Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Главы г.Красноярска
от 25 сентября 2006 г. N 793
Концепция
развития потребительского рынка города Красноярска
на 2006-2010 годы
Введение
Настоящая Концепция развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания города Красноярска на 2006-2010 годы (далее - Концепция) основана на результатах реализации Концепции развития торговли в городе Красноярске до 2005 года, отражает современное состояние сфер потребительского рынка и услуг краевого центра, определяет стратегию их развития на период 2006-2010 годов.
Концепция разработана в рамках реализации Программы социально-экономического развития г.Красноярска на период до 2010 года.
Миссией Концепции является создание условий для эффективного развития инфраструктуры потребительского рынка с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения г.Красноярска на потребительские товары и услуги в широком ассортименте по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при соблюдении условий гарантий качества и безопасности.
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка на долгосрочный период.
Концепция включает мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности потребительского рынка города, усиление его влияния в регионе и формирование конструктивного механизма взаимодействия муниципальной власти, предпринимателей и потребителей, достижение прогнозных показателей социально-экономического развития г.Красноярска в 2005-2010 годах в области потребительского рынка.
Концепция рассматривает сферы потребительского рынка и услуг: розничную и оптовую торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.
Основные определения, используемые в Концепции
Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
Гипермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 кв.м.
Инфраструктура потребительского рынка - совокупность предприятий, учреждений и организаций, взаимодействие которых посредством различных форм и методов приводит к возникновению и развитию рыночных отношений.
Инфраструктурный стандарт - совокупность норм, нормативов, правил, регламентирующих организацию деятельности субъектов потребительского рынка в целях удовлетворения текущих и перспективных потребностей населения.
Магазин - специальное оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Мелкорозничная (торговая) сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Норматив обеспеченности населения торговой площадью - показатель, выраженный установленной торговой площадью (количеством мест общественного питания, рабочих мест) на 1000 жителей.
Обеспеченность населения торговой площадью (местами общественного питания, рабочими местами) - показатель, характеризующий фактическое наличие торговой площади (число мест общественного питания, рабочих мест) в расчете на 1000 жителей.
Потребительский рынок - сложившаяся на основе разделения труда сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями для использования покупателями в процессе удовлетворения их личных потребностей.
Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (существует пять типов предприятий: ресторан, кафе, столовая, закусочная, бар).
Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия процессов производства. В нее включаются грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, а также сфера деловых услуг, к которой относятся: реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг, консультационное обслуживание, инжиниринг, сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и т.п.
Розничная (торговая) сеть - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
Рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Сеть предприятий общественного питания - совокупность предприятий общественного питания, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Социальная инфраструктура - создает материально-вещественные и социально-культурные условия жизнедеятельности людей и охватывает отрасли экономики, оказывающие различные услуги населению, обусловленные его потребностями.
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Супермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 кв.м.
Территориальная доступность - наличие соответствующих объектов на территории г.Красноярска, обеспечение пешеходной доступности и доступности на общественном транспорте.
Типологическая структура сети - соотношение между различными типами предприятий в их общем количестве.
Торговая сеть - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Уровень обеспеченности населения - отношение фактической обеспеченности населения торговой площадью (местами общественного питания, рабочими местами) к нормативной, выраженное в процентах.
Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок в целях заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
I. Анализ состояния, проблемы, задачи и приоритеты развития
потребительского рынка г.Красноярска
1.1. Анализ состояния и проблемы развития потребительского рынка
Состояние потребительского рынка является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения города. В настоящее время на долю потребительских расходов приходится около 70% денежных доходов населения, при этом 55% из них расходуется на покупку товаров.
Потребительский рынок г.Красноярска характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития. К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод крупных предприятий нового формата, увеличение количества предприятий торговли и общественного питания, интенсивный рост сетей.
Торговля входит в число ведущих отраслей экономики города Красноярска. Более 50% всех городских предприятий относятся к сфере потребительского рынка, что определяет его одним из главных источников занятости в городском хозяйстве, обеспечивающим рабочими местами 30% всех занятых в экономике трудовых ресурсов. Соответственно внимание к торговле - это забота о наличии рабочих мест, об удовлетворении потребностей населения, а также о поступлении налоговых платежей.
