В целях дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства края и в соответствии со статьей 68 Устава Красноярского края постановляю:
1. Внести изменения и дополнения в постановление администрации Красноярского края от 24.05.99 N 286-п "О Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края", изложив Концепцию в новой редакции (прилагается).
2. Рекомендовать главам городов и районов края не позднее I квартала 2003 года разработать и утвердить территориальные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
3. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации края (Макаренко) оказать главам городов и районов края методическую помощь в разработке территориальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края А.И.Матюшенко.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края -
Прелседатель Совета
администрации края |
А.Г.Хлопонин |
Концепция
реформирования и модернизации жилищно-коммунального
хозяйства Красноярского края
(утв. Постановлением Совета администрации Красноярского края
от 19 декабря 2002 г. N 424-П)
1. Введение
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.01 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
При подготовке Концепции учтены особенности современного социально-экономического положения региона, а также результаты проведенных в 1992-2001 гг. преобразований.
Концепция определяет принципиальные положения и условия, характеризующие сущность государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства, этапы ее реализации на территории Красноярского края.
Основные положения Концепции должны быть учтены органами местного самоуправления края при разработке программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
2. Анализ состояния жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации
Основными предпосылками проведения реформ в Российской Федерации явились изменение социально-экономической политики, переход на рыночные отношения, демократизация общества, что обусловило необходимость структурных реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве и создание новых форм финансово-экономических отношений, обеспечивающих безубыточное функционирование отрасли и повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
На федеральном уровне предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация в регионах не позволила завершить этот переход, и к началу 2002 года население России оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов. Возможности бюджетов всех уровней оказались недостаточными для компенсации выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме.
Невыполнение бюджетных обязательств, несовершенство гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ, отсутствие эффективных и прозрачных процедур изменения тарифов монопольных коммунальных предприятий не позволили перейти на полноценные договорные отношения.
Рост цен на энергоресурсы, оборудование и материалы, большой удельный вес сброшенных в муниципальную собственность инженерных объектов в условиях несбалансированного подхода между затратами на их содержание и оплатой привели к недееспособности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, и, как следствие этого, сверхнормативным потреблением энергоресурсов, потерями энергоносителей при транспортировке. Недостаточная эффективность функционирования инженерной инфраструктуры приводит к повышенным затратам на жилищно-коммунальные услуги, способствует развитию энтропийных процессов.
Таким образом, кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превратилась в источник угроз для социального и экономического развития страны.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода. В связи с этим Правительством Российской Федерации разработана подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
3. Ход реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Красноярского края
В результате проведения в 1992-2001 гг. на территории края государственной жилищной политики получены определенные позитивные результаты:
1. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.
Доля частного жилищного фонда на начало 2002 года составила 62,5%, муниципального - 24,5%, государственного - 6,2%, доля жилищного фонда общественной формы собственности - 6,8%. Всего с начала приватизации в собственность граждан перешло 51,2% квартир государственного и муниципального жилищного фонда. За 2001 год в крае приватизировано 35,4 тыс. жилых помещений, общей площадью 1815,5 тыс. кв. метров. Из них 77,1% (27,3 тыс. жилых помещений площадью 1382,8 тыс. кв. метров) приходится на дома муниципальной формы собственности. Основная часть жилья приватизируется в городской местности - 92,7%. Средняя обеспеченность населения края жильем в 2001 году составила 19,1 кв. м общей площади жилья на одного жителя. Приватизация жилья обеспечила оживление вторичного рынка жилья.
2. Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство, с одновременным совершенствованием системы социальной защиты населения.
Соответствующий комплекс мер обеспечил увеличение платежей населения за I полугодие 2002 года до 27,8 процента от фактических затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
3. Для осуществления мер социальной защиты населения в городах и районах края создано 78 служб по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Количество семей, обратившихся за субсидиями, выросло в 2002 году до 3 процентов от общего количества семей в крае. Сумма выплаченных субсидий за 2001 год составила 14,3 млн.руб., за первое полугодие 2002 года - 25,5 млн.рублей. Количество субсидий, приходящихся на одного человека, составляет 54 руб. в месяц.
4. В результате комплексных проверок 47 предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 1998-2001 годах проведен анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в тарифы и нормативы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. В 2001 году средний процент возможного снижения издержек производства составил по краю 4,9% от общих затрат. Резерв экономии по проверенным в 2001 году предприятиям составил 7,8 млн. рублей.
5. За последние годы изменилась структура платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги:
на 16 территориях края в структуру оплаты включена оплата за капитальный ремонт жилищного фонда;
на 27 территориях края введена дифференцированная в зависимости от местоположения жилья оплата за найм;
оплата за техническое обслуживание жилья практически повсеместно дифференцирована в зависимости от качества жилья;
на 17 территориях края введена повышенная оплата за сверхнормативную площадь.
6. Приняты краевые стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:
социальная норма площади жилья;
предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;
уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в процентах к их стоимости;
максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
7. Осуществлено разграничение функций управления и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства. Продолжается совершенствование договорных отношений в сфере производства жилищно-коммунальных услуг.
На 52 территориях края созданы службы заказчика на организацию работ в жилищно-коммунальной сфере. На рынке производства жилищно-коммунальных услуг функционируют более 10 предприятий частной формы собственности.
8. В городах и некоторых районах края проводятся конкурсные отборы подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального назначения и благоустройства.
9. Организована работа по заключению с собственниками, владельцами и арендаторами жилых и нежилых помещений договоров на обслуживание жилищного фонда, а с нанимателями - договоров найма.
10. Продолжается создание товариществ собственников жилья. В настоящее время на территории края действуют более 200 товариществ собственников жилья.
11. Продолжается приемка жилищного фонда ведомств в муниципальную собственность. За последние 5 лет принято 11,8 млн. кв. метров жилья, предстоит принять 16,1 млн. кв. метров.
12. Для повышения устойчивости работы предприятий жилищно-коммунального комплекса используются программно-целевые методы.
За прошедший период в крае были разработаны следующие целевые программы:
Мероприятия по повышению устойчивости и перспективному развитию инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства.
Строительство жилья взамен ветхого и аварийного в городах и районах Красноярского края на 2002-2005 гг.
Капитальный ремонт жилищного фонда в городах и районах края на 2003-2010 годы.
Муниципализация ведомственного жилищного фонда
Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве Красноярского края.
