Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 ноября 2003 г. N А33-12530/03-С3
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. N А33-12530/03-С3-Ф02-757/04-С1 настоящее Решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Красноярского края Л.А.Касьянова,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "З." (г.Минусинск)
к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району (г.Минусинск)
о признании недействительным уведомления
при участии в судебном заседании представителей:
от Заявителя: Ч. - заместителя директора по экономике и финансам (доверенность от 13.10.2003 г., паспорт 04 01 080616, выдан 19.02.2002 г. УВД Железнодорожного района г.Красноярска), К. - юрисконсульта (доверенность от 05.11.2003 г., паспорт 04 02 515789, выдан 03.10.2002 г. УВД Советского района г.Красноярска);
от Инспекции: П. - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 03.09.2003 г., удостоверение N 165612, выдано 27.08.2003 г.),
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.А.Касьяновой,
резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2003 г.,
в полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2003 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "З." (далее по тексту "Заявитель" или "Общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г.Красноярска (далее по тексту "Инспекция") о признании недействительным уведомления Инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Определением арбитражного суда от 12 сентября 2003 года заявление принято к производству арбитражного суда.
Заявитель, в порядке ст.49 АПК РФ, уточнил заявленные требования, просит суд признать недействительным вынесенное Инспекцией уведомление о невозможности с 01 января 2003 г. применения упрощенной системы налогообложения от 20.01.2003 г. N 1169.
Заявитель в судебном заседании поддержал свои требования, считает действия Инспекции незаконными, так как:
- Заявитель одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет предоставил Инспекции заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, что соответствует п.1, 2 ст.346.13 НК РФ. Порядок и условия начала, прекращения применения упрощенной системы налогообложения установленные Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах", вступили в силу с 31.08.2002 г. (ст.8 указанного закона). Специальный налоговый режим введен в действие с 01.01.2003 г., однако, Общество в конце 2002 г. уже имело право перехода на упрощенную систему налогообложения Ссылки Инспекции на то обстоятельство, что Глава 26.2 в момент предоставления права на переход на упрощенную систему налогообложения не действовала, противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения;
- Общество как вновь созданная организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации;
- прекращение применения упрощенной системы налогообложения наступает только по основаниям, предусмотренным п.4 ст.346.13 НК РФ, а также по волеизъявлению налогоплательщика. Глава 26.2 НК РФ не связывает утрату организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, права на ее применение с наступлением нового календарного года. Законодательство не предусматривает право Инспекции самостоятельно лишить налогоплательщика права применять упрощенную систему налогообложения в связи с неправильным толкованием норм налогового права.
Инспекция требования Заявителя не признала, считает, что:
- согласно Федеральному закону от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах", положения части второй Налогового Кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Специальный налоговый режим введен в действие в 01.01.2003 г., следовательно, порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, установленные ст.346.13 НК РФ применяются к правоотношениям возникшим после ее введения в действие. Следовательно, налогоплательщики созданные в период с 01.12.2002 г. по 31.12.2002 г. не могут применять упрощенную систему налогообложения, т.к. в текущем году положения Главы 26 еще не вступили в силу. Утверждения Заявителя свидетельствуют о придании обратной силы Закону от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ, что противоречит общим правилам вступления в законную силу актов о налогах и сборах;
- в действиях Инспекции отсутствует признак противоправности, так как направление уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, фактически носит разъяснительный характер и не нарушает прав Заявителя. В данном случае отсутствует один из признаков ненормативного акта, наличие которого обязательно при оспаривании ненормативных актов - акт не затрагивает прав и законных интересов Заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 10 ноября 2003 года.
Изучив представленные доказательства, Суд установил следующие обстоятельства:
Общество с ограниченной ответственностью "З." зарегистрировано инспекцией Министерства по налогам и сборам по Железнодорожному району г.Красноярска 10 декабря 2002 года (свидетельство о государственной регистрации серия 24 N 002364716).
19.12.2002 г. Общество подало в Инспекцию заявление о применении упрощенной системы налогообложения. 20 января 2002 года Инспекцией вынесено уведомление о возможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (N 1169).
28 июля 2003 года Обществу вручено новое уведомление без номера и даты о невозможности применения ООО "З." упрощенной системы налогообложения.
В сообщении Инспекция от 04.09.2003 г. указало на невозможность применения Заявителем упрощенной системы налогообложения в связи с тем обстоятельством, что Глава 26.2 вступила в силу только с 01.01.2003 г., следовательно, предприятия, созданные с 01.12.2002 г. по 31.12.2002 г. могут применять упрощенную систему налогообложения только с 01.01.2004 г., а не в 2003 году. Ранее выданное уведомление Инспекция признала недействительным. Выводы, содержащиеся в сообщении, соответствуют указаниям, изложенным в письме Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам исх.N 05-25/3024 @ от 14.04.2003 г.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя сторон, Суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя их следующего:
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 18 Федерального Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19 - 21 настоящего Закона совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
С 01 января 2003 года на территории Российской Федерации введена в действие Глава 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" (ст. 1, 8 Федерального Закона от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах").
Согласно положений статьи 346.11 указанной главы, переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ст. 236.13 НК РФ).
