Письмо МПТР РФ от 16 мая 2003 г. N Ц/4-19-146
Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций сообщает об утверждении "Методических рекомендаций по обеспечению сохранности и учета бланков строгого учета и строгой отчетности на полиграфических предприятиях" и предлагает руководствоваться ими при печати бланков строгого учета без использования защитных технологий.
Одновременно сообщаем, что приказом МПТР России от 15 мая 2003 года N 100 признан не подлежащим применению на территории Российской Федерации приказ Мининформпечати РФ от 18.12.1992 г. N 447 "Об утверждении Типовой инструкции по режиму сохранности на полиграфических предприятиях, выпускающих печатную документацию строгого учета".
Заместитель Министра РФ по делам |
В.В.Григорьев |
Методические рекомендации
по обеспечению сохранности и учета бланков строгого учета и строгой отчетности на полиграфических предприятиях
1. Общие положения
II. Оформление заказов на печать бланков строгого учета и строгой
отчетности
III. Изготовление, прием, выдача, хранение и учет полуфабрикатов,
нумераторов, формных изделий и готовой продукции
IV. Прием, выдача, хранение и учет готовой продукции в цехах и на
складах
V. Инвентаризация
VI. Служебное расследование недостач
Приложение 1. Книга регистрации заказов
Приложение 2. Акт на уничтожение формных изделий, технических отходов
печатного производства и печатного брака
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации предназначены для установления на полиграфических предприятиях (далее по тексту - полиграфпредприятия) требований, обеспечивающих сохранность и оперативный учет бланков строгого учета и строгой отчетности, их полуфабрикатов, а также печатных форм.
1.2. Методические рекомендации не распространяются на изготовление бланков строгого учета и строгой отчетности с использованием защитных технологий, подлежащих лицензированию, порядок проведения которого определен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией".
Методические рекомендации не распространяются на изготовление бланков общего назначения.
1.3. К бланкам строгого учета и строгой отчетности (далее по тексту - бланки) относится бланочная печатная продукция, при изготовлении которой используется нумерационная печать, и иные виды бланков, утвержденные в качестве бланков строгого учета или строгой отчетности нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, решениями юридических лиц, а также отнесенные к таковым заказчиком.
Изготовление дубликатов бланков с повторением номеров и серий не допускается.
1.4. Унифицированные (типовые) бланки полиграфпредприятие обязано изготавливать в соответствии с формами, утвержденными нормативными правовыми актами, регламентирующими тот вид деятельности, для реализации которого предназначены бланки, а также выполнять особые требования и условия их изготовления, если таковые установлены нормативными правовыми актами.
1.5. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями с учетом конкретных условий производства и специфики выполняемых заказов полиграфпредприятие разрабатывает инструкцию по обеспечению сохранности и учета изготавливаемых бланков. Инструкция утверждается руководителем полиграфпредприятия.
1.6. К Методическим рекомендациям прилагаются формы первичной документации по оперативному учету бланков, рекомендуемые к руководству. В зависимости от специфики и структуры полиграфпредприятия, выпускающего бланки, могут разрабатываться дополнительные формы учетных документов.
1.7. За организацию производства и учета бланков ответственность несет руководитель полиграфпредприятия и ответственное лицо, назначаемое при необходимости приказом по полиграфпредприятию.
На ответственное лицо возлагаются:
- разработка совместно с заинтересованными подразделениями полиграфпредприятия Инструкции по обеспечению сохранности бланков на основе настоящих Методических рекомендаций и организация проверок за установленным порядком их изготовления.
- контроль за текущими изменениями унифицированных (типовых) форм бланков строгого учета и строгой отчетности по группам бланков, изготавливаемых полиграфпредприятием.
1.8. Руководитель полиграфпредприятия организует изучение инструкции со всеми работниками, связанными с изготовлением и хранением бланков.
II. Оформление заказов на печать бланков строгого учета и строгой отчетности.
2.1. На полиграфических предприятиях изготовление бланков производится по заказам предприятий, организаций или предпринимателей на основе двухсторонних договоров.
Унифицированные (типовые) бланки строгого учета и строгой отчетности могут изготавливаться для последующих продаж по распоряжению руководителя полиграфпредприятия.
2.2. Полиграфические предприятия могут приступать к изготовлению тиража бланков при наличии подписанного заказчиком двухстороннего договора и подписанного заказчиком "в печать" образца с указанием в нем номеров и серий.
При изготовлении унифицированных (типовых) бланков для последующих продаж образец также с указанием в нем номеров и серий подписывается "в печать" руководителем полиграфпредприятия.
2.3. В обязательном порядке необходимо указывать в выходных данных полное или сокращенное название полиграфпредприятия, регион и населенный пункт, где размещается предприятие, номер заказа, год выпуска, тираж. В малоформатных бланках возможна замена названия полиграфпредприятия на его идентификационный налоговый номер.
2.4. Все заказы на выпуск бланков строгого учета и строгой отчетности регистрируются в Книге регистрации заказов на изготовление бланков строгого учета и строгой отчетности (приложение 1).
При изготовлении полиграфпредприятием унифицированных бланков для последующих продаж полиграфпредприятие ведет аналогичные записи регистрации продаж.
