Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27 декабря 2013 г. N 992-Р
Стратегия управления
рынком труда Красноярского края до 2020 года
Стратегия управления рынком труда Красноярского края до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в рамках обеспечения эффективной реализации на территории Красноярского края государственной политики в области содействия занятости населения.
Стратегия разработана с учетом положений Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2149-р, "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года", утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 31.01.2013, указом Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 N 218-уг "Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020", Концепции развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 12.05.2011 N 326-р.
Красноярский край является крупнейшим промышленным регионом России, по объему валового регионального продукта входит в пятерку субъектов Российской Федерации с максимальными значениями и лидирует среди регионов Сибирского федерального округа.
На территории края реализуются инвестиционные проекты, имеющие большое значение как для региона, так и в целом для страны. С 2007 года инвестиции в экономику края в сопоставимых ценах увеличились в 3 раза. Общий портфель инвестиционных проектов Красноярского края составляет более 150 проектов краевого и муниципального уровня, наиболее масштабными по потребности в трудовых ресурсах являются проекты освоения нефтегазовых месторождений, комплексного развития Нижнего Приангарья, строительства и модернизации добывающих и перерабатывающих предприятий и инфраструктурных объектов Ангаро-Енисейского кластера.
По оценкам, на обеспечение планируемых темпов социально-экономического развития и реализацию крупных инвестиционных проектов ежегодно необходимо порядка 10 тыс. квалифицированных специалистов. Дополнительная ежегодная кадровая потребность на замену для возмещения естественного выбытия работников составляет около 60 тыс. человек.
Для реализации масштабных инвестиционных проектов, развития высокотехнологичных инновационных производств, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест необходима эффективная система опережающего кадрового обеспечения. При этом, как и в целом по стране, в крае отмечается тенденция сокращения численности трудоспособного, а также экономически активного населения, повышения среднего возраста квалифицированных рабочих. В этих условиях необходимо повысить эффективность использования трудовых ресурсов.
Стратегия предусматривает направления развития деятельности органов исполнительной власти края по обеспечению экономики края квалифицированной рабочей силой, соответствующей потребностям экономического развития как по численности, так и по качественным характеристикам. Соответствующие меры должны разрабатываться и реализовываться во взаимодействии с предпринимательским, образовательным и научным сообществами.
Для более полного использования трудового потенциала Красноярского края меры, реализуемые в сфере управления рынком труда, должны сопровождаться мерами демографической, миграционной, образовательной, семейной, градостроительной политики, политики в сфере здравоохранения, развития инфраструктуры и социальных услуг, способствующими повышению привлекательности региона как места проживания и осуществления трудовой деятельности.
1. Характеристика трудового потенциала Красноярского края и сложившаяся система управления рынком труда.
1.1. Состояние и прогнозируемые тенденции трудовых ресурсов и рынка труда.
Общая численность населения Красноярского края составляет 2,8 млн человек при средней плотности по краю 1,2 человека на кв.км, при этом в силу географической специфики региона отмечается значительная территориальная дифференциация в расселении.
Численность трудовых ресурсов в Красноярском крае по данным баланса трудовых ресурсов в среднем за 2012 год составила 1867,1 тыс. человек, или 65,7% населения края, из них трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 1719,6 тыс. человек, иностранные трудовые мигранты - 42,8 тыс. человек. При этом занято в экономике 1438,9 тыс. человек, или 77% трудовых ресурсов, из них 103,8 тыс. человек, или более 7% занятых составляют лица старше трудоспособного возраста. Занято в организациях всех форм собственности 1106,9 тыс. человек, из них 44,6% работают в организациях государственной и муниципальной форм собственности, заняты индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан 308,8 тыс. человек, заняты в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации 23,3 тыс. человек.
Не занято в экономике более 428 тыс. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, из них 138,6 тыс. человек обучаются с отрывом от работы и 289,6 тыс. человек - это военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и другое незанятое трудоспособное население в трудоспособном возрасте.
Начиная с 2007 года в Красноярском крае наблюдается положительное сальдо миграции (в 2011 году в край прибыло 90,9 тыс. человек, выбыло 82,9 тыс. человек).
