Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации г.Сосновоборска
Красноярского края
от 26 февраля 2013 г. N 350
Порядок
осуществления муниципального финансового контроля
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к деятельности по осуществлению муниципального финансового контроля (далее - контрольная деятельность) в отношении объектов муниципального финансового контроля:
- организаций, получающих средства местного бюджета;
- организаций, использующих материальные ценности, находящиеся в муниципальной собственности;
- организаций - получателей бюджетных субвенций, бюджетных субсидий, а также условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- организаций - получателей бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий;
- организаций любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
1.2. Настоящий Порядок устанавливает общие принципы контрольной деятельности:
а) Финансового Управления Администрации г.Сосновоборска (далее - Финансовое Управление):
- за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей средств местного бюджета, средствами главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета;
- за осуществлением главными администраторами доходов бюджета функций по администрированию доходов;
- за осуществлением главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета;
б) главных распорядителей бюджетных средств (далее - Главный распорядитель) за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из местного бюджета.
1.3. Муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме ревизий или проверок.
Цель ревизии или проверки - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств местного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, проверка результативности использования бюджетных средств.
Ревизия представляет собой комплекс контрольных действий по определению соответствия всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в ревизуемом периоде, действующему законодательству Российской Федерации.
Проверка представляет собой комплекс контрольных действий по определению соответствия отдельных финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемом периоде, действующему законодательству Российской Федерации, а также по проверке устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих ревизий, проверок.
В зависимости от темы ревизии или проверки в ходе ревизии или проверки проводится комплекс контрольных действий по изучению:
- соответствия деятельности учредительным документам;
- расчетов сметных назначений;
- исполнения бюджетных смет (смет доходов и расходов);
- использования средств местного бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
- использования средств местного бюджета, полученных в виде субсидий, бюджетных инвестиций организациями любых форм собственности;
- соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств местного бюджета;
- поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;
- использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в местный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;
- обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- операций с основными средствами и нематериальными активами;
- расчетов по оплате труда и прочих расчетов с физическими лицами;
- обоснованности произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирования финансовых результатов и их распределения;
- ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- иных вопросов, возникающих в ходе проведения ревизии или проверки, в соответствии с действующим законодательством.
2. Требования к осуществлению контрольной деятельности
2.1. При осуществлении контрольной деятельности работники муниципального финансового контроля руководствуются следующими принципами:
а) независимость;
б) профессиональная компетентность;
в) должная тщательность;
г) законность.
2.2. Независимость работников финансового контроля состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:
а) не имеют родства с должностными лицами объекта финансового контроля;
б) не являлись в проверяемый период должностными лицами объекта финансового контроля.
Работники финансового контроля должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.
Под конфликтом интересов в настоящем Порядке понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника муниципального финансового контроля влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника муниципального финансового контроля и правами и законными интересами граждан, организаций, муниципального образования, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, муниципального образования. Под личной заинтересованностью работника муниципального финансового контроля, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения работником муниципального финансового контроля при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, а также все иные противоречащие интересам службы побуждения личного характера, такие как: карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность, протекционизм (под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное оказание (получение) покровительства по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности) и т.п.
В случае возможности возникновения при возникновении конфликта интересов, работник муниципального финансового контроля обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является работник муниципального финансового контроля, осуществляются путем отвода, самоотвода работника муниципального финансового контроля, или направления мотивированного ходатайства непосредственного начальника работника муниципального финансового контроля на имя руководителя Финансового Управления об осуществлении контрольной деятельности в отношении этого объекта муниципального финансового контроля ревизионным отделом Финансового Управления.
2.3. Профессиональная компетентность работников муниципального финансового контроля состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживают их на должном уровне.
2.4. Должная тщательность работников муниципального финансового контроля состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, программой ревизии или проверки.
2.5. При осуществлении контрольной деятельности работники муниципального финансового контроля должны проявлять профессиональный скептицизм.
