Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации
научных, инженерно-технических и управленческих кадров
4.1. Текущая ситуация и проблематика развития кадрового
потенциала Кластера
Основной проблемой кадровой обеспеченности, характерной как для предприятий Кластера, так и для промышленности РФ в целом, является нехватка специалистов высокой квалификации. Проблема обострилась под влиянием двух параллельных процессов: старение и уход на пенсию опытных работников, значительное падение уровня подготовки поступающих на работу выпускников профильных вузов.
Образовательная среда до сих пор не восстановила свои основные функции, утраченные и/или поврежденные во время системного кризиса 1990-х годов. Несмотря на проводимую совместную работу, учебные программы вузов Кластера во многом не соответствуют требованиям предприятий. Обучение осуществляется с применением устаревших программных и технических средств, на несколько поколений отстающих от текущего мирового уровня и давно не используемых на производстве. Вследствие чего у предприятий Кластера возникла необходимость в дополнительной подготовке специалистов для работы на производстве, а также в поиске "штучных" выпускников с нужной квалификацией на территории других регионов РФ.
Еще одной проблемой является отсутствие совместной с учебными заведениями четко отлаженной системы непрерывного образования и повышения квалификации. Быстрое развитие технологий требует постоянной переподготовки и адаптации специалистов под новые требования. Текущее техническое оснащение филиалов учебных заведений на территории Кластера не позволяет качественно решать эту задачу.
Отдельной проблемой Кластера является утечка уже готовых выпускников в другие сферы деятельности и недостаток интереса к техническим специальностям со стороны абитуриентов. По оценкам, в среднем по РФ от 40% до 50% выпускников технических вузов уходит в нетехнические сферы деятельности. Это возникает в силу сохраняющейся невысокой привлекательности инженерных специальностей, недостатка квалифицированных преподавателей математики и физики, неразвитой системы профориентации в школе.
На ситуацию с дефицитом специалистов негативно влияет также статус закрытого территориального образования, который существенно усложняет контакты организаций Кластера и их сотрудников с внешним миром.
В соответствии с тем, что планируемое развитие производственной сферы Кластера, сопряженное с освоением новых технологий, будет сопровождаться дальнейшим увеличением потребности предприятий в молодых специалистах, решение данных проблем будет принимать все большее значение. Кадровые потребности предприятий Кластера приведены в таблице 9.
Кадровые потребности
предприятий Кластера
Таблица 9
Всего |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ОАО "ИСС" |
340 |
342 |
354 |
352 |
ФГУП "ГХК" |
49 |
198 |
50 |
96 |
ОАО "ЗПК" |
15 |
85 |
14 |
40 |
Резиденты промышленного парка |
0 |
87 |
75 |
219 |
Прочие |
10 |
30 |
10 |
40 |
Итого |
414 |
742 |
503 |
747 |
Значительную долю в общем объеме кадровых потребностей Кластера обеспечит ОАО "ИСС", чья программа инновационного развития на 2011-2020 годы требует привлечения большого количества высококвалифицированных кадров.
Потребность в найме специалистов на ФГУП "ГХК" связана с реструктуризацией деятельности и развертыванием новых производств, при этом часть создаваемых рабочих мест будет заниматься высвобождаемым персоналом.
Кадровые потребности ОАО "ЗПК" определены в соответствии с параметрами инвестиционного проекта группы компаний "Конти".
К прочим относятся проектные группы, действующие на территории Кластера, но не относящиеся к ключевым предприятиям и не входящие в число резидентов промышленного парка.
Совокупные потребности по различным направлениям подготовки с горизонтом до 2020 года оценочно составляют 5 304 человека. Из них более половины - специалисты с высшим образованием, по большей части инженерно-технической направленности. Кадровые потребности предприятий Кластера по направлениям подготовки приведены в таблице 10.
Кадровые потребности
предприятий Кластера по направлениям подготовки
Таблица 10
Уровень подготовки |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Высшее образование (вузы) |
263 |
412 |
312 |
433 |
Среднее профессиональное образование (техникумы) |
63 |
161 |
81 |
148 |
Начальное профессиональное образование |
75 |
151 |
93 |
145 |
Среднее образование |
13 |
18 |
17 |
21 |
Итого |
414 |
742 |
503 |
747 |
Столь значительные объемы кадровых потребностей ставят задачу модернизации и развития всей образовательной сферы Кластера.
4.2. Основные мероприятия в рамках совместной
кадровой программы участников Кластера
Реализация совместной кадровой программы предполагает глубокую модернизацию всей образовательной системы на территории Кластера. Предполагается создание единого образовательного центра в форме ассоциации на базе существующих филиалов СФУ, СибГАУ и КПК НИЯУ МИФИ. Целью ассоциации станет проведение согласованной политики в областях:
1) материально-технического развития с созданием парка современного сертифицированного оборудования для практического освоения материала;
2) подготовки кадров на основе потребностей ключевых предприятий и Кластера в целом;
3) преобразования КПК НИЯУ МИФИ в Технологический институт. Образовательная система Кластера приведена на рисунке 2.
Совместная работа производственных предприятий Кластера с образовательными учреждениями будет осуществляться вдоль всей образовательной траектории будущего специалиста: дошкольное образование - среднее образование - профессиональное образование - высшее образование - повышение квалификации.