Кроме того, за счет капитальных вложений, целевых бюджетных фондов, налоговых доходов осуществляется финансирование строительства, реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства края в рамках реализации части социально-экологических блоков краевых целевых программ:
Адресная инвестиционная программа;
Мероприятия, финансируемые за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП "Горно-химический комбинат" за временную выдержку отработавшего ядерного топлива;
Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы;
По охране окружающей среды;
По использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Только в 2001 году по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" профинансировано строительство, реконструкция и разработка проектно-сметной документации 59 объектов на сумму 215,09 млн. рублей.
Объекты инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства финансируются также за счет реализации федеральных целевых программ:
Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.;
"Экология и природные ресурсы": подпрограммы "Отходы", "Обеспечение населения России питьевой водой", "Водные ресурсы и водные объекты";
"Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ".
Разработана и готовится к утверждению краевая целевая программа "Восстановление и модернизация жилищно-коммунального хозяйства края" со сроком реализации до 2010 года.
13. За годы реформирования из краевого бюджета на проведение работ по восстановлению и реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства края в счет Мероприятий по повышению устойчивости и перспективному развитию инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства края было выделено 399,72 млн.рублей.
На эти средства отремонтировано и заменено 623 котла, 344,2 км инженерных и 99,8 км электрических сетей, что составляет соответственно 12,4% и 7% от общей протяженности сетей, нуждающихся в замене.
Приобретено и установлено:
установок подготовки воды на котельных 15 шт.;
комплексов по очистке и
обеззараживанию воды 34 комплекса;
дизельгенераторов 35 шт.;
спецавтотехники 59 шт.;
приборов учета 139 узлов.
Потери тепловой энергии в тепловых сетях находятся в пределах нормативных - 9,6%, утечки и неучтенный расход воды в водопроводных сетях сохраняются на одном уровне - 35 процентов, расход топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии снизился на 2 процента.
14. Активизировалась работа по установке приборов учета и регулирования расхода тепла, воды и электроэнергии при строительстве жилых домов и в существующем жилищном фонде, в организациях и учреждениях бюджетной сферы, на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время обеспеченность приборами учета составляет:
в квартирах в домах в организациях
бюджетной сферы
Тепловой энергии 0,5% 22,8%
Горячей воды 0,3% 0,5% 11,3%
Холодной воды 0,3% 0,5% 38,0%
15. Количество централизованных систем коммунального водоснабжения, отвечающих санитарным нормам и правилам технической эксплуатации, с 1997 по 2001 год увеличилось за счет:
приведения в соответствие и организации зон санитарной охраны на 7%;
внедрения и модернизации необходимой водоподготовки на 4%;
внедрения и модернизации обеззараживающих установок на 10,5%.
Качество питьевой воды централизованных систем водоснабжения Красноярского края по санитарно-химическим показателям выше средних по Российской Федерации (удельный вес проб, не отвечающих санитарным требованиям, в крае в течение последних пяти лет на 40-50% ниже, чем в среднем по Российской Федерации).
16. Для защиты прав потребителей перед лицом естественных локальных монополистов в сфере производства коммунальных услуг в крае действуют:
управление государственных инспекций надзора и инвентаризации Красноярского края;
Южно-Сибирское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
17. Для эффективности процесса подготовки и повышения квалификации работников отрасли в крае действует государственное образовательное учреждение "Краевой Центр подготовки работников ЖКХ" с филиалами в городах Абакане, Канске, Минусинске, Шарыпово. Ежегодно в краевом Центре подготовки работников ЖКХ проходят обучение до 1,5 тысяч руководителей и специалистов отрасли более чем по 30 специальностям. Централизация обучения позволяет осуществлять контроль за качеством подготовки, расширять и совершенствовать систему обучения.
Вместе с тем, основные направления реформирования не реализованы в полной мере из-за наличия следующих негативных тенденций.
1. В условиях экономического кризиса объем дотирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджетов всех уровней постоянно сокращается. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств на модернизацию и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
В 2000 году из бюджетов всех уровней жилищно-коммунальному хозяйству края вместо требуемых 3715,3 млн.руб. выделено 3655,8 млн.руб., из них на услуги ЖКХ, оказываемые населению, - 2607,9 млн.руб. или 85,5 процента от потребности. В 2001 году потребность в финансировании из бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство края составила 5258,2 млн.руб., фактически профинансировано 4748,5 млн.рубл., из них на услуги ЖКХ, оказываемые населению - 3646,4 млн.руб. или 81,6 процента от потребности. Недофинансирование составило 1990,4 млн.руб. (с учетом задолженности прошлых лет). Долг местных бюджетов перед отраслью по компенсации разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, сохраняется. В результате муниципальные заказы на предоставление жилищно-коммунальных услуг сформированы в 2002 году только на 46 территориях края.
2. В крае наблюдается значительный недоремонт жилищного фонда, отсутствие системы накопления финансовых средств, необходимых для ремонта жилищного фонда, ограниченность бюджетных средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда. В 2002 году разработан проект краевой целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда в городах и районах края на 2003-2010 годы". Программа рассчитана на 8 лет, объем финансирования составляет 57,4 млрд. рублей. В рамках программы предполагается отремонтировать 22,4 млн. кв. метров жилищного фонда. Однако, в связи с отсутствием средств на капитальный ремонт, программа не утверждена.
3. Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по качественным характеристикам. Более 1,9 млн.кв.м, что составляет 3,5% общей площади жилищного фонда, размещено в ветхих и аварийных строениях. Краевой программой "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного в городах и районах Красноярского края на 2002-2005 гг." предусмотрено снести ветхого и аварийного жилья 297,5 тыс.кв.метров, ввести нового 224,3 тыс.кв.метров. Объем финансирования из краевого бюджета должен составить 2531,3 млн.рублей. В 2002 году финансирование программы приостановлено в связи с уменьшением доходной базы краевого бюджета.
4. В настоящее время в Красноярском крае еще высока доля ведомственного жилищного фонда, содержание и эксплуатация которого вызывает особую тревогу, так как к передаче предлагаются объекты жилищно-коммунального хозяйства с высокой степенью износа, требующие проведения капитального ремонта и восстановления, без предложений по финансированию затрат на эти цели. За последние 5 лет в муниципальную собственность принято 11,8 млн.кв.метров жилья, предстоит принять около 9 млн.кв.метров. Процесс муниципализации сдерживается из-за ограниченности финансовых возможностей предприятий и бюджетов всех уровней. Проблема может быть решена принятием на уровне края программы "Приемка в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда до 2006 года" в рамках программы "Социально-экономическое развитие Красноярского края на период до 2010 года" с определением объемов передаваемого в муниципальную собственность ведомственного жилья, объемов требуемого на эти цели финансирования и определением источника финансирования.