По данным Федеральной налоговой службы, за 2005 год от отрасли "оптовая и розничная торговля" в бюджетную систему поступило налогов и сборов около 16,5% общего объема налоговых поступлений города.
В последние годы потребительский рынок оказывает определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Красноярску (далее - Красноярскстат), за 2005 год оборот розничной торговли по сравнению с 2000 годом увеличился практически в 3 раза и составил 68,4 миллиарда рублей. Доля оборота розничной торговли краевого центра составляет более половины (54,9%) в общем объеме продаж по Красноярскому краю.
По итогам 2005 года Красноярск занимает лидирующие позиции среди городов-миллионеров Сибирского федерального округа по объему розничного товарооборота в расчете на душу населения. Этот показатель составляет в г.Красноярске 74,2 тысячи рублей в год, в г.Новосибирске - 72,5 тысячи рублей, в г.Омске - 65,8 тысячи рублей. В сравнении с городами-миллионерами России по данному показателю Красноярск занимает 10-е место.
Оборот оптовой торговли крупных и средних организаций оптовой торговли с 2000 года увеличился в 17 раз и составил в 2005 году 49,3 миллиарда рублей.
По данным Красноярскстата, за 2005 год оборот общественного питания по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,5 раза и составил 3,5 миллиарда рублей. Оборот общественного питания на душу населения в Красноярске составил 3,8 тысячи рублей в год. По данному показателю г.Красноярск опережает города-миллионеры: Омск - 3,2 тысячи рублей, Новосибирск - 1,5 тысячи рублей. В сравнении с городами-миллионерами России по данному показателю Красноярск занимает 7-е место.
За пятилетний период реализации Концепции развития торговли в городе Красноярске до 2005 года торговая сеть увеличилась на 900 предприятий, прирост торговых площадей составил более 125 тысяч кв.м.
Получили развитие современные форматы торговых предприятий: в 4 раза увеличилось количество супермаркетов (с 10 до 43) и торговых центров (с 2 до 8), появились универсамы эконом-класса (сегодня их количество составляет 16), открылись 2 гипермаркета, их количество выросло до 11. В 2005 году впервые открылось 2 торгово-развлекательных комплекса.
Продолжается развитие торговых сетей. Сегодня на потребительском рынке города функционирует свыше 80 торговых сетей. В их числе 30% специализируются на продаже продовольственных товаров, 40% - на продаже непродовольственных товаров, 10% - универсальные.
Одна из отличительных особенностей Красноярска - развитая инфраструктура розничной торговли и общественного питания. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей у нас в полтора раза выше, чем в среднем по России, а обеспеченность местами предприятий общественного питания - в 1,2 раза. По этим индикаторам развития потребительского рынка Красноярск занимает ведущие позиции среди городов-миллионеров России.
В период реализации Концепции развития торговли в городе Красноярске до 2005 года сеть предприятий общественного питания увеличилась на 200 предприятий с более 6,2 тысячи мест. Количество ресторанов увеличилось в 1,7 раза (с 21 до 36), кафе - со 180 до 310, количество баров увеличилось в 1,5 раза (с 96 до 148), практически в 3 раза увеличилось количество закусочных и предприятий быстрого питания (с 38 до 109).
Сохранилась тенденция развития сетей предприятий общественного питания, сегодня на территории города функционирует 15 сетей.
Развивается сеть социально ориентированных предприятий розничной торговли, объединяющая в настоящее время около 100 магазинов.
Социальная направленность аккредитованных магазинов:
Местное самоуправление несет практически полную ответственность за предоставление социальных услуг населению. В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления населением продуктов питания и материальных благ, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг.
В результате социологического исследования на тему: "Деятельность социально ориентированных предприятий розничной торговли г.Красноярска как фактор укрепления доверия населения к городской власти" было выявлено, что население ожидает от местных органов власти помощи в решении социальных проблем и обеспечении основными видами товаров. У 50% красноярских семей почти две трети потребительских расходов приходятся на покупку продуктов питания, что определяет высокую зависимость уровня потребления в этих семьях от изменения цен на продовольственные товары.
