Решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 марта 2010 г. N А33-658/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2010 г. N А33-658/2010 настоящее Решение оставлено без изменений
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н."
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю
о признании незаконными действий налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации, содержащейся в протоколах обследования помещений ООО "Т." от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, протоколе осмотра помещений ООО "С." от 05.03.2009 N 24 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Ю. по доверенности от 30.12.2009,
представителя ответчика: Д. по доверенности от 15.02.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Куликовской Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Н." (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган, ответчик) о признании незаконными действий налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации, содержащейся в протоколах обследования помещений ООО "Т." от 12.05.2009, от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, протоколе осмотра помещений ООО "С." от 05.03.2009 N 24 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.01.2010 возбуждено производство по делу.
Общество в ходе судебного слушания обратилась к суду с заявлением в порядке статьи 49 АПК РФ об уточнении предмета заявленных требований и просило суд признать незаконными действия налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации, содержащейся в протоколах обследования помещений ООО "Т." от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, протоколе осмотра помещений ООО "С." от 05.03.2009 N 24 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ответчиком возражений относительно уточнения предмета заявленных требований не высказала.
Уточнение предмета заявленных требований принято судом, о чем вынесено протокольное определение от 19.03.2010 года.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении дополнениях к нему.
Представитель ответчика требования не признал, по основаниям изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Н." зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г.Красноярска Красноярского края 07.12.2004 года (свидетельство о государственной регистрации серии 24 N 002674018).
03.08.2009 налоговым органом принято решение N 11-20/45 о проведении выездной налоговой проверки деятельности заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 года по 31.12.2008 года.
Проверка завершена 30.09.2009 и по ее результатам составлен акт от 30.11.2009 N 11-18/73.
В ходе проведения выездной налоговой проверки, налоговым органом, в том числе, установлено, что заявителем предъявлено к вычету 577 614,41 рублей налога на добавленную стоимость за 2008 год и заявлены расходы в сумме 12 386 665,46 рублей за 2008 год по счетам-фактурам, выставленным заявителю поставщиком ООО "Т." и предъявлено к вычету 237 208,88 рублей налога на добавленную стоимость за 2008 год и заявлены расходы в сумме 953 759,32 рублей за 2008 год по счетам-фактурам, выставленным заявителю поставщиком ООО "С.".
В ходе проверки ответчиком обоснованности заявления налогоплательщиком указанных налоговых вычетов и расходов налоговым органом было установлено:
1) в отношении ООО "Т.": наличие неполных и недостоверных сведений в первичных документах ООО "Т." (счетах-фактурах, товарных накладных, приходно-кассовых ордерах), непредставление доказательств доставки товаров от ООО "Т." налогоплательщику, представление нулевой отчетности либо отчетности с небольшими показателями к уплате, отсутствие сведений о ККТ, имуществе, транспортных средствах, с 05.06.2008 года в связи со сменой местонахождения и руководителя состоит на учете в МИФНС N 8 по Саратовской области и с момента постановки на учет по новому месту учета отчетность не представляет, по юридическому адресу не находится, движение денежных средств по расчетному счету поставщика носит транзитных характер, по ранее зарегистрированному адресу (г.Красноярск, ул. Т., 35) не находится, площади не снимает и никогда не снимало, деятельность не осуществляло (протоколы обследования от 12.08.2008 года N 699, от 19.05.2009 года N 180), руководитель при заключении договоров со спорным контрагентом должную осмотрительность не проявил. В связи с названными обстоятельствами налоговый орган пришел к выводу, что данные обстоятельства в совокупности свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, в связи чем налогоплательщику отказано в принятии: 577 614,41 рублей налога на добавленную стоимость за 2008 год к вычету и 12 386 665,46 рублей затрат за 2008 год по счетам-фактурам, выставленным заявителю поставщиком ООО "Т.";
2) в отношении ООО "С.": наличие неполных и недостоверных сведений в первичных документах ООО "С." (счетах-фактурах, товарных накладных), непредставление доказательств доставки товаров от ООО "С." налогоплательщику, с 20.03.2008 года изменен состав учредителей и руководителя поставщика с единственного учредителя Ч. на Г., по юридическому адресу не находится (протокол осмотра помещений от 05.03.2009 года N 24), движение денежных средств по расчетному счету поставщика носит транзитных характер, руководитель при заключении договоров со спорным контрагентом должную осмотрительность не проявил. В связи с названными обстоятельствами налоговый орган пришел к выводу, что данные обстоятельства в совокупности свидетельствует о направленности налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, в связи чем налогоплательщику отказано в принятии: 237 208,88 рублей налога на добавленную стоимость за 2008 год к вычету и 953 759,32 рублей затрат за 2008 год по счетам-фактурам, выставленным заявителю поставщиком ООО "С.".
