Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Губернатора Красноярского края от 17 августа 2017 г. N 482-РГ настоящее Приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Распоряжению Губернатора Красноярского края
от 28 февраля 2013 г. N 59-РГ
План мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального
обслуживания граждан в Красноярском крае на 2013-2018 годы"
30 мая 2014 г., 15 февраля, 22 сентября 2016 г., 17 августа 2017 г.
1. Общее описание "дорожной карты"
1.1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания граждан в Красноярском крае на 2013-2018 годы" (далее - "дорожная карта") определяет приоритетные стратегические направления развития социального обслуживания граждан и мероприятия по совершенствованию деятельности в Красноярском крае организаций социального обслуживания.
"Дорожная карта" разработана с учетом региональных особенностей Красноярского края (далее - край). Протяженность территории края от Севера до Южной Сибири составляет почти 3000 километров. Общая площадь территории края - 2366,8 тыс. кв. км (включая Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы). На территории края расположено 17 городских округов, в том числе 3 закрытых административных территориальных образования и 44 муниципальных района.
Численность населения края составляла 2858,8 тыс. человек на 01.01.2016 (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю). Городское население составляет 76,47%. Около 80% населения края живут к югу от Ангары - на одной десятой территории края. В Красноярском крае насчитывается 576 муниципальных образований, включая 17 городских округов и 44 муниципальных района, 27 городских и 488 сельских поселений. Всего на территории края расположено более 1700 населенных пунктов.
В крае по состоянию на 01.01.2017 проживает 638,6 тыс. граждан пожилого возраста, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, что составляет 22,2% от общей численности населения края, из них одиноко проживающих - 198,4 тыс. граждан и 130,0 тыс. граждан - в одиноко проживающих супружеских парах. По среднему прогнозу численности населения прирост лиц старше трудоспособного возраста ежегодно будет увеличиваться, при этом доля данной категории в общей численности населения будет увеличиваться незначительно, не более 1% в год.
Таблица 1
Жители края старше трудоспособного возраста
N п/п |
Годы |
Численность населения, чел. |
В том числе лица старше трудоспособного возраста, чел. |
Доля лиц старше трудоспособного возраста от общей численности населения, % |
Граждане старше трудоспособного возраста, получившие социальные услуги |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, получивших социальные услуги, от общей численности лиц старше трудоспособного возраста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2013 |
2 846 475 |
588 597 |
20,68 |
190 116 |
32,3 |
2 |
2014 |
2 852 810 |
602 587 |
21,12 |
195 238 |
32,4 |
3 |
2015 |
2 858 773 |
617 857 |
21,6 |
201 024 |
32,5 |
4 |
2016 |
2 866 490 |
633 797 |
22,1 |
205 968 |
32,5 |
5 |
2017 |
2 875 301 |
638 641 |
22,2 |
207 283 |
32,5 |
6 |
2018 (прогноз) |
2 884 228 |
646 067 |
22,4 |
209 656 |
32,5 |
Кроме того, на учете в органах социальной защиты населения края состоят:
308,1 тыс. семей, имеющих 467,9 тыс. детей в возрасте до 18 лет;
167,6 инвалида старше 18 лет (5,9% от численности населения края).
Из-за природно-климатических и социально-экономических особенностей края 31% от общего количества учреждений сосредоточен в его центральной части, более 40% расположено в западной и восточной группах районов, в южных и северных районах края расположено 12 и 17% учреждений соответственно. При этом большая часть учреждений социального обслуживания (59,1%) расположена в сельской местности.
В крае к северным территориям относится 89% всей территории региона, на которой проживают около 500 тыс. человек. Это 11 из 61 муниципального образования, в том числе 2 территории с особым статусом - Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы. Получили статус Арктической зоны России 50% северных территорий края: г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район и Туруханский район.
Таблица 2
Количество
организаций социального обслуживания в северных территориях края
N |
Территории |
Площадь, га |
Население, чел. |
Количество организаций соц. обслуживания на 31.12.2016, ед. |
1 |
г.Енисейск |
6 641 |
1 8460 |
1 |
2 |
г.Лесосибирск |
27 083 |
65 036 |
3 |
3 |
г.Норильск |
450 901 |
177 149 |
3 |
4 |
Богучанский район |
5 398 506 |
45 775 |
3 |
5 |
Енисейский район |
10 614 320 |
24 704 |
2 |
6 |
Кежемский район |
3 456 004 |
21 406 |
2 |
7 |
Мотыгинский район |
1 898 334 |
15 293 |
2 |
8 |
Северо-Енисейский район |
4 724 200 |
12 207 |
1 |
9 |
Туруханский район |
21 065 769 |
17 079 |
2 |
10 |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
87 992 865 |
33 621 |
3 |
11 |
Эвенкийский муниципальный район |
76 319 727 |
15 508 |
2 |
|
Итого |
211 954 350 |
446 238 |
24 |
Всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 135 населенных пунктов, из них 110 труднодоступных, в числе которых 25 населенных пунктов с ограниченным сроком завоза по малым рекам и автомобильным дорогам, либо с полным их отсутствием. В данных населенных пунктах социальные услуги гражданам предоставляются специалистами по социальной работе отделений срочного социального обслуживания по участковому принципу.
С учетом специфики региона на 01.01.2017 в крае сформирована двухуровневая модель управления системой социальной поддержки населения и социального обслуживания края, которая обеспечивает реализацию принципа приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг:
1) государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социальной политики края (далее - министерство), подведомственные ему 73 краевых государственных (из них 6 автономных) учреждений социального обслуживания и 2 краевых государственных учреждения системы социальной защиты населения (краевое государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Красноярского края" и краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения");
2) муниципальный уровень, к которому относятся органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов края (61 управление (отдел) социальной защиты населения) и 7 территориальных управлений в г.Красноярске, 81 муниципальное учреждение социального обслуживания (из них 1 автономное) и 1 муниципальное учреждение системы социальной защиты населения (муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат" Эвенкийского муниципального района).
