Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости принятия программы
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее компетенцию. За последние годы это инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, "монетизация" льгот, совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к их персонифицированной выплате, передача государственных полномочий в области оказания государственной социальной помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Усиление адресности социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, является одной из стратегических целей социальной политики в ближайшей и среднесрочной перспективе органов государственной власти края. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не могут выйти из нее без посторонней помощи, и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств.
Действие данной программы распространяется на граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, стихийное бедствие, отсутствие определенного места жительства и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки.
В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей.
Граждане, имеющие место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особенно нуждаются в дополнительной социальной поддержке. В связи с отдаленностью населенных пунктов северных территорий края и связанной с этим высокой стоимостью проезда в адресной социальной помощи на оплату проезда по территории Российской Федерации нуждаются слабо защищенные категории граждан, в том числе реабилитированные лица.
Одной из проблем, обозначенных в крае в 2010 году, является состояние печного отопления и электропроводки в жилых помещениях граждан, у которых в силу определенных причин (возраст, ограниченные физические возможности, низкий уровень доходов, безработица и др.) отсутствует возможность самостоятельно произвести ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях, что приводит к возникновению пожаров, в которых гибнут люди, наносится значительный ущерб имуществу. Своевременное предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки позволит предупредить пожароопасные ситуации в жилых помещениях, гибель людей. Кроме того, последствиями пожаров является полная либо частичная потеря имущества, в том числе жилых помещений, как гражданами, у которых возник пожар вследствие неудовлетворительного состояния печного отопления и электропроводки, так и другими рядом проживающими гражданами. Предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки также позволит сократить объем средств, выделяемых на оказание единовременной адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с произошедшими пожарами.
Решение обозначенных проблем вызывает необходимость разработки и реализации краевой целевой программы "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации" на 2008-2010 годы.
В результате реализации с 2000 по 2006 годы краевых целевых программ "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации" адресную помощь получили 220 тысяч человек. Закон края от 20 ноября 2006 года N 20-5328 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации" на 2007 год" по итогам за 6 месяцев реализован на 50 процентов. За счет субвенций местным бюджетам оказана единовременная адресная материальная помощь 5463 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 12688,0 тыс. рублей. Агентством социальной защиты населения администрации Красноярского края оказана единовременная адресная материальная помощь 272 гражданам на сумму 996,0 тыс. рублей. Удельный вес граждан, получивших адресную материальную помощь, от общей численности нуждающегося населения составил в 2004 году 1 процент, в 2005 году - 1,4 процента, в 2006 году - 2,0 процента, в 2007 году приближается к 1,5 процента. Несмотря на реализацию Закона края от 20 ноября 2006 года N 20-5328 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации" на 2007 год", проблема социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, в крае сохраняется и нуждается в дальнейшем ее решении, для чего в соответствии с Распоряжением Совета администрации края от 11 октября 2007 года N 1147-р разработана краевая целевая программа "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации" на 2008-2010 годы".
Действие данной программы обусловлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который определяет понятие "трудная жизненная ситуация", регламентирует основания и порядок предоставления материальной помощи, Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который предусматривает разработку и реализацию региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Расходные обязательства Красноярского края предусмотрены пунктом 2 статьи 4 Закона края от 10 декабря 2004 года N 12-2705 "О социальном обслуживании населения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.