В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.02 N 20-ФЗ, от 21.03.02 N 31-ФЗ, от 25.06.02 N 71-ФЗ, от 25.07.02 N 112-ФЗ, от 10.01.03 N 11-ФЗ, от 07.07.03 N 123-ФЗ), статьей 68 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 24.03.97 N 12-433 "Об образовании" (в редакции законов Красноярского края от 24.09.98 N 4-157; от 18.10.99 N 8-507; от 27.03.2000 N 10-678; от 13.10.2000 N 12-934; от 02.11.2000 N 12-963; от 28.02.01 N 13-1188; от 18.09.01 N 16-1478; от 02.11.01 N 16-1562; от 01.02.02 N 1-32; от 04.03.03 N 5-905, от 01.07.03 N 7-1210), в целях развития и модернизации специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае постановляю:
Законом Красноярского края от 3 декабря 2004 г. N 12-2674 Законы Красноярского края от 24 марта 1997 г. N 12-433, от 24 сентября 1998 г. N 4-157, от 18 октября 1999 г. N 8-507, от 27 марта 2000 г. N 10-678, от 13 октября 2000 г. N 12-934, от 2 ноября 2000 г. N 12-963, от 28 февраля 2001 г. N 13-1188, от 2 ноября 2001 г. N 16-1562, от 1 февраля 2002 г. N 1-32, от 4 марта 2003 г. N 5-905, от 1 июля 2003 г. N 7-1210 признаны утратившими силу
Законом Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2823 Закон Красноярского края от 18 сентября 2001 г. N 16-1478 признан утратившим силу
1. Утвердить концепцию развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (прилагается).
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края Н.В.Крепышеву.
3. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края |
В.Ю.Кузубов |
Концепция развития специального образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
(утв. Постановлением Совета администрации края от 17 ноября 2003 г. N 322-П)
1. Состояние, события и тенденции, влияющие на развитие
краевой системы специального образования
Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. В этих условиях проблемы статуса и существования системы специального образования, неопределенности судеб увеличивающегося числа детей с различными отклонениями приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс. При отсутствии должного специального образования, требующего особенного внимания к их физическим или психическим недостаткам и дополнительных расходов, могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм. Число детей с проблемами здоровья среди новорожденных составляет 85%, из них 30% нуждается в реабилитации, 40% - в коррекционной психолого-педагогической помощи. Растет число детей со сложной структурой дефекта.
В настоящее время в Красноярском крае специальным образованием охвачено 11687 детей с ограниченными возможностями здоровья (2,92% от общего количества учащихся). Из них 7375 человек обучается в 47 специальных (коррекционных) школах-интернатах (в том числе 1060 детей-сирот и 375 детей-инвалидов) и 4388 человек в коррекционных классах общеобразовательных школ.
Детей-инвалидов в общеобразовательных школах - 3382 человека, на дому обучается всего 209 детей-инвалидов. При этом детей-инвалидов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2150 человек.
С целью создания психолого-педагогической поддержки и специальных образовательных условий для развития детей с глубокой умственной отсталостью при специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида открыты группы для 43 детей данной категории. В коррекционных классах при общеобразовательных школах обучается 42 человека. Надомным обучением охвачено 20 человек. В реабилитационных центрах системы социальной защиты получают коррекционную помощь 77 детей с глубокой умственной отсталостью. Всего 182 человека с глубокой умственной отсталостью, в том числе и с синдромом Дауна, получают коррекционную педагогическую помощь. Пятнадцать направлений специального обучения реализуются в дошкольных учреждениях с обеспечением содержания и форм специального образования. 4397 детей посещают детские сады компенсирующего вида, 2528 - комбинированного. Нет четкой статистики относительно представленности видов отклонений и нарушений. Причина - отсутствие единой системы раннего выявления проблем здоровья у ребенка, как следствие дефицита ранней специальной помощи в семье и дошкольном учреждении.
В процессе становления находится система психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Создание 4 филиалов краевого психолого-медико-социального Центра поддержало формирование в муниципалитетах постоянно действующих комиссий. Трудность заключается в отсутствии специалистов детской психиатрии, логопедии, сурдопедагогики в психолого-медико-педагогических комиссиях.
Определенные успехи в подготовке и переподготовке кадров наметились в последние годы за счет создания института коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования и совместной работы с институтом коррекционной педагогики Российской академии образования (г.Москва). При этом обозначился острый дефицит коррекционного компонента в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной и основной общей школы, практически каждая вторая школа в крае имеет специальные (коррекционные) классы VII вида и классы компенсирующего обучения. В классах начальной школы обучается 1209 детей с задержкой психического развития и 1861 ученик с диагнозом "олигофрения", в классах основной школы с данными диагнозами соответственно обучается 1030 и 1358 школьников. В массе своей дети обучаются по программам общеобразовательных школ. Не получают образования 1230 детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью.
