Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 августа 2012 г. N 414-П в настоящее Приложение внесены изменения
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 19 апреля 2011 г. N 204-П
(с изменениями от 27 августа 2012 г.)
Типовой макет
комплексной программы социально-экономического развития
муниципального образования
__________________________________________
(наименование муниципального района/городского округа)
на период до 2020 года
Главное назначение типового макета комплексной программы
социально-экономического развития муниципального образования
(далее - типовой макет) - обеспечение методологического единства
комплексных программ социально-экономического развития муниципальных
районов и городских округов (далее - программа) и согласование их с
документами государственного стратегического планирования
социально-экономического развития Красноярского края.
В состав программы входят:
концепция социально-экономического развития муниципального образования;
долгосрочный план социально-экономического развития муниципального
образования;
среднесрочный план социально-экономического развития муниципального
образования.
Краткие сведения о программе, включая ее основные параметры,
представляются в паспорте комплексной программы социально-экономического
развития муниципального образования Красноярского края по форме согласно
приложению N 1 к типовому макету.
I. Социально-экономическое положение муниципального образования
Характеристика социально-экономического положения муниципального
образования включает:
1. Общую информацию о муниципальном образовании:
год образования;
географическое положение, размер занимаемой территории, муниципальные
образования, с которыми граничит данное муниципальное образование,
расстояние до административного центра субъекта Федерации;
перечень входящих в состав муниципального района городских и сельских
поселений с указанием площади территории, расстояния до районного центра,
численности проживающего населения;
экономика муниципального образования: структура экономики, основные
отрасли, место муниципального образования в экономике края, экономические
связи с другими территориями;
главные транспортные магистрали;
природно-климатические условия;
разведанные запасы полезных ископаемых.
2. Анализ социально-экономического положения муниципального образования:
характеристика демографической ситуации (динамика численности населения,
демографические и миграционные процессы, возрастной состав населения,
проблемы);
характеристика рынка труда (баланс трудовых ресурсов, динамика уровня
безработицы, проблемы занятости);
характеристика основных отраслей экономики: основные предприятия отрасли;
численность занятых в отрасли и их доля в структуре занятости; объем
производства и доля отрасли в экономике муниципального образования,
основные виды продукции, для значимых отраслей - оценка вклада в краевое
производство; динамика развития отрасли за предшествующий 3-5-летний
период, сравнение со среднекраевыми темпами развития отрасли; местные
сырьевые ресурсы отрасли (используемые и перспективные); экономические
связи предприятий отрасли (по сырью, по производимой продукции); оценка
конкурентоспособности отрасли (конкурирующие территории; оценка
технологического уровня отрасли, сравнение с технологическим уровнем
конкурентов, конкурентные преимущества);
характеристика отраслей социальной сферы: количественная характеристика
сети учреждений, численность персонала; обеспеченность мощностями и
персоналом (в целом по муниципальному образованию и с выделением
специфики отдельных территорий), сравнение показателей обеспеченности с
нормативами, среднекраевыми показателями или показателями соседних
муниципальных образований; описание текущей ситуации в отрасли, динамика
основных показателей, характеризующих результаты деятельности отрасли для
населения, сравнение с динамикой краевых показателей; оценка уровня
развития сети и качества деятельности отрасли, (в целом по муниципальному
образованию и с выделением специфики отдельных территорий); проблемы
отрасли с точки зрения решения социальных задач и обеспечения качества
жизни населения;
характеристика инфраструктурных и обслуживающих отраслей
(жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, потребительский,
финансовый сектор): количественная характеристика, динамика основных
показателей, оценка уровня развития, проблемы;
бюджет муниципального образования.
3. Ресурсы социально-экономического развития:
наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского
хозяйства;
наличие природных ресурсов, которые могут представлять интерес для
промышленного освоения;
наличие недоиспользованных производственных мощностей и подготовленных
площадок, пригодных для промышленного развития;
наличие свободных трудовых ресурсов;
возможность кооперации с другими территориями.
На основе анализа социально-экономического положения и данных о ресурсах
социально-экономического развития делаются выводы о проблемах и тенденциях
развития муниципального образования, разрабатывается SWOT-анализ и
определяются конкурентные преимущества муниципального образования.
Результаты SWOT-анализа создают объективную основу для выработки концепции
социально-экономического развития муниципального образования, определения
миссии, системного построения целей и задач социально-экономического
развития муниципального образования.