Проявление профессионального скептицизма означает, что весомость полученных доказательств критически оценивается, доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства объекта финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются. Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема процедур контроля, а также при оценке их результатов.
3. Планирование ревизий или проверок
3.1. Контрольная деятельность подлежит планированию. Периодичность составления плана - годовая.
3.2. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана проведения ревизий или проверок на календарный год.
3.3. План представляет собой перечень ревизий или проверок, которые планируется осуществить в следующем календарном году.
В плане устанавливаются объекты финансового контроля, проверяемый период, форма муниципального финансового контроля, срок его проведения, ответственные исполнители.
3.4. При планировании контрольной деятельности учитываются:
- законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
- степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
- равномерность нагрузки на работников финансового контроля;
- экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемая соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств местного бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;
- количество времени, необходимое для подготовительного периода;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и другие факторы.
3.5. Ревизии или проверки одних и тех же организаций в плановом порядке проводятся не чаще одного раза в год. Запрещается проведение повторных ревизий или проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же вопросам, за исключением случаев поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности проверяемой организации (по вновь открывшимся обстоятельствам) проведения встречных проверок и (или) проведения внеплановых ревизий или проверок.
3.6. Ревизия или проверка проводится за период деятельности проверяемой организации, не подлежавшей ревизии или проверке при проведении предыдущих ревизий или проверок, но не превышающей 2 лет деятельности организации, непосредственно предшествовавших году проведения ревизии или проверки за исключением проведения внеплановых ревизий или проверок и (или) встречных проверок.
3.7. План контрольной деятельности Финансового Управления подготавливается контролером-ревизором отдела учета и отчетности Финансового Управления, согласовывается с начальником отдела учета и отчетности, утверждается руководителем Финансового Управления.
Планы контрольной деятельности Главных распорядителей подготавливаются сотрудниками Главного распорядителя и утверждаются руководителем Главного распорядителя.
3.8. Финансовым Управлением, Главным распорядителем могут проводиться внеплановые ревизии или проверки. Внеплановая ревизия или проверка проводится по мотивированному обращению, требованию или поручению Администрации г.Сосновоборска, правоохранительных органов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в случае необходимости проведения встречной проверки.
3.9. Максимальный срок проведения внеплановой ревизии или проверки не может превышать максимальный срок, установленный для плановых контрольных мероприятий.
3.10. Назначение, проведение, оформление результатов внеплановых ревизий или проверок, а также порядок реализации материалов внеплановых ревизий или проверок аналогичны назначению, проведению, оформлению результатов и порядку реализации материалов плановых ревизий или проверок.
4. Назначение ревизии или проверки
4.1. Ревизия или проверка назначается:
- руководителем Финансового Управления - если она проводится работниками Финансового управления;
- руководителем Главного распорядителя, если она проводится работниками Главного распорядителя.
4.2. Решение о назначении ревизии или проверки оформляется распоряжением (приказом), в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии или проверки, основание проведения ревизии или проверки, персональный состав ревизионной группы или работник финансового контроля, срок проведения ревизии или проверки.
4.3. Срок проведения ревизии или проверки, численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются исходя из темы ревизии или проверки, объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств.
4.4. Для проведения ревизии или проверки лицо, назначившее ревизию или проверку, утверждает программу ревизии или проверки.
Программа ревизии или проверки должна содержать перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии или проверки контрольные действия.
При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии или проверки программа ревизии или проверки может быть изменена лицом, назначившим ревизию или проверку.
4.5. При необходимости для проведения ревизии или проверки могут привлекаться специалисты иных органов (организаций). Решение о привлечении указанных специалистов к проведению ревизии или проверки принимается по согласованию с руководителем соответствующего органа (организации). При включении в программу ревизии или проверки вопросов, для проверки которых необходимы специалисты иных органов (организаций), привлекаемые специалисты включаются в состав ревизионной группы. В случае возникновения необходимости привлечения указанных специалистов в ходе проведения ревизии или проверки, данные специалисты не включаются в состав ревизионной группы, осуществляют проверку только совместно с членами ревизионной группы, подписывая документы (справки, акты и т.п.), составленные по результатам проведенных с их участием контрольных мероприятий.
