2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу (Н.М.Чуботенко).
Глава города Ачинска |
М.В.Ачкасов |
г.Ачинск
14 июня 2006 г.
N 16-79Р
Дата подписания:
19 июня 2006 г.
Программа
Энергосбережения (теплоснабжение) в г.Ачинске на период
с 2006 г. по 2010 г.
(утв. Решением Ачинского городского Совета
от 14 июня 2006 г. N 16-79Р)
Паспорт Программы
Наименование программы | Городская целевая Программа "Энергосбережение в г.Ачинске (теплоснабжение)" на 2006-2010 гг. |
Основание для разработки Программы |
Закон Красноярского края от 15.09.99 г. N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края" |
Заказчик Программы | Администрация города |
Разработчик Программы | ОАО "Сибцветметэнерго" |
Цели и основные задачи Программы |
Целями Программы являются: - создание организационных, правовых, экономических условий, обеспечивающих переход системы теплоснабжения города на энергосберегающий путь развития при одновременном улучшении социально-бытовых условий жизни населения; - снижение бюджетных затрат на предприятиях, в организациях, финансируемых из бюджета города и в жилищно-коммунальном хозяйстве, оптимизация теплопотребления в г.Ачинске |
Срок реализации Программы | 2006-2010 гг |
Объемы и источники финансирования |
215 млн.руб. Бюджет города Заемные средства Бюджет края Собственные средства предприятий |
Основные исполнители Программы |
АМУП "Тепловые сети", МУП "Коммунтехобслуживание", УКЖК, МУ "Служба Заказчика", МУП "АГМПО ЖКХ" |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Снижение затрат за счет сокращения потерь и рационализации теплопотребления предприятиями и организациями, финансируемыми из бюджета города, и в жилищно-коммунальном хозяйстве на 20% от общего объема потребления. Создание оптимального теплоэнергетического баланса города. |
Контроль за исполнением Программы |
Администрация города, рабочая группа, создаваемая постановлением Главы города |
Оглавление
Основные понятия и термины
Принятые сокращения
1. Необходимость разработки программы
1.1. Система теплоснабжения г.Ачинска
1.2. Анализ работы системы теплоснабжения г.Ачинска
1.2.1. Производство тепловой энергии;
1.2.2. Транспорт тепловой энергии;
1.2.3. Потребители
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Цели Программы
2.2. Тактика реализации Программы
2.2.1. Первоочередные мероприятия Программы
2.2.2. Мероприятия второй очереди
3. Финансирование Программы
4. Предполагаемые результаты
5. Информационное обеспечение
Приложения
Приложение 1. Схема управления Программой энергосбережения
Приложение 2. Энергосберегающие мероприятия на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях
Приложение 3. Энергосберегающие мероприятия у Потребителей тепла
Приложение 4. План мероприятий Программы энергосбережения
на 2006-2010 гг.
Литература
Основные понятия и термины, используемые в Программе
1. Граница балансовой принадлежности -
- Линия раздела элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды или хозяйственного ведения.
- Точка раздела тепловой сети между энергоснабжающей организацией и абонентом, определяемая по балансовой принадлежности тепловой сети.
2. Энергосбережение - реализация правовых, организационных. Научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергоносителей и энергетических ресурсов (энергоресурсов) всех видов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
3. Энергетическая эффективность - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ и услуг. Характеризуется энергетическим коэффициентом полезного действия (КПД) - отношением полезной энергии к сумме всей подведенной к объекту энергии плюс энергии, выделенной в объекте в результате проведения технологического процесса.
4. Эффективное использование энергоресурсов -
- Достижение эффективности, повышенной по сравнению с нормативной, при сохранении заданного уровня экологии.
- Достижение максимальной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду.
- Система стоимостных показателей, отражающих прибыльность (или убыточность) мероприятий по энергосбережению.
5. Непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.
6. Разработка рекомендаций по энергосбережению - обоснование экономических, организационных, технических и технологических усовершенствований, главным образом направленных на повышение энергоэффективности объекта, с обязательной оценкой возможностей их реализации, предполагаемых затрат и прогнозируемого эффекта в физическом и денежном выражении.
7. Качество энергии - система показателей, устанавливаемая государственными стандартами или иными нормативными актами, подтверждающая потребительские свойства и пригодность энергии для потребления.
8. Абонент (субабонент) - потребитель, непосредственно присоединенный к тепловым сетям энергоснабжающей организации, имеющий с ней границу балансовой принадлежности тепловых сетей.
9. Хозяйственные субъекты - юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие регулируемую деятельность и представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы.
10. Экспертиза (проверка) - независимая вневедомственная финансовая и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
11. Экспертное заключение (заключение) - документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертной организацией экспертизы и имеющий юридическое значение в процедуре утверждения экономически обоснованных тарифов регулирующими органами для всех хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.
12. Экспертная организация - организация, осуществляющая деятельность по проведению независимых вневедомственных проверок специального назначения (аудиторские организации, технические, технологические, научные и иные организации).
13. Потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование тепловой энергией (мощностью).
14. Хозяйствующие субъекты - юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие регулируемую деятельность и представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы.
15. Баланс энергообеспеченности - установление соответствия мощности источников энергии суммарной мощности присоединенных потребителей с учетом потерь.
