучшение качества и повышение надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг.
С учетом особенностей северных территорий предполагается, прежде всего, совершенствование системы государственной поддержки завоза продукции, развитие коммуникационной структуры (транспорта, связи), создание условий для развития традиционных видов деятельности как основы занятости местного населения, решение вопросов переселения нуждающихся граждан.
6. Повышение эффективности социальной политики
Реформирование здравоохранения
Создание базового перечня медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи.
Оптимизация сети учреждений здравоохранения.
Создание одноканальной системы финансирования медицинских услуг в Красноярском крае, основанной на принципах страховой медицины.
Политика в сфере образования
Переход от сметного финансирования образовательных учреждений края на оплату государственных услуг. Создание условий для экономической самостоятельности.
Проведение реформы административного управления и осуществление перехода на государственно-общественный порядок управления образовательными учреждения ми, муниципальным и региональным образованием.
Осуществление поэтапной оптимизации, реструктуризации и переустройства на новых основаниях районных и городских систем общего и дополнительного образования края.
Создание условий для поддержки системного внедрения и комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в общем образовании края.
Опережающее развитие начального профессионального образования Красноярского края.
Политика в сфере культуры
Оптимизация сети учреждений культуры и искусства, формирование эффективной инфраструктуры отрасли.
Модернизация и техническое переоснащение ведущих учреждений культуры края.
Совершенствование системы воспроизводства кадрового потенциала отрасли.
Сохранение культурного потенциала края.
Преобразования в отраслях социальной сферы предусматриваются в направлениях, которые обеспечат улучшение качества социальных услуг, повышение уровня жизни населения. Поэтому разрабатываются механизмы сохранения доступности образования и медицинского обслуживания при одновременном повышении их качества. Предполагается, что важнейшим принципом предоставления социальных услуг явится их адресность, т.е. ориентация на каждого конкретного человека.
Как уже отмечалось, одним из важнейших инструментов реализации программного варианта развития экономики края рассматривается бюджет развития в рамках краевого бюджета.
С его помощью предполагается решить задачи государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на стимулирование экономической активности бизнеса.
В качестве основных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории края рассматриваются:
1. Предоставление субсидий в целях компенсации затрат по платежам за кредиты.
2. Предоставление государственных гарантий края субъектам инвестиционной деятельности.
3. Предоставление кредитов в целях реализации проектов, отобранных на конкурсной основе.
4. Прямые инвестиции в виде финансовой поддержки.
Кроме того, предусматриваются иные формы государственной поддержки, в том числе:
1. Инвестиционные налоговые кредиты в соответствии с федеральным и краевым законодательством .
2. Налоговые льготы.
3. Льготы по обязательным неналоговым платежам в бюджет.
Критериями отбора приоритетных проектов должны являться:
- количество и качество создаваемых рабочих мест;
- расширение налоговой базы бюджета края;
- софинансирование проекта за счет средств внебюджетных источников, средств местных бюджетов (на каждый вложенный рубль бюджетных средств должны быть привлечены 4-5 рублей внебюджетных инвестиций);
- косвенные эффекты проекта.
Для создания нормативной базы бюджета развития необходимо принятие законов края: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае", проект которого в настоящее время находится в стадии разработки, "О целевом бюджетном фонде развития Красноярского края", "О порядке предоставления налоговых инвестиционных кредитов" и ряда других нормативных актов.
Предусматривается, что указанные нормативные акты будут определять правовые и экономические основы, принципы, формы и методы краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектов, реализующих на территории края инвестиционные проекты, направленные на обеспечение процесса расширенного воспроизводства экономики края.
/------------------------------------------\
| Формы государственной поддержки |
| инвестиционной деятельности |
\------------------------------------------/
/-------------------------------\
|Целевой бюджетный фонд развития|
\-------------------------------/
/-----------------------------------\
/-----------------------------\ /-----------------------------\
| Финансовая поддержка | | Иные формы поддержки |
\-----------------------------/ \-----------------------------/
/-----------------------------\ /------------------------------------\
| 1. Субсидии. | |1. Инвестиционные налоговые кредиты.|
| 2. Кредиты. | |2. Налоговые льготы. |
| 3. Государственные гарантии.| |3. Льготы по обязательным |
| 4. Прямые инвестиции. | |неналоговым платежам в бюджет. |
\-----------------------------/ \------------------------------------/
Заместитель Губернатора края -
начальник Главного управления
развития экономики и планирования
администрации края |
Э.Ш.Акбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Губернаторского совета Красноярского края от 31 июля 2003 г. N 3 "О Программе социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года"
Текст Решения опубликован в газете "Красноярский рабочий" от 23 августа 2003 г. N 123(24727)