Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Губернатора Красноярского края
от 24 ноября 2011 г. N 218-УГ
Стратегия
инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года
"Инновационный край-2020"
Настоящая Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край-2020" (далее - Стратегия) разработана с учетом положений Федерального закона от 12.07.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-2000 "О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края".
Стратегия определяет цели, задачи и направления развития инновационной деятельности в Красноярском крае и отражает основные положения проекта "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года".
1. Состояние инновационной сферы и причины низкой инновационной активности в Красноярском крае
Экспортно-сырьевая ориентация экономики Красноярского края, преобладание устаревших технологических укладов с высокой степенью физического и морального износа производственных мощностей, низкая доля высокотехнологичной продукции в общем объеме реализации продуктов и услуг, высокая доля импорта оборудования для базовых отраслей специализации, низкий уровень инновационности потребительского сектора экономики требуют немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности в Красноярском крае, в малом и среднем бизнесе.
1.1. Текущее состояние инновационной сферы
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определена фундаментальная задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Развитие инновационной деятельности, модернизация экономики на основе знаний - приоритетные направления развития Российской Федерации. Красноярский край является одним из немногих регионов Российской Федерации, в которых имеются все условия для активизации инновационной сферы.
Задержка в становлении инновационной деятельности может привести Красноярский край к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградацией Красноярского края в целом.
Всего в секторе исследований и разработок в 2010 г. работало 6475 человек, объемы выполненных ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составили 14,8 млрд рублей. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, достигло в 2010 году 54 единицы.
В Красноярском крае сохранилась достаточно мощная научно-образовательная основа для развития научно-технической деятельности - это Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Специальное конструкторско-технологическое бюро "Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, отраслевые научно-исследовательские институты, 11 государственных и 2 негосударственных высших учебных заведения, а также сеть филиалов отраслевых научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Красноярский научный центр объединяет 7 научных учреждений и организаций Сибирского отделения Российской академии наук: Институт биофизики Сибирского отделения Российской академии наук, в котором работает 182 человека, Институт вычислительного моделирования Сибирского отделения Российской академии наук (112 человек), Институт леса им. В.Н.Сукачева Сибирского отделения Российской академии наук (252 человека), Институт физики им. Л.В.Киренского Сибирского отделения Российской академии наук (296 человек), Институт химии и химической технологии Сибирского отделения Российской академии наук (247 человек), Специальное конструкторско-технологическое бюро "Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук имеет хорошую исследовательскую базу и ведет работы по приоритетным направлениям российской науки.
По общему числу студентов вузов Красноярский край занимает 16-е место среди субъектов Российской Федерации (121,8 тыс. человек в 2010 г.). Число студентов на 10 тысяч населения составило в 2010 г. 431 человек.
Крупнейшими центрами образования и науки среди высших учебных заведений являются федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ) и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева" (далее - СибГАУ).
СФУ ведет подготовку кадров для базовых конкурентоспособных отраслей экономики Российской Федерации. На базе СФУ действуют 19 специализированных институтов, включая вновь созданный Институт нефти и газа. В СФУ созданы Центр коллективного пользования с уникальным оборудованием, Центр высокопроизводительных вычислений на базе суперкомпьютера, способный решать уникальные задачи межрегионального уровня, крупнейшая в Красноярском крае электронная библиотека, являющаяся центром сбора, хранения и предоставления информации.
Тесной интеграцией с ведущими организациями Красноярского края характеризуется СибГАУ, осуществляющий подготовку кадров для наукоемких производств и ведущий активную инновационную деятельность совместно с академическими институтами и организациями ракетно-космической отрасли, в том числе ОАО "ИСС" имени академика М.Ф.Решетнева.
На инфраструктурно обеспеченных промышленных организациях Красноярского края имеются свободные производственные площади, которые потенциально могут быть использованы для выпуска инновационной продукции.
В течение ряда лет в Красноярском крае реализуются проекты по развитию инновационной системы в рамках научных и образовательных организаций. Созданы краевое государственное автономное учреждение "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности", краевое государственное автономное учреждение "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор". Формируется открытое акционерное общество "Красноярский Технопарк". Законодательно закреплены и реализованы краевые финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, налажено взаимодействие с крупными общероссийскими финансовыми институтами поддержки инноваций.
С 2010 года в рамках городской целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске" на 2009-2011 гг., утвержденной постановлением Администрации г.Красноярска от 11.12.2008 г. N 53-а, осуществляются меры поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Кроме того, в Красноярском крае осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства.