5. В то же время в крае не везде введена плата за найм и на капитальный ремонт жилья, либо размер ставок этих платежей является достаточно низким и не отвечает экономическому смыслу этого платежа. Средства, собранные в виде платы за найм муниципального жилья, являются доходом собственника и должны направляться на цели модернизации, реновации жилищного фонда, решения проблемы ликвидации ветхого жилья и реконструкции районов его средоточения.
6. В структуре ставок на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения наибольшую долю составляет отопление и горячее водоснабжение - почти 60 процентов. На протяжении последних лет рост жилищно-коммунальных платежей населения был связан в основном с коммунальными услугами. Таким образом, в первую очередь население оплачивает сектор естественных локальных монополий, либо потенциально наиболее прибыльные отрасли (вывоз ТБО). В результате поступающие от населения "живые деньги" в первую очередь направляются в отрасли, где определение оптимальной стоимости услуг возможно только путем сложной и до конца не отработанной процедуры регулирования тарифов естественных локальных монополий. И наоборот, отрасли, где определение оптимальной цены услуги возможно на основе конкурса (жилищная услуга), практически полностью зависят от бюджетных дотаций.
7. Ремонт инженерных систем и конструктивных элементов жилых зданий, предоставление новой жилой площади взамен утраченной в результате различного рода аварий снижают эффективность использования финансовых ресурсов, направляемых в жилищно-коммунальную сферу.
Тем не менее, ни в одном муниципальном образовании края не введена в качестве поиска дополнительного финансового источника система страхования жилищно-коммунального комплекса.
8. Финансирование строительства и реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства из различных источников составляет всего 10% от потребности. Недостаточное финансирование не позволяет проводить плановый ремонт и реконструкцию инженерных систем в полном объеме.
За последние годы в муниципальную собственность приняты объекты коммунального хозяйства в ветхом и аварийном состоянии (146 водозаборных сооружений, 31 комплекс очистных сооружений канализации, 366 котельных, 6457 км инженерных сетей). В результате интегральный показатель надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения - количество аварий на 100 км инженерных сетей - по краю остается достаточно высоким и составляет в среднем 37 аварий на 100 км сетей против среднеевропейского - 3 аварии на 100 км сетей.
9. Сохраняется дефицит тепловой мощности в 7 городах края, который составляет от 45 Гкал/час в Канске, свыше 1000 Гкал/час в Красноярске. В общем числе отопительных котельных преобладают котельные малой производительности - до 3 Гкал/час (571 из 707 или 81 процент). Низкой остается оснащенность котельных малой мощности контрольно-измерительными приборами и автоматикой, что не позволяет организовать надлежащий приборный учет расхода топлива, объемов вырабатываемой тепловой энергии. За 5 лет закрыто 54 неэффективных, морально и технически устаревших котельных.
10. В крае - одном из наиболее водообеспеченных районов страны - парадоксальной остается ситуация недостаточного коммунального водоснабжения населения: централизованным водоснабжением охвачено 94,7 процента городских и только 51,7 процента сельских жителей.
Качество воды источников централизованного водоснабжения населенных мест Красноярского края по санитарно-химическим показателям остается неудовлетворительным. Доля проб, не отвечающих санитарным требованиям, остается на уровне 30 процентов.
11. Недофинансирование отрасли привело к росту задолженности по заработной плате работникам предприятий ЖКХ края, которое составляет 297 млн.рублей. При этом средняя заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства составляет 3376 руб., что в 2 раза ниже, чем в среднем по отраслям промышленности. Низкий уровень заработной платы приводит к большой текучести кадров на предприятиях ЖКХ.
12. Не ослабевает неблагоприятная тенденция падения реальных денежных доходов населения в целом по краю. Реальные денежные доходы населения в первом полугодии 2002 года по сравнению с первым полугодием 2001 года снизились на 4,3 процента.
13. Несмотря на ограниченность бюджетных средств, установленный 40% уровень оплаты населением за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги с 1996 года не повышался.
Анализ хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства края показал, что важнейшим условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью.
Если на первом этапе реформирование отрасли происходило в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то на новом этапе предполагается сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания населения, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.
4. Цель и задачи реформирования
Целью реформирования является перевод жилищно-коммунального хозяйства края на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым количеством и качеством жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
усиление социальной политики в сфере ЖКХ;
обеспечение государственного контроля за качеством предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
5. Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ края
5.1. Снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг
5.1.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере.
Создание товариществ собственников жилья должно стать приоритетным направлением в выборе способа управления жилищным фондом.
Для становления товариществ собственников жилья органам местного самоуправления необходимо предусмотреть:
возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;
предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов края и муниципальных образований;
создание правовой основы получения товариществами доходов от придомовой территории (в частности, за парковку автомобилей, сдачу фасадов зданий под рекламу и др.) для оплаты содержания жилья и предоставления коммунальных услуг;
организацию товариществ собственников жилья в процессе строительства, если возводимое жилье предполагается продавать не менее чем двум собственникам;
обеспечение реализации Федерального закона "О товариществах собственников жилья" в части передачи земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев.
5.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Одна из основных задач реформирования - создание конкурентной среды в жилищной сфере, которая должна развиваться в двух направлениях:
конкуренция на управление жилищным фондом;
конкуренция подрядных организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Для этого необходимо осуществить разделение функций на управление и обслуживание жилищным фондом и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями (службой заказчика) и подрядными организациями.
Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом.
Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:
модернизацию жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий и материалов;
необходимое финансирование для содержания жилищного фонда;
заключение договора с выбранной на конкурсной основе (созданной) организацией на управление муниципальным жилищным фондом;
контроль за реализацией договоров о выполнении работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Управляющая компания (служба заказчика) должна обеспечить:
выбор подрядчика по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
заключение договоров с подрядчиками, социального найма, технического обслуживания;
осуществление системы контроля за выполнением договоров;
организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В некоторых городах и районах края проводится работа по переводу населения на прямые расчеты за теплоснабжение. Переход на такой способ оплаты выгоден лишь ресурсоснабжающим организациям и имеет существенные недостатки. Заключение потребителями прямых договоров с каждым отдельным производителем коммунальных услуг поставит их лицом к лицу с локальными естественными монополистами, что неизбежно вызовет снижение уровня защищенности потребителей. Поэтому необходимо чтобы на стороне потребителей были собственник жилья и специально созданные для этой цели управляющие организации.