Указанная модель обеспечивает реализацию принципа приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг.
Социальные услуги в 2016 году в крае предоставляли:
в стационарной форме - 38 краевых государственных и муниципальных учреждений (дома-интернаты (пансионаты) для граждан пожилого возраста и инвалидов, специальные дома-интернаты для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, психоневрологические интернаты, психоневрологические интернаты для детей, дом-интернат для инвалидов, социально-оздоровительные центры, геронтологические центры);
в полустационарной форме - 1 краевой государственный реабилитационный центр для инвалидов;
в нескольких формах социального обслуживания - 118 краевых государственных и муниципальных учреждений, в том числе предоставляющие социальные услуги на дому (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной адаптации (помощи) для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий, социальный приют для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов).
По состоянию на 01.01.2017 в Реестр поставщиков социальных услуг включено 158 организаций. Указанный Реестр утвержден и размещен в сети Интернет на официальном сайте министерства (http://szn24.ru/node/5821).
В Реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на 01.01.2017 включены 4 негосударственные организации:
ООО "Санаторий-профилакторий "Березка", предоставляющее социально-медицинские услуги в стационарной форме;
Красноярская Региональная Общественная организация по защите прав и интересов граждан, проживающих в общежитиях "Общаги!?", предоставляющая социально-бытовые, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые услуги в стационарной, полустационарной формах и в форме социального обслуживания на дому;
Некоммерческий фонд по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна", предоставляющий социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, в стационарной, полустационарной формах;
Автономная некоммерческая организация "Центр реабилитации и социальной адаптации "ЕНИСЕЙ", предоставляющая социально-бытовые, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые, социально-трудовые услуги в стационарной, полустационарной формах.
Всего в течение 2016 года 20 негосударственных организаций предоставляли гражданам социальные услуги, в том числе 15 социально ориентированных некоммерческих организаций. В форме стационарного социального обслуживания в крае функционируют 4 частных дома-интерната (пансионата). Большинство организаций оказывают социальные услуги в полустационарной форме. По вопросам включения в Реестр поставщиков социальных услуг указанные дома-интернаты в министерство не обращались.
Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории края (приложение к Закону края от 16.12.2014 N 7-3023 "Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае"), включает в себя 69 социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому. До 01.01.2015 в крае были установлены и предоставлялись населению организациями социального обслуживания 54 социальные услуги.
Регистр получателей социальных услуг сформирован, в том числе, по формам социального обслуживания. Формирование и ведение регистра получателей социальных услуг осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения поставщиков социальных услуг в электронной форме на основании информации, представляемой поставщиками социальных услуг.
Социальные услуги учреждений социального обслуживания во всех формах социального обслуживания в 2016 году получили более 261,2 тыс. жителей края, в том числе 29,1 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов пользовались услугами 195 отделений социального обслуживания на дому и 16 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания. Всем гражданам, признанным нуждающимися в предоставлении социальных услуг на дому и обратившимся за социально-бытовыми и социально-медицинскими услугами, указанные услуги предоставляются в необходимом объеме.
Таблица 3
Численность
получателей социальных услуг в крае, количество оказанных им услуг
N п/п |
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. (план) |
2018 г. (план) |
1 |
Численность получателей социальных услуг, чел. |
645 230 |
653 146 |
310 174(1) |
261 235(2) |
270 300 |
275 600 |
1.1 |
В том числе: в форме социального обслуживания на дому |
25 860 |
25 803(3) |
27 986 |
29 189 |
29 649 |
30 250 |
1.2 |
в полустационарной форме, в том числе срочных услуг |
613 057 |
621 046 |
275 714(4) |
225 681(5) |
233 956 |
238 655 |
1.3 |
в стационарной форме |
6313 |
6297(6) |
6474 |
6365(7) |
6695 |
6695 |
2 |
Количество оказанных социальных услуг, ед. |
25 337 640 |
25 659 330 |
26 227 800 |
29 599 834 |
30 726 953 |
31 227 409 |
2.1 |
В том числе: в форме социального обслуживания на дому |
6 206 400 |
6 292 720 |
6 716 640 |
7 005 360 |
7 115 760 |
7 260 000 |
2.2 |
в полустационарной форме, в том числе срочные услуги |
7 741 415 |
7 976 410 |
8 164 010 |
10 883 449 |
11 856 743 |
12 176 084 |
2.3 |
в стационарной форме |
11 389 825 |
11 390 200 |
11 647 150 |
11 711 025 |
11 754 450 |
11 791 325 |
___________________
(1) Снижение общего числа в 2015 г. произошло вследствие изменения системы учета граждан, обратившихся в организации социального обслуживания, указано только число получателей социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории края. В 2013-2014 годах в полустационарной форме учитывались услуги по социальному сопровождению граждан и услуги по профилактике детской безнадзорности и социального сиротства.
(2) Сокращение общего числа получателей социальных услуг в 2016 г. произошло за счет перераспределения потока граждан, обращающихся ранее в организации социального обслуживания за срочными социальными услугами консультативного характера, в структурные подразделения многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
(3) В 2014 г. с 45 гражданами пожилого возраста и инвалидами, которые ранее получали услуги на дому, с учетом их желания и потребности в стационарном социальном обслуживании созданы приемные семьи, кроме того произошло естественное убывание получателей (смерть и переезды в другие регионы).
(4) С 2015 г. в связи с изменением системы учета граждан, обратившихся в организации социального обслуживания, из числа получателей срочных услуг исключены граждане, получающие услуги по социальному сопровождению и профилактике обстоятельств, обуславливающие нуждаемость в социальном обслуживании.