4.6. Срок проведения ревизии или проверки, то есть дата начала и дата окончания ревизии или проверки, не может превышать 45 рабочих дней.
4.7. Датой начала ревизии или проверки считается дата предъявления руководителем ревизионной группы (работником финансового контроля) приказ руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации (далее - руководитель организации) или лицу, им уполномоченному.
4.8. Датой окончания ревизии или проверки считается:
- день возврата подписанного руководителем объекта муниципального финансового контроля акта ревизии или проверки;
- в случае представления письменных возражений к акту ревизии или проверки - день утверждения лицом, назначившим ревизию или проверку, заключения на возражения проверенной организации по акту ревизии или проверки;
- в случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии или проверки - день направления в проверенную организацию акта ревизии или проверки в порядке, установленном пунктом 6.15 настоящего Порядка;
- в случае невозврата проверенной организацией акта ревизии или проверки в установленный пунктом 6.11 настоящего Порядка срок - день, в который акт ревизии или проверки должен был быть возвращен;
- в случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии или проверки, но при наличии письменных возражений проверенной организации по акту ревизии или проверки - день утверждения лицом, назначившим ревизию или проверку, заключения на возражения проверенной организации по акту ревизии или проверки.
Сроки, указанные в настоящем Порядке, исчисляются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.9. Срок проведения ревизии или проверки, установленный при назначении ревизии или проверки, может быть продлен лицом, назначившим ревизию или проверку, на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы (работника финансового контроля), но не более чем на 30 рабочих дней.
Решение о продлении срока проведения ревизии или проверки доводится до сведения проверяемой организации.
4.10. Ревизия или проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии или проверки.
4.11. Решение о приостановлении ревизии или проверки принимается лицом, назначившим ревизию или проверку, на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении ревизии или проверки лицо, принявшее такое решение:
1) письменно извещает руководителя организации и (или) ее Главного распорядителя о приостановлении ревизии или проверки;
2) направляет в проверяемую организацию и (или) ее Главному распорядителю письменное предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии или проверки.
4.12. После устранения причин приостановления ревизии или проверки ревизионная группа (работник финансового контроля) возобновляет проведение ревизии или проверки в сроки, устанавливаемые лицом, назначившим ревизию или проверку.
4.13. При подготовке к проведению ревизии или проверки ревизионная группа (работник финансового контроля) должна изучить: программу ревизии или проверки; законодательные и иные нормативные правовые акты по теме ревизии или проверки; бухгалтерскую (бюджетную) и статистическую отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность проверяемой организации; материалы предыдущих ревизий или проверок проверяемой организации (при наличии).
5. Проведение ревизии или проверки
5.1. Руководитель ревизионной группы (работник финансового контроля) должен:
- ознакомить руководителя проверяемой организации с распоряжением (приказом) под подпись;
- ознакомить руководителя проверяемой организации с программой ревизии или проверки;
- представить участников ревизионной группы;
- решить организационно-технические вопросы проведения ревизии или проверки.
При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, имеющие допуск к государственной тайне участники ревизии, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии или проверки, предъявляют документы, удостоверяющие их личность, справки о допуске.
5.2. Участники ревизии при предъявлении ими служебных удостоверений и распоряжения (приказа) на проведение ревизии или проверки имеют право беспрепятственного доступа во все здания и помещения, занимаемые проверяемой организацией. Руководитель проверяемой организации обязан предоставить всю документацию, необходимую для выполнения контрольных действий, предусмотренных настоящим Порядком.
