Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
В 2013-2014 учебном году сеть образовательных учреждений города Канска, подведомственных Муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации города Канска" включала:
28 муниципальных дошкольных образовательных учреждений,
18 муниципальных общеобразовательных учреждений,
4 учреждения дополнительного образования детей,
1 учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи.
Особое внимание уделяется вопросу безопасного и комфортного пребывания детей в образовательных учреждениях. Всеми учреждениями разработаны и реализуются перспективные планы по устранению замечаний контролирующих органов. Все учреждения приняты к началу 2014-2015 учебного года. При этом проводимые контрольные проверки показывают, что основные фонды образовательных учреждений города (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций) характеризуются высокой степенью изношенности. Здания трех общеобразовательных учреждений: МБОУ СОШ N 3 г.Канска, МБОУ СОШ N 21 г.Канска и МБОУ ООШ N 22, требуют капитального ремонта. Требуется строительство перехода между зданиями МАОУ "Гимназии N 1" г.Канска. В 2014 году изготовлена проектно- сметная документация на проведение капитального ремонта бассейна МБОУ СОШ N 3 г.Канска.
Проблемным остается вопрос финансового обеспечения муниципального задания на создание безопасных и комфортных условий, повышение инженерной безопасности образовательных учреждений. В 2014 году муниципалитетом выделены средства на выполнение перспективных планов общеобразовательных учреждений и устранение замечаний контролирующих органов по дошкольным образовательным учреждениям, но недостаточные объемы финансовых вложений в систему образования, не обеспечивают в полной мере потребность учреждений в условиях высокой степени износа зданий и необходимости проведения финансово затратных ремонтных работ.
Во всех образовательных учреждениях функционируют пищеблоки, медицинские кабинеты, однако, необходимо на 100 процентов закрыть потребность в обеспечении медицинских кабинетов образовательных учреждений медицинским оборудованием.
Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений города Канска может быть достигнуто реализацией ряда финансово обеспеченных мер ресурсного и организационного характера.
В 2013-2014 учебном году в городе Канске функционировало 28 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Всего в городе Канске проживает около 8137 детей дошкольного возраста, из них 4429 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Значительного увеличения численности детей дошкольного возраста на перспективу до 2016 года не прогнозируется.
Увеличение охвата детей дошкольным образованием обеспечивалось благодаря мероприятиям городской целевой программы "Развитие дошкольного образования" на 2011-2013 годы при софинансировании из средств краевой программы "Дети", "Развитие сети учреждений дошкольного образования Красноярского края".
Реконструкция МБДОУ N 21 (2 корпус) позволила увеличить охват на 70 мест и капитальный ремонт по 1 группе в действующих ДОУ N 9, 10, 15, 18, 22, 28, 34, 49, 50, 52, 53 на 260 мест. В 2014 году мероприятий по сокращению очереди не было, кроме как уплотнение действующих групп в соответствии с нормами СанПиН. За счет этого удалось увеличить количество детей в ДОУ на 53 человека.
Детям, не посещающим группы полного дня в дошкольных образовательных учреждениях, предоставляется возможность получения дошкольного образования в альтернативных формах. Вариативными формами дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, "субботние школы", "центры консультирования") охвачено 30 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В результате реализации указанных мер очередь с учетом исполнения 3-х летних мероприятий и с учетом увеличения очередности за счет миграции населения на 01.01.2015. составит 150 человек. В связи с необходимостью реализации задачи по ликвидации к 2016 году очередности в дошкольных организациях для детей от трех до семи лет и достижения 100 процентов доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет, поставленной Президентом Российской Федерации, требуется реализация мер, направленных на ликвидацию вышеуказанной очереди.
В 2013 году принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, внедрение которого предстоит дошкольным образовательным учреждениям. Это потребует приведения в соответствии с требованиями стандарта нормативно-правовых, организационных, материально-технических и кадровых условий обеспечения образовательного процесса. Необходима система мер по приведению в соответствие материально-технических условий обеспечения образовательного процесса для реализации основной образовательной программы дошкольного образования требованиям стандарта.
В 2013-2014 учебном году в городе Канске действовало 18 общеобразовательных учреждений. В прошедшем учебном году, обеспечивая запрос родителей, 3 учреждения реализовывали программы углубленной предметной подготовки, 5 учреждений - программы профильного обучения на старшей ступени, 8 учреждений - коррекционные образовательные программы. Для детей, имеющих медицинские показания, организовано обучение на дому, дистанционное обучение.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений на начало 2014-2015 учебного года составила 9207 человек (с учетом 417 учащихся специальных (коррекционных) классов). Увеличение детей школьного возраста на перспективу до 2016 года прогнозируется на 140 человек. В восьми школах организовано инклюзивное обучение по адаптированным программам - на начало 2014-2015 учебного года это 51 учащийся. Общеобразовательные учреждения приступили к созданию безбарьерной среды: во всех учреждениях оборудованы пандусы на входе в учреждение, три учреждения - СОШ NN 6,18 и N 19 являются грантополучателями (2013 г.) на обустройство образовательной среды для организации инклюзивного обучения. При этом в каждом дошкольном и общеобразовательном учреждении есть обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в коррекционной помощи, при том, что возможности по обустройству среды, привлечению и подготовке специализированных кадров имеются не у каждого учреждения в связи с особенностями финансирования. С целью снижения доли детей, имеющих проблемы в развитии необходимо развивать систему ранней помощи. В этих условиях решающее значение имеет обеспечение работы центра по оказанию детям психолого-педагогической и социальной помощи - Центра диагностики и консультирования.
