Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Красноярского края
от 25 января 2007 г. N 21-5700
Краевая целевая программа
"Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых
на территории Красноярского края"
на 2007-2009 годы"
29 марта, 8 ноября 2007 г., 10 июля, 18 ноября 2008 г., 18 июня, 24 декабря 2009 г.
Законом Красноярского края от 18 июня 2009 г. N 8-3370 в Паспорт настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу в день, следующий за днем официального опубликования названного Закона
1. Паспорт программы
Наименование программы |
краевая целевая программа "Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края" на 2007-2009 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
послание Губернатора Красноярского края к Законодательному Собранию Красноярского края от 25 сентября 2006 года "Основные приоритеты социально- экономической политики объединенного края на 2007 год и ближайшую перспективу" |
Государственный заказчик программы |
департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края |
Исполнители мероприятий программы |
министерство образования и науки Красноярского края; государственные образовательные учреждения профессионального образования |
Разработчик программы |
департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края |
Главный распорядитель бюджетных средств |
министерство образования и науки Красноярского края |
Цель программы | подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов для обеспечения кадровой потребности организаций, участвующих в освоении территории Красноярского края |
Задачи программы | открытие новых профессий и направлений подготовки, востребованных организациями, участвующими в освоении территории Красноярского края; обеспечение качества профессиональной подготовки и переподготовки за счет приведения его в соответствие с квалификационными требованиями работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов; укрепление и развитие материально-технической базы учреждений, реализующих программы подготовки и переподготовки кадров для инвестиционных проектов |
Сроки реализации программы |
2007 - 2009 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
138 214,60 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: 2007 год - 49 565 тыс. рублей; 2008 год - 49 903 тыс. рублей; 2009 год - 38 746,6 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
подготовка для инвестиционных проектов рабочих и специалистов, отвечающих квалификационным требованиям работодателей, в количестве не менее чем 2700 человек в год; открытие новых профессий и направлений подготовки, востребованных организациями, участвующими в освоении территории Красноярского края, в количестве не менее 14 в течение 3 лет; увеличение доли рабочих и специалистов, прошедших подготовку и переподготовку в краевых учреждениях начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся на предприятия и организации, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов (с 90 процентов выпускников от общего выпуска в 2006 году до 98 процентов в 2009 году); увеличение доли образовательных программ, разработанных при участии работодателей, до 50 процентов от общего объема программ, реализуемых для инвестиционных проектов; повышение квалификации инженерно-педагогических, педагогических и управленческих кадров, способных обеспечить реализацию современных образовательных программ (не менее 116 человек за три года); модернизация учебно-материальной базы 14 образовательных учреждений системы начального и среднего профессионального образования края в соответствии с требованиями образовательных программ; оснащение двух образовательных учреждений ("ресурсных центров"), обеспечивающих разработку образовательных программ, качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов и взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями |
Организация контроля за исполнением программы |
министерство образования и науки Красноярского края; служба финансово-экономического контроля Красноярского края |
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N 9-4233 в раздел 2 настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу в день, следующий за днем официального опубликования названного Закона
2. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости принятия программы
Обеспечение получения качественного профессионального образования является одной из первоочередных задач краевой образовательной политики, решение которой создает условия для формирования активной жизненной позиции молодежи и обеспечивает консолидацию интеллектуального потенциала в Красноярском крае для его промышленного, социального, научного и культурного развития.
Современная ситуация в Красноярском крае характеризуется масштабной реализацией инвестиционных проектов, в том числе проектов, связанных с освоением Ванкорского нефтяного месторождения, территории Нижнего Приангарья и других, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах по профессиям: мастер общестроительных работ, машинист дорожных и строительных машин, машинист подъемно-транспортных машин, монтажник трубопроводов, монтажник санитарно-технических систем, водитель, сварщик; по профессиям, связанным с переработкой нефти и нефтепродуктов и т.д.
В настоящее время существует риск того, что потенциальные работодатели, реализующие указанные инвестиционные проекты на территории края, связывают кадровые потребности не с людскими ресурсами Красноярского края, а с рабочей силой из числа мигрантов, жителей иных регионов Российской Федерации, которые предлагают более выгодные условия с точки зрения оплаты и квалификации труда. Таким образом, для многих слоев населения Красноярского края, особенно молодежи и социально уязвимых категорий граждан, создается риск невовлеченности в процесс реализации инвестиционных проектов, что может стать источником определенной социальной напряженности.
Именно система профессионального образования края должна стать связующим звеном между населением края и предприятиями, организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов (далее - инвестпроекты), которое позволит сформировать востребованный кадровый потенциал (высококвалифицированные и конкурентоспособные кадры), повысить квалификационный уровень рабочих и специалистов, тем самым увеличить инвестиционную привлекательность Красноярского края по сравнению с другими регионами Российской Федерации.