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду п.2 ст. 346.13 НК РФ
Условия возврата на обычный режим налогообложения, предусмотренные в статье 346.13 НК РФ, можно условно разделить на зависящие от субъективных и объективных факторов.
При этом, если к субъективным факторам относится самостоятельное волеизъявление налогоплательщика, решившего вернуться к общему режиму налогообложения и уведомившего об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагают перейти на общий режим налогообложения (п.6 ст.346.13 НК РФ), то к основаниям перехода на обычный режим налогообложения в зависимости от объективных факторов относится случай, когда по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей. В последнем случае такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение (п.4 ст.346.13 НК РФ).
Суд считает, что факт введения в действие Главы 26.2 НК РФ с 01 января 2003 года не означает неправомерным использование с 2003 года Обществом данного специального режима налогообложения в связи со следующим:
1) в момент подачи Обществом заявления действовал Федеральный Закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который предоставлял вновь созданному предприятию право применять общую или упрощенную систему налогообложения. Свою волю на применение одной из систем налогообложения организация могла выразить, подав заявление о переходе на упрощенную систему, или представлением отчетности по общей системе.
Согласно ст.2 Закона, вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Таким образом, зарегистрировавшись в декабре 2002 г. Общество, как вновь создавшееся, обладало правом применять упрощенную систему налогообложения.
2) в момент подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения Глава 26.2 НК РФ еще не действовала, следовательно, руководствоваться положениями ч.2 ст.346.13 НК РФ, регламентирующей возможность для вновь созданных предприятий перейти на упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году, нет правовых оснований.
Позиция Инспекции основана на том, что действие ст.346.13 распространяется на налогоплательщиков, зарегистрировавшихся после 1 января 2003 г. (даты вступления в законную силу Главы 26.2 НК РФ), а лица, зарегистрировавшиеся 2002 г. имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2004 года, после подачи соответствующего заявления в период с 01.10.2003 г. по 30.11.2003 г.
Подобный подход противоречит принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст.19 Конституции Российской Федерации.
В Российской Федерации законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (ч.1 ст.3 НК РФ). Заявитель, зарегистрировавшись в 2002 г., не может быть поставлен в неравное положение с другими налогоплательщиками, в возможности использовать упрощенную систему налогообложения с 2003 г.
3) на момент вынесения Инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения Глава 26.2 Налогового Кодекса уже действовала, следовательно, юридически значимое действие Инспекции (факт выдачи уведомления) осуществлялось на основании действовавшей в тот момент Главы 26.2 Налогового Кодекса.
Инспекция приняла решение о возможности применения Заявителем упрощенной системы налогообложения, выдав ему уведомление N 1169. Последующее действие по отмене ранее выданного уведомления и выдача уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не соответствуют налоговому законодательству, так как Налоговый кодекс не содержит права Инспекции лишать налогоплательщика в течение налогового периода права на пользование специальным налоговым режимом произвольно, самостоятельно и не зависимо от объективных факторов утраты права на применение упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, перечень субъектов, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, приведен в п.3 ст.346.12 НК РФ. Инспекцией не предоставлено доказательств того факта, что Заявитель не отвечает каким-либо условиям, предусмотренным законодательством, в связи с чем, для него исключена возможность применения упрощенной системы налогообложения.
Судом не принимается довод Инспекции об отсутствии нарушения прав Заявителя принятым Инспекцией уведомлением о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
К подведомственности арбитражных судов Российской Федерации относится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.29 АПК РФ).
Статьей 137 НК РФ предусмотрено право каждого налогоплательщика или налогового агента на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
При этом, под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика (п.48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5).
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает добровольный порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения (ст.346.11 НК РФ), при этом, Кодексом не установлен разрешительный порядок перехода к упрощенной системе налогообложения.
Вместе с тем, форма уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" и носит характер информирования налогоплательщика о том, что у него отсутствуют основания для перехода к упрощенной системе налогообложения. Следовательно, направив Заявителю уведомление, Инспекция официально высказала свое мнение относительно возможности применения Обществом в 2003 г. упрощенной системы налогообложения. Суд считает, что данный ненормативный акт направлен на возникновение негативных правовых последствия для Общества, следовательно, его вынесение затрагивает права и законные интересы Общества и спор подлежит рассмотрению по существу.
Руководствуясь статьями 29, 65, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края решил:
Требование Общества с ограниченной ответственностью "З." удовлетворить.
Признать недействительным уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 20 января 2003 года N 1169, вынесенное инспекцией Министерства по налогам и сборам по Железнодорожному району г.Красноярска в отношении Общества с ограниченной ответственностью "З.", как несоответствующее налоговому законодательству Российской Федерации.
Обязать инспекцию Министерства по налогам и сборам по Железнодорожному району г.Красноярска устранить допущенные нарушения прав Заявителя.
Вернуть Обществу с ограниченной ответственностью "З." из бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной 04 сентября 2003 г. по платежному поручению N 98 от 03.09.2003 г.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия, путем предъявления апелляционной жалобы, в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо в течение двух месяцев, путем подачи кассационной жалобы, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судья Арбитражного суда
Красноярского края |
Л.А.Касьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 ноября 2003 г. N А33-12530/03-С3
Текст Решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. N А33-12530/03-С3-Ф02-757/04-С1 настоящее Решение оставлено без изменения