В целях обеспечения категорий граждан с низким уровнем доходов доступными по цене товарами была создана система аккредитации социально ориентированных предприятий. Для получения статуса аккредитованного социально ориентированного предприятию необходимо отвечать требованиям, которые строго контролируются, в их числе: установление минимальной торговой надбавки на товары, входящие в рекомендуемый ассортиментный перечень; наличие прямых договоров поставки товаров с товаропроизводителями и оптовыми поставщиками.
За период действия Концепции статус социально ориентированного предприятия получили около 100 магазинов. Общая площадь помещений, предназначенных для социального торгового обслуживания населения, составляет более 44 тысяч кв.м. Магазины, входящие в сеть, ежедневно посещает около 48 тысяч горожан. В среднем за год экономия денежных средств на одного человека составляет от 3,5 до 6 тысяч рублей.
В сфере потребительского рынка, обеспечивающего конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы г.Красноярска.
Существует проблема информационного обеспечения деятельности субъектов потребительского рынка города.
Обеспеченность населения местами общественного питания и торговыми площадями, а также качество структуры сети по районам г.Красноярска не отвечают современным требованиям и потребностям населения.
Сохраняется дефицит объектов торговли и услуг по районам города. Обеспеченность торговыми площадями в районах крайне неравномерна и колеблется от 360 до 1900 кв.м в расчете на 1 тысячу жителей.
Недостаточно развита сеть социально ориентированных предприятий общественного питания, к которым относятся столовые при предприятиях и учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Актуальной остается проблема территориальной доступности объектов сферы потребительского рынка по районам г.Красноярска. Имеют место негативные изменения в структуре сети в разрезе районов. В новых жилых массивах существует дефицит объектов стационарной розничной торговой сети, общественного питания и бытового обслуживания. Одной из причин данной ситуации является отсутствие инфраструктурных стандартов развития розничной торговли и общественного питания.
Не ведется структурная перестройка оптового звена, направленная на создание цивилизованного конкурентного оптового рынка.
Сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых товаров и услуг.
Имеют место факты теневого оборота, проблемой является торговля в не установленных для этого местах.
Одной из главных проблем, которая требует решения в рассматриваемой перспективе, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.
Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.
В процессе развития социально значимых направлений общественного питания требует усиленного внимания со стороны федеральной и муниципальной власти система организации общественного питания при учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
1.2. Задачи и основные приоритеты развития потребительского рынка
Период 2006-2010 годов следует рассматривать как этап качественных преобразований на потребительском рынке г.Красноярска.
Для достижения основной цели Концепции необходимо решение следующих задач:
- создание системы мониторинга потребительского рынка г.Красноярска и механизмов его реализации;
- обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в инфраструктуре потребительского рынка города (развитие сетей предприятий торговли, общественного питания, прямых каналов сбыта товаров, крупных объектов торгового предпринимательства и т.д.);
- формирование социально ориентированной системы обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения, осуществление контроля за деятельностью социально значимых объектов торговли;
- совершенствование системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка города;
- организация обслуживания населения города в соответствии с нормативами инфраструктурного стандарта на основе обеспечения пешеходной доступности потребительских товаров и услуг;
- обеспечение нового строительства, реконструкции, модернизации, повышение технического уровня предприятий потребительского рынка в соответствии с градостроительными планами и инфраструктурными стандартами;
- совершенствование архитектурно-художественного оформления и освещения объектов инфраструктуры потребительского рынка, направленное на создание единого архитектурного ансамбля (стиля) и световой среды города;
- обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей, муниципальной власти на основе совершенствования правового регулирования, форм координации и контроля, методов управления;
- создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в сфере потребительского рынка;
- повышение качества торгового и бытового обслуживания населения и ведения предпринимательской деятельности;
- планирование развития потребительского рынка с учетом взаимосвязей между отдельными его сегментами и другими отраслями городского хозяйства;
- формирование механизмов, стимулирующих оптимизацию структуры торговой сети;
- установление прозрачности финансовых потоков в сфере потребительского рынка на основе ограничения возможностей для теневого оборота;
- развитие региональных, межрегиональных и интеграционных связей организаций оптовой, розничной торговли, производственного комплекса и финансовой сферы, направленных на реализацию совместных проектов, способствующих развитию потребительского рынка города;
- создание условий для насыщения потребительского рынка качественными товарами посредством укрепления прямых связей с товаропроизводителями края, совершенствования механизма пресечения поступления на рынок некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров, активизация проведения научных исследований в сфере потребительского рынка.