Функции управляющей компании (службы заказчика) могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы. Затраты управляющей компании на предоставление услуг должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.
На выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.) необходимо организовать проведение конкурсов.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
конкуренция на управление жилищным фондом;
конкуренция подрядных организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
5.1.3. Тарифное регулирование коммунальных предприятий.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведение, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.
Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на:
определении целей деятельности этих предприятий (формировании их производственной и инвестиционной программ);
решении вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения программ;
проведении мониторинга предприятий.
Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальных предприятий, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства.
Поэтому целью реформирования системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги является возможность определять и поддерживать баланс интересов производителей, местных бюджетов и потребителей услуг, в первую очередь - населения, а также создать условия, при которых регулируемые предприятия были бы заинтересованы в повышении своей эффективности.
Для этого необходимо на региональном уровне разработать методическую базу, устанавливающую единые принципы тарифного регулирования, увязывающие изменение тарифов на газ и электрическую энергию с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, а также возможностью населения оплатить услуги по новым тарифам.
Тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджетов всех уровней в рамках бюджетного процесса.
Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать прозрачность процесса формирования тарифов. Это позволит повысить обоснованность принимаемых решений, а также сглаживать социальные последствия роста тарифов.
Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующего органа. Для малых муниципальных образований целесообразно передать полномочия по регулированию тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги единому органу регионального уровня, что повысит качество принимаемых решений.
Таким регулирующим органом должно стать управление жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации края.
Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию ведомственных организаций, а также размера платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии по сетям этих организаций, расположенных на территории края, находится в компетенции Региональной энергетической комиссии (РЭК).
При определении величины тарифов на тепловую и электрическую энергию необходимо проводить процедуру согласования таким образом, чтобы увязывать объем финансовых потребностей предприятий с платежеспособностью населения и возможностями бюджета.
Необходимо разработать и внедрить двуставочные тарифы на коммунальные услуги, когда постоянная часть тарифа соответствует объему постоянных издержек, связанных с предоставлением соответствующих услуг потребителю (т.е. расходы на страхование, обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования, тепловых и водопроводных сетей и т.п.), переменная часть - объему переменных издержек (расходы на предоставление самого ресурса: 1 кВт электроэнергии, 1 л воды, 1 Гкал тепла). В случае, если у потребителя нет прибора учета, то для расчета ежемесячного платежа вместо фактического потребления необходимо использовать нормативы потребления соответствующих услуг. По мере установления приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.
При установлении двуставочного тарифа платежи коммунальному предприятию делятся на две составляющие, притом, что общая сумма остается прежней, а структура платежа (следовательно, и структура доходов предприятия) соответствует структуре издержек предприятия. Это позволит повысить финансовую устойчивость муниципальных коммунальных предприятий (снизить риск убытков, сбалансировать сезонные колебания доходов и расходов предприятий, следовательно, уменьшить потребность в оборотных средствах, уменьшить риск экстренных бюджетных вливаний).
Введение раздельного учета производства тепловой энергии и услуг по ее передаче позволит создать предпосылки для формирования локальных рынков тепловой энергии путем разделения монопольной транспортировки тепловой энергии и конкурентного производства.
В числе прочих мер по регулированию деятельности естественных монополий следует предусмотреть отказ органов местного самоуправления от политики предоставления льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источника их финансирования.
5.1.4. Акционирование муниципальных жилищных организаций.
На заключительном этапе возможно в целях качественного улучшения деятельности по управлению жилищного фонда поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных предприятий в открытые акционерные общества.
Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
Объекты коммунальной инфраструктуры должны быть сохранены в муниципальной собственности.
5.1.5. Модернизация жилищно-коммунального комплекса.
Модернизация жилищного фонда и инженерной инфраструктуры с внедрением новых технологий и материалов, альтернативных локальных источников тепловой энергии приведут к устойчивому функционированию всего жилищно-коммунального комплекса, снижению потребности в тепловой энергии, а это, в свою очередь, даст наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Модернизация жилищно-коммунального комплекса в основном ориентирована на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения городов и районов края.
5.1.5.1. Модернизация жилищного фонда.
Модернизация жилищного фонда осуществляется в целях:
предотвращения преждевременного износа конструктивных элементов зданий и инженерного оборудования;
обеспечения сохранности и обновления существующего жилищного фонда;
уменьшения объемов текущего ремонта жилых домов и снижение затрат на содержание жилищного фонда.
Для реализации основных целей модернизации жилищного фонда приоритетными направлениями являются:
капитальный ремонт жилищного фонда;
частичная перепланировка и переоборудование квартир, повышение теплозащиты зданий, улучшение архитектуры фасадов;
реконструкция, как временная мера, предусматривающая получение дополнительных площадей за счет надстройки, расширения зданий;
поквартальный снос зданий и возведение на этих местах современных жилых комплексов, утилизация отходов от разбора старых домов.
Для этого необходимо проведение следующих работ:
ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
повышение эффективности работы лифтового оборудования;
использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования.
5.1.5.2. Модернизация инженерной инфраструктуры.
Модернизация инженерной инфраструктуры края должна быть ориентирована на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения городов и районов края: систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Приоритетными направлениями указанных работ являются:
завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах тепло-, водоснабжения;
замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
замена устаревшего насосного и технологического оборудования в водопроводных и канализационных насосных станциях;
использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения.
восстановление, реконструкция и модернизация инженерных систем тепло-, водоснабжения, канализации с использованием высоконадежных и долговечных труб и арматуры, современного оборудования и теплоизоляционных материалов, бестраншейных способов восстановления трубопроводов;
разработка и реализация оптимальных схем тепло-, водоснабжения, реконструкции и перспективного развития инженерного обеспечения городов и населенных пунктов края;
внедрение ресурсосберегающих технологий.