В соответствии с возможностью осуществлять подготовку и переподготовку по востребованным группам профессий определены учебные заведения - Красноярский монтажный колледж (подготовка монтажников), Красноярский индустриально-металлургический техникум, ПЛ N 54, ПУ N 20, 66 (подготовка сварщиков), ПУ N 20, 27, 67 (подготовка строителей), ПУ N 14, 22, 60, 66, ПЛ N 56 (подготовка водителей), ПЛ N 54 (подготовка электромонтеров), Красноярский индустриально-металлургический техникум (подготовка слесарей-ремонтников), ПЛ N 1, МПЛ (подготовка станочников), ПЛ N 96 (подготовка лаборантов химического анализа), ПУ N 21 (подготовка монтажников санитарно-технических систем). В данных учебных заведениях планируется и подготовка и переподготовка по новым профессиям (машинист на открытых горных работах, обогатитель полезных ископаемых и т.д.). В связи с этим настоящей программой предполагается финансирование данных учебных заведений.
Однако в настоящий момент начальное и среднее профессиональное образование по объективным причинам, в том числе связанным с отсутствием должного уровня финансирования, падением престижа рабочих профессий, не может удовлетворить по большей части современные требования работодателей. Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (по направлениям подготовки, востребованным в связи с реализацией инвестиционных проектов, используется в основном учебное оборудование 70-х годов выпуска), с использованием образовательных программ, не согласованных с работодателями. Реальные и предполагаемые объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального и среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по приобретению в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и по масштабному переоснащению образовательных учреждений.
Следствием этого является тот факт, что большинство работодателей, особенно участвующих в реализации инвестиционных проектов на территории края, пока не рассматривают систему начального и среднего профессионального образования как базовую по воспроизводству кадров. Положение усугубляется несформированностью непрерывного образовательного пространства, что лишает возможности реализовывать гибкие и сопряженные программы начального и среднего профессионального образования, не позволяет обеспечить учащимся вариативность и доступность желаемого образовательного уровня. В итоге рабочие и специалисты, подготовленные в образовательных учреждениях края, не могут устроиться на работу на современные предприятия, особенно на крупные предприятия в сфере, связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых.
В связи с этим приобретает особую актуальность модернизация системы профессионального образования, повышение ее качества за счет корректировки имеющихся и создания новых образовательных программ с учетом интересов потенциальных работодателей, привлечение представителей предприятий и организаций к разработке образовательных программ и требований к профессиональным квалификациям выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение квалификации преподавателей, мастеров и управленцев, обновление материальной базы образовательных учреждений, способных готовить квалифицированные кадры для реализации инвестиционных проектов. Также требуется создание лаборатории профессионального образования, занимающейся информированием населения о кадровых потребностях работодателей, об уровне квалификации специалистов, желающих работать на инвестиционных объектах, разработкой на основе современных производственных и педагогических технологий образовательных программ, удовлетворяющих требованиям предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, сопровождением внедрения их в учебный процесс, мониторингом качества подготовки кадров для инвестиционных проектов.
Для реализации системных изменений в сфере профессионального образования необходимо принятие на среднесрочную перспективу специальной целевой программы, направленной на модернизацию учреждений начального и среднего профессионального образования с целью кадрового обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края.
3. Основные цели и задачи, этапы и сроки выполнения программы
Цель программы - подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов для обеспечения кадровой потребности организаций, участвующих в освоении территории Красноярского края.
Краевая целевая программа реализуется в период с 2007 по 2009 год.
Задачами программы являются:
- открытие новых профессий и направлений подготовки, востребованных организациями, участвующими в освоении территории Красноярского края;
- обеспечение качества профессиональной подготовки и переподготовки за счет приведения его в соответствие с квалификационными требованиями работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов;
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений, реализующих программы подготовки и переподготовки кадров для инвестиционных проектов.
Мероприятия, запланированные в области реализации программы в части повышения качества профессионального образования, укрепления и развития материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования, находятся в компетенции министерства образования и науки администрации Красноярского края, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.
4. Механизм реализации программы
Реализацию краевой целевой программы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края (далее - министерство), а также краевые государственные учреждения начального и среднего профессионального образования, являющиеся получателями финансовых средств, которые несут ответственность за ее выполнение, эффективное и целевое использование средств, направляемых на выполнение программы.
Бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствующих формах, предусмотренных статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поставка соответствующего оборудования, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации настоящей программы, будут проводиться на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
Критерии выбора учреждений, в которых будет проводиться укрепление материально-технической базы, включая оснащение оборудованием, внедрение информационных технологий, ремонт учебных и производственных корпусов, связаны с наличием первоначальных ресурсов для осуществления подготовки по направлениям, связанным с кадровыми потребностями предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории края.