В 2014 году 15,6 % учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений занимаются во вторую смену.
Качество реализуемого образовательного процесса и, как следствие, полученных результатов оценивается в ходе прохождения учащимися процедур итоговой аттестации. В 2014 году 356 выпускников 11 (12) классов получили аттестат о среднем общем образовании. В 2014 году количество и доля полученных справок уменьшились по сравнению с 2012 годом - на 1,9 % (с 2,2 % до 0,3 %), а по сравнению с 2013 годом - на 0,4 % (с 0,7 % до 0,3 %). Повысилась доля успешно сдавших обязательные экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку и математике - до 99,7 % от количества сдававших эти предметы. В 2014 году по девяти предметам из одиннадцати, которые выпускники сдавали в форме ЕГЭ, в нашем городе имеются неудовлетворительные результаты, однако выпускники образовательных учреждений города Канска по всем предметам, за исключением химии, сдали единый государственный экзамен лучше, чем в целом школьники по России и по Красноярскому краю.
Улучшение результатов итоговой аттестации - это запланированный и достигнутый эффект комплекса мер, проведенного каждым образовательным учреждением в отдельности и в муниципальной системе общего образования в целом по подготовке учащихся, осваивающих программы среднего общего образования, к государственной (итоговой) аттестации. Однако наличие отдельных фактов, связанных с низкими результатами выпускников, в том числе выпускников профильных групп, требует совершенствования условий осуществления образовательного процесса на всех уровнях общего образования. Анализ образовательных результатов по отдельным предметам задает необходимость повышения качества естественно-научного образования, качества организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Выделяется ряд школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех или отдельных ступенях образования. Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (в связи с низким социально-экономическим статусом семей дети имеют трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с такими учащимися, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство. Решение обозначенных задач предстоит обеспечить в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Во всех общеобразовательных учреждениях города обеспечивается внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Внедрение ФГОС основного общего образования обеспечено в лицее N 1, гимназиях N 1 и N 4, СОШ NN 2, 3, 6, 7, 11, 15, 18, 19, 21, ООШ N 9, 20. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования сопровождается совершенствованием ресурсной базы общеобразовательных учреждений. С целью создания необходимых (базовых) условий для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов осуществляется оснащение общеобразовательных учреждений города учебным оборудованием, обеспечение учебниками и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений города.
На средства краевого бюджета оборудованы учебные кабинеты начальных классов в соответствии с нормативными требованиями. Необходимость внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования актуализирует задачу по оборудованию соответствующих учебных кабинетов.
По состоянию на 01.01.2014 года условия 12 (67 %) муниципальных общеобразовательных учреждений соответствовали современным требованиям обучения. Во всех 18 учреждениях обеспечен температурный режим в соответствии с СанПиН, работает система холодного и горячего водоснабжения, система канализации и туалеты, имеется охрана, современная столовая, однако в 3 учреждениях отсутствует подводка воды в кабинетах химии, в 2 учреждениях отсутствует подводка низковольтного электропитания к партам в кабинетах физики. Во всех учреждениях имеется спортивный зал (собственный зал или зал на условиях договора пользования), при этом в 8 учреждениях не оборудованы душевые кабины, в 10 общеобразовательных учреждениях недостаточно оборудована территория для реализации отдельных разделов предмета "физическая культура". Во всех учреждениях реализованы требования к компьютерным классам. Во всех учреждениях обеспечено медицинское обслуживание, оборудованы медицинские кабинеты. В 2014-2016 годах планируется обеспечить увеличение скорости Интернет до 2 Мб/с во всех учреждениях, необходимо дооборудование спортивных залов, подведение электропитания к партам в кабинетах физики и подводка воды во всех кабинетах химии.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) обеспечивается мерами по развитию кадрового потенциала системы образования.
70 % педагогов общеобразовательных учреждений имеют высшую и первую квалификационные категории. В основном общеобразовательные учреждения укомплектованы кадрами, однако в течение учебного года в школах возникали вакансии учителей истории, английского языка, физики, химии, учителей-дефектологов. С целью сокращения количества вакансий организована работа с Красноярским педагогическим университетом, Канским педагогическим колледжем.