Основными направлениями энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве края должны стать:
формирование экономического механизма энергоресурсосбережения, направленного на повышение заинтересованности в эффективном использовании энергоресурсов;
формирование заемных ресурсов за счет средств частных инвесторов;
совершенствование тарифной политики энергоресурсоснабжающих организаций путем введения двуставочного тарифа;
проведение энергоресурсоаудита;
осуществление технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг;
переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета;
внедрение альтернативных локальных источников тепловой энергии на жилищном фонде;
создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления потреблением тепла и воды в жилищном фонде;
стимулирование местного рынка энергоресурсосберегающей техники и технологии;
создание механизма привлечения и возврата предприятиями жилищно-коммунального хозяйства среднесрочных и долгосрочных кредитов для внедрения энергоресурсосберегающих технологий на объектах инженерной инфраструктуры.
Для реализации направлений энергоресурсосбережения необходимо:
создать демонстрационный проект с целью проверки различных комбинаций энерго- и водосберегающих технологий и оценить срок его окупаемости в конкретных условиях на примере одного города со сроком реализации до 2010 года;
разработать и реализовать ряд программ:
Энергетическое обследование инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;
Восстановление и модернизация жилищно-коммунального хозяйства края;
Регулирование и учет энергоресурсов на границах раздела и у потребителей;
Внедрение приборов учета потребления энергоресурсов в жилищном фонде;
Энергоресурсосбережение в системах тепловодоснабжения и водоотведения.
5.2. Совершенствование механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства
Финансовая стабильность предприятий жилищно-коммунального комплекса края является основной предпосылкой формирования нормальных экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном секторе экономики и предусматривает ликвидацию дотационности ЖКХ и обеспечение стабильности и достаточности текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, привлечения инвестиций в отрасль.
Для достижения достаточного финансирования деятельности предприятий ЖКХ необходимы следующие основные меры:
стабильное выделение средств, запланированных на дотации предприятиям ЖКХ в бюджетах всех уровней;
переход на 100-процентную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг;
упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;
упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа на цели модернизации и развития отрасли.
Совершенствование механизма финансирования предусматривает решение следующих направлений.
5.2.1. Мобилизация бюджетных ресурсов для обеспечения устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса.
В структуре расходной части консолидированного бюджета края в последние годы на ЖКХ приходится около 15 процентов от всех расходов.
Для реализации основных целей Концепции следует рассмотреть возможность сохранения в структуре расходной части консолидированного бюджета края сложившейся доли на финансирование ЖКХ на установившемся уровне.
Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в сочетании с предоставлением адресных субсидий малоимущим слоям населения на оплату жилья и коммунальных услуг позволит высвободить средства, ранее направлявшиеся на дотации предприятиям ЖКХ (а фактически на дотации гражданам с высоким уровнем дохода), и направить их через целевые краевые и муниципальные программы на реконструкцию и модернизацию жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры.
Такой подход позволит начать внедрение в деятельность предприятий ЖКХ современных ресурсо- и энергосберегающих технологий за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств в основном за счет комплекса организационных преобразований в тарифной, бюджетной и технической политике.
Эти действия в совокупности с мерами по совершенствованию системы управления в ЖКХ, по упорядочению взаимоотношений между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и потребителями позволят избежать коммунальной катастрофы, и за 10-15 лет будут созданы условия, гарантирующие населению нормальные условия для жизнедеятельности.
Важнейшим шагом к финансовой стабильности должно стать выделение в местных бюджетах отдельной строкой бюджетного финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на возмещение разницы в оплате жилищно-коммунальных услуг населением, оплата жилищно-коммунальных услуг бюджетными организациями, адресные субсидии населению.
Проведение неотложных ремонтных и восстановительных работ предполагается выполнять за счет средств бюджетов всех уровней, в первую очередь за счет средств краевого и местных бюджетов.
Средства федерального бюджета будут выделяться только на реализацию проектов, направленных на:
ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, если существует угроза нарушения функционирования систем жизнеобеспечения, которая может иметь отрицательные последствия для жизни и здоровья населения;
модернизацию или завершение строительства крупных объектов, обеспечивающих решение задачи снабжения коммунальными услугами и имеющих определяющее значение для жизнедеятельности края, если их финансирование невозможно без участия федерального бюджета;
на реализацию программ реформирования жилищно-коммунального комплекса при условии обеспечения органами исполнительной власти субъекта федерации, органами местного самоуправления, предприятиями жилищно-коммунального комплекса софинансирования проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса за счет средств краевого и местных бюджетов, а также средств предприятий и заемных средств.
5.2.2. Использование внебюджетных форм финансирования.
Одновременно с бюджетным финансированием необходимо создавать экономические стимулы и нормативно - правовое обеспечение для привлечения внебюджетных средств (фонд ресурсосбережения, ремонтный и страховой фонды и др.). При этом особое внимание должно уделяться привлечению внебюджетных инвестиций к развитию инженерной инфраструктуры и внедрению ресурсосберегающих проектов.
Основная тенденция развития внебюджетных форм финансирования - инвестирование конкретных объектов жилищно-коммунального хозяйства и предоставление средств в виде срочных и льготных кредитов, включая средства иностранных инвесторов, на проекты, прошедшие конкурсный отбор. Приоритеты конкурсного отбора должны устанавливаться с учетом прогнозов развития края и имеющихся средств.
Реализация данного направления предполагает:
разработку методологии привлечения заемных средств на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, что позволит сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг на доступном для населения уровне;
приведение бухгалтерской отчетности жилищно-коммунальных предприятий к международным стандартам, что сделает прозрачной структуру тарифа и позволит рассчитывать на привлечение иностранных инвестиций.
5.2.3. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса края.
Для оздоровления финансовой ситуации необходимо следующее.
В соответствии с разработанным Правительством Российской Федерации порядком реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе провести реструктуризацию и ликвидацию указанной задолженности.
Предприятиям жилищно-коммунального хозяйства края провести инвентаризацию:
- убытков, образовавшихся от задолженности прошлых лет, в результате деятельности предприятий, с целью подписания актов сверки задолженности с бюджетами всех уровней;
- по просроченной задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, с целью подписания актов сверки задолженности с бюджетами и бюджетными организациями.
Включить в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации признанную задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
Работу по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном комплексе края реализовать до формирования бюджетов 2004 года.
Отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального комплекса и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки.
Рассмотреть на региональном уровне вопрос о дебиторской задолженности населения.
