Постановление Администрации г.Норильска Красноярского края
от 7 июня 2011 г. N 23
"Об утверждении Концепции развития межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск на 2011-2015 годы"
Постановлением Главы г.Норильска Красноярского края от 15 апреля 2014 г. N 23 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования усилий органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск и гражданского общества города Норильска в деле формирования и укрепления межнационального взаимопонимания, создания условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации представителей разных народов в муниципальном образовании город Норильск, учитывая рекомендации Консультативного совета по делам национальностей муниципального образования город Норильск, созданного постановлением Главы города Норильска от 08.02.2010 N 03/КСН, результаты публичного обсуждения проекта Концепции, постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск на 2011-2015 годы (Прилагается).
2. Поручить Администрации города Норильска (Ружникову А.Б.) в срок до 20.09.2011:
2.1. Разработать и представить в Городской Совет для обсуждения проект постановления Администрации города Норильска "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск" на 2011-2015 годы;
2.2. При очередном внесении изменений в решение Городского Совета от 14.12.2010 N 30-732 "О бюджете муниципального образования город Норильск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотреть финансирование мероприятий указанной программы.
3. Руководителю аппарата Норильского городского Совета депутатов Сотникову Р.Б. обеспечить опубликование настоящего Постановления в газете "Заполярная правда" и его размещение на официальном сайте муниципального образования город Норильск www.norilsk-city.ru.
4. Контроль исполнения настоящего Постановления оставляю за собой.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава города Норильска |
С.А.Шмаков |
Концепция
развития межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск на 2011-2015 годы
(утв. Постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края
от 7 июня 2011 г. N 23)
1. Введение
Данная Концепция представляет собой исходную базовую гипотезу о цели, принципах, содержании и особенностях развития и совершенствования системы обеспечения атмосферы межнационального мира и согласия в муниципальном образовании город Норильск (далее также - город Норильск, Норильск).
Концепция основывается на проблемно-ориентированном анализе образовательной деятельности и учитывает федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Концепция служит основой для разработки стратегии, программ и планов всемерного сохранения и развития всех представленных в городе Норильске культур и национальных традиций - интегральная часть усилий органов власти и гражданского общества по закреплению за городом Норильском роли города с благоприятной средой для жизни и деятельности всех его жителей независимо от национальности.
Концепция направлена на поддержание на территории города Норильска межнационального мира и согласия на основе соблюдения прав и свобод человека, обеспечение социальной интеграции и культурно-языковой адаптации представителей разных народов.
Концепция будет реализована совместными усилиями органов местного самоуправления города Норильска, общественных организаций, объединений и иных некоммерческих организаций.
2. Основания для разработки Концепции
Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909, Федеральным законом от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", а также в соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, и Декларацией о культуре мира, принятой ООН.
Основанием для разработки настоящей Концепции также явились:
- Конвенции ООН о правах ребенка и человека;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Устав муниципального образования город Норильск.
3. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - совершенствование усилий органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск и гражданского общества Норильска в деле формирования и укрепления городской среды межнационального взаимопонимания на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и норильского социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации представителей разных народов.
Задачи Концепции:
1. Обеспечение конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, утверждение ценностей гражданской солидарности.
2. Создание условий для развития межэтнического взаимопонимания, искоренения проявлений ксенофобии, мигрантофобии и расизма.
3. Выработка и реализация системного подхода к процессу языковой и социокультурной интеграции учащихся, для которых русский язык не является родным, в норильском сообществе.
4. Воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие исторически сформировавшегося в городе Норильске многообразия культур.
5. Создание благоприятной атмосферы межкультурного и межконфессионального взаимодействия в норильском сообществе, расширение форм этнокультурного сотрудничества.
Таким образом, Концепция связывает процессы межнационального взаимодействия, исключения проявлений ксенофобии, как процесса губительного для многонационального российского общества, адаптации выходцев из разных социокультурных сред и создания условий для этнокультурного взаимодействия в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленной цели.