II. Концепция социально-экономического развития
муниципального образования
2.1. Миссия и цели социально-экономического развития муниципального
образования
Миссия - это краткая формулировка уникальной роли муниципального
образования во внешней среде, ориентированная на перспективу и
опирающаяся на реальные предпосылки (текущее социально-экономическое
положение и ресурсы развития муниципального образования). В миссии
раскрываются смысл и предназначение существования территории. Миссия
должна определять картину желаемого будущего территории, которая
понимается, поддерживается и реализуется властью, бизнесом и всеми слоями
населения. Формулировка миссии должна быть изложена кратко: в виде одного
или нескольких предложений, или представлена в виде лозунга.
В соответствии с миссией формулируются цели социально-экономического
развития муниципального образования в долгосрочной перспективе (на период
до 2020 года включительно) и среднесрочной перспективе (на период до 2015
года включительно). Цели, как правило, связаны с решением проблем в
производственной сфере, социальной сфере, в развитии территориальной
инфраструктуры и системе управления территорией.
Формулируемые в разделе миссия и цели социально-экономического развития
муниципального образования должны ориентироваться на стратегические цели
развития края, ведомственные целевые программы, учитывать прогноз
социально-экономического развития края, планы развития соседних
территорий и хозяйствующих субъектов, действующих на территории
муниципального образования.
2.2. Территориальное развитие муниципального образования
В программах муниципальных районов рассматриваются перспективы развития
городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.
При необходимости поселения могут быть сгруппированы по принципу схожести
текущей ситуации и общих перспектив развития либо могут быть рассмотрены
индивидуально. Рекомендуется определить те поселения/группы поселений,
которые являются "точками роста" данного муниципального района.
Для поселения/группы поселений необходимо:
охарактеризовать существующую и перспективную хозяйственную специализацию;
определить приоритетные направления развития;
указать базовые инвестиционные проекты, которые предусматривается
реализовать на территории поселения/группы поселений.
III. Долгосрочный план социально-экономического развития
муниципального образования
3.1. Направления развития экономики и социальной сферы
В разделе приводятся направления развития видов
деятельности/отраслей/комплексов экономики и социальной сферы,
необходимые для достижения долгосрочных целей развития муниципального
образования.
По каждой из рассматриваемых видов деятельности/отраслей/комплексов:
приводится описание потенциальных перспектив развития с учетом имеющегося
потенциала территории и прогноза развития краевой экономики
(социальной сферы);
определяются направления развития вида деятельности/отрасли/комплекса;
указываются условия, необходимые для развития вида
деятельности/отрасли/комплекса, и необходимые меры поддержки со стороны
государства и органов местного самоуправления;
приводится прогноз развития вида деятельности/отрасли/комплекса с
указанием крупных проектов.
IV. Среднесрочный план социально-экономического развития
муниципального образования
4.1. Среднесрочные задачи и система среднесрочных программных
мероприятий
В разделе среднесрочные цели (до 2015 г.) конкретизируются в виде
задач - отдельных направлений достижения целей.
Также приводится система программных мероприятий, являющаяся совокупностью
институциональных и правовых преобразований, мероприятий и проектов в
социальной и экономической сфере, выполнение которых обеспечивает решение
среднесрочных задач, что позволит в дальнейшем осуществить реализацию
программы в целом. Система программных мероприятий разрабатывается на
среднесрочный период - до 2015 года (включительно).
В систему программных мероприятий рекомендуется включить мероприятия
ведомственных целевых программ органов исполнительной власти края,
направленные на развитие соответствующих видов
деятельности/отраслей/комплексов. Мероприятия ведомственных целевых
программ, направленные на обеспечение текущей деятельности соответствующих
видов деятельности/отраслей/комплексов в систему программных мероприятий
не включаются.
Все программные мероприятия рекомендуется сгруппировать в соответствии со
среднесрочными целями и задачами в разрезе видов
деятельности/отраслей/комплексов.
Каждое мероприятие характеризуется:
целью и задачей программы, на достижение (решение) которых оно направлено;
принадлежностью к определенному виду деятельности/отрасли/ комплексу;
конкретным планом действий (содержанием мероприятия);
сроками выполнения;
органом, ответственным за выполнение;
объемом и источниками финансирования;
показателями бюджетной и социальной эффективности;
результатами реализации.
Перечень программных мероприятий (с информацией о содержании мероприятия,
сроках реализации, результатах реализации с указанием органа,
ответственного за выполнение мероприятия) приводится в приложении N 2 к
типовому макету.
Показатели эффективности программных мероприятий приводятся в
приложении N 3 к типовому макету.
