Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2004 г. N А33-8373/04-С2
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2004 г. N А33-8373/04-С2-Ф02-5071/04-С2 настоящее Решение оставлено без изменения
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2004 г. N А33-8373/04-С2 настоящее Решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Красноярского края Г.Г.Петроченко рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Л.", г.Лесосибирск
к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю, г.Красноярск
о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и
об обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца: К.- представитель по доверенности от 21.04.2004;
от ответчика: Я. - представитель по доверенности N 04-939 от 02.02.2004.
Протокол судебного заседания вел судья Г.Г.Петроченко.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.07.2004, в полном объеме решение изготовлено 16.07.2004.
Открытое акционерное общество "Л.", г.Лесосибирск обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю, г.Красноярск со следующими требованиями:
- признать недействительным отказ, содержащийся в письме от 19 февраля 2004 года N 10-1452 Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому края, в предоставлении в собственность открытого акционерного общества "Л." земельного участка, расположенного на землях промышленности по адресу: Мотыгинский район, устье руч. С., площадью 600000 квадратных метров, кадастровый номер 24:26:1004004:0001;
- обязать Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому края принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного на землях промышленности по адресу: Мотыгинский район, устье руч. С., площадью 600000 квадратных метров, кадастровый номер 24:26:1004004:0001 в собственность ОАО "Л.".
В обоснование заявленных требований о признании отказа Теруправления Минимущества в выкупе указанного земельного участка действием, нарушающим права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности и не соответствующим нормам действующего законодательства заявитель сослался на следующее.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре).
В представленных в Теруправление Минимущества материалах имеется выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка) по состоянию на 18 сентября 2003 года, согласно которому земельный участок отнесен к категории земель промышленности с разрешенным использованием (назначением): для размещения производственных объектов, складирования и разделки древесины. При этом кадастровый план не содержит сведений о том, что земельный участок относится к водоохранной зоне ни в составе категории земель "земли особоохраняемых природныех территории и объенкты), ни в составе категории земель "земли водного фонда".
Следовательно, по мнению заявителя, если земельный участок внесен в государственный земельный кадастр с указанием, что он располагается на землях относящихся категории "земли промышленности ...", он не может одновременно существовать как земельный участок, относящийся к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" или "земли водного фонда".
Таким образом, заявитель считает, что вывод Теруправления Минимущества, что "земельный участок... полностью попадает в территорию водоохранной зоны реки Ангары" (т.е. должен рассматриваться как относящийся к категории земель особо охраняемых территорий или водного фонда) не соответствует выписке из государственного земельного кадастра, которая является надлежащим доказательством, что земельный участок относится к категории земель промышленности, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте.
Также заявитель ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в представлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено представлять их в собственность юридических лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 26 декабря 2003 года ОАО "Л." обратилось в Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому края с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Мотыгинский район, устье руч. С., площадью 600 000 квадратных метров, кадастровый номер 24:26:1004004:0001.
На обозначенном земельном участке расположен принадлежащий Заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества - сооружение (подъездные пути) общей площадью 13 500 кв.м, длиной 2 250 м, шириной 6 м, (свидетельство о государственной регистрации права от 11 марта 2003 года серия 24 ВС N 007094).
Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому края от 19 февраля 2004 года N 10-1452 в выкупе названного земельного участка заявителю было отказано, в обоснование отказа указано следующее: "Земельный участок с кадастровым номером 24:26:1004004:0001 общей площадью 600000 кв.м расположенный в устье руч. С. (протока Мотыгинская, территория нижнего склада) полностью попадает в территорию водоохраной зоны реки Ангары.
Оценив материалы дела, доводы заявления и отзывов на заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских прав. В числе перечисленных в указанной норме способов защиты гражданских прав установлены иные способы, предусмотренные законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации определяется исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков для собственников зданий, строений, сооружений, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Порядок приватизации установлен федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.01 N 178-ФЗ, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 которого отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения.
Довод заявителя о том, что водоохранные зоны должны находится исключительно в таких категориях земель как земли водного фонда и земли особо охраняемых природных территорий и объектов, не соответствует действующему земельному законодательству, поскольку в соответствии со статьями 87, 88 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" установлены минимальные размеры водоохранных зон, закреплено, что размеры и границы водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.09.98 N 536-П "О водоохранных зонах водных объектов за границами населенных пунктов" размеры указанных зон утверждены, ширина водоохранной зоны р.Ангары составляет 2000 м.
Таким образом, водоохранные зоны могут находиться в различных категориях земель и устанавливаются независимо от них в строго определенных размерах.
Кроме того, в силу статьи 1 закона Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" водоохранные зоны признаны территорией краевого и местного значения и согласно пункту 7 указанной статьи приватизации не подлежат.
Судом установлено, что указанный земельный участок, согласно письму Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Красноярскому краю от 08.06.04 N 02-1-42/765 находится в пределах водоохранной зоны р. Ангара.
Кроме того, согласно представленной схеме расположения нижнего склада ОАО "Л.", утвержденной руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Мотыгинского района, а также выписке из технического паспорта на сооружение видно, что указанные заявителем объекты недвижимости располагаются непосредственно вблизи руч. С. и р.Ангары. На основании чего суд приходит к выводу о том, что данный земельный участок имеет особый режим использования и относится к водоохранной зоне.
Учитывая изложенное, территориальное управление не имело правовых оснований принимать решение о выкупе спорного земельного участка, поскольку пунктом 8 статьи 28 ФЗ РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает прямой запрет на подобное отчуждение земельных участков.
На основании изложенного, в удовлетворении заявления следует отказать.
Государственная пошлина по иску относится на заявителя в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-169, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Красноярского края.
Судья |
Г.Г.Петроченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2004 г. N А33-8373/04-С2
Текст Решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2004 г. N А33-8373/04-С2-Ф02-5071/04-С2 настоящее Решение оставлено без изменения
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2004 г. N А33-8373/04-С2 настоящее Решение оставлено без изменения