Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Разделы программы
2.1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Забота о здоровье детей является одним из важнейших приоритетов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. Пр-271.
С 2007 года управлением образования реализовывалась долгосрочная городская целевая программа "Здоровье и образование". За это время в образовательных учреждениях приобретено оборудование и программные материалы для организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:
- монтессори-оборудование в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 2" и "Детский сад комбинированного вида N 16";
- оборудование в кабинеты ранней помощи МБДОУ "Детский сад N 27" и МБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Спутник";
- оборудование для коррекционного блока в МБОУ "СОШ N 5";
- оборудование в кабинет логопеда и социально-бытовой ориентировки МБОУ "СОШ N 15";
- оборудование для кабинета социально-бытовой ориентировки и оборудование в кабинет технологии МБОУ "СОШ N 4", МБОУ "СОШ N 8", МБОУ "СОШ N 12";
- оборудование для кабинета релаксации в МБОУ "СОШ N 11";
- оборудование для укрепления материально-технической базы кабинетов специалистов, осуществляющих психолого-медико-социальное сопровождение в МБОУ "СОШ N 7", МБОУ "ООШ N 10", МБОУ "СОШ N 12", МБОУ "ООШ N 19";
- оборудование для кабинетов ЛФК в МБОУ "СОШ N 6" МБОУ "СОШ N 18", МБОУ "ООШ N 19";
- оборудование биологически обратной связи (БОС-ЛОГО и БОС-дыхание) в МБОУ "СОШ N 1" и МБОУ "СОШ N 16";
- диагностическая программа "Лонгитюд" в МБОУ Центр ПМСС "Спутник". Введены ставки специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и организована их профессиональная переподготовка, введены 1,25 ставки учителя-тифлопедагога в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 39";
- двадцать пять педагогов прошли курсы повышения квалификации для работы с детьми, обучающимися по специальным (коррекционным) программам.
Анализ деятельности по реализации долгосрочной городской целевой программы "Здоровье и образование" с 2007 года показал, что в ходе решения поставленных задач удалось получить определенные значимые результаты.
За последние годы заметно активизировалась работа образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья и формированию здорового образа жизни, по созданию здоровьесберегающей среды и внедрению соответствующих педагогических технологий. Стабильное состояние здоровья (без ухудшения) отмечается более чем у 45% занимающихся на тренажерах БОС-дыхание и БОС-ЛОГО, у 65% - положительная динамика. Приобретенное по программе оборудование для кабинетов лечебной физкультуры позволяет организовать занятия для учащихся с учетом состояния их здоровья.
В рамках краевой программы "Создание муниципальных моделей интегрированного образования в Красноярском крае" апробируется муниципальная модель интегрированного образования, направленная на создание адекватных условий обучения и воспитания, способствующих сохранению физического и психического здоровья учащихся с ОВЗ. Условия, создаваемые в образовательных учреждениях, апробирующих свои модели интегрированного образования за счет средств Программы, позволяют обеспечить более качественное образование для детей с ОВЗ.
В течение последних лет образовательные учреждения проводят работу для включения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому в федеральный проект, поддерживаемый Министерством образования и науки Красноярского края по дистанционному образованию. В 2011-2012 учебном году 7 человек получали образовательную услугу в дистанционном режиме.
В общеобразовательных учреждениях и управлении образования Администрации города Ачинска создана база данных "Дети с ограниченными возможностями здоровья", которая позволяет вести постоянный учет детей нуждающихся в обеспечение специальных условий для получения образования в учреждениях города Ачинска, осуществлять контроль за качеством обучения и воспитания.
Несмотря на то, что проводимые программные мероприятия имеют определенный положительный результат, остается актуальной потребность в продлении действия программы до 2016 года. Это обусловлено увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ачинска: в 2010 г. - 369 человек, 2011 г. - 390 человек, 2012 г. - 417 человек.
В связи с тем, что большинство программ по здоровьесбережению не получили экспертную оценку специалистов, не всегда удается осуществлять выбор методов, приемов и средств соответствующих потребностям и возможностям детей для достижения здоровьесберегающего эффекта.
До конца остается не решенной проблема обеспечения условий в образовательных учреждениях города для организации обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. На конец 2011 года оборудованы в соответствии с современными требованиями и паспортизированы 32 кабинета специалистов, оказывающих психолого-медико-педагогическую помощь, остальные 35 требуют доукомплектования необходимым оборудованием учебно-методическими материалами, мебелью и др. В 2012 году МБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения "Спутник" переезжает в новое здание с большей площадью и соответственно увеличивается количество недостаточно оборудованных кабинетов психологов, логопедов и дефектологов.
Проводимые программные мероприятия до 2012 года позволили отчасти решить проблему с отсутствием условий для обучения детей по специальным (коррекционным) программам, однако значительная часть оборудования кабинетов технологии не соответствует современным требованиям, часть имеющегося оборудования является изношенным, обеспеченность инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 80% от потребностей, что сказывается на качестве обучения и воспитания детей с ОВЗ. Службой по контролю и надзору в области образования предъявляются жесткие требования к обеспечению материально-технических, учебно-методических условий и подготовке педагогов. Приведение в соответствие с лицензионными требованиями оснащения образовательных учреждений - дорогостоящее мероприятие, на которое недостаточно средств, выделяемых образовательным учреждениям в рамках муниципального задания.