По численности экономически активного населения Красноярский край лидирует среди регионов Сибирского федерального округа - это 1511 тыс. человек в 2011 году, 1513 тыс. человек в 2012 году. По данным обследований населения по проблемам занятости 5,5-6,0% экономически активного населения не имеют доходного занятия и активно его ищут, то есть являются безработными в соответствии с методологией Международной организации труда.
В 2011-2012 годах в государственную службу занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 160-180 тыс. жителей Красноярского края. Уровень зарегистрированной безработицы имеет тенденцию к снижению, в 2012 году составил 1,6% экономически активного населения, на 01.11.2013 - 1,2%. В ноябре 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составляет 18 тыс. человек. В органы службы занятости населения работодателями за 2012 год заявлены 188,4 тыс. вакансий, за январь - октябрь 2013 года - 179,0 тыс. вакансий. В ноябре 2013 года оставались незаполненными 30,7 тыс. вакансий постоянной работы, значительный дефицит квалифицированных кадров отмечается по рабочим профессиям в базовых отраслях экономики края (машинисты, слесари, операторы, электрогазосварщики и другие), а также по инженерным специальностям. В целом по краю в 2012-2013 годах на одного ищущего работу приходилось 1,3-1,4 вакансии. Территории края значительно дифференцированы по показателям регистрируемого рынка труда: наиболее низкий уровень безработицы и коэффициент напряженности на рынке труда отмечаются в городах Ачинске, Дивногорске, Железногорске, Красноярске, Зеленогорске, Сосновоборске, Норильске, в Балахтинском, Березовском, Богучанском и Рыбинском районах; в 7 городских округах и муниципальных районах края ситуация на рынке труда на начало 2013 года характеризовалась как напряженная, уровень зарегистрированной безработицы составил более 5%.
По прогнозным оценкам, вследствие демографических процессов и изменения возрастной структуры населения к 2020 году будет отмечаться увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, численность трудоспособного населения Красноярского края может сократиться до 1610-1650 тыс. человек, составляя до 57,5% населения края. Прогнозируемые негативные тенденции изменения трудовых ресурсов и занятости:
нарастание общего дефицита трудовых ресурсов, связанное с демографическими тенденциями в России и в крае;
усиление структурной диспропорции на рынке труда, связанной с нарастающим дефицитом кадров определенных квалификаций и профессий, в первую очередь - рабочих и инженерных;
хронический дефицит лиц с квалификациями и компетенциями, необходимыми для развития экономики края, включая инновационный сектор, в том числе вследствие оттока из региона в территории с более высоким уровнем жизни и привлекательными условиями трудовой деятельности инновационно ориентированной молодежи и высококвалифицированных специалистов.
На ситуацию на рынке труда также оказывает существенное влияние территориальная специфика Красноярского края - значительная площадь территории и взаимная удаленность населенных пунктов, которые ограничивают возможности трудоустройства за пределами постоянного места проживания.
К позитивным тенденциям, формирующимся на рынке труда, можно отнести:
формирование нового поколения профессионалов, владеющих современными компетенциями (языковыми, коммуникативными, проектными, управленческими), ориентированных на постиндустриальные форматы деятельности (инновационно-технологические, сервисные и другие);
распространение удаленных рабочих мест для интеллектуальных сфер деятельности, самозанятости, фриланса, форм частичной занятости.
1.2. Краевая система управления рынком труда.
В Красноярском крае реализуются программы, способствующие кадровому обеспечению потребностей экономического развития (в реальном секторе экономики, в сферах профессионального образования и содействия занятости, в социальной сфере).
Организовано взаимодействие органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, работодателей по вопросам обеспечения трудовыми ресурсами на уровне предприятий, инвестиционных проектов, отраслей, включая формирование прогнозов кадровой потребности, разработку и реализацию совместных планов кадрового обеспечения.
Орган исполнительной власти края в области содействия занятости населения внедряет интернет-технологии, способствующие повышению доступности для населения и работодателей информации о положении на рынке труда и расширению возможностей получения государственных услуг в сфере содействия занятости населения: организована работа официального сайта агентства труда и занятости населения Красноярского края (www.rabota-enisey.ru); применяется сервис "Электронный работодатель" для предоставления работодателями в службу занятости предусмотренной законодательством информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей); разрабатывается информационный портал "Трудовые ресурсы Красноярского края" (www.trud-resurs.krskstate.ru) для обеспечения доступа в режиме реального времени к информации о вакантных рабочих местах, ищущих работу гражданах, прогнозе кадровой потребности, возможностях получения профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.