16. Балансовые испытания котельного агрегата - установление действительного коэффициента полезного действия котлоагрегата по результатам инструментального контроля.
17. Демонстрационная зона (проект) высокой энергетической эффективности - объект, на котором осуществляется совокупность энергосберегающих проектов с созданием благоприятных условий для демонстрации суммарного энергетического, экологического и экономического эффекта.
18. Индивидуальный тепловой пункт - комплекс оборудования, предназначенный для регулировки и поддержания заданных характеристик теплоносителя для индивидуального объекта.
19. Мероприятия по энергосбережению - деятельность, направленная на экономию и повышение эффективности использования энергоресурсов.
20. Оптимизация схем энергоснабжения - система мероприятий, направленная на определение оптимального режима работы схем энергоснабжения по заданным параметрам.
21. Система автоматического регулирования - система для выработки и реализации управляющих воздействий на технологический объект регулирования в соответствии с принятым критерием регулирования (управления).
22. Система учета тепловой энергии - комплекс приборов, оборудования и мероприятий, предназначенных для учета тепловой энергии.
23. Экономический эффект энергосбережения - стоимостные показатели, отражающие эффективность проведенных мероприятий по энергосбережению.
24. Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе.
25. Энергетическое обследование - систематическое, комплексное и независимое обследование объектов с целью определения их энергоэффективности и выработки мер энергосбережения.
Принятые сокращения:
- ГВС - горячее водоснабжение
- Гкал - гигакалория
- гр. - группа
- кВт.ч. - киловатт час
- ккал - килокалория
- кг - килограмм
- КПД - коэффициент полезного действия
- м - метр
- мес. - месяц
- НТД - нормативно-техническая документация
- руб. - рубль
- СН - собственные нужды
- Пот. - потери
- т (тн) - тонна
- тыс.руб. - тысяча рублей
- ХВС - холодное водоснабжение
- ч - час(ов)
- чел. - человек
- кг н.т. - килограмм натурального топлива
- т.н.т. - тонна натурального топлива
- т.у.т. - тонна условного топлива
- ТЭР - топливно-энергетические ресурсы
- ВВП - водоводяной подогреватель
- АМУП "ТС" - Ачинское Муниципальное предприятие "Тепловые сети"
- УКЖК - Управляющая компания жилищным комплексом
- МУ "СЗ" - Муниципальное учреждение "Служба Заказчика"
- ТСЖ - Товарищество Собственников Жилья
1. Необходимость разработки Программы.
В общей массе затрат на энергоснабжение предприятий, учреждений и жилищно-коммунального комплекса значительную долю занимают затраты на тепловую энергию.
Мероприятия по сокращению этих затрат являются самыми актуальными.
В настоящей Программе освещаются проблемы энергосбережения в системе теплоснабжения г.Ачинска, она может рассматриваться как часть комплексных мер по экономии энергоресурсов (электроэнергии, воды, топлива).
В основу настоящей Программы положен Федеральный Закон от 03.04.96 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закон Красноярского края от 15.09.99 г. N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края".
В разработке данной программы учтен опыт по созданию подобных документов, накопленный в различных регионах России (Свердловской, Новосибирской, Томской, Челябинской, Смоленской и др. областях и городах), а так же# "Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства" Госстроя РФ.
При формировании энергосберегающих мероприятий учтено отсутствие в настоящий период механизма инвестиций и механизма, стимулирующего проведение энергосберегающих мероприятий при производстве и транспорте тепловой и электрической энергии. Из-за отсутствия механизмов экономического стимулирования энергосбережения в настоящее время могут быть использованы принципы административного управления и организационные методы реализации мероприятий.
1.1. Система теплоснабжения г.Ачинска.
Общий объем поставляемой г.Ачинску тепловой энергии в 2004 г. составил 1100000 Гкал.
Поставщиками тепловой энергии являются:
ТЭЦ ОАО "АГК" - 1031807 Гкал;
Котельная ЗАО "Промэнерго" - 8201 Гкал;
Котельные NN 1-5 АМУП "Тепловые сети" - 4822 Гкал;
Котельная N 6 - 35772 Гкал;
Котельная N 7 - 17876 Гкал;
Системы теплоснабжения - открытые.
Потребители, получающие тепловую энергию от муниципальной котельной N 6 (бывшая НГЧ), подключены по закрытой схеме.
Таким образом, ТЭЦ ОАО "АГК" поставляет городу приб. 86% тепловой энергии.
Для системы теплоснабжения характерны следующие основные проблемы:
- высокая стоимость энергоресурсов (тепловой энергии);
- высокие потери энергоресурсов;
- высокие удельные затраты;
- расточительное расходование энергоресурсов;
- низкая надежность и изношенность оборудования;
- низкий уровень качественного регулирования режимов;
- низкая эффективность источников тепла, особенно муниципальных;
- недостаточный уровень оснащенности измерительными приборами;
- полное отсутствие систем регулирования у потребителей;
- неудовлетворительный гидравлический режим сетей;
- отсутствие стимулов к энергосбережению.
1.2. Анализ работы систем теплоснабжения г.Ачинска.