5.3. Руководитель проверяемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии или проверки участникам ревизионной группы (работнику финансового контроля), в том числе предоставить необходимое помещение (соответствующее требованиям техники безопасности, изолированное, исключающее свободный доступ иных, кроме членов ревизионной группы, лиц, закрывающееся на замок, с возможностью опечатывания), оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить выполнение работ по делопроизводству (машинописные, копировальные и другие работы).
5.4. Исходя из темы ревизии или проверки и ее программы руководитель ревизионной группы (работник финансового контроля) определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии или проверки, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
5.5. В ходе ревизии или проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
По требованию руководителя ревизионной группы (работника финансового контроля) руководитель проверяемой организации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей.
Руководитель проверяемой организации обязывает материально ответственных лиц присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, других действиях, направленных на проверку деятельности этих материально ответственных лиц. Отсутствие представителей проверяемой организации при проведении контрольных действий не является основанием для отказа в их проведении.
5.6. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии или проверки.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии или проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы (работником финансового контроля) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
5.7. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии или проверки принимает руководитель ревизионной группы (работник финансового контроля) исходя из содержания вопроса программы ревизии или проверки, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока ревизии или проверки и иных обстоятельств.
При проведении ревизии или проверки контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами проводятся сплошным способом.
При проведении ревизии или проверки в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным и валютным счетам, операций с материальными ценностями.
5.8. В ходе ревизии или проверки могут проводиться контрольные действия по изучению:
- учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
- полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
- фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
- постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации;
- произведенных бюджетных расходов с точки зрения достижения намеченных целей и результатов, а также обеспечения надлежащего качества процедур бюджетного планирования;
- состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
- принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии или проверки.
5.9. При проведении ревизии или проверки ревизионной группой изучается система внутреннего контроля объекта финансового контроля (далее - система внутреннего контроля) и оценивается ее надежность.
В зависимости от формы муниципального финансового контроля изучение и оценка надежности могут проводиться в отношении элементов системы внутреннего контроля:
а) способствующих обеспечению сохранности имущества, а также обеспечивающих точность и полноту бюджетного (бухгалтерского) учета;
б) способствующих обеспечению руководством объекта финансового контроля соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов;
в) способствующих осуществлению объектом финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности наиболее эффективным и результативным путем, обеспечению реализации стратегии и тактики руководства объекта финансового контроля, формированию своевременной и надежной финансовой и управленческой информации.
Глубина изучения и оценки надежности системы внутреннего контроля определяется формой муниципального финансового контроля и тем, в какой степени ревизионная группа предполагает полагаться на эту систему, а также наличием у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).
Оценка системы внутреннего контроля, как правило, осуществляется на основе предыдущего опыта работы с объектом финансового контроля и подкрепляется:
а) запросами к надлежащим должностным лицам и работникам объекта финансового контроля;
б) изучением описаний системы внутреннего контроля (внутренних стандартов и процедур и т.п.), должностных регламентов и инструкций работников объекта финансового контроля;
в) изучением документов, создаваемых в рамках системы внутреннего контроля;
г) наблюдением за деятельностью объекта финансового контроля, включая наблюдение за организацией компьютеризированных процедур.
В случае, когда бухгалтерская или иные информационные системы объекта финансового контроля компьютеризированы, ревизионная группа должна определить, функционирует ли система внутреннего контроля таким образом, чтобы обеспечивать системность, надежность и полноту информации, формирующейся в указанных информационных системах.
При наличии у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) изучению подлежит также исполнение таким подразделением возложенных на него функций.
5.10. Руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте ревизии или проверки, акте встречной проверки делается соответствующая запись.
5.11. В ходе ревизии или проверки может проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Встречная проверка назначается лицом, назначившим ревизию или проверку по письменному представлению руководителя ревизионной группы, в порядке, установленном разделом IV настоящего Порядка.
5.12. В ходе ревизии или проверки по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии или проверки.
Указанная справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы в проверяемой организации.
В случае отказа указанного должностного лица подписать справку в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица.