Форма записи в Книге регистрации заказов должна обеспечивать возможность идентификации заказчика (покупателя), вида изготовленного (проданного) бланка, его номеров и серий, тиража, а при продаже тиража отдельными партиями - аналогичные сведения по каждой продаваемой партии бланков.
2.5. Книга регистрации заказов пронумеровывается, прошнуровывается, подписывается руководителем полиграфпредприятия и главным бухгалтером и выдается соответствующему исполнителю.
В книге не допускаются подчистки и исправления. Выявленная ошибка зачеркивается одной чертой и над ней делается правильная запись, указывается дата внесения изменения и роспись ответственного лица.
2.6. Рекомендуемый срок хранения Книги регистрации заказов бланков - 10 лет, но не менее срока, установленного для хранения бланков нормативными правовыми актами, регламентирующими тот вид деятельности, для реализации которого предназначены бланки.
Рекомендуемый срок хранения подписанных заказчиком (при изготовлении бланков для последующих продаж - руководителем полиграфпредприятия) "в печать" образцов бланков - 1 год после передачи тиража заказчику или реализации последней партии бланков, изготовленных для продажи.
III. Изготовление, прием, выдача, хранение и учет полуфабрикатов, нумераторов, формных изделий и готовой продукции.
3.1. Порядок передачи, хранения полуфабрикатов, нумераторов и готовых форм и ответственные за его выполнение устанавливаются в зависимости от специфики организации производства .и конкретных условий полиграфпредприятия и фиксируются в инструкции по обеспечению сохранности бланков, утверждаемой руководителем полиграфпредприятия.
Указанный порядок должен исключить изготовление дубликатов бланков с повторяющимися сериями и номерами, сверхтиражной и неучтенной продукции, а также должен предоставить возможность идентификации по выходным сведениям типографии, изготовившей бланк, и заказчика (покупателя) этого бланка.
3.2. Формные изделия, которые пришли в негодность или в дальнейшем использоваться не будут, технические отходы печатного производства и печатный брак уничтожаются с составлением акта на уничтожение (приложение 2).
IV. Прием, выдача, хранение и учет готовой продукции в цехах и на складах.
4.1. Готовая печатная продукция - это отпечатанные бланки строгого учета и строгой отчетности, которые полностью укомплектованы, упакованы и сданы на склад готовой продукции или заказчику при соответствующем документальном оформлении.
4.2. Передача готовой продукции на склад производится по накладной или в ином порядке, зафиксированном в инструкции, утверждаемой руководителем полиграфпредприятия.
4.3. Прием готовой продукции на склад производится путем проверки количества пачек, сохранности упаковки, в том числе качества обвязки, и ярлыков.
4.4. Выдача готовой продукции заказчику производится по доверенности.
К продукции, выдаваемой заказчику, прилагается накладная или другая сопроводительная документация с указанием наименования бланков, их количества, серий, номеров и стоимости.
V. Инвентаризация.
Инвентаризацию готовой продукции и нумераторов, форм и полуфабрикатов бланков, находящихся в цехах и на складах, рекомендуется производить не менее одного раза в год.
VI. Служебное расследование недостач.
6.1. Работник типографии, обнаруживший недостачу формных изделий, нумераторов, полуфабрикатов или готовых бланков, обязан сообщить о выявлении факта своему непосредственному начальнику.
6.2. Каждый конкретный случай недостач оформляется актом, утверждаемым руководителем полиграфпредприятия.
6.3. Руководитель типографии обязан в срочном порядке организовать служебное расследование причин, вызвавших недостачу или излишки продукции, выявление виновных лиц с принятием соответствующих мер.
Приложение 1
Наименование предприятия
Книга регистрации заказов
Начата
Окончена
Дата приема заказа |
Номер заказа |
Сведения о заказчике | ||
Наименование или ФИО, адрес |
Свидетельство о регистрации* N, кем и когда выдано |
ИНН заказчика |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наименование бланка или номер унифицированной формы бланка, вид комплектовки |
Серия и номера бланков |
Тираж** | Дата выдачи заказчику |
Номер накладной |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
_____________________________
* свидетельство о государственной регистрации заказчика в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства
** для листовых бланков - количество бланков, имеющих индивидуальный номер (например: квитанция и две копии квитанции - 1 экз. бланка);
для скомплектованных в подборки, книжки или рулонных - количество скрепленных подборок, книжек, рулонов с указание количество бланков, имеющих индивидуальный номер в подборке, книжке или рулоне (например: две книжки, содержащие по 25 экз. бланков - 2 х 25 экз.)
Приложение 2
Наименование предприятия
Цех
Утверждаю
(должность)
________________
(подпись) (и.о.фамилия)
----------- -------------
" " г.
Акт
на уничтожение N от " " г.
N | Наименование продукции | Количество | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Формные изделия, бракованная бумага и ее отходы, печатный брак в
количестве _____ разрезаны (уничтожены).
Председатель комиссии (должность) (подпись) (фамилия, и. о.)
------------ ---------- ------------------
Члены комиссии
(должность) (подпись) (фамилия, и. о.)
------------ ---------- ------------------
(должность) (подпись) (фамилия, и. о.)
------------ ---------- ------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МПТР РФ от 16 мая 2003 г. N Ц/4-19-146
Текст письма размещен на сайте МПТР РФ в Internet (http://www.mptr.ru)