В то же время сегодняшнее состояние инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным.
Смена технологических укладов, модернизация экономики Красноярского края невозможна без высококвалифицированных кадров, непосредственно создающих инновации. В Красноярском крае сохранена система подготовки квалифицированных рабочих кадров. На конец 2010 года в расчете на 10 000 человек занятого населения в Красноярском крае подготовлено 94 квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования. Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край по показателю подготовленных квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования находится только на 8-м месте. Более того, выпуск рабочих с каждым годом сокращается.
Крупные компании с государственным участием являются важнейшим структурным элементом российской экономики. Переход этих компаний к реализации активной инновационной политики позволит расширить спрос на инновации, сформировать значимые прогрессивные технологические изменения в российской экономике.
Среди 10 крупных компаний с государственным участием (более 5 тысяч работающих) только одна относится к высокотехнологичному сектору - открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева", все остальные представляют цветную металлургию, энергетику и нефтяную промышленность, то есть традиционные отрасли.
Существующая региональная инновационная система лишь ограниченно может удовлетворить потребности крупных компаний, которые в большей степени ориентированы на собственные исследования и разработки, а также на приобретение импортного оборудования.
По доле инновационно активных предприятий Красноярский край на 2010 год занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) и 23-е среди субъектов Российской Федерации.
Отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту сейчас не превышает 1 процента.
Затраты на технологические инновации организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляют 0,2% от объемов промышленного производства и превысили по итогам 2010 года 14,6 млрд рублей. Из них 50% - инновации в технологических процессах, 50% - продуктовые инновации, связанные с созданием и производством новых товаров.
В 2010 году по числу созданных передовых технологий (6 технологий) Красноярский край занял 25-е место среди российских регионов. Высшее место из регионов Сибирского федерального округа у Новосибирской области (23 технологии, 8-е место).
В 2010 году в Красноярском крае использовалось 1937 передовых производственных технологий, что составляет менее 1% от общероссийского объема.
Доля расходов организаций предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки составляет лишь 5,5 процента. Основной объем финансирования 86% осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом общероссийская тенденция, характерная и для Красноярского края, состоит в ежегодном увеличении бюджетного финансирования в данной сфере на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.
Инновационное развитие Красноярского края в целом находится на среднем для Российской Федерации уровне (за исключением большого отставания по числу студентов и объему инновационной продукции), который весьма низок по сравнению с уровнем развитых стран. Дополнительным проявлением накопившихся проблем служит неблагоприятная динамика основной части количественных показателей. Таким образом, ни величина достигнутых показателей, ни их динамика не соответствуют поставленным целям инновационного развития Красноярского края.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что сегодняшнее состояние инновационной сферы Красноярского края нельзя признать удовлетворительным и соответствующим стратегическим целям инновационного развития края.
1.2. Основные причины низкой инновационной активности в Красноярском крае
Основными причинами низкой инновационной активности и слаборазвитой инновационной сферы в Красноярском крае являются следующие.
1.2.1. Несформированность стабильного спроса на инновации и инновационную продукцию как в рамках государственного и муниципального заказа, так и в рамках реализации государственных программ, инвестиционных проектов.
1.2.2. Острый дефицит подготовленных предпринимателей - инновационных менеджеров, способных к успешной инновационной деятельности, отсутствие системы поиска, подготовки, поддержки и повышения качества образования данной ведущей группы инновационного предпринимательства.
1.2.3. Качество бизнес-среды, низкая инновационная активность крупного бизнеса, сохранение барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием.
1.2.4. Отсутствие достаточного уровня конкуренции, стимулирующей предприятия к развитию инновационной деятельности.
1.2.5. Существенная потеря рынков высоких переделов в пользу импорта, переориентация на сырьевые рынки, что привело к доминированию отсталых технологических укладов на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий и низкому уровню восприимчивости компаний к новым технологическим решениям.
1.2.6. Недостаточный уровень участия органов исполнительной власти края и организаций в реализации федеральных целевых программ и проектов, направленных на развитие инновационной деятельности.
1.2.7. Несбалансированность развития науки и образования при значительном росте вузовского и послевузовского образования, сокращение численности занятых в сфере исследований и разработок.
1.2.8. Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки инноваций, стимулирования (в том числе налогового), инновационной деятельности, поддержки интеллектуальной собственности, размещения государственного заказа на инновации.
1.2.9. Отсутствие моделей и инструментов, эффективно интегрирующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в экономическую деятельность предприятий, в региональные инвестиционные проекты и программы.