1.2.1. Производство тепловой энергии
Договором (август 2004 г.) [1] на поставку тепловой энергии с ТЭЦ ОАО "АГК" предусмотрено:
Расчетная тепловая нагрузка - 320 Гкал/ч в том числе: на отопление 259 Гкал/ч;
Расчетная тепловая нагрузка на ГВС - 61,0 Гкал/ч в зимнее время и 42,5 Гкал./ч в летний период;
Количество циркулирующего теплоносителя:
Расход воды на ГВС максимальный - 1200 м3/ч;
Максимальный расход сетевой воды - 4500 м3/ч;
Температурный график 150-70°С со срезкой на 100°С.
В справке АМУП "Тепловые сети" N 426 от 27.05.05 г. приводится значение присоединенных к ТЭЦ нагрузок:
Всего 286 Гкал/ч, в том числе ГВС - 46,5 Гкал/ч.
Фактическая величина циркулирующего теплоносителя в феврале 2004 г. на отопление - 4705 м3/ч, на ГВС - 746 м3/ч. Всего 5453 м3/ч.
Температура в подающей линии при температуре наружного воздуха - 12,9°С - 91,6°С, при - 13,8°С - 91,1°С. По температурному графику соответственно: 94,5°С и 96°С. Средний перепад температур в прямой и обратной магистралях составил фактически 30°С при перепаде по графику 43°С.
Количество тепла, которое необходимо было подать - 136 Гкал/ч. Фактически подано - 141 Гкал/ч.
Имеет место подача излишнего количества тепловой энергии.
В то же время, в феврале 2004 г. при среднемесячной температуре наружного воздуха - 20,8°С в город подавалось 155 Гкал/ч на нужды отопления при расчетной потребности 171 Гкал/ч.
Таким образом, при недостаточном обеспечении тепловой энергией потребителей при низких температурах окружающего воздуха (-16°С) имеет место излишняя подача тепла при более высоких температурах.
Неудовлетворительное соблюдение режима теплоснабжения является следствием применения температурного графика со срезкой.
В условиях недопоставки тепла теплоисточником при сильном похолодании, потребители, особенно в жилищном фонде, увеличивают диаметр сопел элеваторов в отдельных зданиях, при этом определенная компенсация в подаче тепла этим зданиям в этот период происходит, т.к. увеличивается отбор воды из тепловой сети. Указанный период кратковременен, при повышении температуры наружного воздуха, особенно в конце отопительного сезона, эти здания будут получать завышенный расход тепла на отопление, повысится температура обратной воды.
Так в феврале 2004 г. 6 жилых домов получили тепла (по приборам учета):
ул.Зверева, 8 на 50% меньше расчетного
ул.Декабристов, 21 на 1% меньше расчетного
мкр.7, д.8 на 5% меньше расчетного
мкр.8, д.8 на 22% меньше расчетного
мкр.5, д.27 на 40% больше расчетного
ЮВР, д.8 на 24% больше расчетного.
Таким образом, часть зданий при низких температурах недополучает тепловую энергию, в то время как другие здания из-за разрегулировки сетей получают избыточное количество тепла.
При повышении температуры наружного воздуха происходит перерасход тепловой энергии.
В качестве примера рассмотрим ситуацию в доме N 27 в 5-м мкр.
Дата |
Тем-ра наружного воздуха |
Расчетная нагрузка отопления, Qот Гкал/ч |
Т1 °С |
Т2 °С |
а t |
Расход на отопление, м3/ч |
Потребляемое тепло, Гкал/ч |
Отклонение, % |
20.02.05 | -12,9°С | 0,105 | 89,12 | 74,38 | 14,74 | 8,26 | 0,121 | + 16 |
11.02.05 | -12,9°С | 0,105 | 88,87 | 74,17 | 14,7 | 8,48 | 0,124 | + 18,7 |
Средняя величина излишне потребленного тепла - 17,3%.
Количество циркуляционной воды превышает требующееся, что приводит к:
- завышению температуры обратной воды и ухудшению условий работы ТЭЦ;
- увеличению потерь давления в сети и нарушению гидравлического режима потребителей;
- перерасходу электрической энергии на ПНС;
- перерасходу тепловой энергии у потребителей.
Таким образом, температурный график 150-70°С со срезкой на 100°С не может обеспечить выполнение требований, предъявляемых к системе теплоснабжения и должен быть пересмотрен.
Для малых муниципальных котельных характерны:
- неточность определения присоединенных нагрузок;
- отсутствие надлежащего учета количества и качества топлива;
- низкий КПД котельных;
- отсутствие приборного учета отпуска тепла.
1.2.2. Транспорт тепловой энергии.
Транспортировка тепловой энергии производится по двум магистральным, квартальным тепловым сетям подземной и надземной прокладки. Имеются подкачивающие насосные станции (ПНС).
На ПНС отсутствуют системы автоматического регулирования давления, что влечет за собой повышенный расход электроэнергии при недостаточной стабильности работы сетей, повышение давления в сети при снижении расхода на ГВС, увеличение утечек в сетях. Схематическим недостатком ПНС является наличие перемычки между прямой магистралью и обратной, которая используется для регулирования.
Нормативные потери в тепловых сетях, определенные АМУП "ТС" и рассчитанные Аудитором отличаются [2].