В Красноярском крае внедрены автоматизированные технологии мониторинга состояния и прогнозных оценок рынка труда:
показатели спроса и предложения рабочей силы формируются органами службы занятости в автоматизированной информационной системе "Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения";
данные по прогнозным параметрам трудовых ресурсов и потребности в квалифицированных кадрах формируются с учетом прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований в автоматизированной информационной системе мониторинга муниципальных образований.
Проведены научно-исследовательские работы по грантам КГАУ "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" по разработке методик и информационно-аналитических моделей формирования прогноза кадровой потребности с учетом специфики развития региональной экономики.
Реализуется комплекс мер по модернизации сети краевых государственных образовательных учреждений профессионального образования. Организована работа по совершенствованию механизмов формирования и распределения государственного задания на подготовку кадров на основе прогноза кадровых потребностей экономики края.
На уровне органов исполнительной власти края по вопросам содействия занятости населения и профессионального образования:
реализуется комплекс мер по обеспечению занятости незанятого населения в соответствии с кадровой потребностью экономики;
отработана технология заполнения текущей кадровой потребности крупных инвестиционных проектов с привлечением органов местного самоуправления, отраслевых органов исполнительной власти.
На территории Красноярского края действуют более 400 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также по дополнительному профессиональному образованию. Ежегодно проходят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации 22-25 тысяч выпускников профессионального образования, 9,5-10 тысяч безработных граждан, более 100 тысяч работающих граждан.
1.3. Наиболее актуальные проблемы рынка труда Красноярского края.
К наиболее актуальным проблемам регионального рынка труда относятся:
территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Демографическая ситуация, неравномерность социально-экономического развития территорий, локальность реализации крупных инвестиционных проектов, особенности географического положения Красноярского края создают предпосылки для диспропорционального распределения трудовых ресурсов. Значительная дифференциация локальных сегментов рынка труда ограничивает сферы приложения труда и формирует очаги "застойной" безработицы в территориях с моноэкономической структурой производства, отдельных населенных пунктах в северных территориях и сельской местности края. Выпуск системы профессионального образования по уровню, объему и направлениям подготовки не замещает потребности рынка труда в связи со значительной долей трудоустройства не по полученной профессии, специальности. Недостаточно развиты взаимосвязи бизнеса и системы профессионального образования при формировании планов подготовки профессиональных кадров, предоставлении мест прохождения производственных практик, поддержке трудоустройства молодых специалистов;
значительный удельный вес в незанятом населении лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих особые трудности в поиске работы (молодежь, впервые ищущая работу, лица с ограниченной трудоспособностью, женщины с малолетними детьми, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, коренные малочисленные народы Севера);
недостаточная социальная ответственность работодателей, низкая привлекательность значительной доли рабочих мест для ищущих работу (неконкурентоспособный уровень заработной платы по значительной доле отраслей и профессий, слабые меры дополнительного социального обеспечения, низкое качество организации рабочих мест, невысокие инвестиции в повышение профессиональных компетенций работников) ограничивают привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров и молодых специалистов;
депрофессионализация трудовых ресурсов. Неразвитая система повышения уровня квалификации работников на значительной части предприятий. Низкая заинтересованность значительной части молодежи в получении начального и среднего профессионального образования (демографические факторы, низкий престиж рабочих профессий, отсутствие представления о реальном спросе на профессиональные кадры на рынке труда);
недостаточная скоординированность действующих программ и других мероприятий по кадровому обеспечению отдельных отраслей экономики, инвестиционных проектов, предприятий, по развитию системы профессионального образования, управлению охраной труда, содействию занятости населения;
нестабильное качество результатов среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей экономики в трудовых ресурсах. Высокая неопределенность перспективных потребностей бизнеса в отношении трудовых ресурсов (профессиональных кадров), низкая достоверность информации предприятий о стратегиях развития и неисполнение ими планов модернизации и создания рабочих мест, заявленных и включенных в программы и прогнозные показатели социально-экономического, инвестиционного и инновационного развития Красноярского края. При принятии решений, существенно меняющих структуру занятости (размещение крупных инвестиционных проектов, модернизация производств) большинством инвесторов и работодателей не производится своевременная предварительная оценка возможностей обеспечения квалифицированными кадрами (учет наличия трудовых ресурсов, возможностей их перераспределения, привлекательность новых рабочих мест и другие характеристики);
недостаточность данных по составу и распределению трудовых ресурсов на уровне муниципальных образований (данные о структуре занятости постоянного населения, о привлечении трудовых ресурсов из-за пределов муниципального образования);
усиление конкуренции за квалифицированную рабочую силу с регионами Российской Федерации, находящимися в более комфортных по сравнению с краем условиях (с учетом природно-климатической специфики условий жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
2. Цели, задачи и принципы реализации Стратегии.