1.2.10. Практическое отсутствие отраслевой науки (научно-исследовательские подразделения крупных компаний вынесены за пределы Красноярского края). Следствием этого является острый дефицит частных инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, недостаточная вовлеченность в вопросы инновационного развития края как крупного, так и малого, и среднего бизнеса.
1.2.11. Несформированность эффективной системы управления инновационным развитием Красноярского края, ориентированной на долгосрочную перспективу, определяющей четкие направления и перспективы развития, включающей механизмы регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего "свертывания" таких инициатив.
1.2.12. Низкий уровень взаимодействия бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, особенно в слабоконцентрированных и новых формирующихся секторах экономики.
1.2.13. Отсутствие целенаправленной информационной политики, пропаганды инновационной экономики, нового технологического уклада в Красноярском крае.
1.2.14. Низкая эффективность инструментов государственной поддержки инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом.
1.2.15. Существующие организации, ориентированные на поддержку инновационной деятельности, функционируют автономно, фактически не взаимодействуют друг с другом и в целом являются малоэффективными.
1.2.16. Консерватизм бизнес-сообщества и тяга к получению быстрой прибыли.
2. Цель, задачи и принципы реализации Стратегии. Этапы реализации
2.1. Цель и задачи Стратегии, целевые индикаторы
Стратегическая цель - достижение долгосрочной конкурентоспособности Красноярского края в национальном и мировом масштабе на основе развития экономики знаний, через формирование необходимых условий для созданий инноваций и модернизации производства и обеспечение:
повышения качества жизни населения Красноярского края;
повышения инвестиционной привлекательности Красноярского края;
организации новых рабочих мест на инновационных производствах и в организациях, оказывающих услуги в инновационной сфере;
повышения уровня доходов;
роста бюджетных поступлений за счет увеличения добавленной стоимости продукции и услуг с внедрением результатов инновационной деятельности;
вывода на внешние рынки высокотехнологичных и экологичных инноваций.
Стратегия направлена на решение следующих задач:
наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
формирование спроса на инновации;
повышение технологической конкурентоспособности существующего бизнеса, кратного повышения инновационной активности и появление новых высокотехнологичных и инновационных компаний;
формирование благоприятного инновационного климата с целью коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;
формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, их конкурентоспособность на национальном и мировом рынках;
повышение открытости региональной инновационной системы и экономики, степени интеграции Красноярского края в национальные и мировые процессы создания и использования инноваций;
расширение двухстороннего и многостороннего межрегионального и международного сотрудничества;
развитие и повышение эффективности инновационной инфраструктуры на территории Красноярского края;
формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
Целевые индикаторы развития инновационной сферы в Красноярском крае к 2020 году приведены в приложении N 1 к Стратегии.
Принципы реализации Стратегии
При реализации Стратегии необходимо исходить из следующих основных принципов:
выявление проблем и поиск путей их решения с использованием полного набора инновационных инструментов;
системное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений инновационного развития, так и в процессе их реализации;
создание системы стимулов и условий для технологической модернизации экономики на основе повышения эффективности компаний с использованием всего комплекса мер тарифного, таможенного, налогового, антимонопольного регулирования;
обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
ориентация при оценке инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;
стимулирование конкуренции в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения;
координация региональной бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и социально-экономической политики как необходимого условия решения ключевых задач инновационного развития.
2.2. Сроки и этапы реализации Стратегии
Сроки реализации Стратегии - 2011-2020 годы.
Реализация Стратегии будет осуществлена в два этапа.
1-й этап (2011-2013 гг.) - этап становления инновационной экономики, развития существующих и формирования недостающих связей между существующими субъектами научно-технической и инновационной деятельности.
Мероприятия первого этапа должны быть направлены на создание в Красноярском крае привлекательных условий для инновационного бизнеса и услуг в сфере инноваций, налаживание взаимодействия с ведущими производителями высокотехнологичной продукции, формирование региональных технологических платформ по приоритетным направлениям развития края, формирование рынков инновационной продукции, развитие научного и кадрового потенциала, формирование "историй успеха".
2-й этап (2014-2020 гг.) - этап закрепления существующих связей и создания предпосылок для долгосрочного развития.
Основные мероприятия второго этапа будут ориентированы на завершение формирования региональной инновационной системы и интеграцию ее в инновационную систему СФО, а также на обеспечение стабильного капиталоемкого заказа на инновации, вывод региональной инновационной продукции и технологий (региональных брендов) на российские и внешние рынки.
