Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2006 г.
Арбитражный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Фролова Н.Н., судей Гурского А.Ф., Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании заявление войсковой части N 12434 (заменен на войсковую часть N 63630) к департаменту строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края (заменен на департамент строительства и архитектуры администрации Красноярского края), при участии прокурора Красноярского края, третье лицо - департамент жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края, с участием в судебном заседании представителей заявителя З., Р., представителя ответчика С., представителя прокуратуры Балыковой Е.С., протокол судебного заседания вел судья Фролов Н.Н.,
установил:
войсковая часть N 12434 обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействующими следующих нормативных правовых актов:
- постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2005 N 275 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Солнечный Красноярского края" в части установления тарифа на тепловую энергию для бюджетных потребителей в размере 1 396,98 руб./Гкал;
- приказа департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5 в части установления максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию по муниципальному образованию Солнечный Красноярского края в размере 298,4%;
- приложений N 8, 13 к решению Совета депутатов ЗАТО Солнечный от 28.02.2006 N 115-Д в части утверждения платы за коммунальные услуги для муниципальных и государственных организаций;
- о возложении обязанности на ответчиков привести тарифы на коммунальные услуги для муниципальных и государственных организаций в соответствие с действующим законодательством, в частности с предельными уровнями, установленными приказом ФСТ от 29.12.2005 N 853-э/4.
Суд определением от 20.07.2006 выделил в отдельное производство дела об оспаривании приказа департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5 и Приложений N 8, 13 к решению Совета депутатов ЗАТО Солнечный от 28.02.2006 N 115-Д.
Таким образом, предметом спора по настоящему делу является требование войсковой части N 63630 признать недействующим и не подлежащим применению приказ от 09.02.06 N 5 департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов та товары и услуга организаций коммунального комплекса е учетом надбавок к тарифам на товары и услуга организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" в части установления для ЗАТО Солнечный предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуга организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Красноярского края на 2006 г. в размере 519,6% (Приложение 1 к приказу департамента строительства и жилиншо-коммуналшой политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5), максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергия по городским округам и муниципальным районам Красноярского края в размере 298,4% (Приложение 2 к приказу департамента строишгьсг-ва и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярскою края от 09.02.2006 N 5).
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 01.12.2006 заявитель заменен на войсковую часть N 63630 в связи с реорганизацией, а определением от 24.08.2006 ответчик заменен на департамент строительства и архитектуры администрации Красноярского края в связи с переименованием.
Представитель ответчика заявил ходатайство о привлечении ответчиком иного лица - департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края либо агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края (содержится в тексте дополнительного отзыва на заявление от 11.09.2006).
Суд, рассмотрев ходатайство, установил следующее.
Оспариваемый акт - приказ от 09.02.2006 N 5 принят департаментом строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края.
Совет администрации Красноярского края постановлением от 13.07.2006 N 211-п переименовал департамент строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края в департамент строительства и архитектуры администрации Красноярского края, образовал департамент жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.08.2006 N 263-п утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края. Согласно которому к компетенции указанного департамента отнесено осуществление нормативного регулирования по вопросам установления предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в случае и порядке, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является орган, принявший оспариваемый акт - департамент строительства и архитектуры администрации Красноярского края, а ходатайство ответчика не может быть удовлетворено.
В то же время, поскольку департамент жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края в настоящее время наделен соответствующими полномочиями, то суд считает, что принятый по делу судебный акт может повлиять на его права по отношению к одной из сторон. Указанное обстоятельство в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для привлечения лица к участию в деле по инициативе суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек департамент жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, полагают, что оспариваемый нормативный акт не соответствует приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э 4 в редакции приказа ФСТ N 15-Э/8 от 03.02.2006, Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", нарушает права и законные интересы заявителя как потребителя коммунальных услуг.
Ответчик требования не признал, представил отзыв, полагает, что оспариваемый нормативный акт соответствует законодательству, процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Третье лицо - департамент жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края в заседание представителя не направил, представлен отзыв. Из содержания отзыва следует, что третье лицо полагает, что требования заявителя не обоснованы.
Прокурор Красноярского края представил заключение от 01.12.2006, полагает, что требования заявителя не обоснованы" просит суд отказать заявителю.
Дело рассмотрено арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Суд исследовал доказательства по делу, выслушал представителей заявителя, ответчика, прокуратуры и пршвел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что Региональной энергетической комиссией Красноярского края вынесено постановление от 15.12.2005 N 275 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края" (протокол заседания правления РЭК Красноярского края от 15.12.2005 N 46). Указанным постановлением установлены и введены в действие с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2006 г. тарифы на тепловую энергию. Согласно приложению к постановлению РЭК Красноярского края от 15 декабря 2005 г. N 275 тариф на тепловую энергию (горячая вода) одноставочный для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии - бюджетных потребителей, установлен в размере 1396,98 руб./Гкал (пункт 1.1.1).