Требование ПТЭ тепловых энергоустановок [4] об обязательном проведении один раз в пять лет тепловых испытаний сетей не выполняются. Данные о фактических теплопотерях отсутствуют. При распределении потребленной тепловой энергии между потребителями, не имеющими приборного учета, все потери тепла сверх нормативных относятся на них.
Реальные величины теплопотерь не известны, не выявлены их причины, меры по их снижению недостаточны.
По данным АМУП "Тепловые сети" износ тепловых сетей составляет 87%. При этом фактические потери тепловой энергии могут составлять 30-35% [3].
Приближенный, ориентировочный анализ показывает, что в феврале 2004 г. при среднемесячной температуре в подающей линии на ПНС 98,2°С температура в подающей линии 6-ти жилых домов, снабженных теплосчетчиками в среднем составляла - 94,11°С. Суммарный расход теплоносителя в подающей линии 43,8 т/ч при тепловой нагрузке 1,754 Гкал/ч.
Величина тепловых потерь по подающему трубопроводу только через тепловую изоляцию:
-3
Qпот. = 43,8 * 10 * (98,2 - 94,11) = 0,179 Гкал/ч,
что составляет 10,2% . Можно допустить, что суммарные потери в прямой и обратной магистралях с учетом потерь тепла от утечек теплоносителя составят не менее 25%.
1.2.3. Потребители
1.2.3.1. Практически, у всех потребителей отсутствуют регуляторы температуры воды в системе ГВС.
Выполнение требований ПТЭ тепловых энергоустановок [4] о недопустимости превышения температуры ГВС свыше 75°С не обеспечено.
Это приводит:
- к увеличению расхода горячей воды;
- вероятности получения термических ожогов жильцами, т.к. температура воды может превысить 55-60°С и даже 75°С;
- снижению циркуляции в системе отопления здания.
1.2.3.2. Теплоизоляция трубопроводов (особенно обратных) в подвальных помещениях нарушена, что приводит к неоправданным потерям тепла.
1.2.3.3. Отсутствуют автоматические регуляторы температуры и расхода теплоносителя.
1.2.3.4. На элеваторных узлах подмешивающие линии зачастую заглушены, система ГВС работает с подающих линий, они перегружены.
1.2.3.5. Располагаемые напоры перед элеваторными узлами составляют 1-5 м в.ст., что недостаточно для преодоления внутреннего сопротивления системы отопления.
1.2.3.6. Нет устройств для автоматического выпуска воздуха.
1.2.3.7. Режим работы тепловых сетей и систем отопления не выдерживается ни по давлению, ни по температуре.
1.2.3.8. Ежегодная гидропневматическая промывка систем отопления не стала безусловным правилом. Проводится нерегулярно и не везде.
1.2.3.9. Абонент не имеет инструментов воздействия на систему отопления для снижения температуры обратной воды, т.к. расчет нагрузки, расхода теплоносителя, дроссельных шайб и сопел проводит АМУП "Тепловые сети". Кроме того, у Потребителя нет графика температур с учетом теплопотерь от источника до Потребителя [5].
1.2.3.10. Наладка внутренней системы отопления зданий не проводилась, имеет место нерациональное использование тепловой энергии.
1.2.3.11. Приборный учет охватывает не полностью бюджетные учреждения и, практически, совершенно отсутствует в жилом фонде.
В бюджетных организациях при потребности - 88 узлов учета тепла, установлено 72 шт. Потребность - 16 шт. Приборов учета горячего водоснабжения требуется - 30 шт.
Выводы.
Ни одно из трех звеньев системы отопления (производство, транспорт, потребление) не работает в оптимальном режиме. Главная задача - создание комфортных условий в помещениях, выполняется неудовлетворительно с большими затратами.
Фактическая величина потребления тепла населением составляет 0,027 Гкал/м2/мес. при нормативе 0,021 Гкал/м2/мес. [2] Потребление тепловой энергии образовательными и лечебными учреждениями также превосходит нормативные значения. То есть, имеет место недогрев потребителей при температуре наружного воздуха ниже -16°С (после достижения зоны срезки температурного графика) и перегрев при более высоких температурах
Таким образом, характерным для системы отопления г.Ачинска является общий перерасход подаваемой потребителям энергии при недостаточном ее потреблении при низких температурах наружного воздуха.
Эффективность использования тепловой энергии низка, резервы энергосбережения имеются на всех этапах жизненного цикла энергоресурса - производства, транспорта, потребления.
2. Основные цели и задачи Программы.
2.1. Целями настоящей Программы являются:
- снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет сокращения платежей за тепловую энергию;
- создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов производителями и потребителями энергии;
- создание комфортных условий в помещениях предприятий и учреждений, финансируемых из бюджета города, в жилищном секторе;
- снижение экологической нагрузки на окружающую среду города.
Цели Программы будут достигаться путем разработки эффективных финансово-экономических механизмов и внедрения эффективных технологий производства, транспортировки, преобразования и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета и регулирования энергопотребления.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, можно распределить по сферам:
Экономическая сфера:
- составление материального и финансового баланса энергопроизводства и энергопотребления;
- снижение доли бюджетных расходов на потребляемые энергетические ресурсы на предприятиях, в организациях, финансируемых из бюджета города, в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- снижение удельного расходования энергоресурсов в расчете на душу населения за счет снижения потерь энергии;
Производственная сфера:
- снижение потерь энергетических ресурсов в инженерных сетях;
- повышение теплозащиты зданий и сооружений;
- снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на муниципальных энергоисточниках;
Научно-техническая сфера:
- установление общего и достижимого для реального использования в ближайшие годы потенциала энергосбережения в г.Ачинске;
- определение баланса теплообеспечения города;
- повышение энергетического КПД действующих энергетических установок.