4. Состояние проблемы
Анализ социокультурной и педагогической ситуации в обществе позволяет выявить ряд противоречий между:
- существующим многонациональным обществом России и проблемами, возникающими в нем под воздействием социальных, экономических, этнокультурных, миграционных и других факторов;
- требованием мирового сообщества к развитию толерантного образа жизни граждан независимо от их национальной принадлежности и реально низким уровнем национального самосознания части молодежи, обуславливающим возникновение межнациональных конфликтов в образовательной среде;
- социокультурным подъемом национальных культурных традиций, ценностей, утверждением национального сознания и фактическим отсутствием в поликультурном образовательном пространстве условий профилактики межнациональных конфликтов;
- активностью современной молодежи в национальном самоутверждении и недостаточным уровнем компетенции, коммуникаций, толерантного опыта в установлении межнациональных отношений как условий профилактики межнациональных конфликтов.
Сегодня гражданское общество находится в трудных условиях становления государственной образовательной политики в области толерантного воспитания. До сих пор не сформирован единый системный подход к данному вопросу. В таких условиях актуальной является разработка Концепции развития межнационального согласия на местном уровне.
Интересы личности, общества, государства требуют, чтобы сегодня в образовании приоритет отдавался воспитанию, в том числе толерантному, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включая знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Поэтому необходимо уделять больше внимания воспитательному потенциалу учебного процесса.
Особую актуальность проблема воспитания межнационального взаимодействия приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях.
Разноязычие коллективной среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым граждане зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношения детей.
Повысить эффективность межнационального согласия можно также, если воспитательную функцию будут нести все направления деятельности гражданского общества. Для этого должны быть созданы дополнительные схемы воспитательной деятельности. Прежде всего, это может быть связано с развитием дополнительного образования детей и организацией внеурочной деятельности. Дополнительное образование детей и молодежи расширяет воспитательные возможности образовательного учреждения и его культурное пространство, способствует самоопределению учащихся в личностной, социокультурной, профессиональной областях.
Другая возможность повышения эффективности межнационального взаимопонимания связана с освоением "воспитательного пространства" окружающего социума, с установлением партнерских связей с социальными институтами в окружающем сообществе - с семьями, учреждениями дополнительного образования и культуры, с организациями традиционных для России конфессий, с коммерческими и некоммерческими организациями.
5. Состояние проблемы в городе Норильске
Специфические проблемы развития воспитания в городе Норильске определяются рядом факторов.
Географические факторы:
Замкнутость и климатические особенности территории ограничивают проведение культурных и спортивных мероприятий на открытом воздухе только летним периодом, что не позволяет привлечь большое количество семей из числа представителей разных народностей. С другой стороны, именно в летние месяцы происходит массовый выезд населения, и, прежде всего, детей, на оздоровительный отдых в южные регионы России и края.
С учетом удаленности территории, тема межнациональных отношений "изучается" детьми и подростками по материалам, размещенным в сети Интернет, а также на центральных телеканалах. При этом, как правило, широко обсуждаются только те материалы, которые носят скандальный характер, что нередко приводит к искаженному восприятию реальной ситуации и формированию зачатков ксенофобии.
Указанные факторы подтверждают острую необходимость реализации ряда специальных мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к представителям разных национальностей.
Экономические факторы:
Вследствие кризиса, в условиях капитализации экономических структур, огромный ущерб был нанесен социальной инфраструктуре. Уменьшилась доступность кинотеатров, театра, спортивных сооружений, отсутствуют детские кафе и развлекательные центры.
Социальное расслоение, снижение жизненного уровня значительной части населения, невыполнение семьями своих воспитательных функций, негативное влияние средств массовой информации на сознание и поведение детей осложнили решение воспитательных задач. Особую тревогу вызывают такие явления, как физическое и психическое нездоровье учащихся, агрессивность в их поведении, случаи наркомании, токсикомании, алкоголизма, беспризорность детей.
Ограниченный рынок социальных услуг при отсутствии у многих образовательных учреждений опыта социального маркетинга и менеджмента становятся препятствием для развития воспитательной среды.