В связи с введением новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях встает задача по совершенствованию системы оценки качества педагогического труда, перехода на систему эффективного контракта.
Развитие профессиональной компетентности педагогов, поддержка молодых специалистов, пришедших в профессию, решение задачи по созданию дополнительных стимулов повышения имиджа педагогической профессии обеспечивалось средствами событийных мероприятий и конкурсного движения, финансовая поддержка которых осуществлялась за счет средств мероприятия программы.
Всего за прошедший учебный год 310 педагогов из всех общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей приняли участие в конкурсах разного уровня, 121 педагог стали победителями и призерами конкурсов.
За 2013-2014 учебный год 122 педагога прошли курсовую подготовку по тематике ФГОС, направленную на улучшение качества преподавания. Однако для совершенствования профессионального мастерства педагогов необходима организация посткурсового сопровождения.
В 2014-2015 учебном году в Канске функционирует 4 учреждения дополнительного образования, находящиеся в ведении органа управления образованием. Программы дополнительного образования реализуются также на базе общеобразовательных учреждений. В учреждениях дополнительного образования детей услуги по дополнительному образованию получают около 45 % учащихся, в общеобразовательных учреждениях - 64 % учащихся.
Один из наиболее важных вопросов, стоящих перед городской системой образования в условиях внедрения ФГОС - обогащение внеурочного образовательного пространства для разных категорий детей, выбор форм и способов работы, которые позволили бы включить каждого ученика в деятельность, в соответствии с его возрастными и личностными особенностями, развить индивидуальные способности и мотивационную сферу, обеспечить социализацию ребенка, его профессиональную ориентацию, стойкое неприятие вредных привычек.
В ряде учреждений города сложились успешные практики организации внеурочной деятельности, позволяющие выявлять детские способности. Наряду с привлечением детей к занятиям в объединениях дополнительного образования организовываются клубные формы работы, деятельность детских общественных организаций. Около 240 детей получают дополнительные образовательные услуги по программам интенсивных школ эколого-биологической, социально-лидерской, художественно-эстетической направленности.
В целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей, независимо от их социального статуса и места проживания, в городской системе образования развивается практика реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов. Совершенствуется инфраструктура для занятий спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством. Финансирование мероприятий осуществляется на средства бюджета города при финансовой поддержке края.
Ключевыми мероприятиями внеурочной физкультурно-спортивной деятельности школьников являются Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" (далее - Президентские состязания") и Всероссийский спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры" (в Красноярском крае - "Школьная спортивная лига"), которые проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников". Около 60 % школьников города охвачены физкультурно-спортивной деятельностью.
В олимпиадах, конкурсах и соревнованиях на школьном и муниципальном уровне участвуют около 90 % учащихся, среди участников конкурсов увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, стоящих на разных формах профилактического учета.
Поддержка конкурсного движения обеспечивается из средств городского бюджета в соответствии с задачей N 4 подпрограммы "Содействовать выявлению и поддержке одаренных детей". Эффективность сложившейся системы работы с одаренными детьми подтверждается высоким уровнем достижений канских учащихся в интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах регионального и федерального уровней. В сводном краевом рейтинге по внеурочным достижениям в интеллектуальном направлении учащихся Канск стабильно входит в первую пятерку среди 61 территории Красноярского края. 8-ое рейтинговое место город занимает по итогам спортивных соревнований зонального и краевого уровней. Поддержание и совершенствование таким образом организованной работы требует усиления ресурсной базы учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, повышения квалификации педагогов, работающих со способными и одаренными детьми, в том числе с использованием внутренних ресурсов системы образования города.
С целью развития системы дополнительного образования необходимо создать условия для укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей для формирования и реализации современного содержания дополнительного образования, обеспечения его высокого качества и дифференцированного характера при массовой доступности. Необходимо распространение сетевых форм организации дополнительного образования детей, предполагающих объединение разных по типу и масштабам связей между образовательными учреждениями, организациями для достижения общих целей реализуемой образовательной программы, включая использование ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей.
Общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей обеспечивается реализация программ летнего отдыха. В течение летнего периода 2014 года организованным общеобразовательными организациями летним отдыхом было охвачено около 5000 детей. При сохранении высокого уровня охвата детей организованным летним отдыхом увеличивается доля детей, охваченных образовательными программами. Создание условий для сохранения и развития структуры для оздоровления и отдыха детей и подростков в летний период обеспечивалось за счет средств бюджета города и края, в соответствии с финансированием задачи N 5 "Обеспечить безопасный, качественный отдых и оздоровление детей в летний период".