(5) Сокращение числа получателей срочных услуг в 2016 г. произошло за счет перераспределения потока граждан, обращающихся ранее в организации социального обслуживания за срочными социальными услугами консультативного характера, в структурные подразделения МФЦ.
(6) В 2014 г. уменьшилось количество детей-инвалидов, нуждающихся в помещении в психоневрологические интернаты для детей. Созданы условия для получения образования детей-инвалидов с ментальными нарушениями по адаптированным программам на дому, что повлияло на сокращение количества детей-инвалидов, нуждающихся в услугах психоневрологических интернатов для детей. Очередь на помещение в данные учреждения в крае отсутствует с 2010 года.
(7) В 2016 г. снижение числа получателей социальных услуг в стационарной форме произошло вследствие приостановки деятельности трех учреждений на период капитального ремонта спальных корпусов (свободные койко-места ремонтируемых учреждений не заполнялись, получатели социальных услуг размещались на время ремонта в уже отремонтированных корпусах). Кроме того, на 75 человек уменьшилось количество детей-инвалидов в психоневрологических интернатах для детей (очереди нет). Высвобождаемые площади детских психоневрологических интернатов использованы для реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
Расходы
на социальное обслуживание, предусмотренные в краевом бюджете, а также
средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Год |
Расходы на социальное обслуживание, тыс.руб. |
В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс.руб. |
Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % |
Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс.руб. |
Доля в общем фонде оплаты труда, % |
|||||||||
всего |
в том числе |
доля внебюджетных средств, % |
всего |
в том числе |
доля внебюджетных средств, % |
в том числе |
в том числе |
доля внебюджетных средств, % |
||||||
средства краевого бюджета |
внебюджетные средства |
средства краевого бюджета |
внебюджетные средства |
средства краевого бюджета |
внебюджетные средства |
|||||||||
2013 |
5 334 796,1 |
4 687 795,9 |
647 000,2 |
12,1 |
3 705 257,06 |
3 607 065,43 |
98 191,63 |
2,7 |
69,5 |
926 104,66 |
918 547,85 |
7 556,81 |
0,8 |
25,0 |
2014 |
5 833 958,4 |
5 160 211,8 |
673 746,6 |
11,5 |
4 340 913,32 |
4 245 013,55 |
95 899,77 |
2,2 |
74,4 |
1 130 124,28 |
1 121 696,57 |
8 427,71 |
0,7 |
26,0 |
2015 |
6 218 055,5 |
5 518 614,0 |
699 441,5 |
11,2 |
4 593 949,84 |
4 476 868,86 |
117 080,99 |
2,5 |
73,9 |
1 135 441,91 |
1 129 338,00 |
6 103,91 |
0,5 |
24,7 |
2016 |
6 214 702,8 |
5 445 840,4(1) |
768 862,4 |
12,4 |
4 577 652,77 |
4 459 472,87(2) |
118 179,91 |
2,6 |
73,7 |
1 109 856,44 |
110 233,84(3) |
7 022,60 |
0,6 |
24,2 |
2017 |
6 288 970,2 |
5 537 958,2 |
751 012,0 |
11,9 |
4 625 410,41 |
4 499 547,38 |
125 863,03 |
2,7 |
73,5 |
904 659,00 |
901 500,00(4) |
3 159,00 |
0,3 |
19,6 |
2018 |
6 281 025,5 |
5 530 013,5(5) |
751 012,0 |
12,0 |
4 625 410,41 |
4 499 547,38 |
125 863,03 |
2,7 |
73,6 |
904 609,00 |
901 500,00 |
3 109,00 |
0,3 |
19,6 |
____________________
(1-3) Уменьшение средств краевого бюджета в 2016 г. произошло по причине проведения мероприятий по оптимизации расходов на содержание всех отраслей, включая социальное обслуживание, в том числе с целью сокращения административно-управленческих расходов в 2016 г. проведена реорганизация сети учреждений социального обслуживания путем ликвидации 5 краевых государственных учреждений и создания 1 муниципального комплексного центра социального обслуживания (далее - КЦСОН) и по 2 отделения по работе с семьей и детьми в структуре действующих муниципальных КЦСОН. Кроме того, произошло сокращение расходов по итогам проведенных торгов, экономии расходов на оплату коммунальных услуг в связи с теплыми погодными условиями. Повышение заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обеспечено, фактический целевой показатель соотношения со средней заработной платой в крае составил 55,1%.
(4) Сокращение расходов на оплату труда социальных работников в 2017 г. обусловлено уменьшением численности социальных работников в целях доведения до норматива числа получателей социальных услуг, обслуживаемых на дому, на 1 социального работника (10 получателей социальных услуг на 1 социального работника в среднем по краю) и за счет переименования должностей социальных работников в стационарных учреждениях в иные должности с перераспределением фонда оплаты труда учреждений социального обслуживания края. Повышение заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.06.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" будет обеспечено, фактический целевой показатель соотношения со средней заработной платой в Красноярском крае составит 80%.
(5) Снижение расходов краевого бюджета на административно-управленческий аппарат запланировано в результате ликвидации 5 учреждений социального обслуживания с сохранением числа получателей социальных услуг и созданием структурных подразделений в более крупных, территориально приближенных КЦСОН.
В крае за период 2010-2011 годов полностью ликвидирована очередность в дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов и психоневрологические интернаты для детей, при этом коечный фонд используется на 100 процентов. Очередность сохранилась только в психоневрологические интернаты, которая на 01.01.2017 составляла 264 человека.
Ликвидация очередности к 2018 году будет осуществляться за счет:
1) проведения конкурсных процедур на оказание услуг по стационарному социальному обслуживанию для социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства (214 мест) и завершения перепрофилирования до октября 2017 г. краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Минусинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - дом-интернат) и открытия на его базе учреждения психоневрологического профиля на 405 койко-мест.