Образовательная система Кластера
В рамках работы с детьми дошкольного возраста планируется продолжение практики проведения встреч, праздничных мероприятий с приглашением специалистов предприятий. Организация начальной профориентации в игровой форме.
Основными мероприятиями в сфере среднего образования являются: проведение тематических конкурсов, олимпиад, конференций (научно-практические конференции "Космическая отрасль и прикладная космонавтика", "Курчатовские чтения"), участие в территориальных, региональных и отраслевых профориентационных программах, стипендиальная программа поддержки талантливых школьников. Ключевые компании предоставляют финансовую поддержку по оснащению кабинетов физики, информатики в школах, приобретению оборудования для проведения лабораторных работ.
В области повышения качества подготовки в сфере профессионального образования предприятиями Кластера также производится обновление материально-технического оснащения. В частности, при поддержке ФГУП "ГХК" в Красноярском промышленном колледже создается специализированная лаборатория автоматики.
Взаимодействие с высшими учебными заведениями направлено на максимальное соответствие между знаниями, навыками и компетенциями выпускника вуза и квалификационными требованиями к молодому специалисту со стороны предприятий Кластера.
С этой целью будут продолжены формирование системы базовых кафедр, укомплектованных высококвалифицированными специалистами предприятий, совместная модернизация образовательных программ и разработка компетентностных моделей выпускников, стажировка преподавателей на предприятиях, участие студентов и магистрантов в НИОКР, выплата дополнительных стипендий.
Осуществляется внедрение метода группового проектного обучения, при котором группы студентов при поддержке предприятий Кластера в течение ряда лет выполняют научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, приближенную к реальному производству.
Реализуется интегрированная система обучения студентов старших курсов и магистров при сочетании учебного процесса и производственной практики на предприятиях, трудоустройстве студентов на период производственной практики на 0,5 ставки техника. В ведущих компаниях Кластера утверждены планы приема студентов на производственную практику на ближайшие несколько лет. До 2016 года через производственное обучение пройдут 4 600 учащихся профессиональных лицеев, колледжей, высших учебных заведений. При этом в структуре приема студенты вузов по техническим специальностям занимают практически половину (48%).
Дополнительным совместным проектом с партнерскими вузами станут программы подготовки элитных кадров исследовательского, конструкторского, технологического и управленческого профиля.
Образовательная программа подготовки элитного специалиста будет построена на углубленной фундаментальной физико-математической подготовке, индивидуальном плане обучения, системе авторских специальных курсов, разрабатываемых в рамках научных школ и по согласованию с предприятиями. Для студентов, получающих элитное образование, будут предусмотрены: усиленная языковая подготовка по двум иностранным языкам; возможность включенного обучения и стажировок в ведущих российских и зарубежных университетах; стимулирование через систему именных стипендий. Предполагается, что к 2020 году в научно-образовательной сфере Кластера будет действовать более 35 подобных программ.
Ключевыми предприятиями Кластера предусмотрен долгосрочный план обучения сотрудников в аспирантурах базовых вузов до 2016 года. В целом планируется ежегодно направлять в аспирантуру до 60 человек.
Аспирантам будут назначены научные руководители из числа ученых вузов, а также высококвалифицированных специалистов предприятий, имеющих ученую степень и право руководства. Кроме того, предусмотрено назначение научных консультантов, если тема диссертации базируется на двух специальностях.
В программах дополнительного образования и повышения квалификации, выездах на специализированные конференции и семинары ежегодно планируется задействовать до 800 специалистов производственных предприятий. Обучение будет проводиться как в России, так и за рубежом.
С целью формирования пояса малых компаний (в том числе путем выделения по моделям "спин-офф" и "спин-аут") будет проводиться подготовка специалистов в рамках программ "Организация управления малыми предприятиями", "Управление инновациями: передовой опыт предприятий Китая".
4.3. Основные эффекты реализации совместной
кадровой программы Кластера
Базовой целью совместной кадровой программы Кластера является подготовка квалифицированных специалистов для проведения научно-исследовательских работ и обеспечения производства на предприятиях Кластера.
По результатам реализации программы ожидается ряд количественных и качественных эффектов.
Перечень качественных эффектов включает в себя:
1) построение цельной и последовательной системы подготовки будущего специалиста, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая работой на предприятии;
2) подготовка студентов вузов и учебных заведений профессионального образования совместно и в соответствии с потребностями предприятий Кластера;
3) создание возможностей для непрерывного образования работников предприятий и сотрудников учебных заведений с постоянной актуализацией знаний и компетенций на уровне последних достижений науки и техники;
4) приведение материальной базы образовательного процесса в соответствие с современным уровнем развития производства;
5) создание системы привлечения талантливых молодых специалистов из других регионов.
Количественные эффекты представлены в таблице 11.
Количественные эффекты
реализации кадровой программы
Таблица 11
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Количество модернизированных образовательных программ в базовых вузах, шт. |
2 |
3 |
4 |
4 |
Создано малых инновационных компаний выпускниками совместной кадровой программы Кластера, шт. |
2 |
5 |
5 |
6 |
Практическая подготовка учащихся, чел. |
565 |
570 |
550 |
565 |
Повышение квалификации специалистов, чел. |
620 |
750 |
640 |
650 |
Направление в аспирантуру, чел. |
42 |
45 |
50 |
54 |
Всего участвующих в кадровой программе, чел. |
1 237 |
1 375 |
1 248 |
1 278 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.