При формировании мероприятий развития инновационной деятельности Красноярского края в целях реализации направлений настоящей Стратегии сроки реализации указываются с учетом этапности Стратегии.
3. Основные направления реализации Стратегии
3.1. Основные направления реализации Стратегии в области наращивания
человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций
Адаптация системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения;
подготовка учителей нового поколения, готовых к работе в новой российской школе, ориентированной на формирование инновационного сектора экономики;
выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в первую очередь по естественно-научным и техническим направлениям);
создание условий для развития научных школ при вузах;
развитие интеграции инженерного образования с длительной производственной практикой на ведущих промышленных предприятиях;
развитие целевой подготовки кадров для ведущих предприятий Красноярского края с созданием специальной стипендиальной программы поддержки студентов инженерной специальности;
поддержка высокого качества и усиление инженерного, управленческого и гуманитарного образования, непосредственно связанного с развитием инновационной системы Красноярского края, подготовка гармонично развитых, социально активных личностей;
формирование и развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения;
формирование системы стимулирования инновационной активности молодежи, в том числе посредством проведения конкурсов, форумов, слетов, олимпиад, а также очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых и дистанционных форм обучения;
ориентация программ повышения квалификации персонала на освоение гражданами инструментов инновационной деятельности, в том числе навыков коммерциализации научных разработок, ведение предпринимательской деятельности, пользование современными финансовыми инструментами;
формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности с учетом традиций отечественных и мировых научных школ;
создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи, научных кадров в инновационные секторы экономики.
3.2. Основные направления реализации Стратегии в области формирования спроса на инновации
Формирование спроса на инновации в составе корпоративных программ развития, в том числе инновационных предприятий Красноярского края, включая государственные компании, монопольные компании;
формирование спроса, в том числе перспективного, на заказные инновации;
формирование спроса на инновации в рамках крупных инвестиционных проектов, в том числе через развитие частно-государственного партнерства;
формирование спроса на инновации в рамках федеральных программ;
формирование спроса на инновации в рамках долгосрочных целевых и муниципальных программ;
формирование спроса на инновации в рамках размещения государственного заказа;
вывод региональной инновационной продукции на общероссийские и международные рынки;
формирование исчерпывающего информационного ресурса о научно-технической и инновационной продукции, производимой в Красноярском крае;
обеспечение федеральных и региональных технологических платформ производственными задачами и заказами.
3.3. Основные направления реализации Стратегии в области повышения
технологической конкурентоспособности существующего бизнеса,
кратного повышения инновационной активности и появления
новых высокотехнологичных и инновационных компаний
Привлечение на территорию края в качестве резидентов технопарков и промышленных парков национальных и международных компаний и транснациональных корпораций, способных ускорить технологическое перевооружение предприятий Красноярского края;
стимулирование технологической модернизации, инвестиционной и инновационной деятельности предприятий с использованием инвестиционных налоговых кредитов, гарантий Красноярского края, других налоговых и неналоговых механизмов, включая мотивации, способствующие созданию малого и среднего инновационного бизнеса;
формирование условий для привлечения предприятиями, реализующими программы технического перевооружения, долгосрочных заемных средств;
создание на территории Красноярского края не менее трех производств высокотехнологичной инновационной продукции для ведущих мировых производителей высокотехнологичной продукции;
привлечение для осуществления технико-внедренческой деятельности в рамках создаваемой инновационной инфраструктуры в Красноярском крае инновационных предприятий из других регионов СФО и Российской Федерации;
содействие предприятиям Красноярского края в организации производства и продвижения на внутренние и внешние рынки наукоемкой продукции с помощью региональных и межрегиональных программ;
упрощение доступа предприятий к объектам земельной и промышленной собственности, энергетической инфраструктуре и другим ресурсам, находящимся в введении муниципалитетов;
сертификация инновационной продукции, производимой на территории Красноярского края, с целью включения ее в технологические регламенты ряда отраслей, например, в строительство;
формирование высокотехнологичных кластеров организаций, а также сетевых и кластерных образований в традиционных производственных отраслях и сфере услуг;
создание в Красноярском крае условий для организации технологического аудита и международной сертификации качества на предприятиях;
страхование рисков внедрения инноваций в отдельных отраслях;
формирование реестра проблем хозяйствующих субъектов, требующих технологических решений.