2.2. Тактика реализации Программы.
Для реализации сформированных целей и задач Программы предполагается первоочередное выполнение малозатратных мероприятий, которые позволяют относительно быстро привести систему теплоснабжения города в состояние, соответствующее действующим Нормам и Правилам, и получить экономический эффект, чтобы направить полученные средства на осуществление более эффективных и дорогостоящих мероприятий.
Наиважнейшим для реализации Программы является:
1. Создание системы управления Программой. Её постоянная работа под руководством и контролем Администрации города.
2. Получение достоверной информации о состоянии всех звеньев системы теплоснабжения. Только её наличие определит правильность выбора и результаты каждого мероприятия.
3. Основными направлениями работы должны стать:
- снижение теплопотерь и утечек теплоносителя в сетях и у Потребителя;
- снижение расхода циркулирующего теплоносителя и расхода воды на ГВС;
- исключение "перетопов" у потребителей;
- установление оптимального теплового и гидравлического режимов тепловых сетей;
- внедрение приборного учета тепла и теплоносителя;
- снижение нерациональных затрат в муниципальных котельных.
4. Системный подход к вопросам теплоснабжения требует параллельной работы на всех звеньях системы - производство, транспорт, потребление.
5. Основная доля эффекта (экономического, социального и др.) должна быть получена от простой нормализации работы системы теплоснабжения.
2.2.1. К числу первоочередных мероприятий Программы относятся:
1. Создание системы управления Программой:
- назначение полномочного руководителя Программы;
- создание Технического Совета;
- создание системы мониторинга хода выполнения Программных мероприятий;
- разработка нормативно-правовых актов по энергосбережению на городском уровне;
- разработка методов привлечения финансовых средств для осуществления программных мероприятий.
Схема организации управления Программой энергосбережения представлена в прил. 1.
2. Разработка и реализация комплекса мер по получению достоверной информации о потребности в тепловой энергии, ее получении и использованию. Для решения задачи наведения порядка в системе производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов необходимо, как минимум, владеть достоверной информацией по производству и потреблению ТЭР и иметь возможность регулировать этот процесс.
Для реализации этих мероприятий необходимо:
- провести тотальную паспортизацию всех потребителей, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, а так же# жилого фонда. При этом руководствоваться проектными данными и только в случае их отсутствия или существенного отклонения от проекта пользоваться расчетным методом. Однако, следует учитывать, что любой из расчетных методов носит условный характер и, в зависимости от схемы теплоснабжения, вида нагрузок и режима их использования, может дать результаты значительно отличающиеся от фактических. Степень точности расчетов за полученное тепло в большей части зависит от того насколько близки к реальным значениям величины нагрузок, установленные договором. Для того, чтобы на конкретном объекте развивать комплексную систему эффективного энергопотребления, необходимо создать в первую очередь соответствующую систему контроля эффективности потребления энергоресурсов. В основу такой системы контроля должен быть положен документ, регистрирующий энергоэффективность объекта, наилучшим образом отвечает этим требованиям энергетический паспорт объекта;
3. Составление теплового баланса города с определением необходимости в дополнительных источниках тепла, ежегодная его корректировка;
При составлении теплового и водного (по ГВС) баланса города очень важно правильное определение величины потоков и их правильное отнесение. Так, потери тепловой энергии трубопроводами тепловых сетей, фактически значительно превышающие нормативные, должны быть определены и отнесены по принадлежности сетей, т.е. потери тепловой сети теплоснабжающей организации не могут быть отнесены к потребителю.
Потери теплоносителя так же распределяются между теплоснабжающей организацией и абонентами пропорционально объему воды в тепловой сети и в непосредственно в присоединенных к ней системах теплопотребления. [6]
4. Разработка отдельной Программы по оснащению Потребителей тепла приборами учета. Первым этапом в энергосбережении является налаживание учета энергоресурсов. При этом основной целью установки теплосчетчиков является не столько получение экономии от разницы реальной и договорной нагрузки, сколько налаживание приборного учета тепловой энергии, без которого эффективность мероприятий, направленных на сбережение тепловой энергии, может быть оценена только с точки зрения улучшения комфортности в зданиях.
5. Разработка и утверждение совместно с ТЭЦ ОАО "АГК" температурного графика работы тепловой сети. Утверждение графиков для муниципальных источников тепла.
6. Выполнение гидравлического расчета тепловой сети под утвержденный температурный график с учетом скорректированной тепловой нагрузки города.
Расход циркуляционной воды в сети должен уменьшиться по сравнению с реально существующим в настоящее время.
В феврале 2005 г. расход воды на отопление составил (данные АМУП "ТС") - 4704 м3/ч.
При тепловой нагрузке на отопление 254 Гкал/ч и графике 130-70°С требуется - 4233 м3/ч.
При этом гидравлические потери в сетях уменьшатся почти на 25%, следовательно, увеличатся располагаемые перепады давления у Абонентов.