Необходимость в разработке данной концепции обусловлена востребованностью специального образования (отвечающего современности и своевременности) ребенком, семьей и обществом. Концепция рассматривается как инструмент, с помощью которого надо решить проблемы и ликвидировать дефициты, сдерживающие модернизацию и развитие специального образования.
Ратификация международных правовых актов, вхождение России в международное правовое пространство выявили явные противоречия между реальным и идеальным:
между необходимостью следовать гуманистическим и демократическим представлениям о правах ребенка и неготовностью массового общественного сознания в России к восприятию идеи равенства "неполноценного меньшинства";
отставание на 20 лет в развитии системы специального образования: нерешенность проблемы охвата детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие вариативности в структурах, программах, технологиях специальной помощи; несовершенство нормативно-правовой базы и при этом интеграция детей в общеобразовательную систему, которая не обеспечена ресурсно, технологически, идеологически.
Экономический кризис, децентрализация государственной власти на местах, сворачивание социальных программ и сети учреждений специального образования - ухудшают качество жизни детей, ограничивают и нарушают их права.
Разработанные Министерством образования Российской Федерации концептуальные основы реформирования системы специального образования, программы эволюционного развития интеграции определяют приоритеты данной концепции:
разработка и совершенствование дифференцированного обучения;
вариативность специальной помощи (центры, дошкольное специальное обучение детей с глубокой патологией и т.п.);
раннее выявление отклонений в развитии, как база структурных изменений в специальном образовании;
комплексный межведомственный подход к повышению качества жизни детей с проблемами здоровья;
преемственность специального и начального профессионального образования;
формирование системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Концепция реформирования специального образования в России (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.01 N 800 "Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году и первоочередных мерах"), федеральные Законы Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законы Красноярского края от 24.03.97 N 12-433 "Об образовании", от 27.04.99 N 6-379 "О социальной защите инвалидов в Красноярском крае", от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" определили основания и идеологию концепции "доступность - качество - эффективность".
2. Актуальные проблемы краевой системы специального образования
Основная проблема - отсутствие системности в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ограниченными и сохранными возможностями здоровья в период от дошкольного до начального профессионального образования.
Это проявляется в следующем.
1. Отсутствие системы раннего выявления отклонений в развитии детей, раннего диагностирования и ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку и его семье, особенно детям в возрасте до 6 лет, когда эффект педагогического воздействия особенно велик.
2. Несовершенство дифференцированного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах.
3. Отсутствие должного обеспечения и сопровождения интегрированного подхода к обучению детей в условиях массовой школы (кадры, учебно-методические комплексы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение).
4. Ограниченность в общении и совместной деятельности с нормально развивающимися детьми.
5. Неконкурентноспособность молодежи, обучающейся в системе специального образования, на современном рынке труда, отсутствие необходимых условий для получения ею доступного профессионального образования.
6. Дефицит специальных психолого-педагогических кадров.
Все вышеизложенное обусловило необходимость поисков путей создания краевой системы специального образования, которая должна стать частью межведомственной службы, обеспечивающей ребенку с дефектами развития возможные пути социализации.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения будет системно-ориентированный подход, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора - множественных проблемных ситуациях, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Следовательно, сопровождение - этой комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
диагностики существа возникшей проблемы;
информации о путях возможного решения проблемы;
консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
первичной помощи при реализации плана решения.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях его жизнедеятельности будут следующие:
приоритет интересов семьи и ребенка;
непрерывность сопровождения;
мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
стремление к автономизации.
3. Цель концепции
Цель концепции заключена в актуализации и интеграции ресурсов учреждений - участников межведомственного сотрудничества с участием учреждений специального коррекционного образования, здравоохранения, социальной защиты, профессионального образования для создания насыщенного реабилитационного профессионально-образовательного пространства для детей с проблемами в здоровье, с одной стороны, и в интернации (разрыва замкнутости), с другой.
4. Условия реализации концепции
Структурная перестройка (создание краевого межведомственного совета по развитию ребенка с особыми потребностями; создание единой системы раннего выявления детей с нарушениями здоровья и коррекции в развитии ребенка; создание системы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения; обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения в семье; разработка технологий развития данного ребенка и подготовки его к социализации;
правовое обеспечение (принятие постановления об утверждении данной концепции и других нормативно-правовых актов Красноярского края);
экономическое обеспечение (финансирование программ целевого назначения по проблемам ранней диагностики нарушений здоровья ребенка; интегрированного обучения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении; надомного обучения ребенка с проблемами в развитии; социального сопровождения ребенка с нарушением здоровья и др.);
информационное обеспечение (наличие регионального банка данных о детях с проблемами в развитии, о системе учреждений, обеспечивающих их реабилитацию, о системе подготовки специалистов, ее обеспечивающих);
кадровое обеспечение (переподготовка и повышение квалификации кадров по работе с данной категорией детей).