3.4. Основные направления реализации Стратегии в области формирования
благоприятного инновационного климата с целью коммерциализации
научных и (или) научно-технических результатов
Формирование и развитие с использованием программного подхода инновационной экономической среды, призванной массово вовлечь в инновационную деятельность средний и малый бизнес, молодых ученых и специалистов;
регулярный мониторинг и устранение существующих административных, институциональных и нормативных барьеров для инновационной деятельности и распространения инновационных технологий;
формулирование четких критериев инновационности программ, проектов компаний, претендующих на государственную поддержку;
формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных инвестиций при создании высокотехнологичных компаний в Красноярском крае;
существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий и их подключения к производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых согласований;
стимулирование инноваций в социальной сфере, в государственном и муниципальном управлении;
повышение "инновационности" края путем максимально широкого внедрения в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий.
3.5. Основные направления реализации Стратегии в области формирования
сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований
и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний,
их конкурентоспособность на национальном и мировом рынках
Существенное увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышение активности участия научных и образовательных учреждений в федеральных программах, программах развития организаций и предприятий Красноярского края и др.;
развитие на территории Красноярского края институтов интеллектуальной собственности, развитие патентования;
развитие технологической базы научно-образовательных учреждений (лабораторное и экспериментальное оборудование, оснащение учебных аудиторий, научно-исследовательских, инновационных центров), создание центров коллективного пользования и центров компетенций в научно-технической сфере;
создание стимулов и условий для повышения качества научно-технического творчества научных сотрудников и качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентация исследований и разработок на проблемы инновационного развития Красноярского края через участие вузов в региональных технологических платформах, развитие малых инновационных предприятий;
проработка и реализация механизмов поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора;
концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития экономики Красноярского края.
3.6. Основные направления реализации Стратегии в повышении открытости
региональной инновационной системы и экономики, степени интеграции края
в национальные и мировые процессы создания и использования инноваций,
расширение двухстороннего и многостороннего межрегионального
и международного сотрудничества
Создание узнаваемого бренда Красноярского края и широкое представление его на международном уровне, в том числе по вопросам инновационного развития;
установление взаимодействия различных элементов инновационной инфраструктуры Российской Федерации и СФО через участие Красноярского края в работе межрегиональных и федеральных консультативно-совещательных органов по вопросам развития инновационной деятельности в Российской Федерации и СФО;
расширение поддержки стажировок красноярских исследователей за рубежом и зарубежных исследователей в Красноярском крае, проведение в Красноярском крае международных научных конференций;
реализация мероприятий по инновационному развитию на территории Красноярского края с учетом направлений инновационного развития других субъектов Российской Федерации и в едином контексте с ними;
создание в Красноярском крае исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций;
активизация международного научно-технического сотрудничества;
привлечение прямых иностранных инвесторов через проведение адресной работы с крупнейшими потенциальными инвесторами, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Красноярского края, институтов развития и объединений предпринимателей.
3.7. Основные направления реализации Стратегии в области развития
и повышения эффективности инновационной инфраструктуры на территории края
Выявление отсутствующих или слабых элементов региональной инновационной системы;
формирование общего перечня объектов региональной инновационной инфраструктуры, разработка регламентов взаимодействия ее элементов, четкое разделение сфер деятельности, формирование общего центра координации деятельности элементов региональной инновационной инфраструктуры;
содействие инновационным компаниям в привлечении финансовых ресурсов институтов развития РВК, РОСНАНО и др. Консалтинговая поддержка в подготовке конкурсной документации и сопровождении проектов.
3.7.1. Формирование физической региональной инновационной инфраструктуры
Развитие краевого государственного автономного учреждения "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор", создание в его структуре современного Центра прототипирования, оснащенного инновационными технологиями прототипирования (FabLab);
создание и развитие технопарков на территории Красноярского края, в том числе в г. Красноярске, г.Норильске;
создание и развитие на территории Красноярского края доступных для инноваторов промышленных зон и площадок, промышленных парков и др., в том числе с участием зарубежных компаний;
развитие региональных инновационных инжиниринговых центров;
создание особых экономических зон на территории Красноярского края;
создание и развитие Центра кластерного развития (ЦКР);
создание и развитие территориальных кластеров инновационного развития в г.Норильске, г.Железногорске, г.Дивногорске и в других муниципальных образованиях;
создание центров (офисов) трансфера технологий;
создание отраслевых институтов, в частности Института трансляционной медицины.