Федеральная программа по включению в дистанционное обучение рассчитана только на детей-инвалидов, а обучающиеся на дому не имеющие статуса "инвалид", но ограниченные в возможности посещения учебных занятий по состоянию здоровья получают лишь усеченный учебный план с меньшим количеством учебных часов, что в свою очередь сказывается на качестве обучения. Обеспечив возможность получения образовательной услуги детям данной категории в дистанционном режиме, можно будет увеличить время для изучения отдельных предметов и повысить качество обучения.
В соответствии с приказом МОиН РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ) при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на здоровьесбережение учащихся и воспитанников образовательных учреждений, а также на обеспечение доступного качественного образования для детей с ОВЗ города Ачинска, позволяет обозначить следующие ключевые проблемы:
- менее 50% программ по здоровьесбережению, реализуемых в образовательных учреждениях, не имеют экспертную оценку;
- недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих необходимую подготовку в области специального образования и здоровьесберегающих технологий;
- не полное соответствие лицензионным требованиям условий для обучения и воспитания, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ряде образовательных учреждениях города;
- слабая материально-техническая база по профессионально-трудовому обучению, отсутствие оборудованных кабинетов по социально-бытовой ориентировке, недостаточная укомплектованность материалами и оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение;
- ограничение возможностей детей, обучающихся по состоянию здоровья на дому в получении образовательной услуги в дистанционном режиме;
- отсутствие в МБДОУ условий необходимых для интеграции детей с ОВЗ и работы служб раннего сопровождения: нет приспособленных помещений, дефицит подготовленных к работе с детьми с ОВЗ специалистов и педагогов. В результате большинство детей с ОВЗ остаются не включенными в образовательный процесс и имеют неравные образовательные возможности при поступлении в школу.
Решить выше обозначенные проблемы целесообразно именно программно-целевым методом, так как, выполняя конкретные программные мероприятия, финансируемые по целевому принципу, можно обеспечить сохранение здоровья участников образовательного процесса и получение доступного качественного образования детьми с ОВЗ не в долгосрочной, а ближайшей перспективе.
2.2. Основные цели и задачи,
сроки и этапы реализации программы
Основная цель программы - создание условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса и обеспечение доступного качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровнего подходов в педагогике здоровья внутри образовательных учреждений посредством экспертизы программ по здоровьесбережению;
- увеличение количества мест в МБОУ для детей с ОВЗ через открытие специализированных групп и групп кратковременного пребывания для детей с ОВЗ, в том числе через обеспечение условий для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, обучающихся по состоянию здоровья на дому;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города через обеспечение оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих сопровождение, предметных кабинетов;
- повышение профессионального мастерства педагогов через освоение эффективных практик обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Сроки выполнения программы: 2014-2016 годы.
Целевыми индикаторами и показателями результативности программы "Здоровье и образование" являются:
- увеличение доли рецензированных программы, апробируемых на базе образовательных учреждений, направленных на здоровьесбережение участников учебно-воспитательного процесса от 35,3% в 2014 году до 47,1% в 2016 году;
- увеличение доли дошкольников с ОВЗ получающих качественную образовательную услугу с 75% до 83%;
- увеличение доли учащихся с ОВЗ, получающих качественную образовательную услугу с 63% до 68%;
- обеспечение условий для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий ежегодно пяти учащимся с ОВЗ, обучающихся по состоянию здоровья на дому через оборудование автоматизированных рабочих мест учителей и учащихся;
- приобретение оборудования для работы психологов, логопедов и дефектологов двадцати одного образовательных учреждений;
- приобретение оборудования в муниципальные бюджетные образовательные учреждения для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
- приобретение в четыре муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения с направленностью физического развития детей оборудования для спортивных площадок и спортивных залов;
- увеличение доли педагогов образовательных учреждений прошедших курсы повышения квалификации от общего количества педагогов реализующих специальные (коррекционные) программы и работающих с детьми с ОВЗ с 57,6% в 2014 году до 84,8% в 2016 году.
2.3. Механизм реализации программы
Программа является согласованным по задачам, срокам, исполнителям и финансовым ресурсам документом и позволит в системе эффективно решить главную задачу: создание условий для сохранения, укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и обеспечение доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм выполнения поставленных в программе задач основывается на целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство (Приложение N 1).
Реализацию программы обеспечивает управление образования Администрации города Ачинска.
Управление образования Администрации города Ачинска:
- осуществляет контроль над ходом выполнения Программы и эффективным использованием бюджетных средств, производит оценку реализации Программы и достижения конечного результата;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям программы.
Источниками финансирования программы являются средства бюджета города Ачинска.
Выполнение работ, оказание услуг, сумма затрат на которые превышает 100,0 тысяч рублей осуществляется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Исполнителями программы являются управление образования Администрации и муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Ачинска. Исполнители несут ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение программных мероприятий, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Финансовое управление Администрации города осуществляют контроль над целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение Программы.
2.4. Оценка эффективности реализации целевой программы
Управление образования Администрации города Ачинска до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в управление экономического развития и планирования Администрации города, финансовое управление Администрации города сведения об оценке эффективности реализации целевой программы за отчетный финансовый год согласно форме указанной в Порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, утвержденной распоряжением Главы города Ачинска от 09.12.2008 N 3549-р, распоряжение Главы Администрации города Ачинска от 09.10.2012 N 3635-р "О разработке долгосрочных городских целевых программ по отрасли "Образование".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.