Для реализации п.1 раздела 7 программы, направленного на повышение качества профессионального образования за счет приведения его в соответствие с требованиями работодателей, агентство профессионального образования и науки администрации края провело анализ кадровых потребностей работодателей и определило перечень профессий, для подготовки специалистов по которым необходимо приобрести модульные программы для учреждений начального и среднего профессионального образования. В него вошли профессии: машинист горных выемочных машин, обогатитель полезных ископаемых, машинист дорожных и строительных машин, бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин, монтажник технологических трубопроводов, монтажник металлоконструкций, машинист на буровых установках, оператор нефтяных и газовых скважин, помощник бурильщика эксплуатационных и разведочных скважин на нефть и газ, слесарь по ремонту электрооборудования башенных, мостовых и козловых кранов и т.д.
На этапе реализации программы министерство организует проведение исследований с целью оформления требований к профессиональным квалификациям рабочих и специалистов, учитывающих специфику работы предприятий (вахтовый метод, работа в условиях Крайнего Севера, применяемые производственные технологии и т.д.). По результатам проведенного исследования будет разработано техническое задание на модернизацию имеющихся программ подготовки кадров и создание образовательных программ, способных удовлетворить запросы работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов на территории края. Министерство организует и проводит конкурс на разработку и модернизацию образовательных программ, по итогам конкурса будут определены команды разработчиков программ и заключены с ними государственные контракты.
Одновременно с разработкой программ будет организовано повышение квалификации управленческих команд учреждений на проектно-аналитических и обучающих семинарах, тренингах. Для повышения уровня квалификации мастеров производственного обучения будут организованы стажировки на предприятиях и в организациях, участвующих в реализации инвестиционных проектов, по соответствующему профилю.
Для оценки качества подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования будут создаваться аттестационные комиссии. В связи с этим министерство организует разработку аттестационных материалов, соответствующих требованиям работодателей, и повышение квалификации членов аттестационных комиссий. К процессам проведения аттестации и трудоустройства учащихся, успешно освоивших программы, предполагается привлекать работодателей.
Для информирования населения о кадровых потребностях предприятий и организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов, а также работодателей об уровне квалификации специалистов, желающих работать на инвестиционных объектах, предполагается создание лаборатории профессионального образования как структурного подразделения ГОУ "Краевой учебно-методический центр дополнительного профессионального образования". Одним из основных направлений деятельности лаборатории будет мониторинг процесса подготовки востребованных кадров (оценка качества, модификация программ, переговорный процесс с работодателями) и организация процедур, помогающих трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Размещение заказа на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Получателями бюджетных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 раздела 7 "Система программных мероприятий", являются указанные в разделе краевые государственные образовательные учреждения, мероприятий программы, предусмотренных пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 раздела 7 "Система программных мероприятий", - ГОУ "Краевой учебно-методический центр дополнительного профессионального образования", которые размещают заказ для государственных нужд самостоятельно.
Финансирование капитального ремонта зданий краевых государственных образовательных учреждений производится после представления министерством образования и науки Красноярского края в министерство финансов Красноярского края контракта, утвержденной проектно-сметной документации, документов, подтверждающих основание заключения контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При условии предварительной оплаты по капитальному ремонту зданий (сооружений, помещений) в размере не более 20 процентов от суммы государственного контракта государственные образовательные учреждения будут представлять уведомления о получении необходимых согласованных документов с министерством строительства и архитектуры Красноярского края в министерство финансов Красноярского края.
Финансирование приобретения оборудования для государственных образовательных учреждений будет производиться после представления краевым государственным учреждением в министерство финансов Красноярского края государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", счетов-фактур и накладных на поставленное оборудование.
При необходимости предварительной оплаты на приобретение оборудования в размере не более 20 процентов от суммы государственного контракта государственные образовательные учреждения будут представлять государственный контракт в министерство финансов Красноярского края.
Функции государственного заказчика осуществляет министерство. При этом осуществление функций по размещению заказа для государственных нужд на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, за исключением подписания государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, передается агентству государственного заказа Красноярского края в установленном порядке.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление реализацией программы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края. Министерство образования и науки Красноярского края несет ответственность за реализацию программы, достижение конечного результата и эффективное, целевое использование финансовых средств, выделяемых на выполнение программы, подготовку отчетов о реализации программы.
Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет контроль за реализацией программы. Государственные образовательные учреждения профессионального образования в установленные сроки информируют министерство образования и науки Красноярского края о ходе реализации мероприятий программы.
Министерство образования и науки Красноярского края ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 25 января очередного финансового года направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края и министерство финансов Красноярского края отчеты об исполнении программы.
