Приказ Минтранса РФ от 22 мая 2003 г. N 137
"Об утверждении Типовой инструкции по охране труда для бортовых проводников"
См. Справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст.2314) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Типовую инструкцию по охране труда для бортовых проводников.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.В. Нерадько.
Министр |
С.Франк |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2003 г.
Регистрационный N 4850
Типовая инструкция
по охране труда для бортовых проводников
(утв. приказом Минтранса РФ от 22 мая 2003 г. N 137)
I. Общие требования безопасности
1. Настоящая Типовая инструкция содержит основные требования по охране труда для бортовых проводников (далее - бортпроводников) и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.
На основе Типовой инструкции в соответствии с установленным порядком авиационные предприятия и эксплуатанты разрабатывают инструкции по охране труда с учетом местных условий.
2. К работе бортпроводниками допускаются лица, прошедшие специальное обучение, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
3. Бортпроводники независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). В случае нарушения требований инструкции, при перерывах в летной работе более чем на 30 календарных дней бортпроводники должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой). Лица, не прошедшие инструктаж или показавшие неудовлетворительные знания по охране труда, к работе не допускаются.
4. Во время работы на бортпроводников могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);
вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;
выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);
предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);
нахождение вблизи от неогражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов;
перепад давления (при наборе высоты и снижении);
недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания);
острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок;
повышенный уровень шума и вибрации;
повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона;
пожар или взрыв на борту воздушного судна;
психоэмоциональные перегрузки.
5. Для контроля состояния здоровья бортпроводники проходят медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ВЛЭК ГА) в установленном порядке.
6. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха бортпроводник сообщает командиру воздушного судна о своем состоянии и обращается за медицинской помощью.
7. Бортпроводники обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
8. Бортпроводники должны уметь оказать первую помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.
9. Бортпроводники должны соблюдать установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения в резерве и т.д.
10. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов бортпроводники должны соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.).
II. Требования безопасности перед полетом
11. Бортпроводники перед полетом проходят медицинский осмотр.
12. Перемещение бортпроводников по территории аэродрома допускается, как правило, только автотранспортом. В исключительных случаях при перемещении по территории аэродрома пешком необходимо использовать сигнальный жилет (со светоотражающими элементами) и соблюдать следующие требования:
ходить только по специально предназначенным маршрутам;
контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток;
помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;
соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецтранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.
Опасно находиться на расстоянии:
менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя;
менее 10 м перед воздухозаборником двигателя;
менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций;
менее 50 м от вертолета с работающими двигателями.
13. В процессе предполетной подготовки бортпроводникам необходимо:
соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п., находящиеся возле воздушного судна;
быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Запрещается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна;
проверить исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем;
осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания;
убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок;
проверить надежность крепления электрокипятильников.
14. Бортпроводникам запрещается пользоваться рабочими стремянками и лестницами, применяемыми при техническом обслуживании воздушных судов, и подниматься в кузов грузовых автомашин, на платформы электрокаров и подъемных механизмов.
15. Перед началом посадки и высадки пассажиров бортпроводнику следует визуально убедиться в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней.
Установленные ограничительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего воздушное судно, ремень снимать и сразу же вновь устанавливать.
В случае несогласованного отгона трапа бортпроводник предупреждает об этом членов экипажа и работников наземных служб, которым необходимо покинуть самолет.
Бортпроводник имеет право давать разрешение на отгон трапа только от задней двери воздушных судов, у которых установлено два трапа.
16. Бортпроводники не должны допускать размещения громоздкой и тяжелой ручной клади в пассажирских салонах и на верхних полках самолета.
17. Бортпроводникам не следует пользоваться люками, ведущими из пассажирского салона в грузовые помещения, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности полетов.
III. Требования безопасности во время полета
18. Во время разбега самолета и в течение 5 - 7 минут после взлета бортпроводникам следует находиться на служебных местах и быть пристегнутыми предусмотренными для этого привязными ремнями.
19. На протяжении всего полета бортпроводникам необходимо осуществлять контроль исправности сигнализации и световых табло в салонах самолета и правильности размещения ручной клади пассажиров, не допускать попытки открытия основных, запасных, служебных дверей и аварийных люков.
20. Бортпроводники должны не допускать захламленности своих рабочих мест.
21. Бортпроводники контролируют и требуют соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна и предупреждают их возможные действия по нарушению этих правил.
22. Пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минтранса РФ от 22 мая 2003 г. N 137 "Об утверждении Типовой инструкции по охране труда для бортовых проводников"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2003 г.
Регистрационный N 4850
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 12 июля 2003 г. N 139 (дополнительный выпуск), в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 10 ноября 2003 г. N 45
Приказом Минтранса России от 23 августа 2018 г. N 309 настоящий документ признан утратившим силу с 17 сентября 2018 г.