5.2.4. Разработка краевых стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Для увязки межбюджетных отношений с ходом реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также для расчета обоснованной бюджетной потребности регионов на нужды жилищно-коммунального хозяйства Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, были введены четыре федеральных стандарта перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:
социальная норма площади жилья: 18 кв. метров общей площади жилья на одного человека семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан;
максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установлена в размере 22 процентов на 2002 год;
уровень платежей граждан в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг установлен в размере 90 процентов на 2002 год;
предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
Для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на жилищно-коммунальное хозяйство края установлены краевые стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Эти стандарты разработаны на основании федеральных стандартов, но с учетом региональных особенностей, социально-экономических условий и технических возможностей городов и районов края.
Первый краевой стандарт - социальная норма площади жилья (устанавливается законом Красноярского края).
В Красноярском крае размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека, равен:
в городах, поселках и сельской местности - 22 кв.м общей площади жилого помещения;
для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, - 25 кв.м общей площади жилого помещения;
для одиноко проживающих граждан - 33 кв.м общей площади жилого помещения;
для проживающих в общежитии - 9 кв.м жилой площади.
Второй краевой стандарт - предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
Стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр жилой площади в месяц, должен рассчитываться исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг и включать в себя:
стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда;
стоимость капитального ремонта жилищного фонда;
стоимость коммунальных услуг (теплоснабжения, включая твердое топливо и топливо печное бытовое, водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения) с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Третий краевой стандарт - уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в процентах к их стоимости (устанавливается законом Красноярского края).
Стандарт рассчитывается в соответствии с уровнем доходов и платежеспособности населения, реальными возможностями бюджетов и другими региональными особенностями.
Четвертый краевой стандарт - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (устанавливается Законом края).
Проведение реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь, в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов.
Компенсация дополнительных затрат, обусловленных отклонением от федеральных и краевых стандартов, производится за счет средств краевого и местных бюджетов.
5.2.5. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ.
Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ предусматривает:
введение в структуру оплаты жилищных и коммунальных услуг населением отчислений на капитальный ремонт;
введение дифференцированной в зависимости от потребительских свойств (качества и местоположения) платы за наем муниципального жилья, направляемой на полное восстановление жилищного фонда. Величина платы за наем должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилья;
включение отчислений на страхование жилищного фонда, направляемых на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.
Новые платежи, не связанные с текущим содержанием жилищного фонда, должны аккумулироваться в едином фонде и направляться целевым порядком для проведения работ по реконструкции и реновации основных фондов.
Планирование деятельности по модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, сбор и перераспределение указанных поступлений должны осуществляться собственником жилищного фонда.
На переходный период сохраняется практика установления двух групп тарифов.
Первая группа - экономически обоснованные тарифы, представляющие собой ставки оплаты содержания и ремонта (включая капитальный) жилья и предоставления коммунальных услуг, обеспечивающие полное возмещение затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства на простое, а в конце периода и расширенное воспроизводство.
Экономически обоснованные тарифы утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления исходя из нормативов затрат на оказание услуг и уровня рентабельности, устанавливаемого с учетом специфики предприятий.
Вторая группа тарифов представляет собой систему ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденных на каждый конкретный период в зависимости от установленного на территории предельного уровня платежей населения, в процентах к экономически обоснованным тарифам.
Необходимо также ввести систему повышенных платежей за жилищно-коммунальные услуги для населения за счет:
введения полной (100%) оплаты жилья и коммунальных услуг для нанимателей и собственников, имеющих второе жилье, отвечающее требованиям социальных норм, качества и благоустройства;
введения повышенных ставок оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления услуг.
Повышение ставок оплаты жилья может привести к активизации вторичного рынка жилья, что в первую очередь коснется малообеспеченных слоев населения и, особенно, пожилых людей. В связи с этим необходимы особые меры, способные оградить эту тенденцию от криминального влияния.
Для создания благоприятных условий финансирования отрасли и уменьшения зависимости от бюджетных дотаций целесообразным является опережающее повышение доли населения в оплате стоимости содержания жилья (все виды ремонта, вывоз твердых бытовых отходов, содержание и обслуживание лифтового хозяйства и т.п., там, где имеются возможности конкурсного размещения муниципальных заказов).
Для повышения дисциплины платежей населения сбор платежей должен осуществляться по счетам - квитанциям, отражающим полную информацию о фактической стоимости услуг, доли платежей нанимателя (собственника) жилья, наличии льгот и субсидий, размерах задолженности и пени за задержку платежей.
В краткосрочной перспективе необходимо довести уровень платежей населения в покрытии затрат по всем жилищно-коммунальным услугам до федерального стандарта. При этом особого подхода требует реформирование системы ценообразования жилищно-коммунальных услуг северных территорий. Необходимо принять комплекс мероприятий по реализации политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства с учетом региональных особенностей, транспортных схем, реальных доходов населения, перспектив освоенных территорий.
В крае необходимо решить вопрос об особом механизме формирования тарифов для населения северных территорий, исключающем затраты на доставку топлива, выработку электроэнергии на дизельных электростанциях с последующей их компенсацией из бюджета.
5.3. Совершенствование социальной политики в сфере ЖКХ
Реформирование жилищно-коммунальных правоотношений должно идти в тесной взаимосвязи с созданием механизмов социальной защиты населения путем предоставления малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Переход к новой системе экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам. Это позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.
В целях координации деятельности и обеспечения соблюдения законодательства в области предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг целесообразно создание центров субсидий в крупных городах края.
Совершенствование механизма предоставления жилищных субсидий предполагает:
переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства к прямому субсидированию населения;
исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам (проживающим в жилищном фонде всех форм собственности), имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом;
при определении величины субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов платежей (за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда, наем жилья, теплоснабжение, включая твердое топливо и топливо печное бытовое, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение);
установление порядка возмещения из бюджета дотаций на предоставление субсидий населению предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги (ОАО "Красноярскэнерго", КГХ "Красноярсккрайгаз", организации, предоставляющие топливо для печного отопления);
установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим задолженность, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки;
информирование населения через средства массовой информации об условиях и процедурах предоставления субсидий.
Для защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг следует не допустить:
сдерживания развития системы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низкими доходами;
необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Рассмотреть вопрос о возможности увеличения срока установления субсидий до 6 месяцев (со дня обращения за субсидией) и о механизме учета прожиточного минимума при расчетах субсидий.
В целях дополнительной социальной защиты малоимущих граждан предлагается дифференцировать максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с коэффициентом кратности среднедушевого дохода семьи к установленному прожиточному минимуму.