Для реализации указанных задач, создания системы мер и повышения эффективности решения проблем развития потребительского рынка Концепция определяет основные приоритеты на 2006-2010 годы (приложение 1 к настоящей Концепции).
В области развития инфраструктуры потребительского рынка:
- разработка инфраструктурного стандарта в сфере потребительского рынка;
- оптимизация размещения сети, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех районах г.Красноярска;
- формирование адресных программ размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с учетом реализации социальных приоритетов;
- подготовка и внесение изменений в нормативы градостроительного проектирования с учетом обеспечения инфраструктурного стандарта в области потребительского рынка;
- обеспечение высокой степени транспортной доступности торговых объектов для населения, а также для доставки товаров в торговую сеть;
- осуществление качественных изменений, связанных с увеличением доли сетевой торговли, развитием стационарных объектов торговли - магазинов пешеходной доступности для населения;
- размещение новых и реконструкция действующих объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания различных типов и специализации;
- совершенствование архитектурно-художественного оформления и освещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания города с учетом сохранения самобытности исторической части г.Красноярска и объектов культурного наследия;
- преобразование продовольственных, вещевых и смешанных рынков в современные торговые комплексы с сохранением элементов структуры рынков;
- упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
- развитие прямых каналов распределения потребительских товаров, особенно продовольственных, позволяющих производителю самостоятельно продавать изготовленные товары непосредственно потребителю (покупателю) через:
· собственные сбытовые филиалы, сбытовые конторы;
· склады готовой продукции у потребителей;
· свою розничную сеть;
· внемагазинную торговлю;
- разработка и принятие правовых актов, регламентирующих вопросы градостроительной деятельности в области потребительского рынка.
В области усиления социальной политики на потребительском рынке города:
- развитие сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентированных на реализацию товаров и предоставление услуг малообеспеченным категориям граждан;
- обеспечение доступности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- развитие сети общедоступных объектов общественного питания, включая предприятия быстрого питания, ориентированные на различные социальные группы населения;
- ориентация системы общественного питания на национальный состав населения города;
- создание условий для реализации населением города излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных и садово-огородных участках;
- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
В области управления и регулирования потребительского рынка:
- обеспечение мониторинга состояния потребительского рынка;
- развитие нормативно-правового регулирования потребительского рынка;
- обеспечение защиты прав и поддержки предпринимательства, ликвидация необоснованных административных барьеров;
- обеспечение развития современного информационно-коммуникационного комплекса потребительского рынка города;
- повышение эффективности финансово-экономических методов регулирования потребительского рынка;
- повышение квалификации и подготовки кадров для сферы потребительского рынка;
- определение правового положения всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка, их прав, обязанностей и ответственности во взаимоотношениях;
- укрепление правовой базы на основе введения нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих применение на территории города общефедеральных правил и норм;
- взаимодействие муниципальной власти с контролирующими органами по вопросам обеспечения исполнения действующего законодательства организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, и предотвращения поступления на потребительский рынок некачественной и фальсифицированной продукции;
- совершенствование механизмов развития оптовой и розничной торговли, внутриотраслевой и межотраслевой интеграции;
- развитие ассоциаций, союзов и иных организаций, представляющих интересы предпринимателей.
В результате реализации основных задач и мероприятий Концепции будет создана основа для перехода в долгосрочной перспективе к московским стандартам в области потребительского рынка. Произойдет существенное улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка.
За 2006-2010 годы количество объектов стационарной розничной торговой сети, общественного питания и бытового обслуживания увеличится на 1,5 тысячи единиц, оборот розничной торговли - в 2 раза, оборот общественного питания - в 1,8 раза и объем бытовых услуг - в 1,6 раза. Налоговые поступления в бюджет города Красноярска возрастут не менее чем в 1,6 раза.