Для перевода проживавших и проживающих в настоящее время в доме-интернате 214 граждан пожилого возраста и инвалидов 29.03.2017 заключен контракт с Некоммерческим фондом по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровая Страна" на обслуживание 90 получателей социальных услуг и в октябре 2017 года будут проведены торги на размещение государственного заказа на предоставления стационарного социального обслуживания оставшимся 124 получателям социальных услуг. Средства на данные цели будут предусмотрены при очередной корректировке краевого бюджета.
Граждане, нуждающиеся в стационарном обслуживании психоневрологических интернатов, до конца 2017 года будут направлены в перепрофилированный в психоневрологическое учреждение дом-интернат;
2) внедрения стационарозамещающих технологий:
предоставления услуг сиделки лицам, страдающим легкими психическими расстройствами, после прохождения до октября 2017 года социальными работниками обучения по уходу за лицами, страдающими психическими расстройствами (охват составит около 30 получателей услуг), посещение обслуживаемых граждан данной категории будет осуществляться двумя социальными работниками одновременно;
развития института приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (не менее 60 граждан в год).
Во взаимодействии с контрольно-надзорными органами продолжается осуществление контроля за исполнением мероприятий по обеспечению безопасного проживания престарелых граждан, инвалидов и детей в учреждениях социального обслуживания, входящих в единый реестр социальных объектов. Совместно с Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю составлены и реализуются планы мероприятий по приведению объектов в пожаробезопасное состояние. На обеспечение комплексной безопасности учреждений социального обслуживания в 2016 году израсходовано более 30 млн рублей.
Кроме того, особое внимание уделяется развитию стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг.
С целью оперативного и адресного подхода к решению проблем граждан, проживающих в сельской местности и в отдаленных территориях, а также организации работы по выявлению нуждающихся граждан, в 2008 году в 50 муниципальных учреждениях социального обслуживания была внедрена технология социального обслуживания по участковому принципу - участковые социальные службы в отделениях срочного социального обслуживания. За 2016 год указанными службами предоставлены социальные услуги 96,6 тыс. гражданам. Создание участковых социальных служб признано одной из наиболее эффективных форм работы с сельским населением.
Организация социальных услуг по участковому принципу особенно актуальна для граждан, проживающих в отдаленных труднодоступных населенных пунктах. Специалисты участковой социальной службы первыми получают "сигналы тревоги" о неблагополучии граждан, знают нужды практически каждого сельского жителя, регулярно оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста (например, оказывают помощь в оформлении документов на предоставление мер социальной поддержки, содействие в сборе документов для предоставления адресной материальной помощи и другие услуги).
Мобильные бригады "Мобильная социальная помощь" для оказания экстренной социальной помощи гражданам, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, созданы в 77 учреждениях социального обслуживания, в том числе во всех муниципальных районах края для оперативного реагирования в случаях социального неблагополучия в сельских населенных пунктах края. В состав мобильных бригад входят участковые специалисты по социальной работе, специалисты отделений срочного социального обслуживания, юристы и психологи, кроме того, в состав мобильных бригад привлекаются представители образовательных организаций и учреждений, Пенсионного фонда Российской Федерации, МЧС России. Все мобильные бригады обеспечены транспортом для экстренного реагирования на сигналы о социальном неблагополучии граждан.
Кроме того, в сфере социального обслуживания альтернативной формой предоставления социальных услуг в стационарной форме является организация приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с Законом края от 08.07.2010 N 10-4866 "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае".
Приемная семья является одной из форм стационарозамещающих технологий, позволяющих гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в социальных услугах, получать круглосуточный полноценный уход в привычной для них социальной обстановке. По состоянию на 31.12.2016 в крае проживало 65 приемных семей, из них 26 организованы для инвалидов первой группы. Семьи проживают в 23 муниципальных образованиях края, при этом 23 семьи из общего количества - в городе Красноярске. Всего за период действия указанного закона в крае было создано 153 приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В краевом бюджете в 2016 году на выплату ежемесячного денежного вознаграждения было запланировано 7 269,4 тыс. рублей, фактическое финансирование за 2016 г. составило 7 221,8 тыс. рублей. С 29.06.2016 после индексации размер ежемесячного денежного вознаграждения составлял от 7,7 тыс. рублей до 18,7 тыс. рублей. С 01.01.2017 произведена индексация ежемесячного денежного вознаграждения на 5,3%, после чего его размер составляет от 8,1 тыс. рублей до 19,6 тыс. рублей.
Социально-оздоровительные услуги неработающим гражданам, достигшим пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), не имеющим права на получение социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" либо права на санаторно-курортное лечение по иным федеральным законам, в стационарной форме предоставляют:
краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания "Краевой геронтологический центр "Тонус";
краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания "Краевой геронтологический центр "Уют";
краевое государственное автономное учреждение "Социально-оздоровительный центр "Тесь";
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий-профилакторий "Березка".
Кроме того, к работе по внедрению стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому активно привлекаются волонтерские организации, в том числе развивается взаимодействие с молодежными центрами и социально ориентированными некоммерческими организациями. Волонтеры оказывают инвалидам и гражданам пожилого возраста помощь в уборке придомовой территории, в выполнении работ на приусадебных участках, в складировании угля и дров, проведении культурно-массовых мероприятий.
В крае организован дифференцированный подход к помещению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей (далее - организации для детей), оставшихся без попечения родителей. Дети от 0 до 3 лет помещаются в организации для детей, подведомственные министерству здравоохранения края, дети от 3 до 18 лет с сохранным интеллектом или имеющие легкую умственную отсталость - в организации для детей, подведомственные министерству образования края, дети от 3 до 18 лет, страдающие тяжелыми формами психического расстройствами со множественными нарушениями здоровья, - в организации для детей, подведомственные министерству социальной политики края (4 психоневрологических интерната для детей).