Кроме того, расчет субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг для проживающих отдельно от других членов семьи неработающих пенсионеров и инвалидов предлагается производить на общую площадь занимаемого или жилого помещения.
Необходимо упорядочить систему льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и усовершенствовать механизм предоставления жилищных субсидий для граждан, проживающих в жилищном фонде и общежитиях, независимо от формы собственности.
Создание системы персонифицированных социальных счетов граждан возможно только после перехода на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением, а также после решения на уровне Правительства Российской Федерации вопроса о переводе основных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в категорию жилищных субсидий.
Защита собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая (например, пожара) требует введения обязательного страхования жилья. Для введения обязательного страхования жилья необходимо на региональном уровне разработать соответствующую нормативную базу.
5.4. Обеспечение государственного контроля за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
Для усиления контроля за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и содержанием жилищного фонда необходимо:
разработать и утвердить стандарты качества жилищно-коммунальных услуг, которые определяют: гарантированные нормативы потребления услуг, потребительские свойства услуг и работ, режим предоставления услуг;
разработать проекты типовых договоров с обязательным указанием в них параметров качества и режима предоставления услуг и ответственности подрядной организации перед потребителем за их несоблюдение;
силами управления государственных инспекций надзора и инвентаризации Красноярского края обеспечить систему планового обследования технического состояния жилищного фонда, контроль за исполнением требований нормативов и стандартов по содержанию жилищного фонда, обеспечению качества предоставляемых населению коммунальных услуг с применением установленных мер экономического и другого воздействия при выявлении фактов нарушения нормативных требований и низкого качества работ;
привлечь местные органы самоуправления в лице служб заказчика к осуществлению контроля за качеством предоставляемых услуг и содержанием жилищного фонда;
использовать лицензирование деятельности по эксплуатации инженерной инфраструктуры как одну из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых услуг.
6. Механизм реализации Концепции
Для успешной реализации Концепции необходимо:
создать систему оценки предлагаемых программ и проектов обеспечения эффективного функционирования и развития отрасли;
развивать систему учета всех видов ресурсов и внутренних резервов отрасли и на этой основе, исходя из ограничений на ресурсы, расставлять и корректировать приоритеты программ, проектов, мероприятий, управленческих решений;
создать условия и разработать механизмы (организационные, управленческие, экономические, нормативно-правовые, инфраструктурные) эффективного использования всех видов ресурсов (интеллектуальных, кадровых, материально-финансовых, технологических).
К условиям и механизмам, обеспечивающим решение задачи повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства края, относятся:
приведение нормативно-правовой базы, кадрового и методического обеспечения, экономических и организационных механизмов управления в соответствие с целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
разработка критериев и показателей эффективности деятельности и хода преобразований в отрасли, создание условий их использования для мониторинга объекта и контроля системы управления;
мониторинг отрасли на уровне критериев и показателей, контроль за соответствием расходования средств полученным результатам;
проведение конкурсов и экспертиз целевых программ и наиболее важных проектов;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, подготовка управленцев, менеджеров и предпринимателей к решению задач преобразования отрасли, создание кадрового резерва;
развитие государственно-договорных и программно-проектных механизмов управления, фондовых, фондобанковских механизмов хозяйствования;
информационное обеспечение населения и программ преобразования отрасли;
развитие системы аудита;
развитие информационной инфраструктуры управления и создание информационно-аналитического центра управления жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации края, обслуживающего задачи сбора, обработки, анализа информации, оценки эффективности и прогнозирования результатов управленческих решений;
использование различных организационных форм и практики привлечения внешних менеджеров, практиков, ученых, экономистов, юристов, методологов для оценки эффективности программ и проектов преобразования отрасли, выработки предложений по их корректировке, разработки альтернативных и дополнительных стратегий развития отрасли с учетом межотраслевых взаимодействий и социально-экономических задач регионального развития.
7. Нормативно-правовое и методическое обеспечение
В рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства края принято более 50 нормативных правовых актов и методических документов, регулирующих вопросы, связанные с управлением и обслуживанием жилищного фонда, совершенствованием тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг, развитием договорных отношений в жилищной сфере, обеспечением социальной защиты населения в условиях рыночных отношений.
1. В целях реализации предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по определению основных параметров перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и осуществлению контроля за соответствием краевых стандартов федеральным приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон края от 27.09.96 N 11-339 "О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края" с изменениями, внесенными законами края от 26.03.98 N 2-56, от 22.06.98 N 3-131;
постановление администрации края от 22.07.99 N 449-п "О краевом стандарте перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год";
постановление администрации края от 21.08.2000 N 626-п "О краевом стандарте перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 год";
постановление администрации края от 21.03.01 N 189-п "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения";
постановление администрации края от 24.04.01 N 279-п "О стандарте предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по городу Красноярску на 2001 год".
Стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги определен Законом края от 22.06.98 N 3-132 "Об основных принципах социальной защиты населения края в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства" с изменениями от 22.05.2000 N 10-749.
Законом Красноярского края от 8 октября 2009 г. N 9-3705 вышеназванные Законы признаны утратившими силу
В целях подготовки изменения уровня платежей населения принято постановление Совета администрации края от 04.09.02 N 335-п "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства края".
Распоряжением Совета администрации края от 13.09.02 N 931-р создана комиссия для подготовки предложений по поэтапному повышению уровня оплаты населением за жилищно-коммунальные услуги до уровня федерального стандарта.
Постановлением администрации края от 07.06.01 N 386-п "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Красноярского края" максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлена на уровне федерального стандарта. Однако органы местного самоуправления могут устанавливать максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи дифференцированной в зависимости от размера дохода, но не выше федерального стандарта.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21 января 2005 г. N 17-П вышеназванное Постановление признано утратившим силу
2. В целях рационального разделения функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, развития конкурентной среды и самоуправления в жилищной сфере разработаны и направлены органам местного самоуправления для практического применения:
рекомендации по организации деятельности служб заказчика жилищно-коммунальных услуг;
рекомендации по развитию конкурентных отношений на обслуживание и ремонт муниципального жилищного фонда, включающие порядок конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание жилых домов;
рекомендации по созданию условий для образования и эффективного функционирования товариществ собственников жилья на территории края.
3. В целях создания условий для внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяйство края приняты:
Закон края от 15.09.99 N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края";
Законом Красноярского края от 29 апреля 2010 г. N 10-4584 вышеназванный Закон признан утратившим силу
постановление администрации края от 18.10.99 N 664-п "О концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края".