II. Концептуальные основы формирования инфраструктуры
потребительского рынка г.Красноярска
2.1. Формирование и развитие информационно-коммуникационного комплекса инфраструктуры потребительского рынка
Инфраструктура в целом представляет собой комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социально-экономической системы региона. Инфраструктурная обустроенность территории, организация обслуживания непосредственно воздействуют на рынок размещения производительных сил, расселение, миграцию населения, структуру использования ресурсов территории, на состояние и развитие потребительского рынка.
Инфраструктура рынка потребительских товаров подразделяется на пять основных комплексов (приложение 2 к настоящей Концепции).
Важнейшим направлением развития инфраструктуры товарных рынков является их качественное, своевременное информационное обеспечение, что вызывает объективную необходимость совершенствования информационно-коммуникационного комплекса инфраструктуры потребительского рынка.
Приоритетные направления развития информационно-коммуникационного комплекса:
- наблюдение за рынками товаров и создание системы изучения товарных рынков, включая конъюнктуры товарных рынков в региональном разрезе и по Российской Федерации в целом;
- совершенствование системы государственного статистического учета для полной и доступной характеристики состояния товарных рынков и торговой инфраструктуры;
- развитие информационного обеспечения на основе единого информационного пространства и создание общедоступной федеральной системы обеспечения товаропроизводителей и торговых посредников оперативной информацией о состоянии товарных рынков;
- создание условий для качественного и эффективного удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов;
- развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России на базе современных информационных технологий международных стандартов;
- развитие общей информационной сети России и возможности ее взаимодействия с аналогичными сетями за пределами страны;
- оснащение торгово-посреднических предприятий и организаций современными средствами передачи и обработки коммерческой информации.
2.2. Розничная торговля
Розничная торговля включает в себя следующие сегменты потребительского рынка:
- стационарная торговая сеть;
- мелкорозничная торговая сеть;
- рынки и рыночные объекты инфраструктуры.
Приоритетные направления развития стационарной розничной торговой сети:
- социальная ориентация объектов торговли, активизация их участия в реализации социальной политики г.Красноярска;
- оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и т.д.);
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
- развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией торговых сетей;
- обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной доступности для населения;
- обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, лифты и т.д.);
- создание совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;
- развитие специализированной торговли, позволяющей наиболее полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря ориентации на конкретные целевые сегменты потребителей;
- развитие магазинов доступных цен, включающих в себя 3 группы магазинов:
· магазины, устанавливающие высокие цены на предлагаемые ими товары и оказывающие на высоком уровне широкий круг услуг;
· магазины, предлагающие товары по умеренным ценам и оказывающие разнообразные услуги;
· магазины, продающие товары по низким ценам и оказывающие минимальный набор услуг;
- дальнейшее развитие магазинов совместного владения, представленных следующими типами:
· корпоративная сеть, представляющая собой совокупность нескольких розничных предприятий, принадлежащих одному владельцу, который осуществляет единую политику в области закупок и сбыта товаров;
· розничные конгломераты, включающие несколько предприятий розничной торговли, находящихся в едином владении;
· потребительские кооперативы.
Для решения задач, определенных Концепцией, необходимо:
- разработать нормативы обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1 тысячу жителей по разным уровням обслуживания и внести в установленном порядке изменения в территориальные строительные нормы города;
- разработать и в установленном порядке внести изменения в строительные нормативы и правила, устанавливающие использование первых этажей во вновь строящихся многоэтажных жилых домах, зданиях и внутриквартальных территорий под размещение объектов розничной торговли и общественного питания в зоне пешеходной доступности;
- разработать и утвердить адресную программу размещения крупных объектов потребительского рынка на 2006-2010 годы.
Приоритетные направления развития мелкорозничной торговой сети:
- перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры);
- развитие практики взаимодействия с коммерческими и некоммерческими организациями на основе соглашений.