С целью увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в психоневрологических интернатах для детей, устраиваемых в кровные семьи, в крае в 2017 году путем реорганизации действующих учреждений социального обслуживания будут созданы три реабилитационных центра для лиц, страдающих психическими расстройствами. В данных учреждениях выпускники психоневрологических интернатов и их потенциальные опекуны пройдут дополнительный курс по подготовке к проживанию лиц с ментальными нарушениями вне учреждения.
Совершенствование деятельности по предоставлению социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению лиц, страдающих психическими расстройствами, будет осуществляться с учетом биопсихосоциального подхода соответственно с природой психических болезней (медикаментозное лечение, психологическое влияние на особенности его взаимоотношений с членами семьи, социальную адаптацию).
Проведение социально-педагогических мероприятий, в первую очередь позволяющих обучить лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в психоневрологических интернатах, в том числе детских, необходимым навыкам самостоятельного жизнеобеспечения, вовлечения в посильную трудовую деятельность, а также замещения медикаментозной терапии, осуществляется методами социальной терапии, направленными на исправление, корректировку поведения, предупреждение дисфункций, обучение и профессиональную ориентацию.
В настоящее время ежегодно около 20 детей (2-2,5%), проживающих в четырех психоневрологических интернатах для детей, устраиваются в кровные семьи. В связи с созданием реабилитационных центров количество воспитанников, переданных в семьи или проживающих самостоятельно после курса абилитации, возрастет.
Таблица 5
Устройство выпускников психоневрологических интернатов для детей
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. (план) |
2018 г. (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество выпускников психоневрологических интернатов для детей, из них: |
77 |
50 |
43 |
75 |
72 |
79 |
переведены в психоневрологические интернаты для взрослых |
76 |
43 |
32 |
56 |
35 |
31 |
переданы в семью |
1 |
7 |
8 |
7 |
10 |
10 |
проживают самостоятельно (проходят курс абилитации в 3 реабилитационных центрах) |
0 |
0 |
3 |
12 |
27 |
38 |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет, % |
98,7 |
86,0 |
74,4 |
74,6 |
48,6 |
39,2 |
Министерством в марте 2016 года заключены соглашения о сотрудничестве в области проведения учебной, производственной, научно-исследовательской практики студентов и научно-практического взаимодействия с высшими учебными заведениями края, в рамках которых студенты организовывают и принимают участие в социальных, спортивно-массовых мероприятиях, проводимых для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывают содействие в реализации программ учреждений, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Дополнительно для расширения добровольческой деятельности используется ресурс сети добровольческих агентств муниципальных образований, зарегистрированных в установленном порядке на сайте ДОБРОКАРТА.РУ (сайт добрых дел Красноярского края), созданном по инициативе агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края.
Министерством продолжается работа по оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения. С учетом результатов опросов населения и независимой системы оценки качества, в результате работы по выявлению неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на аутсорсинг, перехода на малозатратные стационарозамещающие технологии социального обслуживания путем перепрофилирования стационарных учреждений в нестационарные разработан план развития сети на 2016-2018 годы.
В рамках реализации указанного плана в 2016 году ликвидированы два краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания - "Центр социальной помощи семье и детям "Кежемский" и "Центр социальной помощи семье и детям "Мотыгинский" с передачей функций по социальному обслуживанию семей и детей на муниципальный уровень путем создания в структуре муниципальных бюджетных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения Кежемского района" и "Комплексный центр социального обслуживания населения Мотыгинского района" дополнительных отделений по работе с семьей и детьми: отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая стационарные группы социальной реабилитации детей, отделение социального патронажа семьи и детей, отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями, отделение социальной помощи семье и детям.
В рамках оптимизации сети учреждений на муниципальном уровне в ЗАТО г.Железногорск ликвидировано муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" с передачей функций по социальному обслуживанию семей и детей муниципальному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" и с созданием в его структуре отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и отделения социального патронажа семьи и детей.
Кроме того, в 3-м квартале 2016 года краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям "Козульский" путем внесения изменений в устав учреждения и государственное задание учреждения перепрофилировано в краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Геронтопсихиатрический центр "Козульский" на 60 койко-мест. В г.Зеленогорске открыт филиал краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов "Кедр" на 80 койко-мест.
В 4-м квартале 2016 года с целью приведения краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов "Агульский" в соответствие требованиям санитарного и пожарного законодательства уменьшена коечная мощность учреждения на 30 мест.
Распоряжением Правительства края от 28.12.2016 N 1176-р ликвидированы краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Таймырский социально-реабилитационный центр инвалидов", краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Заполярный", краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям "Таймырский". Функции по работе с семьей и детьми, гражданами пожилого возраста, инвалидами и членами их семей, выполняемые указанными учреждениями, переданы вновь созданному муниципальному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" Таймырского Долгано-Ненецкого района.
Повышение квалификации работников организаций социального обслуживания, в том числе социальных работников, осуществляется на базе краевого государственного казенного учреждения "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения", предметом уставной деятельности которого является организация повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления социальной защиты населения и организаций социального обслуживания. В течение 2016 года проведено 17 образовательных мероприятий в виде дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников организаций, предоставляющих социальные услуги (15 курсов повышения квалификации и 2 семинара). Расходы краевого бюджета на данные мероприятия составили 1 051,5 тыс. рублей. Участие в образовательных мероприятиях приняли 610 специалистов организаций, предоставляющих социальные услуги.
В целях повышения престижа профессий работников государственных и муниципальных организаций социального обслуживания края, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников в январе-марте 2016 года проведен шестой конкурс профессионального мастерства на звание "Лучший работник организации социального обслуживания", в 18 номинациях которого приняли участие 139 работников организаций социального обслуживания края. Всего за 6 лет поведения конкурсов в них приняли участие 666 работников организаций социального обслуживания, ежегодно по итогам конкурсов направляется около 1,5 млн рублей средств краевого бюджета на единовременную денежную выплату победителям и лауреатам конкурса.