7. В межотопительный период подготовка вновь рассчитанных диафрагм, сопел, оборудование сети балансировочными клапанами, дополнительными приборами.
8. После начала отопительного сезона 2006-2007 г.г. проведение наладки тепловых сетей.
Цель наладочных работ - нормализация подачи теплоносителя на отопление зданий в соответствии с фактической потребностью для обеспечения требуемой температуры воздуха в помещениях всех зданий, включая "отстающих".
Наилучшие результаты дает наладка, выполняемая по методике АКХ им. К.Д.Памфилова, главным критерием которой является разность температур воды на ответвлениях сети, выравнивание этой разности в отдельных ответвлениях сети между собой и разности температур на источнике.
9. Проведение тепловых испытаний сетей для определения фактических тепловых потерь и разработки мероприятий по их уменьшению.
10. Оборудование всех жилых домов автоматическими воздухоотделителями, это позволит сократить потери теплоносителя, улучшит циркуляцию в системе отопления.
11. Оборудование жилых домов регуляторами температуры воды, ГВС прямого действия (наиболее дешевый вариант).
2.2.2. Мероприятия второй очереди.
1. В межотопительный период 2006 г. оборудование приборами учета тепла бюджетных организаций, ранее не охваченных приборами учета (16 объектов).
2. Внедрение приборов учета в жилых домах. Стратегия внедрения счетчиков тепла должна строиться на следующих положениях:
- в первую очередь узлы учета устанавливаются на домах наиболее распространенных в городе серий, в разных районах города;
- схематическое решение должно предусматривать дальнейшее развитие системы с наделением ее функцией автоматического регулирования потребления тепла.
3. Наладка внутренних систем отопления с оборудованием их балансировочными клапанами. Работы необходимо вести по специально разработанному графику.
4. Проведение ежегодных гидропневматических промывок внутренних систем отопления в соответствии с РД.34.20.327-87.
5. Замена трубных водоводяных подогревателей (ВВП) ГВС в Привокзальном районе на пластинчатые теплообменники. Это даст увеличение надежности ГВС, увеличение срока службы ВВП, снижение гидравлического сопротивления системы, повышение КПД теплообменников, упрощение эксплуатации.
6. Внедрение поквартирного учета холодной и горячей вода#, переход на оплату населением фактически потребленной воды. Одной из главнейших задач мероприятий по повышению эффективности теплоснабжения, является всемерное снижение расхода горячей воды, в т.ч. за счет ее более рационального использования населением. В этом плане установка счетчиков на воду в квартирах - самая эффективная мера. Ничто не способствует снижению расхода воды так, как переход на оплату фактически потребленной.
7. Внедрение радиаторных регуляторов температуры внутри помещений. Это позволит потреблять тепло с учетом всех реальных факторов, которые невозможно учесть расчетным путем (например, бытовые тепловыделения).
8. Логика развития приборного оснащения потребителей тепла постепенно приведет к увеличению количества приборов, что сделает возможным централизованно проводить мониторинг всех систем Потребителей, который в свою очередь, сделает реальным контроль в режиме "on-line" состояния систем отопления, позволит своевременно выявлять и локализовывать все отклонения от нормального режима.
Для осуществления на практике такого контроля необходимо постепенно снабдить все системы учета модемами. Наиболее удобным является способ передачи информации с помощью GSM-модема. Центральный диспетчерский узел оборудуется ПК, GSM-модемом, программным обеспечением. Начав создаваться, такая система выполняется один раз, затем происходит ее наращивание. Подобные системы действуют в ряде городов (Кемерово, Мытищи и др.).
9. Внедрение систем частотного регулирования двигателей насосов на ПНС-1, ПНС-2 и ЦТП. Всего - 11 шт. Это обеспечит:
- экономию электроэнергии и сетевой воды;
- поддержание заданного давления в контрольной точке тепловой сети;
- плавный пуск насосных агрегатов;
- защиту трубопроводов и запорной арматуры от гидроударов.
10. В малых котельных необходимо осуществить малозатратные мероприятия:
- уточнение присоединенных тепловых нагрузок;
- выполнить гидравлический расчет тепловых сетей;
- произвести наладку тепловых сетей;
затем:
- снабдить котельные приборами учета отпуска тепла и расхода топлива, расхода исходной воды;
- организовать контроль качества поступающего топлива;
- провести режимно-наладочные испытания котельных агрегатов и балансовые испытания котельных для определения удельного расхода топлива на отпущенную Гкал;
- оборудовать котлы средствами КИП и автоматики.
3. Финансирование Программы
В настоящее время основными факторами, сдерживающим проведение работ по энергоэффективности на объектах города, являются:
- отсутствие необходимых финансовых средств в бюджете города, у энергоснабжающих организаций и потребителей;
- отсутствие стимулов к энергоэффективному поведению и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сферы энергообеспечения города.
В этих условиях начальное финансирование работ по энергоэффективности осуществляется из бюджета города.
Финансирование Программы по годам осуществляется в пределах средств, определенных на ее реализацию. Объемы финансирования ежегодно утверждаются городским Советом при рассмотрении городского бюджета. Финансирование мероприятий Программы календарного года начинается после утверждения отчета за выполненные работы предыдущего периода.