Приоритетные направления развития рынков и рыночных объектов инфраструктуры:
- сохранение продовольственных рынков в инфраструктуре торговой сети;
- модернизация городских продовольственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;
- проведение ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной пригородными хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
- увеличение социально значимого сектора занятых в системе рынков и рыночных объектов инфраструктуры;
- обеспечение сбалансированного развития рынков;
- повышение качества и безопасности продукции, реализуемой на рынках города;
- обеспечение качественного уровня обслуживания потребителей на рынках;
- формирование адресных перечней земельных участков, на которых размещены рынки (за исключением рынков, расположенных в зданиях капитального характера, и зон мелкорозничной торговли, используемых для размещения на этих земельных участках крупных объектов стационарной розничной торговли /торговых комплексов и центров/).
Для реализации приоритетных направлений необходимо:
- принятие правовых актов, регулирующих отношения в области розничной торговли;
- введение конкурсного механизма передачи в аренду новых земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети с предоставлением преференций собственникам действующих объектов в случае их ликвидации.
2.3. Оптовая торговля
Основной задачей развития оптовой торговли г.Красноярска является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности.
Необходима разработка программы развития оптовой торговли, где должны быть предусмотрены следующие основные направления:
- организация планомерного и ритмичного завоза товаров из районов производства в районы потребления;
- создание системы оптовых продовольственных рынков, включающей межрегиональные рынки, в том числе специализированные;
- формирование и хранение товарных запасов с учетом потребности и возможного изменения спроса;
- сокращение звенности товародвижения за счет совмещения ряда функций оптовой торговли;
- усиление конкурентных преимуществ предприятий оптовой торговли города и сокращение недобросовестной конкуренции;
- стимулирование сбыта продукции за счет эффективного ценообразования, рекламной деятельности, кредитования розничной торговли;
- формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей:
· создание условий для организации торгово-транспортных организаций, создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспорта;
· развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги;
- увеличение числа занятых в организациях оптовой торговли города как за счет малых предприятий, так и крупных оптовых центров.
Система логистического обслуживания должна предусматривать сокращение путей перемещения грузового автотранспорта по центральной части города и оптимизацию грузопотоков.
Создание системы оптовых рынков позволит привлечь в город финансовые средства покупателей товаров и услуг из других регионов, оздоровит конкурентную среду и позитивно повлияет на инфляционные процессы, снижение доли теневого оборота, создаст барьеры для поступления на потребительский рынок некачественной и контрафактной продукции.
Разработка, принятие и реализация комплекса правовых актов, регулирующих вопросы оптовой торговли, становится основным механизмом построения эффективной схемы управления в этой сфере деятельности.
2.4. Общественное питание
Одним из приоритетных направлений развития потребительского рынка города является дальнейшее расширение сети, совершенствование организации и усиление социальной направленности общественного питания.
В области развития общественного питания приоритетными являются следующие направления деятельности:
Оптимизация сети предприятий общественного питания, предполагающая:
- рациональное и равномерное размещение предприятий общественного питания на территории города с позиций их доступности и повышения уровня обеспеченности населения различных районов города местами предприятий общественного питания;
- создание новых и дальнейшее развитие действующих сетей предприятий общественного питания;
- развитие на территории города таких типов предприятий, как столовые, обеспечивающие работников организаций и население полноценным горячим питанием по доступным ценам;
- создание сети предприятий диетического питания;
- увеличение числа предприятий быстрого питания, в том числе специализирующихся на русской национальной кухне и на обслуживании определенного контингента потребителей (детское кафе, молодежное кафе, кафе-мороженое и др.);
- обеспечение приоритетного размещения стационарных объектов быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в крупных торговых, торгово-деловых, развлекательных и культурных центрах, рынках, парках, зонах отдыха и др.
Обеспечение соответствия структуры, объема и качества услуг платежеспособному спросу населения. Это должно стать общим принципом развития общественного питания социальной направленности, позволяющим пользоваться услугами предприятий питания малообеспеченным гражданам (пенсионерам, инвалидам, членам многодетных семей и группам населения с низким уровнем доходов), то есть обеспечивать ценовую доступность услуг общественного питания.