4. В целях совершенствования государственного регулировании цен (тарифов) в крае постановлением Совета администрации края от 06.08.02 N 298-п внесены изменения и дополнения в акты администрации края.
Разработаны:
Методика по формированию тарифов на услуги водоснабжения и канализации, утверждена постановлением администрации края от 11.10.99 N 647-п. Изменения в Методику внесены постановлением администрации края от 24.10.2000 N 825-п;
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 1 декабря 2004 г. N 303-П Постановление администрации Красноярского края от 11 октября 1999 г. N 647-П признано утратившим силу
Порядок корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс, утвержден постановлением администрации края от 15.05.2000 N 346-п. Изменения в Порядок внесены постановлением администрации края от 28.05.01 N 361-п;
Методика расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Красноярского края, утверждена постановлением администрации края от 11.12.01 N 866-п;
Методические рекомендации по формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги для проживающих в общежитиях, утверждены постановлением администрации края от 08.08.01 N 567-п.
5. В рамках совершенствования системы договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере разработаны примерные договоры:
на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий;
на обеспечение услуг по водоснабжению и водоотведению;
на обеспечение услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению;
поставки материально-технических ресурсов для нужд жилищно-коммунального хозяйства;
социального найма жилых помещений;
на техническое и аварийное обслуживание с собственниками жилых помещений;
на возмещение расходов предприятиям (организациям), оказывающим жилищно-коммунальные услуги, а также услуги по реализации и доставке твердого топлива, в связи с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных и других услуг.
Проведен анализ договоров энергоснабжения, заключенных предприятиями жилищно-коммунального хозяйства с энергоснабжающими организациями, договоров социального найма и технического обслуживания жилого помещения, на основе которых разработаны и направлены органам местного самоуправления рекомендации по совершенствованию договорных отношений.
6. Дальнейшее совершенствование законодательной базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства края будет осуществляться в соответствии с изменением федерального жилищного законодательства в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации.
Необходимо принятие нормативно-правовых актов по следующим направлениям:
обеспечение реализации положений нового Жилищного кодекса Российской Федерации после введения его в действие;
упорядочение предоставления краевых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
совершенствование порядка предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
утверждение краевых стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
организация конкурсного отбора по управлению жилищным фондом и его обслуживанию.
Требуется внесение изменений и дополнений в законы края "О социальной защите населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края", "Об энергосбережении на территории Красноярского края".
Развитие организационно-методической базы реформирования отрасли включает разработку рекомендаций по следующим направлениям:
порядок реструктуризации задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и потребителей их услуг;
упорядочение отнесения затрат на себестоимость продукции и услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
определение отчислений на капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда, включаемых в оплату жилья;
порядок целевого использования составляющих тарифа на коммунальные услуги (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;
расчет оплаты за потребленные коммунальные услуги по показаниям приборов учета;
порядок предоставления адресной помощи населению в оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов;
организация обучения, профессиональной подготовки кадров для управления жилищным фондом;
организация страхования жилья.
8. Информационное обеспечение
Органам государственной власти края и органам местного самоуправления предоставлены широкие полномочия в осуществлении жилищной реформы. Эффективная реализация этих полномочий невозможна без организации адекватной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Основа такой системы должна быть создана на краевом и муниципальном уровнях.
Для обеспечения качественного информационного мониторинга хода реформ в жилищно-коммунальной сфере края целесообразно создать на базе управления ЖКХ и жилищной политики администрации края информационно-аналитический центр. Оценку хода реформ в жилищно-коммунальной сфере края предлагается осуществлять с помощью следующих показателей:
1. Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м в месяц.
2. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением от их полной стоимости.
3. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением (доля семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, фактический сбор жилищно-коммунальных платежей в отношении к начислению за соответствующий период).
4. Размер жилищных субсидий.
5. Размер льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
6. Бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней.
7. Масштабы перекрестного субсидирования. Тарифы на коммунальные услуги для промышленности и населения.
8. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе.
9. Площадь государственного жилищного фонда, остающаяся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда.
10. Площадь жилищного фонда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в арктических районах.
11. Приватизация жилищного фонда.
12. Общее число зарегистрированных товариществ собственников жилья.
13. Доходы населения (среднедушевой доход; распределение общего объема денежных доходов населения по группам; величина прожиточного минимума; доля населения с доходами ниже установленного прожиточного минимума; распределение населения по среднедушевому размеру жилой площади в зависимости от размера среднедушевого денежного дохода и т.д.).
В ситуациях, когда информация, необходимая для принятия решений, отсутствует в системе статистической отчетности, целесообразно организовывать оперативные социологические обследования.
В целях психологической подготовки и адаптации населения к реформам в жилищно-коммунальной сфере края необходим контроль за освещением хода реформ в средствах массовой информации.
Необходимо использовать такие формы, как плакаты, листовки, информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме разъяснялись бы основные положения реформы, и доводилась информация, представляющая интерес для больших групп населения (например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать товарищество собственников жилья и т.п.).
Информирование общественности краевой и местными администрациями включает:
ответы на вопросы общественности и прессы;
выступления перед общественными организациями и группами населения;
отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий программы реформ;
подготовка пресс-релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований;
регулярные контакты со службой новостей средств массовой информации.
Особое внимание следует уделять качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную социальную напряженность.
9. Сроки и этапы реализации реформирования
Концепция будет выполняться поэтапно в течение 2002-2010 гг.
На первом этапе (2002-2003 гг.) будут реализованы первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение положительного эффекта. К числу важнейших относятся мероприятия:
по проведению инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций и других потребителей, в том числе населения, перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
постепенная ликвидация дотационности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
формирование необходимой нормативно-правовой базы для осуществления намеченных задач.
На втором этапе (2004-2005 гг.) будет реализован основной блок мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса, в том числе:
переход на 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг;
развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
переход к профессиональному управлению жилищным фондом;
создание системы регулирования естественных локальных монополий;
разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
На третьем этапе (2006-2010 гг.) будет осуществлен:
переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства к прямому субсидированию малообеспеченных семей;
переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан;
реализация стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета администрации Красноярского края от 19 декабря 2002 г. N 424-П "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации края от 24.05.99 г. N 286-П "О Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания
Текст Постановления официально опубликован не был