Социальные факторы:
В Норильске проживают представители 146 этносов. По данным на 1 января 2010 года, на территории города Норильска проживают 203 тыс. человек, в том числе: русские, татары, осетины, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва, чуваши, киргизы, армяне, грузины, азербайджанцы, молдаване, таджики, литовцы, латыши, эстонцы, китайцы, хорваты, сербы и представители других национальностей.
Подобная многонациональная структура сложилась исторически и во многом благодаря участию выходцев из союзных республик бывшего СССР в строительстве города и комбината.
В настоящее время в НПР функционирует 18 национально-культурных объединений (НКО) и Норильский отдел Единого Енисейского казачьего войска регионального отделения Всероссийской общественной организации "Союз казаков России", 6 из них имеют официальную регистрацию (Иудейская ортодоксальная религиозная организация "Еврейская община городов Большого Норильска"; Региональное общественное движение "Азербайджанская диаспора"; некоммерческая организация "Местная общественная организация Поддержки греческой культуры в городе Норильске Красноярского края"; местная общественная организация "Национальная культурная автономия татар"; Норильский филиал Красноярской региональной национально-культурной общественной организации "Страна Гор - Дагестан"; Таймырская национально-культурная автономия Российских немцев).
Большая часть НКО нацеливает свою деятельность на изучение родного языка, традиций и обрядов своего народа, на пропаганду ценностей своей культуры и сохранение самобытности. Создаются самодеятельные коллективы, проводятся национальные праздники. Но не подведена научно-методическая база под процессы развития субкультур народов, их взаимодействия и взаимообогащения.
В современных условиях назрела необходимость координации и систематизации деятельности НКО с целью сохранения традиций взаимоуважения и дружеского общения, отношений мира и согласия между народами. Основой, формирующей гражданина Российской Федерации, является наличие общего для всех народов понимания того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа "единства в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов независимо от их национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.
В городе Норильске успешно развивается ученическое соуправление, которое объединяет в своих рядах большое количество детей и подростков разных национальностей, ими накоплен интересный опыт по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания. В школах создаются разнообразные воспитательные системы, функционируют детские объединения "Спектр", "Ремикс".
Разработан долгосрочный воспитательный проект "Содружество", который учитывает особенности социокультурного пространства муниципального образования город Норильск, взаимодействие всех образовательных учреждений. Целью данного проекта является создание в системе взаимодействия субъектов воспитательной деятельности необходимых условий, способствующих полноценному социальному становлению личности несовершеннолетнего независимо от его социальной, национальной, религиозной принадлежности.
Основной проблемой в вопросе межнационального взаимопонимания подрастающего поколения остается разобщение и нескоординированность действий разных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи.
Действующие национальные объединения и организации различных этнокультурных групп удовлетворяют определенные воспитательные потребности общества. Потенциал этих организаций может быть шире использован для формирования установок толерантного сознания, межкультурной компетенции подрастающего поколения.
Норильск обладает развитой системой средств массовой информации. Все школы оснащены современной компьютерной техникой, имеют доступ в Интернет. Эти средства объективно способствуют социализации молодых людей. При этом у подрастающего поколения необходимо формировать не только телекоммуникационную грамотность, но и способность критически относиться к информации. Так как информационное пространство является воспитательным, необходимо шире использовать возможности СМИ в вопросе межнационального взаимопонимания подрастающей молодежи.
Серьезной проблемой в организации воспитательной работы по вопросам толерантности остается отсутствие федеральных критериев результативности и эффективности воспитательной работы, отсутствие информационно-методического обеспечения по содействию адаптации школьников в ситуации существования полиэтнического, поликонфессионального, поликультурного региона.
В этой связи необходимо межведомственное решение проблемы развития воспитания, направленное на формирование целостной муниципальной системы воспитания с учетом территориальных, социокультурных особенностей, воспитание межнационального взаимоуважения и взаимопонимания, ориентированных на разные возрастные группы детей и молодежи.