Особенностью программ и проектов энергоресурсосбережения является их потенциальная высокая доходность (рентабельность). Энергосберегающие мероприятия для предприятий и организаций, финансируемых из бюджета города, и жилищно-коммунального хозяйства координируются полномочным руководителем Программы по этапам:
1-й этап. Подготовка проектов:
- определение фирм для выполнения проектных работ на конкурсной основе;
- финансирование из бюджета города;
- выполнение проектных работ.
2-й этап. Реализация:
- определение фирм для выполнения работ на конкурсной основе;
- финансирование из бюджета города;
- реализация проектов.
Условия конкурса на выполнение работ по реализации Программы определяются положением о конкурсах, разработанным администрацией города.
3-й этап. Мониторинг эффекта энергосбережения:
- определение фактического срока окупаемости проектов;
- результаты реализации проектов.
Среди источников финансирования Программы, кроме городского бюджета, следует привлекать к участию в реализации Программы средства бюджета Края и Федерального фонда энергосбережения.
В зависимости от конкретной ситуации могут применяться различные комбинации методов финансирования:
1. За счет собственных ресурсов (амортизация) и в ходе выполнения производственной программы (тариф, производственная программа, внутри которой присутствуют мероприятия по модернизации в рамках текущей деятельности).
2. За счет изменения технологических процессов и освобождающихся в результате этого ресурсов.
3. За счет проведения энергосберегающих мероприятий, приводящих к снижению потребления ТЭР, но при условии фиксирования потока оплаты (т.е. удельная стоимость Гкал растет, но платеж потребителя остается неизменным).
4. За счет тарифа на присоединение.
5. Целевые инвестиционные надбавки к тарифам.
6. Частные инвестиции, кредиты, концессионные схемы.
7. Целевые возвратные бюджетные ссуды.
Для приобретения оборудования и приборов следует использовать лизинг.
Вопросы организации финансирования Программы решаются полномочным руководителем Программы совместно с Администрацией города.
4. Предполагаемые результаты.
Программа энергосбережения города - это единый комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на эффективное использование энергоресурсов и являющихся фундаментом планомерного снижения затратной части бюджета.
В результате их выполнения снизится теплопотребление без снижения комфортности, уменьшатся затраты на оплату энергоресурсов.
На стадии планирования экономический эффект может быть оценен только ориентировочно и должен уточняться после реализации каждого мероприятия.
Основные факторы экономии и предполагаемые эффекты сведены в таблицу.
N п/п |
Основные статьи экономии | Потенциал | Экономия, млн.руб. |
Примечание |
1. | Снижение сверх нормативных потерь тепла при транспортировке теплоносителя |
100000 Гкал/год |
36,0 | Реальная величина теплопотерь через изоляцию - не менее 15 Гкал/ч |
2. | Снижение утечек в сетях | 70000 Гкал/год | 25,1 | Потери тепла с утечками составляют не менее 10 Гкал/ч |
3. | Снижение расхода электроэнергии в ПНС и ЦТП за счет снижения количества перекачиваемой воды и внедрения авторегулирования производительности насосов |
20% | 2,3 | С введением нового температурного графика количество перекачиваемого теплоносителя снизится на 10%. За счет регулирования нагрузки двигателей расход эл.энергии снизится на 10% |
4. | Снижение "перетопов" у потребителей | 20000 Гкал/ч | 7,2 | За счет регулирования отпуска тепла снизится его потребление в осенний и весенний периоды |
5. | Снижение общего количества потребляемого тепла за счет наладки внутренних систем отопления, установки квартирных регуляторов температуры |
50000 Гкал/ч | 18,0 | Автоматическое поддержание температуры в помещениях с учетом внутренних бытовых тепловыделений (не менее 10 Вт на м2) снизит общее потребление в жилом секторе. |
6. | Снижение расхода топлива в муниципальных котельных |
3,2 тыс.т/год | 1,0 | Оптимизация процессов горения и автоматическое поддержание соотношения "топливо-воздух", наряду с другими мероприятиями повысят К.П.Д. котельных на 10% |
Суммарная экономия | 89,6 |
5. Информационное обеспечение Программы.
В целях обеспечения качественного решения задач, предусмотренных Программой энергосбережения, необходимо ее пропагандировать всеми видами средств массовой информации.
Для правильного понимания направлений Программы необходимо использовать такие формы, как издание брошюр, сборников, плакатов, информационных листков, проведение встреч, совещаний.
Информирование должно включать в себя ответы на вопросы заинтересованных лиц, населения и прессы, отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий Программы,# регулярные контакты со средствами массовой информации.
Информационное обеспечение Программы включает в себя проведение на постоянной основе конференций и семинаров, освещающих достоверные результаты и позволяющих вести общественное обсуждение хода реализации этапов Программы.
Литература
1. Договор энергоснабжения в горячей воде. г.Ачинск. Август 2004 г.
2. Технический отчет по результатам проведения энергоаудита АМУП "Тепловые сети". г.Красноярск, 2004 г.
3. Программа энергосбережения муниципального образования (на примере Бакчарского района Томской области)
4. Правила технической эксплуатации тепловых Энергоустановок. М.2003 г.
5. СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов
6. МДС 41-5.2000. Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы. Госстрой РФ, 1999 г.
7. Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Госстрой РФ N ВР-609/12 от 06.02.02 г.