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N 9-4233 в раздел 6 настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу в день, следующий за днем официального опубликования названного Закона
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации
программных мероприятий
Реализация данной программы позволит:
- сформировать механизм взаимодействия между работодателями и учреждениями профессионального образования, обеспечивающий трудоустройство выпускников, отвечающих квалификационным требованиям работодателей;
- оснастить современным учебным оборудованием образовательные учреждения системы начального и среднего профессионального образования края;
- повысить эффективность использования материальных ресурсов;
- обеспечить мобильность системы профессионального образования, ее быструю ориентацию на потребности работодателей.
К сентябрю 2009 года будут созданы и оснащены два образовательных учреждения (ресурсные центры), реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования (на базе Красноярского монтажного колледжа и Красноярского индустриально-металлургического техникума). Приоритетными направлениями деятельности создаваемых учебных заведений (как ресурсных центров отрасли) являются организация взаимодействия учебных заведений с подрядчиками с целью обеспечения их кадрами, проведение переговорного процесса с работодателями для определения требуемого уровня качества профессиональных квалификаций работников, предоставление материальной базы для профильных учебных заведений с целью доведения уровня квалификации выпускников до уровня требований работодателей, подготовка кадров высокой квалификации, разработка и апробация современных образовательных программ, повышение квалификации мастеров производственного обучения.
Будут оборудованы базы коллективного пользования ресурсами для учреждений, занимающихся подготовкой кадров для инвестпроектов. Данные учреждения будут корректировать и реализовывать современные образовательные программы по выбранным направлениям: строители - ПУ N 27 (г.Канск), ПУ N 20 (г.Красноярск); водители всех машин и механизмов - ПУ N 14 (г.Лесосибирск), ПЛ N 56 (г.Красноярск); электромонтажники - ПЛ N 54 (г.Красноярск); монтажники сантехнических систем - ПУ N 21 (г.Красноярск); обслуживание нефтепровода и нефтепереработка - ПЛ N 96 (г.Ачинск).
Предполагается оснащение и тех учебных заведений, которые будут в короткие сроки удовлетворять текущую потребность работодателей, мобильно менять спектр предоставляемых образовательных услуг в рамках своего профиля, осуществлять подготовку по смежным профессиям и специальностям (ремонт промышленного оборудования - ПЛ N 1 (г.Красноярск), МПЛ (г.Красноярск); строители, водители всех машин и механизмов - ПУ N 22 (г.Игарка), ПУ N 66 (п.Богучаны), ПУ N 67 (г.Кодинск), ПУ N 60 (г.Канск).
В результате исполнения программы произойдет обновление основных производственных фондов, в том числе станочного парка, зданий и помещений образовательных учреждений. Будет создан механизм обеспечения кадрами предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории края.
Кроме того, в результате реализации программы снизится уровень незанятого населения края, в том числе жителей депрессивных сельских районов, будет сформирована возможность получения качественного начального и среднего профессионального образования на территории Красноярского края по направлениям, востребованным вследствие освоения территории края предприятиями и организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов, повысится качество начального и среднего профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях в целом, возрастут возможности жителей края по трудоустройству на относительно высокооплачиваемые рабочие места, увеличится степень интереса к рабочим специальностям у молодых жителей края и престиж системы начального и среднего профессионального образования в целом.
Критериями достижения результатов программы будут выступать:
- количество рабочих и специалистов из числа жителей края, получивших профессиональную подготовку по модернизированным программам обучения, трудоустроенных на предприятия и в организации, участвующие в реализации инвестиционных проектов (не менее чем 2700 человек в год);
- количество новых профессий и направлений подготовки, востребованных организациями, участвующими в освоении территории Красноярского края (не менее 14 в течение 3 лет);
- количество рабочих и специалистов из числа состоявших на учете в службе занятости, прошедших подготовку и переподготовку по модернизированным программам обучения, трудоустроенных на предприятия и в организации, участвующие в реализации инвестиционных проектов на территории края (не менее чем 1000 человек в год);
- доля рабочих, окончивших краевые государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования с повышенными разрядами (с 36 процентов от общего количества выпускников в 2006 году до 57 процентов в 2009 году);
- доля программ, сформированных с участием работодателей (до 50 процентов от общего объема программ, реализуемых для инвестиционных проектов);
- доля гибких, краткосрочных программ в общем объеме программ, реализуемых в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (до 30 процентов от общего объема программ, реализуемых для инвестиционных проектов);
- период обновляемости образовательных программ (не менее чем один раз в 3 года);
- количество мастеров производственного обучения, преподавателей и управленцев, прошедших курсы повышения квалификации (не менее чем 116 человек).
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N 9-4233 в раздел 7 настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу в день, следующий за днем официального опубликования названного Закона
7. Система программных мероприятий
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Красноярского края от 25 января 2007 г. N 21-5700 "О краевой целевой программе "Кадровое обеспечение инвестиционных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.