Для осуществления данной цели необходима реализация Концепции, включающей:
- организационно-правовые меры по развитию межнационального взаимопонимания, дополнительного образования детей и учащейся молодежи города Норильска;
- поддержку социальных инициатив и достижений юных норильчан;
- организацию инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
- развитие воспитательного потенциала семьи.
6. Обеспечение реализации Концепции
В ходе выполнения настоящей Концепции предстоит организовать мониторинговые исследования "воспитательного пространства" по данной тематике. На основании настоящей Концепции в дальнейшем необходимо разработать программы, проекты по отдельным направлениям работы.
Реализация Концепции будет осуществляться через систему конкретных мер нормативно - правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения. Должен быть предусмотрен также механизм управления реализацией Концепции, координация деятельности субъектов ее выполнения.
Программно-методическое и информационное обеспечение
Для повышения качества воспитательной деятельности в образовательных учреждениях необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы являются:
- разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной школе, детских общественных организациях, учреждениях дополнительного образования и других образовательных учреждениях;
- создание программно-методических продуктов;
- решение комплекса вопросов по подготовке разнообразных программ повышения квалификации и переподготовки руководителей и организаторов воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- расширение издательской деятельности, посвященной вопросам толерантного воспитания детей и молодежи;
- регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам толерантности детей и молодежи всех уровней системы образования, с участием разных социальных партнеров;
- формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы, конкретные примеры опыта реализации программ воспитания, воспитательных систем, форм и методов работы; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований;
- расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей, освещения лучшего опыта образовательных учреждений по организации воспитательной деятельности с детьми и молодежью.
Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями
Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам межнационального взаимопонимания детей и учащейся молодежи - одно из условий реализации Концепции, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.
Участие различных ведомств и общественных объединений является не только источником дополнительных ресурсов, но и инструментом повышения эффективности воспитательной деятельности и должно строиться на принципах партнерства и сотрудничества.
7. Предполагаемые результаты реализации Концепции
В соответствии с обозначенными задачами Концепции в случае ее реализации предполагается достижение следующих результатов:
- развитие межнационального согласия становится приоритетным направлением в системе образования и региональной политике;
- расширение числа субъектов, сети социальных партнеров образовательных учреждений всех типов и видов для решения задач воспитания;
- система развития межнационального согласия становится межведомственной, преемственной, прогнозируемой, целостной, учитывающей территориальные и социокультурные особенности;
- изучение, обобщение и внедрение в практику новейших достижений в области теории, современного опыта в области толерантного воспитания на федеральном и региональном уровнях;
- взаимодействие со средствами массовой информации и печати по вопросам толерантного воспитания детей и учащейся молодежи приобретает системный и регулярный характер.
8. План мероприятий по реализации Концепции
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
1. Воспитание межнационального взаимопонимания | ||
1.1. |
Организация изучения культурного наследия народов России, истории и культуры Таймыра в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся общеобразовательных учреждений муниципального образования город Норильск, в том числе, с привлечением родителей к образовательному процессу |