Целью реализации Стратегии является организация опережающего обеспечения потребностей экономики в квалифицированных кадрах на основе эффективного использования трудовых ресурсов региона.
Стратегия предусматривает решение следующих задач:
совершенствование системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда;
повышение эффективности процессов формирования, привлечения и распределения трудовых ресурсов;
повышение эффективности мер содействия занятости населения;
обеспечение качества рабочих мест;
развитие социального партнерства на рынке труда.
Реализация Стратегии возможна при условии соблюдения следующих принципов:
опережающее прогнозирование потребности в кадрах с учетом изменений характера труда и социально-экономических преобразований;
сочетание интересов населения, работодателей и государства.
3. Основные направления реализации Стратегии.
Для преодоления дефицита квалифицированных кадров необходимо принять меры, способствующие оптимизации численности и рационализации структуры занятых в экономике с учетом соответствия квалификации работников потребностям работодателей, перераспределению трудовых ресурсов в пользу высокопроизводительных секторов экономики, рациональному использованию трудовых ресурсов.
В соответствии с задачами предусматриваются следующие основные направления реализации Стратегии:
3.1. В части совершенствования системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда:
мониторинг состояния и разработки прогнозных оценок рынка труда края;
разработка прогноза потребности экономики края в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах. Повышение качества прогнозных оценок на основе применения научно-обоснованных методик прогнозирования, изучения потребностей инвесторов, прогнозируемых изменений структуры занятости (в связи с реализацией инвестиционных проектов, технологическими, инновационными изменениями, созданием и модернизацией высокопроизводительных рабочих мест), прогноза социально-экономического развития региона;
организация разработки прогноза баланса трудовых ресурсов;
выявление перспективных направлений развития рынка труда. Оценка сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу, определение структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда (с учетом развития отдельных сфер и отраслей);
обеспечение доступности информации о состоянии и прогнозных оценках рынка труда для населения и работодателей края.
3.2. В части повышения эффективности процессов формирования, привлечения и распределения трудовых ресурсов:
развитие системы профессиональной ориентации на освоение востребованных профессий, в том числе с учетом перспективных потребностей экономики (для молодежи, выходящей на рынок труда, взрослого населения);
развитие системы управления подготовкой кадров в краевых государственных образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечивающей экономику Красноярского края квалифицированными рабочими кадрами и специалистами. Совершенствование механизмов формирования структуры подготовки квалифицированных кадров и специалистов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития края с учетом кадровой потребности муниципальных образований Красноярского края, демографической ситуации, прогноза кадровой потребности экономики и социальной сферы Красноярского края;
содействие развитию взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с работодателями по разработке образовательных программ, проведению производственной практики, содействию трудоустройству молодых специалистов;
содействие профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию взрослого населения (работники в течение периода трудовой деятельности, безработные граждане, незанятые граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность и другие категории);
содействие разработке и внедрению профессиональных стандартов по профессиям, востребованным на рынке труда Красноярского края;
содействие развитию на территории Красноярского края системы оценки и сертификации квалификаций;
реализация на территории Красноярского края мер развития трудовых ресурсов и повышения их мобильности:
а) стимулирование экономической активности населения (вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения трудоспособного возраста);
б) стимулирование территориальной трудовой мобильности;
в) развитие профессиональной мобильности, содействие перераспределению трудовых ресурсов между предприятиями и отраслями в пользу высокопроизводительных рабочих мест;
г) стимулирование привлечения и закрепления молодых специалистов для работы по наиболее востребованным профессиям и специальностям;
эффективное использование дополнительных источников трудовых ресурсов (привлечение квалифицированных специалистов из других регионов, соотечественников, проживающих за рубежом, иностранных работников).