Во всех 154 краевых государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания созданы попечительские советы, в состав которых включены представители благотворительных организаций, руководители конфессий, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, образовательных организаций, администраций муниципальных образований, общественных организаций и бизнес-сообщества.
С целью привлечения институтов гражданского общества к работе государственных органов приказом министерства от 05.06.2012 N 244-ОД создан Общественный совет, в состав которого входит 25 человек, в том числе 3 члена совета Гражданской ассамблеи края и ее Общественных палат, представители Красноярской епархии Русской православной церкви, граждане с ограниченными возможностями, пенсионеры, руководители и специалисты организаций социального обслуживания. В Общественном совете представлены 16 некоммерческих организаций, что составляет более 50% от числа его членов.
В рамках стимулирования повышения качества социальных услуг, выполнения стандартов информационной открытости и создания конкурентной среды министерством ежегодно проводится оценка результативности деятельности краевых и муниципальных организаций социального обслуживания. При формировании рейтингов учреждений учитываются профессиональная компетентность и кадровый потенциал, удовлетворенность граждан качеством предоставления социальных услуг, информационная открытость.
В "Декаде качества 2016" (проведена в крае в пятый раз) приняли участие 56,1 тыс. человек. Среди ответивших на вопрос о качестве предоставления услуг в целом по краю 99,5% удовлетворены работой органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания населения (99,0% - в 2015 году). Вместе с тем 0,5% (277 человек) опрошенных не в полном объеме удовлетворены предоставленными услугами (1,0% - в 2015 году).
Анализ итогов проведения "Декады качества 2016" опубликован в сентябрьском номере за 2016 г. информационно-аналитического журнала "Социальное развитие: Регион 24" и на официальном сайте министерства в разделе "Информационно-аналитические материалы" (http://szn24.ru/node/2733).
Кроме того, с 2013 года на сайте министерства организовано проведение онлайн-опросов и голосование по ключевым вопросам отрасли. За 2015 год в рамках мероприятий "Весенняя неделя добра", "Декада качества" и других проведено 8 онлайн-опросов, в том числе о доступности информации о социальном обслуживании и мерах социальной поддержки для жителей края, за 2016 год - 4 онлайн-опроса.
В целях уточнения состояния дел об информированности населения о реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) с привлечением местных общественных организаций в 2016 году ежеквартально (в марте, июне, сентябре, декабре) организовано и проведено анкетирование получателей социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому. Анкетирование проведено по форме, размещенной на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В анкетных опросах принял участие 521 житель края, являющийся получателем социальных услуг.
Из числа опрошенных:
доступностью информации о Федеральном законе N 442-ФЗ удовлетворено 518 респондентов (99,43%);
получают социальные услуги за плату 176 респондентов (33,8%), бесплатно - 345 респондентов (66,2%);
социальные услуги в стационарной форме получают 38 респондентов (7,3%), в полустационарной - 244 респондента (46,8%), на дому - 239 респондентов (45,9%);
все респонденты удовлетворены получаемыми социальными услугами, однако некоторые респонденты остались недовольны длительным ожиданием путевки для получения социально-оздоровительной услуги, а также отдельные респонденты испытывают трудности при получении социальных услуг в связи с отдаленностью проживания.
Министерством в 2013-2014 годах проведен анализ штатных расписаний краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в разрезе групп должностей, относящихся к административно-управленческому, основному, вспомогательному, обслуживающему персоналу, и категорий должностей, принимающих участие в оказании государственных услуг. Начиная с 2015 года в крае проводится работа по приведению штатных расписаний краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в соответствие с нормативами штатной численности, утвержденными постановлением Правительства края от 17.12.2014 N 606-п "Об утверждении нормативов штатной численности краевых государственных учреждений социального обслуживания". В настоящее время в крае действует постановление Правительства края от 17.02.2017 N 97-п "Об утверждении нормативов штатной численности краевых государственных учреждений социального обслуживания".
На первоначальном этапе реализации мероприятий по указанному направлению работы, начатому в 2015 году, проведено сокращение вакантных ставок, в том числе социальных работников, в целях приведения нагрузки на социального работника к нормативной. Так, в 2015 году штатная численность работников краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в целом по отрасли сокращена на 494,4 штатной единицы, в том числе социальных работников - на 180,6 штатной единицы. Численность получателей социальных услуг на дому увеличилась.
Штатная численность работников краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания по состоянию на 01.01.2017 года составила 15 956,5 штатной единицы, среднесписочная численность работников - 14 285,0 человека, включая социальных работников, работающих в краевых государственных медицинских организациях края. Среднесписочная численность работников в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилась на 294 человека, в том числе социальных работников - на 78,8 человека (в плане на 2017 год - 830 человек).
Таблица 6
Информация
о половозрастном составе и уровне образования
социальных работников в крае
Годы |
Среднесписочная численность |
Вакансии на 01.01 отчетного года |
Пол |
Средний возраст |
Образование |
||||
всего |
в том числе в сельской местности |
жен. |
муж. |
среднее общее |
среднее профессиональное |
высшее профессиональное |
|||
2013 |
4219 |
2017 |
164 |
3844 |
375 |
46 |
2250 |
1663 |
306 |
2014 |
4162 |
1989 |
79 |
3909 |
253 |
45 |
2017 |
1775 |
370 |
2015 |
3966 |
1896 |
0 |
3669 |
297 |
44 |
2024 |
1569 |
373 |
2016 |
3887 |
1858 |
0 |
3532 |
355 |
44 |
418 |
3055 |
414 |
2017 |
3057 |
1461 |
0 |
2721 |
336 |
43 |
207 |
2400 |
450 |
2018 |
3025 |
1446 |
0 |
2692 |
333 |
43 |
189 |
2375 |
461 |
В 2016 году завершена работа по приведению штатных расписаний краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в соответствие с утвержденными нормативами. Высвобождающиеся штатные единицы в основном задействованы при развитии подразделений, социальные услуги которых наиболее востребованы на территории муниципального образования.