УОиДО |
1.2. |
Организация разработки цикла музейных образовательных программ "Мой многонациональный Норильск" для разных возрастных групп учащихся образовательных учреждений, направленных на повышение уровня знаний и представлений об истории и культуре Норильска (включая изучение топонимики города, его современной инфраструктуры) |
УДКиИ |
1.3. |
Проект "Библиотека национальных литератур" в одной из библиотек. Дни родного языка. |
УДКиИ НКО |
1.4. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие школьной культуры в условиях этнического многообразия. Создание и внедрение инновационной программы повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений муниципального образования город Норильск с миграционным компонентом |
УОиДО НКО |
1.5. |
Организация выпуска и распространения в образовательных учреждениях информационных материалов (стикеры, буклеты, листовки и плакаты), направленных на воспитание межнационального взаимопонимания и взаимоуважения, ориентированных на разные возрастные группы детей и молодежи |
УОиДО |
1.6. |
Организация проведения в общеобразовательных учреждениях в рамках научно-практической конференции, секция "Многонациональный Норильск". |
УОиДО |
1.7. |
Организация проведения в общеобразовательных учреждениях мероприятий, направленных на популяризацию идей взаимопонимания среди детей и подростков: - система мероприятий "Я познаю мир!" для воспитанников дошкольных учреждений (утренники, развлечения, досуги, сюжетно-ролевые игры, спортивные игры и соревнования, решение игровых проблемных ситуаций через воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от национального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам); - цикл конкурсно-игровых программ для учащихся 1-4 классов "Еду-еду я по свету"; - конкурс детского рисунка и плаката для учащихся 5-8 классов "Народы нашего города"; - конкурс компьютерных презентаций для учащихся 9-11 классов "Национальное сияние Норильска"; - фестиваль национальных культур "Единая семья" для учащихся 1-11 классов; - итоговый урок в рамках изучения курса "Основы религиозных культур и светской этики"; - организация и проведение отчетного концерта воспитанников Центра адаптации "Радуга". |
УОиДО |
1.8. |
Организация проведения городских мероприятий в рамках воспитательного проекта "Содружество": - торжественные мероприятия, посвященные Дню России; - культурно-досуговые программы "День дружбы и единения славян"; - "Шевченковские чтения"; - Рождественские вечера; - "Пушкинский день России"; - тематические праздники "Хоровод Дружбы"; - "День памяти и скорби", посвященный годовщине Великой Отечественной войны; - городская выставка рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья "Это мы можем" под девизом "Мир глазами детей"; - городской конкурс юных знатоков природы родного края "Таймыр - мой дом родной!"; - городской краеведческий брейн-ринг "Сокровища нации"; - интеллектуальная игра "Умники и умницы" - "Планета людей"; - городской конкурс исследовательских работ "Мое Красноярье"; - городской интерактивный фотоконкурс "Мое путешествие по многонациональному Норильску"; - городской конкурс чтецов и поэтов "В стране единой!"; - региональный фестиваль детского и юношеского творчества "Весенняя мозаика" (выделение номинаций "Народное творчество"; - городской конкурс школьников совместно с родителями "Стритрейсер" (изготовление и запуск движущихся моделей с использованием геральдических и символических знаков разных народов); - городской конкурс вокального творчества "Юное поколение" (исполнение песен из репертуара композиторов разных национальностей). |
УОиДО |
1.9. |
Формирование этнического взаимопонимания через осуществление опытно-экспериментальной деятельности: - ОЭП 2008-2012 гг. "Современная модель адаптации школьников в поликультурной среде" (МБОУ "СОШ N 17"); - ОЭП 2010-2014 гг. "Школа диалога культур как институт воспитания толерантности" (МБОУ "СОШ N 13") |
УОиДО ИПК |
1.10. |
Организация и проведение городских проектов - Фестиваль народного творчества "Лейся, песня!"; - Молодежный городской конкурс "Фотодом" (номинация "Многонациональный Норильск"). |
УДКиИ |