По результатам проведения выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика налоговым органом вынесено решение от 17.02.2010 года N 11-18/73 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", в рамках которого обществу: предложено уплатить: недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 164 698,86 рублей, 72 150,86 рублей пени по указанному налогу, 347 872,40 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за занижение налога на добавленную стоимость; недоимку по налогу на прибыль организаций за 2006-2008 годы в сумме 1 453 578 рубля, 32 939,76 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за занижение налога на прибыль организаций; 1 558,38 рублей пени по налогу на доходы физических лиц.
Не согласившись с действиями налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации, содержащейся в протоколах обследования помещений ООО "Т." от 12.05.2009, от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, протоколе осмотра помещений ООО "С." от 05.03.2009 N 24, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 20.01.2010 года.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
По правилам частей 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 указанной статьи при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статья 137 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает право каждого налогоплательщика или налогового агента обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении заявителя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за 2008 год, налога на прибыль организаций за 2008 год, по результатам проведения которой признано необоснованным: предъявление к вычету 814 823,29 рублей (577 614,41 рублей + 237 208,88 рублей) налога на добавленную стоимость, отнесение в состав расходов 13 340 424,78 рублей (12 386 665,46 рублей + 953 759,32 рублей) затрат по счетам фактурам, выставленным ООО "Т.", ООО "С.", со ссылкой на установление обстоятельств в совокупности свидетельствующих о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды. При установлении указанных обстоятельств налоговым органом были использованы, в том числе следующие документы: протоколы обследования от 12.08.2008 года N 699, от 19.05.2009 года N 180, протокол осмотра помещений от 05.03.2009 года N 24, составленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 31, статьи 92 НК РФ.
Заявитель просит признать незаконными действия налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации, содержащейся в протоколах обследования помещений ООО "Т." от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, протоколе осмотра помещений ООО "С." от 05.03.2009 N 24.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в обоснование заявленных требований и возражений, суд считает заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок (в том числе и камеральных), получения объяснения налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сбора), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обязанности налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах корреспондируют соответствующие права.
Так, подпунктам 2, 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы праве: проводить проверки в порядке, установленном Кодексом; в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
Статьей 92 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (пункт 2 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации).
Полномочия по обследованию деятельности налогоплательщиков предоставлены также налоговым органам пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", в силу которого налоговым органам предоставляется право обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.
Из анализа указанных положений следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля. Кроме того, статья 92 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещает осмотр помещений и территорий иных налогоплательщиков (не тех, в отношении которых проводится настоящая выездная налоговая проверка).
Следовательно, составление протоколов осмотра вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе иных форм контроля с целью подтверждения правильности информации, отраженной в первичных документах, представленных налогоплательщиком в подтверждение заявленных вычетов и расходов, не противоречит положениям статьи 89 и статье 92 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное положение противоречило бы осуществлению налоговыми органами действенного и своевременного контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исполнения обязанности по уплате налогов и сборов недобросовестными налогоплательщиками, сообщающими при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица, заявления о внесении изменений в учредительных документы юридического лица, недостоверные сведения об юридическом адресе налогоплательщика и другой информации.
Судом установлено, что обследования помещений ООО "Т.", ООО "С." 12.08.2008, 19.05.2009, 05.03.2009, в ходе которых составлены протоколы от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, от 05.03.2009 N 24, произведены ответчиком в пределах компетенции налоговых органов как самостоятельные мероприятия налогового контроля. При производстве осмотра спорных помещений налоговым органом соблюдены нормы налогового законодательства. Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что действия налогового органа по проведению осмотра (обследования) спорных помещений не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судом не установлено, что действия налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации, содержащейся в протоколах обследования помещений ООО "Т." от 12.08.2008 N 699, от 19.05.2009 N 180, протоколе осмотра помещений ООО "С." от 05.03.2009 N 24, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, то требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Помимо изложенного, суд считает необходимым отметить, что заявитель не лишен права на обжалование результатов выездной налоговой проверки, по итогам которой обществу, в том числе, отказано в предъявлении к вычету налога на добавленную стоимость и в принятии расходов по счетам-фактурам, выставленным ООО "Т.", ООО "С.".
Государственная пошлина.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявителем за рассмотрение настоящего заявления уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей (чек-ордер от 81.01.2010 года).
С учетом отказа удовлетворения требований заявителя государственная пошлина в размере 2 000 рублей не подлежит взысканию с ответчика в пользу общества.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Н." отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья |
Куликовская Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 марта 2010 г. N А33-658/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2010 г. N А33-658/2010 настоящее Решение оставлено без изменений