В соответствии с данными отчета Росстата по итогам за 2016 год средняя заработная плата социальных работников в крае составила 18 878,0 рубля, что на 411,7 рубля больше достигнутого значения в 2015 году (18 466,3 рубля). Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в крае составило в 2016 году 54,8% при плане 54,6%. Для достижения соотношения средней заработной платы социальных работников 80% на увеличение фонда оплаты труда будет направлено 490,0 млн рублей. Требуемое соотношение заработной платы социальных работников в соответствии с целевым показателем "дорожной карты" будет обеспечено.
В рамках проведения разъяснительной работы в краевых государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания в части мероприятий по повышению оплаты труда в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" министерством в течение 2016 года проводилась информационно-разъяснительная работа в трудовых коллективах краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.
В рамках обеспечения увеличения заработной платы социальных работников в крае в полном объеме реализованы запланированные мероприятия по оптимизации на сумму 157,5 млн рублей, в том числе:
от реструктуризации сети на сумму 6,0 млн рублей;
от оптимизации численности персонала на сумму 35,3 млн рублей;
от сокращения расходов на финансовое обеспечение деятельности краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания на сумму 116,2 млн рублей.
В целях оптимизации расходов краевого бюджета, кроме расширения перечня платных услуг, 34 краевые государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания передали в 2016 году на аутсорсинг следующие услуги:
услуги охраны (21 учреждение);
стирка белья (25 учреждений);
приготовление горячего питания (7 учреждений).
Для обеспечения контроля за реализацией мероприятий "дорожной карты" приказом министерства от 02.04.2013 N 160-ОД утвержден план мероприятий, определяющий сроки реализации "дорожной карты" и ответственных за ее реализацию должностных лиц и специалистов. Работа по обеспечению выполнения и контроля за реализацией "дорожной карты" и ранее принятых решений по повышению заработной платы социальных работников в крае будет осуществляться на протяжении всего срока реализации "дорожной карты". Принятые меры по усилению контроля за реализацией "дорожной карты" уже способствовали обеспечению роста заработной платы социальных работников и оказали положительное влияние на повышение качества услуг и эффективности деятельности краевых государственных и муниципальных учреждений.
Для решения указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
1.2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан на территории края являются:
1) наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
2) устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания и их недостаточное количество;
3) недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг;
4) недостаточный уровень доступности социального обслуживания для граждан края, проживающих в удаленных районах и сельской местности;
5) низкий уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
1.3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в крае системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории края, в социальных услугах.
1.4. Задачами "дорожной карты" являются:
1) формирование в крае эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
2) обеспечение проведения мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту действующих стационарных организаций социального обслуживания и строительству новых зданий для организаций социального обслуживания;
3) расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
4) развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
5) внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
6) повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам края, проживающим в удаленных районах и в сельской местности;
7) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в крае(1);
8) внедрение профессиональных стандартов для работников организаций социального обслуживания;
9) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики края;
10) проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
11) обеспечение перевода работников организаций социального обслуживания, относящихся к основному персоналу, на эффективный контракт.
__________________
(1) Начиная с 2016 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
1.5. Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
1) ликвидация очереди в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
2) создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
3) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания;
4) увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
5) повышение с 1 января 2018 года средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в крае;
6) обеспечение доступности предоставления социальных услуг гражданам Российской Федерации, проживающим в удаленных районах и сельской местности;
7) обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе, страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
8) улучшение организации труда в организациях социального обслуживания;
9) обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики;
10) внедрение профессиональных стандартов в деятельности организаций социального обслуживания;
11) повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.
1.6. Показатели нормативов "дорожной карты" по Красноярскому краю на 2016-2018 годы указаны в приложении к "дорожной карте".