1.11. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального, а также дополнительного образования по вопросам формирования установок толерантного сознания и социокультурной адаптации выходцев из других народов. Подготовка и издание соответствующей учебно-методической литературы. |
УОиДО ИПК |
1.12. |
Постоянно действующий "Круглый стол" для руководителей и активистов НКО - помощь и содействие НКО по вопросам законности и правопорядка с участием представителей органов исполнительной власти, УВД, УФМС, органов местного самоуправления. |
Администрация города Норильска, УВД, УФМС, НКО |
1.13. |
"Уроки толерантности" |
УОиДО, УДКиИ |
1.14. |
Проект "Мы - вместе" (совместно с НКО, районными Администрациями и спортивными организациями Норильска): - ежегодный турнир по шахматам; - состязание по нардам; - волейбол; - турнир по борьбе; - футбольный турнир среди команд НКО; - состязания по национальным видам спорта; - финал - культурно-спортивный Фестиваль "Мы - вместе": гала-концерт творческих коллективов НКО |
УОиДО УДКиИ УСТиМП |
1.15. |
Проект "Женщина в современном многонациональном обществе": "круглые столы", семинары, тематические встречи (совместно с КГБУ СО "Центр семьи "Норильский", МНОО "Семья"). |
УОиДО, УДКиИ, КГБУ СО "Центр семьи "Норильский", МНОО "Семья" |
2. Межконфессиональное взаимодействие | ||
2.1. |
Оказание содействия религиозным сообществам муниципального образования город Норильск в реализации культурно-просветительских программ по изучению русского языка и российских культурных традиций. |
УОиДО |
2.2. |
Подготовка цикла выставок в школьных музеях (музейных комнатах, рекреациях и т.д.), посвященных роли и месту различных религий в культуре народов России. Организация знакомства учащихся общеобразовательных учреждений с указанными экспозициями. |
УОиДО |
3. Содействие межкультурному взаимодействию | ||
3.1. |
Подготовка и проведение ежегодного кинофорума для школьников с показом в кинотеатрах картин, пропагандирующих идеи толерантности и диалога культур, а также кинолент с антифашистским содержанием. Организация посещения кинофорума учащимися образовательных учреждений. |
УДКиИ УОиДО |
3.2. |
Организация разработки цикла образовательных программ "Познаем народы России и мира - познаем себя" для разных возрастных групп учащихся общеобразовательных учреждений, направленных на раскрытие многообразия национальных культур, раскрытие характера российской цивилизации, расширение представления о понятии "россиянин" и группе "россияне". Тематические экскурсии и выставки, практические занятия в мини-мастерских, мастер-классы, выступления музыкальных фольклорных коллективов, театрализованные представления. |
УДКиИ УОиДО |
3.3. |
Проект "Национальные праздники: прошлое, современность" (совместно с НКО Норильска): - Рождество - Масленица - Национальный праздник "Навруз" - День матери - Национальный праздник "Сабантуй" - Марийский национальный праздник "Семык" - Чувашский национальный праздник "Акатуй" - Национальный праздник "Ивана Купала" - Еврейский праздник "Рош-а-Шан" - Молдавский национальный праздник "Мэртишор". |
УДКиИ УОиДО УСТиМП НКО |
3.4. |
Фестиваль национальных культур "Край - наш общий дом". |
УДКиИ, УОиДО УСТиМП, НКО |
3.5. |
Выставки народных промыслов, прикладного искусства, работ художников и фотографов НКО. |
УДКиИ, УОиДО НКО |
3.6. |
Концерты национальной музыки |
НКО УДКиИ |
4. Укрепление ценностей межнационального взаимопонимания через взаимодействие с медиасообществом | ||
4.1. |
Организация информационного сопровождения мероприятий, проводимых в ОУ в рамках Концепции, в том числе подготовка и направление для размещения на Интернет-сайтах ОУ анонсов, пресс-релизов, пост-релизов о крупных событиях и проектах. |
УОиДО, УДКиИ, УСТиМП, СМИ |
5. Создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся, для которых русский язык не является родным, в норильское сообщество. Содействие адаптации выходцев из других народов в городе Норильске | ||
5.1. |
Организация сбора статистических данных о степени владения русским языком, выявление потребности в изучении русского языка у учащихся, для которых русский язык не является родным, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. |