3.7.2. Формирование финансовой региональной инновационной инфраструктуры
Развитие имеющихся и создание новых механизмов деятельности существующих региональных финансовых институтов поддержки инновационной деятельности (фонд поддержки научной и научно-технической деятельности, агентство поддержки малого и среднего бизнеса, венчурный фонд, программа поддержки малого и среднего бизнеса и др.);
обеспечение доступа инновационных предприятий и организаций к источникам долгосрочного финансирования за счет развития сотрудничества с федеральными финансовыми институтами, расширение их деятельности на территории Красноярского края;
создание на территории Красноярского края венчурных и иных фондов поддержки инновационной деятельности;
развитие институтов финансирования инноваций в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов и программ (инструменты управления рисками - страхование венчурных инвестиций, гарантийный и залоговый фонды и т.п.);
развитие на территории Красноярского края сети бизнес-ангелов.
3.7.3. Участие в федеральных технологических платформах и создание региональных технологических платформ
Обеспечение активного участия промышленных и научно-образовательных организаций Красноярского края в работе федеральных технологических платформ;
создание и активная работа региональных технологических платформ в приоритетных секторах экономики (приоритетные направления для формирования региональных технологических платформ приведены в приложении N 2 к Стратегии);
обеспечение запуска работы региональных технологических платформ, включая разработку необходимой правовой базы и регламентов их деятельности, определение правового статуса региональных технологических платформ, порядка утверждения перечня региональных технологических платформ и др.
3.8. Основные направления реализации Стратегии в области формирования
системы информационного обеспечения инновационной деятельности
Создание информационного портала в области развития и поддержки инновационной деятельности на территории края, обеспечивающего публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
формирование баз данных технологических и организационных инноваций в соответствующих сферах, создание необходимых интернет-ресурсов для их публикации и обсуждения;
активная информационная поддержка развития инновационной деятельности на территории Красноярского края, направленная на повышение престижа и привлекательности инновационной деятельности в Красноярском крае;
формирование обновляемого информационного ресурса о научно-технической и инновационной продукции, производимой в Красноярском крае;
разработка системы индикаторов (показателей), характеризующих состояние инновационной сферы;
осуществление регулярного мониторинга показателей инновационного развития, результатов научно-технической и инновационной деятельности в организациях и отраслях;
активная пропаганда инновационного предпринимательства в средствах массовой информации, создание в обществе атмосферы "терпимости" к риску;
создание и распространение изданий и материалов научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи, школьных изданий;
развитие системы публикаций результатов исследований и разработок в ведущих цитируемых журналах, в том числе зарубежных;
создание в Красноярском крае современных музейно-выставочных комплексов (музеев науки и высоких технологий), посвященных научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества, в первую очередь детей и молодежи, к инновационной деятельности.
4. Механизмы реализации Стратегии
4.1. Организационно-управленческие механизмы
Общий контроль за реализацией Стратегии осуществляет Губернатор Красноярского края, а также Правительство Красноярского края.
Министерство инвестиций и инноваций Красноярского края обеспечивает и организует проведение регулярного мониторинга показателей инновационного развития.
Отраслевые органы исполнительной власти Красноярского края проводят мониторинг результатов научно-технической и инновационной деятельности в организациях и отраслях.
5. Финансовое обеспечение Стратегии
5.1. Источники финансирования Стратегии
Источниками финансирования настоящей Стратегии являются:
внебюджетные источники финансирования (инвестиционные проекты, корпоративные программы развития, государственно-частное партнерство, средства институциональных инвесторов, средства частных инвесторов);
средства краевого бюджета (краевые фонды, государственный заказ и другие источники, предусматривающие государственную поддержку инновационной деятельности);
средства федерального бюджета (федеральные программы, средства федерального бюджета, поступающие в порядке софинансирования, субсидий, мер государственной поддержки инновационной деятельности и пр.);
другие источники.
Системное планирование инновационной деятельности позволит радикально улучшить состояние финансовой инфраструктуры инновационной сферы, простимулирует развитие институтов и инструментов финансирования, мотивирует частных инвесторов, даст импульс развитию инновационной деятельности.
По оценкам в инновационную сферу Красноярского края в период с 2012 по 2020 годы будет направлено около 180 млрд рублей, в том числе:
крупные инвестиционные проекты - не менее 20 млрд рублей (объем средств может возрасти до 100 млрд рублей при запуске в Красноярском крае новых масштабных проектов);
программы развития организаций и корпоративные программы развития - не менее 70 млрд рублей;
федеральные программы - не менее 20 млрд рублей;
региональные и муниципальные программы, государственный и муниципальный заказ - не менее 20 млрд рублей;
средства институциональных инвесторов и частных инвесторов - не менее 50 млрд рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.