Справки прилагаются к акту ревизии или проверки, акту встречной проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии или проверки, акта встречной проверки.
5.13. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе ревизии или проверки, встречной проверки нарушение может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии или проверки, промежуточный акт встречной проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации.
Промежуточный акт ревизии или проверки, промежуточный акт встречной проверки оформляется в порядке, установленном для оформления соответственно акта ревизии или проверки или акта встречной проверки.
Промежуточный акт ревизии или проверки, промежуточный акт встречной проверки подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по конкретному вопросу программы ревизии или проверки, встречной проверки, и руководителем ревизионной группы, а также руководителем организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте ревизии или проверки, промежуточном акте встречной проверки, включаются соответственно в акт ревизии или проверки или акт встречной проверки.
5.14. При проведении ревизии или проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
Доказательства - информация, полученная при проведении ревизии или проверки, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этой ревизии или проверки.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам ревизии или проверки, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств.
Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам ревизии или проверки. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
Доказательства считаются надежными, если они обеспечивают высокую степень уверенности в выводах, сделанных по результатам ревизии или проверки.
Надежность доказательств зависит от их источника (внутренний, внешний) и от их формы (документальная, устная, визуальная).
Оценка надежности доказательств основывается на следующем:
- доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
- надежность доказательств, полученных из внутренних источников, тем выше, чем эффективнее системы бюджетного (бухгалтерского) учета и внутреннего контроля объекта финансового контроля;
- доказательства, полученные непосредственно работником финансового контроля, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта финансового контроля;
- доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;
- устные и письменные заявления руководства объекта финансового контроля не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.
Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют разное содержание и при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе ревизии или проверки, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.
Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, должны быть определены дополнительные процедуры контроля, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.
Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами, связанными с получением доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.
Доказательства получают в результате тестирования средств системы внутреннего контроля объекта финансового контроля и проведения проверок по существу.
При тестировании средств системы внутреннего контроля осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств надлежащей организации и эффективности функционирования системы бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего контроля объекта финансового контроля.
При проверке по существу осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств наличия у объекта финансового контроля нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также искажений бюджетной отчетности объекта финансового контроля.
Проверка по существу может проводиться путем выполнения: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
Инспектирование представляет собой изучение записей, документов и (или) материальных активов.
Наблюдение представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками объекта финансового контроля; наблюдение за процедурами внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств).
Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами объекта финансового контроля.
При проведении ревизии или проверки допустимы письменные запросы, адресованные третьим лицам, а также неформальные устные запросы, адресованные работникам объекта финансового контроля.
Подтверждение представляет собой ответ на запрос информации, содержащейся в документах бюджетного (бухгалтерского) учета (например, подтверждение наличия и величины дебиторской задолженности, полученное непосредственно у дебитора).
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом финансового контроля, либо выполнение работником финансового контроля расчетов самостоятельно.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций и их причин.
5.15. Проведение ревизии или проверки подлежит документированию.
Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением ревизии или проверки, составляется при подготовке и проведении ревизии или проверки, а также при осуществлении контроля в ходе их проведения.
В рабочих документах должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым работнику финансового контроля необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда работник финансового контроля рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы должны быть включены факты, известные этому работнику на момент формирования этого мнения.
Объем рабочей документации по ревизии или проверке определяется работником финансового контроля, который руководствуется своим профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе проведения ревизии или проверки документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации по ревизии или проверке должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому работнику финансового контроля, не имеющему опыта работы по данной ревизии или проверке, новый работник финансового контроля смог исключительно на основе полученной рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность выводов прежнего работника финансового контроля.
6. Оформление результатов ревизии или проверки,
встречной проверки
6.1. Результаты ревизии или проверки оформляются в письменном виде актом ревизии или проверки.
6.2. Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки.
Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии или проверки, в рамках которой была проведена встречная проверка.