УОиДО |
5.2. |
Создание нормативно-правовой базы и разработка методических рекомендаций по организации системы обучения учащихся, для которых русский язык не является родным, русскому языку как неродному на базе общеобразовательных учреждений |
УОиДО |
5.3. |
Организация системы обучения учащихся, для которых русский язык не является родным, русскому языку как неродному на базе общеобразовательных учреждений, в том числе: организация возможности обучения учащихся русскому языку как неродному в рамках системы дополнительного образования, на базе Центра адаптации "Радуга" |
УОиДО |
5.4. |
Обеспечение учебно-методической поддержки общеобразовательных учреждений в осуществлении государственной политики в области образования |
УОиДО |
5.5. |
Организация научно-методического сопровождения внедрения системы языковой и социокультурной адаптации учащихся, для которых русский язык не является родным |
УОиДО |
5.6. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации, семинаров для педагогов по вопросам межкультурной коммуникации, проблемам языковой и социокультурной интеграции учащихся образовательными средствами. Выработка подходов к формированию новой образовательной среды в школе и рекомендаций к практическому использованию учебно-методических комплексов (в том числе, использование информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе), содействие повышению уровня межкультурной компетенции учителей, навыков преподавания русского языка как неродного. Разработка, издание и распространение соответствующих методических рекомендаций |
УОиДО ИПК |
5.7. |
Развитие ресурсного Центра адаптации "Радуга" для детей, для которых русский язык является неродным и испытывающих затруднения в изучении русского языка |
УОиДО |
5.8. |
Организация и проведение мероприятий, способствующих овладению русским языком, для родителей, для которых русский язык не является родным |
УОиДО |
6. Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии | ||
6.1. |
Проведение семинаров и круглых столов с представителями национальных диаспор по вопросам формирования толерантности в молодежной среде. |
УОиДО, УДКиИ, УСТиМП |
6.2. |
Проведение игры "Что? Где? Когда?" на тему "Норильск многонациональный". |
УСТиМП УДКиИ |
6.3. |
Проведение городского молодежного форума "Россия сильна молодыми!". В качестве участников в выставочном блоке и проведении мастер-классов будут представлены диаспоры муниципального образования город Норильск и Ассоциация малочисленных коренных народов Севера. |
УСТиМП |
6.4. |
Проведение городского праздника "День молодежи". Со сцены будут звучать поздравления с праздником на разных языках, выставки-ярмарки народного творчества и т.д. |
УСТиМП |
6.5. |
Проведение Всероссийского проекта "Бери и действуй!", запуск тематических тренингов, где навыки толерантных взаимоотношений отрабатываются на практике |
УСТиМП |
6.6. |
Проведение курса комплексной поддержки личности. По данному курсу будут проведены семинары по формированию межнациональной терпимости в рамках курса по профилактике асоциальных явлений |
УСТиМП |
6.7. |
Проведение форума по толерантности "Мир единства молодежи" (МБУ "Молодежный центр", Молодежный парламент). |
УСТиМП |
6.8. |
Организация и проведение конкурса социальной рекламы "Мир единства молодежи" по заданной тематике (МБУ "Молодежный центр", Молодежный парламент). |
УСТиМП |
7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Концепции | ||
7.1. |
Введение в МБУ "Методический центр" дополнительной ставки методиста, организующего программно-методическое обеспечение воспитательной деятельности в системе общего образования, в том числе воспитания толерантности |
Управление труда и трудовых ресурсов Администрации города Норильска |
7.2. |
Введение в МУ "Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильск" 2-х дополнительных ставок специалистов, обеспечивающих взаимодействие с НКО Норильска, организацию и проведение мероприятий по воспитанию толерантности |
9. Ресурсное обеспечение мероприятий Концепции
Мероприятия Концепции реализуются за счет средств краевого, местного бюджетов и внебюджетных источников.
