Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Разъяснения
порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 9 июля 2003 г. N17/120-4)
Настоящие Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва подготовлены на основе и в соответствии с федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также с общепризнанными нормами и принципами международного права в области организации и проведения выборов.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с пунктом 43 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иностранным (международным) наблюдателем является лицо, представляющее иностранную или международную организацию, наделенное правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации.
1.2. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании документов, представляемых Международным управлением Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1.3. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.
1.4. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
2. Порядок приглашения и аккредитации иностранных (международных) наблюдателей
2.1. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.
2.2. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может направить приглашения избирательным органам зарубежных стран, а также иностранным (международным) организациям, специализирующимся в вопросах избирательного законодательства и выборов.
2.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца в соответствии с представленными им заявлением, документом, удостоверяющим его личность, и приглашением любого из указанных выше органов или лиц. Такое удостоверение дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.
3. Полномочия и порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей
3.1. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", иными федеральными законами.
3.2. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать ему необходимое содействие.
3.3. Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
3.3.1. Встречаться с кандидатами и их доверенными лицами, уполномоченными представителями и доверенными лицами политических партий, избирательных блоков.
3.3.2. Присутствовать в избирательных комиссиях (территориальных, окружных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, а также в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.3.3. Присутствовать на избирательных участках, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.3.4. Ознакомиться со списком избирателей после его заверения подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии.
3.3.5. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
3.3.6. После окончания голосования присутствовать при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, оглашении числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных и погашенных открепительных удостоверений.
3.3.7. Визуально знакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.3.8. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней.
3.3.9. Присутствовать при оглашении суммарных данных по списку избирателей по федеральному и одномандатному избирательным округам, проводимом участковой избирательной комиссией перед непосредственным подсчетом голосов избирателей.
3.3.10. Присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, визуально ознакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, а также, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, с рассортированными избирательными бюллетенями.
3.3.11. Наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках.
3.3.12. Знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов иной избирательной комиссии, в которой он присутствует; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в избирательную комиссию либо составленных этой комиссией в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования.
3.3.13. Получать от участковой избирательной комиссии после подписания протоколов об итогах голосования заверенные копии этих протоколов или иметь возможность их изготовления и заверения.
3.3.14. Поставить свои подписи на опечатанных мешках или коробках, в которые упаковываются избирательные бюллетени, открепительные удостоверения после завершения подсчета.
3.3.15. После окончания времени голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве и о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.
4. Ответственность за нарушение законодательства о выборах и прав иностранных (международных) наблюдателей
4.1. В соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" иностранные (международные) наблюдатели не вправе осуществлять иные действия, кроме вышеперечисленных, а также использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.
4.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать на основании документов, представляемых Международным управлением Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов или общепризнанных принципов и норм международного права.
4.3. Лица, нарушающие права иностранных (международных) наблюдателей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.