Решение задачи развития предприятий питания социальной направленности предполагает:
- разработку Положения о социально ориентированных общедоступных предприятиях общественного питания, предусматривающего обеспечение их рентабельной работы;
- совершенствование организаций действующей системы общественного питания для учащихся и студентов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего, среднего профессионального образования;
- координацию развития сети общедоступных предприятий, предоставляющих услуги населению с невысоким уровнем доходов по доступным ценам в течение дня (комплексные обеды, обеды со скидкой и др.);
- обеспечение доступности объектов инфраструктуры общественного питания города для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, лифты и т.д.);
- разработку инфраструктурных стандартов в отношении предприятий общественного питания.
Для решения задач, определенных Концепцией, и создания условий для интенсивного развития общественного питания необходимо принятие ряда нормативных правовых актов г.Красноярска.
Необходимо внести изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования, разработать и утвердить в установленном порядке:
- изменения в территориальные строительные нормы г.Красноярска, включая изменения нормативов обеспеченности местами предприятий общественного питания в расчете на 1 тысячу жителей, дифференцированных по районам города и с учетом изменений типологического состава сети;
- изменения в региональные строительные нормативы и правила, устанавливающие использование первых этажей во вновь строящихся многоэтажных жилых домах для размещения объектов общественного питания.
2.5. Бытовое обслуживание
Основной задачей в сфере бытового обслуживания г.Красноярска является обеспечение ускоренного развития отрасли в 2006-2010 годах.
В качестве основных приоритетов необходимо выделить:
- обеспечение территориальной доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения города;
- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
- обеспечение доступности объектов инфраструктуры бытового обслуживания для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, лифты и т.д.);
- создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания.
Решение задачи повышения уровня обслуживания и качества оказываемых услуг предполагает, в первую очередь, расширение видов оказываемых услуг и внедрение новых технологий.
Комплекс мер включает:
- развитие услуг по стирке белья методом самообслуживания;
- развитие услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и в сети Интернет;
- развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания (мини-дома быта), оказывающих услуги повседневного спроса;
- взаимодействие исполнительных органов муниципальной власти г.Красноярска с некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, созданными по отраслевому принципу, в целях стабильного обеспечения населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента;
- проведение конкурсов, семинаров, выставок.
Для обеспечения территориальной доступности бытовых услуг необходимо:
- создание новых объектов бытового обслуживания в районах новостроек;
- создание и модернизация небольших объектов бытового обслуживания, размещенных в торговых зонах, расположенных в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;
- определение условий в договоре на строительство крупных торговых объектов на стадии их проектирования обязательного выделения части площадей под предприятия бытовых услуг;
- создание механизмов предоставления площадей в строящихся крупных торговых центрах под объекты бытового обслуживания.
III. Управление и государственное регулирование
потребительского рынка г.Красноярска
3.1. Основные направления и методы государственного регулирования потребительского рынка
Основными направлениями государственного, муниципального регулирования потребительского рынка являются:
В области нормативно-правового регулирования:
- разработка нормативов инфраструктурного стандарта для сфер розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- разработка и принятие правовых актов в области регулирования потребительского рынка;
- разработка нормативов постоянной или временной регламентации деятельности в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, конкретизирующих применение на территории г.Красноярска общефедеральных правил и норм.
В области финансово-экономического регулирования:
- субсидирование части процентной ставки за счет средств бюджета города по кредитам, выдаваемым финансово-кредитными организациями на развитие предприятий.
В области регулирования кадровой политики:
- обеспечение поддержки развития системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для сферы потребительского рынка;
- проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки кадров для сферы потребительского рынка.
В области программирования и прогнозирования на макроуровне:
- проведение мониторинга потребительского рынка города;
- разработка целевых программ по приоритетным направлениям Концепции развития потребительского рынка г.Красноярска на 2006-2010 годы.
В области социального регулирования:
- дальнейшее развитие социально ориентированной системы обслуживания населения г.Красноярска;
- создание торговых зон социальной направленности для реализации населением излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных и садово-огородных участках, в пределах пешеходной доступности;
- повышение стимулирующей роли заработной платы работников субъектов потребительского рынка и ее легализация;
- принятие мер по усилению социальной защищенности работников массовых профессий, усилению контроля за условиями и режимом их труда.