6.3. Акт ревизии или проверки, акт встречной проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии или проверки, акте встречной проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте ревизии или проверки, акте встречной проверки в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.
6.4. Акт ревизии или проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть акта ревизии или проверки должна содержать следующие сведения:
- тема ревизии или проверки;
- дата и место составления акта ревизии или проверки;
- номер и дата распоряжения (приказа);
- основание назначения ревизии или проверки, в том числе указание на плановый характер либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
- проверяемый период;
- срок проведения ревизии или проверки;
- сведения о проверенной организации:
- полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);
- сведения об учредителях (участниках) (при наличии);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент ревизии или проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) в органах федерального казначейства;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия или проверка, а также сведения об устранении выявленных в ходе ее нарушений;
- иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенной организации.
Описательная часть акта ревизии или проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии или проверки.
Заключительная часть акта ревизии или проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии или проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
6.5. Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
- тема ревизии или проверки, в ходе которой проводится встречная проверка;
- вопрос (вопросы), по которому проводилась встречная проверка;
- дата и место составления акта встречной проверки:
- номер и дата Приказа;
- фамилии, инициалы и должности работников, проводивших встречную проверку;
- проверяемый период;
- срок проведения встречной проверки;
- сведения о проверенной организации:
- полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- иные данные, необходимые, по мнению работников, проводивших встречную проверку, для полной характеристики проверенной организации.
Описательная часть акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по вопросам, по которым проводилась встречная проверка.
6.6. При составлении акта ревизии или проверки, акта встречной проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
6.7. Результаты ревизии или проверки, встречной проверки, излагаемые в акте ревизии или проверки, акте встречной проверки, должны подтверждаться достаточными надлежащими надежными доказательствами (документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами).
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии или проверки, акту встречной проверки.
Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе ревизии или проверки, встречной проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации.
6.8. В описании каждого нарушения, выявленного ходе ревизии или проверки, встречной проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.
6.9. В акте ревизии или проверки, акте встречной проверки не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;
морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля;
помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
6.10. Акт ревизии или проверки составляется:
- в двух экземплярах, если она проводится работниками Финансового Управления: один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Финансового Управления;
- в трех экземплярах, если она проводится по мотивированному обращению, требованию или поручению Администрации г.Сосновоборска, правоохранительных и иных органов: один экземпляр для органа, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия или проверка; один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Финансового Управления;
- в трех экземплярах, если она проводится работниками Главного распорядителя: один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Главного распорядителя; один экземпляр для Финансового управления;
6.11. Каждый экземпляр акта ревизии или проверки подписывается руководителем ревизионной группы (работником финансового контроля) и руководителем проверенной организации.
6.12. Акт встречной проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверяющего органа (организации); один экземпляр для проверенной организации. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается работником, проводившим встречную проверку, и руководителем проверенной организации.
6.13. Руководитель ревизионной группы (работник финансового контроля) устанавливает по согласованию с руководителем проверенной организации срок для ознакомления последнего с актом ревизии или проверки, актом встречной проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.
6.14. При наличии у руководителя проверенной организации возражений по акту ревизии или проверки, акту встречной проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии или проверки, акту встречной проверки приобщаются к материалам ревизии или проверки.
6.15. Руководитель ревизионной группы (работник финансового контроля) в срок до 15 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии или проверки, акту встречной проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию или проверку, встречную проверку. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии или проверки, встречной проверки.
Заключение вручается руководителю проверенной организации или лицу, им уполномоченному, под расписку либо направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
6.16. О получении одного экземпляра акта ревизии или проверки, акта встречной проверки руководитель проверенной организации или лицо, им уполномоченное, делает запись в экземпляре акта ревизии или проверки, акта встречной проверки, который остается в организации, проводившей проверку. Такая запись должна содержать, в том числе, дату получения акта ревизии или проверки, акта встречной проверки, подпись лица, которое получило акт, и расшифровку этой подписи.
