Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 11 марта 2002 г. N АШ-630/05
"О порядке размещения бюджетными учреждениями заказов на поставки продукции для государственных нужд"
Минэкономразвития России рассмотрело письмо Минфина России с просьбой разъяснить порядок размещения бюджетными учреждениями Минкультуры России заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств федерального# и сообщает.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 70) в составе расходов бюджетных учреждений предусмотрены:
оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным контрактам;
оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных контрактов (на основании договора, счета-фактуры и других установленных документов).
Статьей 71 определено, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных контрактов, а в соответствии со статьей 72 указанные контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами.
В мае 1999 г. был принят Федеральный закон N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Этим Федеральным законом установлены правила и процедуры проведения конкурсов государственными заказчиками получателями средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации поручением от 14 июня 1999 г. N ХВ-П5-18792 (пункт 1) обязало государственных заказчиков - получателей средств федерального бюджета при необходимости внеконкурсного размещения заказов на поставки продукции для государственных нужд руководствоваться "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 (при размещении заказов способом запроса котировок - пункты 29, 57 и 16 Положения, а также способом закупки у единственного источника - пункт 30 Положения).
Способ запроса котировок применяется при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что стоимость одной закупки не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда (в настоящее время этот размер применительно к государственным закупкам равен 100 рублям).
Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. В случае, когда после соответствующего запроса установлено, что только два поставщика будут рассматриваться в качестве кандидатов на поставку требуемой продукции, запрос направляется этим поставщикам. В случае, когда продукция может быть закуплена только у одного поставщика, применяется способ закупки у единственного источника. Выигравшим признается поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребностям заказчика.
При осуществлении процедуры закупки способом запроса котировок заказчик должен вести краткие записи с указанием основных действий, которые предпринимались при проведении указанной процедуры, и их обоснованием.
Закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного источника (поставщика) осуществляется по согласованию с Минэкономразвития России в следующих случаях:
при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение конкурса нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем проведение конкурса невозможно или нецелесообразно с учетом затрат времени;
если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;
при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированный закрытый конкурс (применяется при приобретении продукции для нужд обороны и безопасности в части, составляющей государственную тайну), в случае если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.
Изложенные положения свидетельствуют о том, что Бюджетным кодексом Российской Федерации устанавливаются формы документов, которыми должны оформляться заказы на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд в зависимости от стоимости закупки (государственный контракт, договор, счет-фактура и др.), а Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ и "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд" - способы размещения заказов на поставки продукции для государственных нужд (конкурсы, закупки способами запроса котировок и у единственного источника). При этом в каждом конкретном случае государственный заказчик - получатель бюджетных средств самостоятельно решает вопрос о том, какой из установленных способов следует применить, исходя из специфики и стоимости закупаемой продукции.
Минэкономразвития России считает, что указанные требования позволяют подведомственным Минкультуры России бюджетным учреждениям размещать заказы на закупку всех видов товаров, работ и услуг за счет выделяемых им средств федерального бюджета (в том числе упомянутых в письме Минфина России создание музыки к спектаклю, приобретение произведений искусства для музеев, проведение уникальных реставрационных работ и т.п.). Выполнение этих положений обеспечит нормальное взаимодействие бюджетных учреждений с органами федерального казначейства в части оплаты поставленной продукции, которые требуют от государственных заказчиков протокола проведенного конкурса или документа Минэкономразвития России о согласовании закупки у единственного источника.
|
А.В.Шаронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 11 марта 2002 г. N АШ-630/05 "О порядке размещения бюджетными учреждениями заказов на поставки продукции для государственных нужд"
Текст письма официально опубликован не был