5. Этапы реализации концепции
Организация и управление системой специального образования должны обеспечить эволюционность перехода от текущего состояния к новому качеству образования с учетом общих тенденций, характерных моментов текущего состояния специального образования в крае и изменений приоритетов государства: от государственного попечительства к системе государственного и негосударственного сопровождения ребенка с проблемами здоровья. Для этого необходимы следующие этапы:
I этап - стабилизация существующей системы дифференцированного обучения, обеспечение полного охвата специальными видами помощи детей с различными вариантами отклонений в развитии независимо от места нахождения ребенка.
II этап - постепенный переход к интеграции за счет базовой перестройки системы специального образования. Основа перестройки: идея ранней диагностики и коррекции недостатков в развитии, расширение системы дошкольного обучения с одновременной подготовкой условий интеграции в массовую школу, различных ее вариантов; специфика момента - в параллельном протекании процессов дифференциации и интеграции, а значит, и в управлении ими.
III этап - постепенное сворачивание сети специальных учреждений, реорганизация этой сети для работы со сложными и множественными дефектами по мере перехода значительного количества детей в систему интегрированного обучения, обеспечение функционирования и развития дифференцированной системы, как варианта образовательных услуг специального образования для детей, требующих глубокой профессиональной комплексной коррекционной работы.
6. Показатели изменений в специальном образовании детей
с проблемами здоровья
1. Доступность вариативной системы специального образования в соответствии с потребностями населения.
2. Наличие и функционирование системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в каждом муниципалитете и учреждении.
3. Увеличение количества детей раннего возраста, своевременно выявленных и получивших специальную помощь и образование.
4. Уменьшение количества детей, не обучающихся по медицинским показаниям, переведенных в коррекционный класс либо школу по показаниям дошкольного и начального образования.
5. Количество квалифицированных специалистов в системе специального коррекционного образования.
6. Сокращение количества малоэффективных специальных (коррекционных) школ и интернатов.
7. Рост количества семей, обращающихся за помощью и поддержкой в учреждения специального образования.
8. Увеличение числа активных налогоплательщиков среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7. Ресурсы развития специального образования
Идея государственной помощи детям с проблемами здоровья предполагает обеспечить межведомственную соорганизацию нормативно-правовой базы, сети учреждений, технологий и способов специальной помощи, а также человеческого потенциала с соответствующей профессиональной компетенцией.
Ранняя диагностика и специальная помощь, согласованная с программой обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении компенсирующего вида, позволила бы 50% детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в массовой общеобразовательной школе, что значительно снизило бы расходы на содержание дорогостоящих и малоэффективных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ либо сделало возможным перераспределение этих средств на совершенствование условий для обучения и развития детей с выраженной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, а также с сочетанными формами нарушения развития (нарушение опорно-двигательного аппарата и умственная отсталость, глухота и слепота, нарушение сенсорики и умственная отсталость и т.д.).
Межведомственная медико-социальная экспертиза и психолого-медико-педагогическое обследование детей-инвалидов должны способствовать созданию максимально грамотной и эффективной индивидуальной программы реабилитации, развития и дифференцированного обучения детей.
При этом произойдет удорожание обучения детей-инвалидов на дому (вместо 8 часов в неделю - 16, а также потребуются специально подготовленные педагоги), но будут заложены основания для профессиональной подготовки к дееспособности ребенка-инвалида во взрослой жизни. Это изменит позицию ребенка от иждивенца к активному налогоплательщику.
Межведомственная адаптивно-развивающая безбарьерная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - залог комплексной помощи и поддержки посредством создания вариативных моделей непрерывного специального образования. Это позволит максимально приблизить услуги образования, здравоохранения и социальной защиты населения к месту проживания ребенка. Процесс интегрирования с обществом должен стать управляемым, тщательно подготовленным, начиная с ребенка и его родителей, заканчивая учителями и сверстниками.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья - ресурс особенный и перспективный, позволяющий ликвидировать интернатные учреждения и вернуть ребенка в семью, предупредив эмоциональную депривацию и, возможно, социальное сиротство ребенка. Ранее отстроенная помощь и поддержка ребенка и семьи поможет укрепить институт семьи, сохранив ответственность родителей за ребенка и заботу о нем. Интеграция высвободит средства и специалистов для совершенствования дифференцированного обучения детей, которые по той или иной причине не подлежат интеграции. Со временем интеграция сформирует в обществе терпимость к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета администрации Красноярского края от 17 ноября 2003 г. N 322-П "Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания
Текст Постановления официально опубликован не был