6.17. В случае отказа руководителя проверенной организации подписать или получить акт ревизии или проверки, акт встречной проверки руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт ревизии или проверки, акт встречной проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта ревизии или проверки, акта встречной проверки проверенной организации, приобщается к материалам ревизии или проверки, встречной проверки.
6.18. Акт ревизии или проверки, акт встречной проверки со всеми приложениями представляется руководителем ревизионной группы (работником финансового контроля) лицу, назначившему ревизию или проверку, встречную проверку, не позднее 3 рабочих дней после даты окончания ревизии или проверки.
6.19. По решению руководителя Финансового Управления Администрации информация о проведенной ревизии или проверки и выявленных нарушениях направляется руководителю вышестоящей для проверяемой организации.
7. Порядок реализации материалов ревизии или проверки
7.1. При выявлении в результате проведения ревизии или проверки факта совершения должностными лицами проверяемой организации действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, руководитель в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в орган, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством рассматривать дела о данном административном правонарушении.
7.2. При выявлении в результате проведения ревизии или проверки факта совершения должностными лицами проверяемой организации действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, руководитель (работник финансового контроля) в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта обязан направить сообщение о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы главному распорядителю бюджетных средств.
7.3. На основании материалов ревизии или проверки руководитель проверенной организации в течение 5 рабочих дней со дня окончания ревизии или проверки издает распоряжение (приказ) по ее результатам, которым определяет: мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений; меры, направленные на возмещение причиненного ущерба, на устранение причин, вызвавших отмеченные нарушения и недостатки. Заверенная копия распоряжения (приказа) в тот же день направляется в субъект муниципального финансового контроля, осуществлявший ревизию или проверку.
7.4. По акту ревизии или проверки руководитель Финансового Управления вносит предложения:
а) об устранении выявленных нарушений, допущенных работниками не проверенной организации, а работниками других организаций, из числа перечисленных в п.1 Положения - в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания проверки;
б) о применении дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации - в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания ревизии или проверки;
в) о расторжении трудовых договоров в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, с должностными лицами, виновными в совершении по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения - в срок не более 5 рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу приговора суда или постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Данные предложения оформляются докладными записками (письмами), зарегистрированными в установленном порядке, в адрес лица, имеющего полномочия, установленные действующим законодательством, по их реализации.
7.5. Материалы ревизии или проверки, проведенной Главным распорядителем, нормативные акты Главного распорядителя, направляются в Финансовое Управление в срок не позднее 7 рабочих дней с момента издания такого распоряжения (приказа).
7.6. Информация по устранению выявленных в ходе ревизии или проверки нарушений финансово-хозяйственной деятельности проверенной организации представляется в Финансовое Управление (Главному распорядителю) не позднее одного месяца с момента издания распоряжения (приказа) по результатам проведенной ревизии или проверки, если иные сроки ее представления не установлены данным распоряжением (приказом).
7.7. Финансовое Управление (Главный распорядитель) обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии.
7.8. Финансовое Управление, Главный распорядитель систематически изучают и обобщают материалы ревизий или проверок и на основе подготовленных обобщений в необходимых случаях вносят предложения о совершенствовании системы муниципального финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих муниципальных правовых актов.
8. Заключительные положения
8.1. Финансовое Управление вправе знакомить с материалами ревизий или проверок заинтересованных лиц по согласованию с Главой Администрации г.Сосновоборска.
8.2. Отчеты о выполнении Планов контрольных мероприятий Финансового Управления по итогам года с приведенными в них в обобщенном виде сведениями о проверенных организациях, об основных видах и суммах выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере составляются ревизионным отделом (работником финансового контроля) Финансового Управления соответственно и представляются руководителю Финансового Управления в сроки, предусмотренные для сдачи годовой бюджетной отчетности, по форме, установленной Финансовым Управлением.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г.Сосновоборска Красноярского края от 26 февраля 2013 г. N 350 "Об утверждении порядка осуществления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.