1.7. Контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты" являются:
Таблица 7
Наименование контрольного показателя |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания |
% |
99,6 |
99,7 |
99,9 |
99,9 |
100 |
100 |
Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) |
% |
3,1 |
3,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому, тыс. человек |
тыс. человек |
0,438 |
0,414 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, тыс. человек |
тыс. человек |
0,453 |
0,324 |
0,287 |
0,264 |
0,0 |
0,0 |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
% |
98,7 |
86,0 |
74,4 |
74,6 |
48,6 |
39,2 |
Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
тыс. человек |
1,615 |
1,721 |
1,783 |
1,789 |
1,807 |
1,826 |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг |
% |
55,8 |
56 |
57,6 |
58 |
58,5 |
59 |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности |
% |
3,2 |
4,8 |
7,2 |
8,0 |
8,2 |
8,5 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в Красноярском крае(1) |
% |
44,9 |
51,2 |
56,9 |
54,6 |
80,0 |
100,0 |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период |
раз |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) |
|
1:0,7-1:0,5 |
1:0,7-1:0,5 |
1:0,7-1:0,5 |
1:0,7-1:0,5 |
1:0,7-1:0,5 |
1:0,7-1:0,5 |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
% |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
0,8 |
1,2 |
2,2 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
% |
6,7 |
8,0 |
8,1 |
11,3 |
11,5 |
11,5 |
__________________
(1) Начиная с 2016 года в качестве средней заработной платы в Красноярском крае используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
2. План мероприятий
N п/п |
Мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания граждан | |||
1.1 |
Детальный анализ итогов реализации в 2013-2018 годах "дорожной карты" (подведение итогов, выявление существующих проблем во всех формах социального обслуживания и подготовка предложений по их решению) |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.2 |
Анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджете края на реализацию Федерального закона N 442-ФЗ, включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания и за счет средств от приносящей доход деятельности |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.3 |
Проведение ежегодного мониторинга нуждаемости граждан в получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.4 |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики края и нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания |
2016-2017 гг. |
министерство |
1.5 |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций всех форм социального обслуживания в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности данных организаций (с учетом результатов мониторинга нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания, региональных особенностей и бюджетной обеспеченности) |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.6 |
Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания, включая вопросы предоставления социальных услуг лицам, страдающим психическими расстройствами, в том числе болезнью Альцгеймера и другой деменцией |
2015-2018 гг. |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
1.7 |
Реализация мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания края |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.8 |
Анализ возможного увеличения мощности действующих стационарных организаций социального обслуживания без капитальных вложений при условии недопущения снижения объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.9 |
Проведение анализа социальных услуг, предоставление которых возможно на условиях аутсорсинга |
2015-2018 гг. |
министерство |
1.10 |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению выявленных недостатков; анализ расходов бюджета края на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания и др. |
ежегодно, начиная с IV квартала 2013 г. |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания граждан | |||
2.1 |
Анализ реализации законодательных и нормативных правовых актов края, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, и при необходимости внесение в них изменений |
2015-2018 гг. |
министерство |
2.2 |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания, и представление предложений, направленных на внесение изменений в действующие нормативы и правила, исходя из практики их применения в крае и современных требований жизнеустройства в организациях социального обслуживания |
2013-2015 гг. |
министерство |
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию | |||
3.1 |
Создание региональной модели социального сопровождения граждан пожилого возраста в целях оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (предусмотренной Федеральным законом N 442-ФЗ) |
2015-2018 гг. |
министерство |
3.2 |
Анализ организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти края в связи с реализацией полномочий края в сфере социального обслуживания граждан |
2015-2018 гг. |
министерство |
4. Укрепление и развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания | |||
4.1 |
Проведение анализа состояния материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
2015-2018 гг. |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
4.2 |
Проведение мероприятий по модернизации и укреплению материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
2015-2018 гг. |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
4.2.1 |
Формирование перечня действующих организаций социального обслуживания, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте (с указанием полного перечня организаций, в которых проводятся данные мероприятия, краткой характеристикой проводимых мероприятий, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете края, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания ремонтных работ, предполагаемой результативности, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание) |
2015-2018 гг. |
министерство, Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по краю (по согласованию) |
4.2.2 |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, в которых требуется закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом (с указанием полного перечня организаций социального обслуживания, в которых проводятся данные мероприятия, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете края, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, краткой характеристики проводимых мероприятий, срока проводимых мероприятий) |
2015-2018 гг. |
министерство, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по краю (по согласованию) |
4.3 |
Анализ результатов реализации в 2012-2018 годах перспективных схем развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов |
ежегодно, март |
министерство |
4.4 |
Разработка и реализация перспективной схемы развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан до 2018 г. с учетом специфики края и нуждаемости граждан в социальных услугах |
2015-2018 гг. |
министерство |
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания. Ликвидация очереди в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание | |||
5.1 |
Разработка новых технологий предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе стационарозамещающих технологий |
2015-2018 гг. |
министерство, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" |
5.2 |
Разработка и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных районах и сельской местности |
2015-2018 гг. |
министерство, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" |
5.3 |
Разработка технологий предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому гражданам, страдающим психическими расстройствами |
2016-2017 гг. |
министерство, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" |
5.4 |
Обобщение и распространение передового опыта работы по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам в организациях социального обслуживания |
ежегодно, начиная с 2013 г. |
министерство, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" |
5.5 |
Анализ практики применения расчета нормативных затрат на оказание социальных услуг и использования механизма нормативно-подушевого финансирования в организациях социального обслуживания |
2015-2016 гг. |
министерство |
5.6 |
Развитие государственно-частного партнерства с целью обеспечения конкурентоспособности организаций социального обслуживания и предоставления права выбора гражданину поставщика социальных услуг |
2015-2018 гг. |
министерство, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития края |
5.7 |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам |
2015-2018 гг. |
министерство, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития края |
5.8 |
Обобщение опыта проведения в крае независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания |
2015-2016 гг. |
министерство, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" |
5.9 |
Совершенствование мероприятий по проведению в крае независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания |
ежегодно |
министерство, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" |
5.10 |
Создание попечительских советов в организациях социального обслуживания |
2014-2015 гг. |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
5.11 |
Проведение информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг: определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию, принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию граждан, включая интернет-ресурсы, установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований |
постоянно |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
6. Осуществление мероприятий по повышению заработной платы социальным работникам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Повышение кадрового потенциала организаций социального обслуживания | |||
6.1 |
Проведение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда социальных работников в крае |
ежегодно |
министерство |
6.2 |
Учет при формировании бюджета края расходов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с утвержденными "дорожной картой" показателями по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда социальным работникам |
ежегодно, начиная с 2013 г. |
министерство, министерство финансов Красноярского края |
6.3 |
Проведение разъяснительной работы в организациях социального обслуживания по реализации "дорожной карты", в том числе о мероприятиях по повышению оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
2013-2018 гг. |
министерство |
6.4 |
Мониторинг достижения целевых показателей в части повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
декабрь 2013 г., далее - ежегодно |
министерство |
6.5 |
Установление соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
2014-2018 гг. |
министерство |
6.6 |
Проведение аттестации социальных работников, повышение квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, внедрение профессиональных стандартов |
2015-2018 гг. |
министерство, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края |
6.7 |
Мониторинг достижения оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики края |
2014-2018 гг. |
министерство |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.