В соответствии с договором N 3 на поставку коммунальных услуг от 01.09.2006 войсковая часть N 63630 является потребителем коммунальных услуг (в том числе горячее водоснабжение) муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Солнечный Красноярского края.
Ранее между войсковой частью N 12434 и муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Солнечный Красноярского края был заключен договор N 12 на поставку коммунальных услуг от 01.07.2005. Размер тарифа на тепловую энергию, отпускаемую государственным учреждением "Войсковая часть N 12434", был установлен постановлением РЭК Красноярского края от 16.12.2004 N 171.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года. Изменение установленных предельных индексов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год не допускается (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
Департаментом строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края издан приказ от 09.02.2006 N 5 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуга, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной вырботки электрической и тепловой энергии, на 2006 год". Указанным приказом для ЗАТО Солнечный Красноярского края установлены значения предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуга организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Красноярского края на 2006 год в размере 519,6% (Приложение 1 к приказу департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5), максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергаи по городским округам и муниципальным районам Красноярского края в размере 298,4% (Приложение 2 к приказу департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5).
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, на основании тарифов и (или) их предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают тарифы, указанные в пунктах 54, 64 и 65 Основ ценообразования, на розничном рынке.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8829/2006 от 20.12.2006 отказано войсковой части N 63630 в удовлетворении требования о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2005 N 275 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края" в части установления тарифа на тепловую энергию для бюджетных потребителей в размере 1396,98 руб./Гкал и возложении обязанности на РЭК Красноярского края привести оспариваемый тариф в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12. 2005 N 853-э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 г. в соответствии с Приложением 2 к настоящему приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2005 с учетом ранее принятых решений ФСТ России, связанных с установлением тарифов на тепловую энергию.
Согласно дополнительному разъяснению по вопросу применения приказа от 29.12.2005 N 853-э/4 Федеральной службы по тарифам (письмо от 06.02.2006 N СН-503/12) "по вопросу применения приложений N 1, 2 и 3 приказа дополнительно сообщаем, что утвержденные значения применяются только в том случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуга уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов Российской Федерации; муниципальными), в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации. В противном случае, то есть в случае, если регулирование уполномоченными органами (федеральными, органами субъектов Российской Федерации, муниципальными) в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации, ранее не осуществлялось (например, тарифы устанавливаются впервые) при установлении соответствующих тарифов (размеров платежей граждан), необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг организаций жилищно-коммунального комплекса".
Таким образом, поскольку для войсковой части N 12434 тарифы были установлены постановлением РЭК Красноярского края от 16.12.2004 N 171, постановлением РЭК от 15.12.2005 N 275 установлены тарифы для организации коммунального комплекса - муниципального унитарного предприятия ЖКХ Солнечный, то положения приказа от 29.12.2005 N 853-э/4 Федеральной службы по тарифам в данной ситуации неприменимы.
Кроме того, приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 установлено максимально возможное изменение тарифа к среднему тарифу по субъекту Российской Федерации, но не к изменению тарифа по отаошению к отдельным организациям. Значит, доводы заявителя в соответствующей части также не обоснованы.
Противоречий между содержанием Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотве-дению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов" и оспариваемого приказа от 09.02.2006 N 5 департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" (в соответствующей части), изданного во исполнение постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2005 N 275 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края", судом не установлено.
Следовательно, требования заявителя не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
отказать войсковой части N 63630 в удовлетворении требования о признании недействующим и не подлежащим применению приказа от 09.02.2006 N 5 департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуга организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электрсхгганииями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" в части установления для ЗАТО Солнечный предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Красноярского края на 2006 год в размере 519,6% (Приложение 1 к приказу департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5), максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии по городским округам и муниципальным районам Красноярского края в размере 298,4% (Приложение 2 к приказу департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5),
Признать приказ от 09.02.2006 N 5 департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуга организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" в части установления для ЗАТО Солнечный предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуга организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Красноярского края на 2006 год в размере 519,6% (Приложение 1 к приказу департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5), максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и теплоюй энергаи по городским округам и муниципальным районам Красноярского края в размере 298,4% (Приложение 2 к приказу департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5) соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Председательствующий судья |
Н.Н.Фролов |
Судьи |
Л.Ф.Гурский |
И.А.Раздобреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 февраля 2007 г. N А33-13762/2006 "Об оспаривании нормативного правового акта"
Текст Решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника