Решение Красноярского краевого суда от 16 августа 2011 г.
16 августа 2011 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Ускове Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению федерального государственного учреждения "Канский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" о признании недействующей и неподлежащей применению со дня принятия строки 18223 Таблицы 53 Приложения 1 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г.Канска", утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" установил:
ФГУ "Канский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" обратился в суд с заявлением о признании недействующей и неподлежащей применению со дня принятия строки 18223 Таблицы 53 Приложения 1 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г.Канска", утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (далее по тексту Постановление N 250-п).
Требование заявитель мотивировал тем, что земельный участок площадью 15696,20 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, город Канск, улица <адрес>, с кадастровым номером 24:51:0204168:0001, предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования по постановлению администрации города Канска от 17.12.2001 года N 2121. На земельный участок имеется свидетельство о государственной регистрации права от 14.05.2002 года с записью о регистрации N 24:15:.#51:10.2002:608, серия 24БШ N 001565.
Постановлением N 250-п, в оспариваемой части, кадастровая стоимость земельного участка утверждена в сумме 16788027,67 рублей. Ранее кадастровая стоимость земельного участка составляла 4123391,74 рублей.
Увеличение кадастровой стоимости земельного участка произошло из-за незаконного, по мнению заявителя, изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка до 1069,56 рублей за квадратный метр, утвержденный по 7 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", тогда как ранее кадастровая стоимость земельного участка определялась исходя из 326,27 рублей за квадратный метр по 9 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В судебном заседании представитель заявителя Кудимова В.Н., требования поддержал, представители Правительства Красноярского края Полева Е.А. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахина О.В. требования не признали.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, приняв во внимание заключение прокурора Назаркина В.П., просившего об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела и проанализировав правовые нормы, регулирующие данные правоотношения, приходит к следующему.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1); государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 39 от 15 февраля 2007 года утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 215 от 28 июня 2007 года утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление N 250-П были утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.
Постановление 250-п опубликовано 20 декабря 2008 года в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", N 67 (288)/1-44, вступило в силу 1 января 2009 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Красноярского края и надлежащим образом обнародовано.
Доводы заявителя о том, что завышение кадастровой стоимости земельного участка влечет существенное увеличение размера земельного налога, рассчитываемого на основании кадастровой стоимости земельного участка, нарушает его права в сфере исполнения им юридических обязанностей по уплате земельного налога не могут служить основанием для удовлетворения его требований о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Требование заявителя принято судом к производству в порядке главы 24 ГПК РФ, то есть в порядке производства по делам о признании нормативных правовых актов недействующими полностью или в части.
Данное требование основано на том, что, по его мнению, при утверждении кадастровой стоимости земельного участка, было допущено изменение в определении вида разрешенного использования земельного участка, то есть, допущена кадастровая ошибка.
В силу частей 4, 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений, как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с письмом Федеральной регистрационной службы Минэкономразвития РФ от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ, исправление ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.), осуществляется в следующей последовательности:
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель (ГКОЗ) для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ, орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в ГКН и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, федеральным законодательством установлена соответствующая процедура устранения кадастровой ошибки, включающая в себя и внесение изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.
Исправление кадастровой ошибки в судебном порядке не может производится посредством оспаривания нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель.
Такого рода спор может быть заявлен в порядке оспаривания законности действий уполномоченных органов Росреестра, отказавших в исправлении имеющейся кадастровой ошибки либо не предпринявших регламентированные вышеприведенными нормами действия, по исправлению кадастровой ошибки, в том числе, и направленные на внесение изменений в соответствующий нормативный правовой акт, по заявлению заинтересованного лица.
Из представленного Управлением Росреестра по Красноярскому краю выписки из отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, следует, что удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка, был определен в соответствии с отчетом, составленным ФГУП ФКЦ "Земля" 28 ноября 2008 года, получившим положительное заключение Роснедвижимости, представлен на утверждение Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю и утвержден Постановлением Правительства края N 250-п от 19.12.2008 года, следовательно, противоречие между представленными на утверждение данными о кадастровой стоимости земельного участка заявителя и данными, утвержденными Правительством края, отсутствует.
Ссылки заявителя на правовые положения главы 25 ГПК РФ, регулирующей порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не могут быть приняты во внимание при разрешении данного гражданского дела, поскольку рассмотрение данной категории дел, согласно статьи 26 ГПК РФ не входит в подсудность дел, рассматриваемых по первой инстанции судом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оснований для удовлетворения требования о признании недействующим и неподлежащим применению в части Постановления N 250-п не имеется.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
ФГУ "Канский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" в удовлетворении требования о признании недействующей и неподлежащей применению со дня принятия строки 18223 Таблицы 53 Приложения 1 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г.Канска", утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.
Решение вступило в законную силу 02 ноября 2011 года.
Председательствующий судья |
С.Н.Полынцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Красноярского краевого суда от 16 августа 2011 г.
Текст решения размещен на сайте Красноярского краевого суда в Internet (http://kraevoy.krk.sudrf.ru)