Приложение 4
План мероприятий Программы Энергосбережения
на 2006-2010 гг.
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнитель | Контроль за исполнением |
Финансирование | |||||
Всего млн.руб. |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Организационные мероприятия | |||||||||
1. | Организация системы управления Программой (прил. 1) |
Администрация | |||||||
2. | Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение Программных мероприятий по энергосбережению |
Полномочный руководитель Программы |
Администрация |
||||||
3. | Создание Городского внебюджетного Фонда энергосбережений |
АМУП "ТС" УКЖК, МУ "СЗ" |
Администрация | ||||||
4. | Информационная поддержка Программы (семинары, конференции, размещение в СМИ информации о ходе реализации Программы) |
Полномочный руководитель Программы |
Администрация |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
5. | Обучение кадров, участвующих в реализации Программы: эксплуатационный персонал, обслуживающий технические средства, персонал котельных, тепловых сетей, предприятий ЖКХ и т.д. |
Полномочный руководитель Программы |
Администрация |
1,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Организационно-Технические мероприятия | |||||||||
6. | Разработка энергетических паспортов для - бюджетных организаций - жилых зданий |
Руководитель организации УКЖК, МУ "СЗ", ТСЖ |
Полномочный руководитель Программы - " - |
0,5 1,0 |
0,5 1,0 |
- - |
- - |
- - |
- - |
7. | Составление теплоэнергетического баланса города |
АМУП "ТС" | Полномочный руководитель Программы |
0,20 |
0,12 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
8. | Разработка температурных графиков. Гидравлический расчет тепловых сетей |
АМУП "ТС" | - " - | 0,42 | 0,22 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
9. | Наладка гидравлического режима работы тепловых сетей |
АМУП "ТС" | - " - | 0,34 | 0,14 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
10. | Проведение тепловых испытаний сетей | АМУП "ТС" | - " - | 0,2 | 0,2 | - | - | - | - |
11. | Внедрение системы учета отпуска тепла - бюджетные организации - жилой фонд |
Руководители предприятий МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - - " - |
1,6 30,0 |
1,6 6,0 |
- 6,0 |
- 6,0 |
- 6,0 |
- 6,0 |
12. | Внедрение автоматических воздухоотводчиков у потребителей |
МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
13. | Установка регуляторов температуры ГВС у потребителей |
МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - | 5,0 | 5,0 | - | - | - | - |
14. | Внедрение систем регулирования отпуска тепла у потребителей |
МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - | 30,0 | - | 8,0 | 8,0 | 7,0 | 7,0 |
15. | Наладка внутренних систем отопления с установкой балансировочных клапанов в жилом фонде и других объектах |
МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - |
20,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
16. | Установка балансировочных клапанов в отдельных ветвях тепловой сети |
АМУП "ТС" | - " - | 1,0 | 0,5 | 0,5 | - | - | - |
17. | Гидропневматическая промывка систем отопления зданий |
МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - | 5,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
18. | Замена трубных ВВП на пластинчатые | УКЖК | - " - | 10,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
19. | Установка квартирных счетчиков горячей и холодной воды |
МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ собственники жилых помещений |
- " - |
50 |
- |
20,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
20. | Создание информационно-диспетчерского центра, централизованный сбор информации по параметрам системы теплоснабжения |
Администрация |
2,0 |
- |
1,4 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
21. | Разработка ТЭО установки системы авторегулирования на ПНС-1, ПНС-2 ЦТП |
АМУП "ТС" | - " - | 0,2 | 0,2 | - | - | - | - |
22. | Внедрение системы авторегулирования на ПНС-1, ПНС-2, ЦТП на базе частотного регулирования двигателей насосов |
АМУП "ТС" |
- " - |
4,0 |
- |
2,0 |
2,0 |
- |
- |
23. | Режимно-наладочные работы в котельных - наладка вводно-химического режима - режимно-наладочные испытания котлоагрегатов - балансовые испытания котельных |
АМУП "ТС" | - " - | 2,0 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | - | - |
24. | Оборудование котельных приборами КИП и А - разработка проектов - монтаж, наладка - установка приборов учета отпуска тепла |
АМУП "ТС" | - " - |
0,5 4,0 0,5 |
0,5 - 0,5 |
- 4,0 - |
- - - |
- - - |
- - - |
25. | Внедрение системы учета количества и качества топлива в котельных |
АМУП "ТС" | - " - | 1,0 | 1,0 | - | - | - | - |
26. | Ремонт тепловых сетей (ремонт и замена аварийных участков, восстановление теплоизоляции) |
АМУП "ТС" | - " - | ||||||
27. | Установка радиаторных терморегуляторов | МУ "СЗ", УКЖК, ТСЖ |
- " - | 40,0 | - | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
28. | Создание предприятия по поверке, ремонту, наладке приборов и средств измерения и автоматики |
Руководитель Программы |
Администрация |
2,0 |
- |
2,0 |
- |
- |
- |
Всего: | 214,96 (приб.215,0) |
25,68 |
62,72 |
44,52 0 |
41,02 |
41,02 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 14 июня 2006 г. N 16-79Р "Об утверждении городской Программы энергосбережения (теплоснабжение) в городе Ачинске в период с 2006 по 2010 годы"
Текст Решения официально опубликован не был