3.3. В части повышения эффективности мер содействия занятости населения:
повышение качества и доступности для граждан и работодателей государственных услуг в сфере содействия занятости;
разработка и реализация мер активной политики занятости, механизмов повышения эффективности содействия работодателям в подборе необходимых работников;
развитие форм и методов содействия занятости, в том числе для отдельных категорий граждан, требующих специальных мер адаптации на рынке труда (выпускники, не имеющие опыта работы, лица с ограниченной трудоспособностью (инвалиды) и другие);
обеспечение превентивных мер содействия занятости работников, находящихся под риском увольнения;
развитие информационных технологий на рынке труда.
3.4. В части обеспечения качества рабочих мест:
повышение эффективности мер в сфере охраны труда:
а) развитие инфраструктуры услуг в области охраны труда;
б) выявление и распространение лучших практик управления охраной труда на территориальном уровне и уровне работодателей;
в) разработка и реализация мер по улучшению условий труда, профилактике профессиональных заболеваний;
организация внедрения на территории Красноярского края систем управления профессиональными рисками;
развитие механизмов повышения качества рабочих мест (за счет обеспечения охраны труда, развития социального партнерства, повышения информированности работодателей о критериях привлекательности рабочих мест для ищущих работу граждан);
содействие реализации на территории Красноярского края мер, способствующих легализации заработной платы, легализации трудовых отношений.
3.5. В части развития социального партнерства на рынке труда:
повышение эффективности механизмов социального партнерства и действующих структур на рынке труда на региональном и муниципальном уровне (соглашения и комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные и межведомственные структуры в сфере охраны труда, содействия занятости, профессиональной ориентации, социальной поддержки и занятости отдельных категорий населения);
реализация мер по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан, не допущению дискриминации при приеме на работу;
координация действий участников рынка труда Красноярского края (органы службы занятости, работодатели, образовательные организации профессионального образования) в вопросах содействия трудоустройству выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
привлечение представителей работодателей, работников, общественности, образования, науки к разработке мер развития системы управления рынком труда, кадрового обеспечения, повышения эффективности содействия занятости.
Приоритетами при реализации основных направлений Стратегии являются:
реализация мер кадрового обеспечения с учетом направлений и перспектив социально-экономического развития (в том числе на уровне отдельных отраслей и муниципальных образований);
развитие локальных рынков труда (кластеры, районы нового освоения, моногорода, сельские поселения, территории Арктической зоны);
максимальное использование местных трудовых ресурсов с учетом их профессионально-квалификационного состава и территориального распределения, оптимизация форм постоянной (включая вахтовый метод работы) и временной занятости;
комплексный подход к кадровому обеспечению (на уровне предприятия, инвестиционного проекта, муниципального образования) с учетом периодов строительства и эксплуатации объектов, развития инфраструктуры;
кадровое обеспечение базовых отраслей экономики, создаваемых и модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест.
4. Механизмы и сроки реализации Стратегии.
Стратегия реализуется в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии согласно приложению.
Общий контроль за реализацией Стратегии осуществляет Правительство Красноярского края.
Орган исполнительной власти края в области содействия занятости населения представляет Правительству Красноярского края отчет о ходе реализации Стратегии ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Реализация Стратегии рассчитана на период до 2020 года.
5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Реализация Стратегии будет способствовать:
обеспечению экономики Красноярского края трудовыми ресурсами необходимой квалификации;
более эффективному использованию трудовых ресурсов региона;
повышению экономической активности трудоспособного населения;
повышению востребованности выпускников профессионального образования на рынке труда;
повышению профессионализма кадров и их конкурентоспособности на рынке труда.
Основным ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение к 2020 году следующих показателей:
доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников - не менее 33,4%;
уровень занятости экономически активного населения - 94,5%;
доля выпускников, получивших высшее или среднее профессиональное образование и трудоустроившихся по полученной специальности (профессии) в течение года после окончания обучения, - не менее 51%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.