Объемы и источники финансирования (с разбивкой по годам реализации)
приводятся в приложении N 4 к типовому макету.
К включенным в программу инвестиционным проектам рекомендуется приводить
аннотацию инвестиционного проекта по каждому из них согласно
приложению N 5 к типовому макету - в случае инвестиционных проектов, по
которым определен инвестор, и приложению N 6 к типовому макету - в случае
инвестиционных проектов, предлагаемых администрацией муниципального
образования для реализации, инвестор по которым еще не определен.
Перечень объектов капитального строительства (в ценах соответствующих лет)
приводится в приложении N 7 к типовому макету.
Под формулировкой "местный бюджет" в приложениях N 3, 4, 7 понимается
бюджет городского округа или консолидированный бюджет муниципального
района или бюджет поселения.
Необходимо указать целевые ориентиры программы социально-экономического
развития муниципального образования на среднесрочную перспективу,
достижение которых планируется обеспечить за счет реализации системы
среднесрочных программных мероприятий по форме согласно приложению N 8 к
типовому макету. В качестве целевых ориентиров на среднесрочную
перспективу рекомендуется использовать показатели ведомственных целевых
программ края, приведенные в приложении N 9 к типовому макету.
Целесообразно указать нормативные правовые акты, принятие которых
необходимо для достижения среднесрочных программных целей и решения
поставленных задач. Перечень нормативных правовых актов (с указанием цели
и сроков принятия) приводится в приложении N 10 к типовому макету.
Показатели программы приводятся в ценах соответствующих лет на основе
прогноза индексов инфляции и дефляторов по видам экономической
деятельности.
4.2. Ресурсное обеспечение системы
среднесрочных программных мероприятий
В данном разделе определяется общий объем финансирования системы
среднесрочных программных мероприятий с указанием возможных источников
финансирования и сроков их выделения.
В качестве финансовых источников могут быть:
средства федерального бюджета;
средства краевого бюджета;
средства бюджета муниципального образования;
внебюджетные источники (собственные средства предприятий, заемные
средства, средства кредитных учреждений, другие источники финансирования).
Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают
средства бюджета муниципального образования, а также внебюджетные
источники.
V. Результаты реализации программы
Данный раздел содержит описание ожидаемых результатов реализации программы
в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Необходимо описать ожидаемые результаты реализации программы с точки
зрения выполнения миссии муниципального образования и достижения
программных целей; определить место муниципального образования в экономике
края и системе межрегиональных связей в результате реализации программы,
описать ожидаемые ключевые изменения социально-экономического положения
муниципального образования.
Ключевые изменения социально-экономического положения муниципального
образования в результате реализации программы могут быть описаны с помощью
показателей, характеризующих:
структурные изменения экономики муниципального образования;
объем отгруженной продукции организаций муниципального образования по
видам деятельности;
инвестиционную деятельность (объем инвестиций; наиболее крупные
инвестиционные проекты);
уровень развития малого бизнеса (количество субъектов малого
предпринимательства; объемы производства ими товаров (работ, услуг);
численность занятых в малом бизнесе и их доля в общей численности занятых
в экономике муниципального образования; удельный вес налоговых платежей
субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях бюджета
муниципального образования);
занятость населения (уровень безработицы, количество созданных и
сохраненных рабочих мест);
качество жизни населения муниципального образования (уровень доходов
населения; результаты деятельности отраслей социальной сферы);
доля собственных доходов муниципального образования в общих доходах
бюджета муниципального образования.
Рекомендуется привести основные показатели социально-экономического
развития муниципального образования (прогнозные оценки в средне- и
долгосрочной перспективе) согласно приложению N 11 к типовому макету.
Показатели программы приводятся в ценах соответствующих лет на основе
прогноза индексов инфляции и дефляторов по видам экономической
деятельности.
VI. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации
Организацию управления программой и контроль за ходом ее реализации
осуществляют органы местного самоуправления.
В разделе должны быть определены формы и методы управления
программой, контроля за ходом ее реализации, условия корректировки
программы.
С целью мониторинга и контроля за ходом реализации программы
рекомендуется предусмотреть процедуру подготовки ежегодных отчетов о
реализации программы, содержащих сведения о реализации основных
мероприятий программы с оценкой их эффективности, сведения о достижении
целевых ориентиров и основных показателей социально-экономического
развития муниципального образования с оценкой эффективности программы в
целом.
В вопросах управления программой и контроля за ходом ее реализации
целесообразно также предусмотреть механизм взаимодействия с органами
государственной власти края и соответствующими ассоциациями
муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.