Система отдыха и оздоровления детей нуждается в долгосрочном регулировании, связанном, прежде всего, с созданием современных, отвечающих всем требованиям санитарного законодательства, требованиям противопожарной безопасности условий для отдыха, оздоровления и занятости детей города Канска. Повышение качества организации отдыха и оздоровления детей может быть обеспечено за счет улучшения материально-технической базы оздоровительного лагеря "Огонек" и палаточного лагеря "Чайка"
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Цель подпрограммы: создать в системе общего и дополнительного образования равные возможности для получения современного качественного образования, социализации детей, отдыха и оздоровления детей в летний период.
Задачи подпрограммы:
1. Обеспечить доступность дошкольного образования, соответствующего единому стандарту качества дошкольного образования.
2. Обеспечить условия и качество обучения, соответствующие федеральным государственным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3. Обеспечить предоставление дополнительного образования, в том числе за счет разработки и реализации современных образовательных программ, дистанционных и сетевых форм их реализации.
4. Содействовать выявлению и поддержке одаренных детей.
5. Обеспечить безопасный, качественный отдых и оздоровление детей в летний период.
6. Обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов, создать систему дополнительных стимулов повышения имиджа педагогической профессии средствами событийных мероприятий и конкурсного движения.
7. Обеспечить психолого-педагогическую и социальную помощь детям, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ.
Сроки реализации подпрограммы 2014-2018 годы.
Замеряемость достижения поставленной цели обеспечивается перечнем целевых индикаторов программы. Перечень целевых индикаторов подпрограммы, прогнозируемых значений целевых индикаторов на весь период действия подпрограммы по годам ее реализации представлен в приложении N 1 к подпрограмме.
Основанием для выбора мероприятий подпрограмм является анализ данных по основным целевым показателям развития системы образования на предмет выделения наиболее актуальных областей улучшения деятельности системы и объемов необходимого для этого финансирования. Реализация подпрограммы осуществляется исполнителями подпрограммы - Управлением образования и подведомственными ему муниципальными учреждениями в соответствии с законодательством РФ. Управление образования наделяется организационными функциями в части координации деятельности подведомственных учреждений для реализации программных мероприятий, а также контрольной функцией за эффективностью реализации программных мероприятий подведомственными учреждениями.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Исполнителями мероприятий подпрограммы являются Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Канска" и подведомственные ему муниципальные учреждения. Выбор исполнителей отдельных мероприятий подпрограммы осуществляется с учетом ответственности учреждений, оказывающих муниципальные услуги за реализацию направлений развития системы образования города Канска, обеспеченных финансированием в рамках мероприятия подпрограммы. Категории получателей услуги определяются Законом об образовании РФ и муниципальными правовыми актами.
Механизм выполнения поставленных в программе задач основывается на целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня финансово обеспеченных мероприятий, составляющих функциональное единство. Ответственность за реализацию мероприятий определяется муниципальными правовыми актами и нормативными документами Управления образования. Организация подготовки и реализации мероприятий является ответственностью исполнителей подпрограммы и обеспечивается посредством включения мероприятий подпрограммы в планы работы исполнителей.
Контроль за эффективным и целевым использованием средств городского бюджета осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Канска". Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
2.4. Управление подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой осуществляет муниципальное казенное образовательное учреждение "Управление образования администрации города Канска", которое определяет результаты и проводит оценку реализации подпрограммы в целом, а также осуществляет контроль за деятельностью подведомственных учреждений по реализации ими мероприятий подпрограммы.
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Управление образования администрации города Канска" несет ответственность за реализацию подпрограммы и достижение конечных результатов.
Внутренний финансовый контроль за целевым использованием средств осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации города Канска", внешний финансовый контроль осуществляет Контрольно-счетная комиссия города Канска.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится Муниципальным казенным учреждением "Управление образования администрации города Канска".
Обязательным условием эффективности программы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы, а также мероприятий, проводимых в установленные сроки.
Выполнение подпрограммы обеспечит достижение следующих социально-экономических эффектов:
ликвидацию очередности в дошкольные образовательные учреждения среди детей в возрасте от 3 до 7 лет;
стабильно высокое качество прохождения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ выпускниками 11 (12) классов - не менее 99,3 % выпускников, сдавших ЕГЭ по математике и русскому языку и получивших аттестат о среднем общем образовании;
увеличение доли муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений до 77,78 %;
создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов во всех дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях;
оказание своевременной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, предоставление возможности осваивать адаптированные образовательные программы 95 % детей, которым рекомендовано обучение по таким программам;
охват дополнительным образованием 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, повышение охвата учащихся мероприятиями для развития детских способностей и одаренности;
охват 88 % детей школьного возраста летним отдыхом, в том числе организованным образовательными учреждениями 53 % детей;
увеличение доли учителей в возрасте до 30 лет в общеобразовательных учреждениях до 18,5 %, повышение привлекательности педагогической профессии.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме.
Начальник МКУ "УО администрации г.Канска" |
А.П.Панов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.