3.2. Система контроля в области потребительского рынка
Формирование эффективной системы контроля должно опираться на обеспечение безопасности и качества товаров на всех этапах товародвижения. На каждом этапе должен быть задействован свой механизм обеспечения безопасности и качества.
В решении этих задач органы муниципальной власти опираются на органы контроля (надзора) в сфере потребительского рынка: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Роспотребнадзор), Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам, Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ), УВД г.Красноярска и другие в рамках своей компетенции. Органы контроля (надзора) обеспечивают соответствующий контроль и доведение до органов администрации города информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по обеспечению безопасности и качества потребительских товаров.
Для совершенствования структуры управления и в целях оптимизации контроля целесообразно передать одному органу администрации города полномочия по координации проведения контрольных мероприятий на территории г.Красноярска в области потребительского рынка.
Одним из основных условий повышения эффективности осуществления контроля (надзора) в сфере потребительского рынка является проведение совместных плановых комплексных проверок на основе согласованного плана работы органов контроля (надзора) с участием органов администрации города, в полномочия которых входят вопросы координации потребительского рынка.
Реализация поставленных задач возможна на основе соглашения между органами контроля (надзора) и органами администрации города Красноярска.
3.3. Кадровое обеспечение деятельности субъектов потребительского рынка
В настоящее время в основных сегментах потребительского рынка г.Красноярска занято 30% работающих в экономике трудовых ресурсов. В последние годы наблюдается рост числа работников, занятых в торговом бизнесе и сфере общественного питания. Так, численность работающих в розничной торговле г.Красноярска возросла в 2005 году по сравнению с 2000 годом на 30%, число занятых в общественном питании - на 19%, численность работающих в бытовом обслуживании - на 11%.
Вместе с тем, несмотря на ежегодное увеличение численности работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания в г.Красноярске, потребность данных отраслей в квалифицированных кадрах крайне высока. Основными проблемами в области кадров в данных сегментах потребительского рынка в настоящее время являются:
- дефицит профессиональных кадров рабочих специальностей;
- несоответствие структуры спроса на отдельные специальности на рынке труда города их предложению (переизбыток предложения специалистов-бухгалтеров, экономистов и недостаток специалистов в области таможенного дела и экспертизы, товароведов-экспертов и т.д.);
- слабое внедрение системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для субъектов потребительского рынка;
- относительно низкая официальная заработная плата работников сферы потребительского рынка, наличие высокого уровня "скрытой" заработной платы;
- слабая социальная защищенность работников массовых профессий, а следовательно, и высокая текучесть кадров.
Приоритетными направлениями решения вышеуказанных проблем являются:
- проведение мониторинга рынка образовательных услуг и рынка труда с целью выявления реальной потребности субъектов потребительского рынка в выпускниках учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и планирования подготовки высококвалифицированных кадров отрасли с учетом реального спроса и потребностей рынка труда;
- обеспечение системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка с использованием модели в соответствии с приложением 3 к настоящей Концепции;
- разработка типовых образовательных программ обучения специалистов для организаций сферы потребительского рынка с учетом современных требований, предъявляемых к квалификации кадров рабочих и служащих;
- содействие внедрению прогрессивных методов подготовки и повышения квалификации кадров;
- проведение городских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, мастер-классов для повышения профессионального уровня кадров.
Заключение
Реализация основных направлений Концепции обеспечит:
- расширение системы поддержки малообеспеченных категорий населения путем увеличения количества объектов потребительского рынка, реализующих товары и услуги для этих категорий граждан;
- приближение показателя обеспеченности торговыми площадями к московским стандартам, что составит более 650 кв.м на 1 тысячу жителей;
- увеличение обеспеченности населения местами предприятий общественного питания до 92 мест на 1 тысячу жителей;
- привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство объектов сферы потребительского рынка;
- создание около 7 тысяч новых рабочих мест.
Заместитель Главы города -
начальник управления
продовольственных ресурсов,
торговли и услуг |
В.А.Рычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.