10. Мероприятия, реализуемые за счет средств местного бюджета
N п/п |
Мероприятия по реализации Концепции |
Источники финансирования по годам (тыс.руб.) |
Исполнители |
||||||
местный бюджет | |||||||||
Всего |
2012 |
2013 |
2014 |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1. Обновление содержания воспитания и повышение качества воспитания по вопросам межнационального взаимопонимания | |||||||||
1.1. Организация проведения в общеобразовательных учреждениях мероприятий, направленных на популяризацию идей межнационального взаимопонимания среди детей и подростков: | |||||||||
1.1.1. |
Система мероприятий "Я познаю мир!" для воспитанников дошкольных учреждений (утренники, развлечения, досуги, сюжетно-ролевые игры, спортивные игры и соревнования и др.) |
200,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0
|
УОиДО |
|||
1.1.2. |
Цикл конкурсно-игровых программ для учащихся 1-4 классов "Еду-еду я по свету" |
200,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0
|
УОиДО |
|||
1.1.3. |
Конкурс детского рисунка и плаката для учащихся 5-8 классов "Народы нашего города" |
200,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0
|
УОиДО |
|||
1.1.4. |
Конкурс компьютерных презентаций для учащихся 9-11 классов "Национальное сияние Норильска" |
200,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0
|
УОиДО |
|||
1.1.5. |
Молодежный проект "Фотодом" |
276,3 |
91,8 |
92,0 |
92,5 |
УДКиИ |
|||
1.1.6. |
Проект "Библиотека - территория толерантности" (фестивали, конкурсы, конференции) |
782,0 |
332,0 |
200,0 |
250,0 |
УДКиИ |
|||
1.1.7. |
Проект МБУ "Музей истории НПР" - "Многонациональный Норильск" (праздники, выставки, создание книги-путеводителя) |
1092,3 |
482,3 |
290,0 |
320,0 |
УДКиИ |
|||
1.1.8. |
Выставка народного творчества "Я в мире_Мир во мне_Толерантность - путь к миру!" |
328,5 |
175,5 |
73,0 |
80,0 |
УДКиИ |
|||
1.1.9. |
Праздничная программа, посвященная Дню матери "По-русски - мама, по-грузински - нана, а по-аварски ласково - баба" |
121,5 |
36,5 |
40,0 |
45,0 |
УДКиИ |
|||
1.1.10. |
Фестиваль национальных культур "Край - наш общий дом" |
390,0 |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
УДКиИ |
|||
2. Кадровое обеспечение реализации Концепции | |||||||||
2.1. |
Введение в МБУ "Методический центр" дополнительной ставки методиста, организующего программно-методическое обеспечение воспитательной деятельности в системе общего образования, в том числе воспитания толерантности |
901,218 |
300,406 |
300,406 |
300,406 |
УОиДО |
|||
2.2. |
Введение в МУ "Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска" 2 дополнительных ставок специалистов, обеспечивающих взаимодействие с НКО Норильска, организацию и проведение мероприятий по воспитанию толерантности |
4756,8 |
1585,6 |
1585,6 |
1585,6 |
УДКиИ |
|||
3. Информационно-методическое сопровождение реализации Концепции | |||||||||
3.1. |
Организация выпуска и распространения в образовательных учреждениях информационных материалов (стикеры, буклеты, листовки и плакаты), направленных на воспитание культуры толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания, ориентированных на разные возрастные группы детей и молодежи |
600,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
УОиДО |
|||
3.2. |
Создание книги-путеводителя по городу Норильску для школьников младшего и среднего возраста |
250,0 |
250,0 |
|
|
УДКиИ |
11. Механизм реализации Концепции
Заказчиком-координатором Концепции - является Администрация города Норильска.
Исполнителями мероприятий Концепции являются Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска, Управление по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска с участием представителей НКО.
12. Организация управления и контроля
Администрация города Норильска, являясь заказчиком-координатором Концепции, осуществляет взаимодействие и сотрудничество между Управлениями (исполнителями мероприятий Концепции) и социальными структурами города Норильска, заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам межнационального согласия детей и учащейся молодежи.
На основании бюджетных заявок, представленных УОиДО, УДКиИ, УСТиМП, Администрация города Норильска формирует бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную и поэтапную реализацию Концепции, и ежегодно представляет ее в Управление экономики, планирования и экономического развития Администрации города Норильска.
Управления, ответственные за исполнение мероприятий Концепции, осуществляют подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Концепции и эффективности использования финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г.Норильска Красноярского края от 7 июня 2011 г. N 23 "Об утверждении Концепции развития межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск на 2011-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления размещен на Официальном сайте города Норильска в Internet (http://www.norilsk-city.ru)
Постановлением Главы г.Норильска Красноярского края от 15 апреля 2014 г. N 23 настоящее Постановление признано утратившим силу