В целях оказания методической помощи в организации работы учреждений социального обслуживания по предоставлению социальных услуг и стационарного обслуживания, а также в связи с многочисленными запросами, поступающими от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, учреждений социального обслуживания населения и обслуживаемых в них граждан, Министерство труда и социального развития Российской Федерации направляет ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, подготовленные Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения.
Приложение: на 14 л.
|
Г.Н.Карелова |
Ответы на поступившие в Минтруд России обращения работников стационарных учреждений социального обслуживания, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также обслуживаемых граждан.
Как быть, если пенсионер, проживающий в интернате в течение многих лет, отказывается заключать договор и вносить плату за стационарное обслуживание, мотивируя это тем, что ему достаточно тех минимальных социальных услуг, которые государство обязалось предоставлять ему бесплатно? Возможно ли в рамках одного социального учреждения обслуживание по минимуму и по максимуму? Если подавать в суд на инвалида, то на какие нормы закона ссылаться в исковом заявлении?
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 02.08.95 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и по смыслу принятых во исполнение названной статьи постановлений Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 473 и от 17.04.2002 N 244, стационарное социальное обслуживание рассматривается как деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах и стационарном обслуживании.
Соответственно порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473, а постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 определяется порядок и условия исчисления и взимания платы за стационарное обслуживание.
Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной их оплаты на основании статьи 24 (пункты 2, 3 и 4) Федерального закона Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 утвержден Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Бесплатные социальные услуги имеют право получать граждане пожилого возраста и инвалиды, среднедушевой доход (установленный размер пенсии) которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для данного региона (подпункт 3 пункта 2 статьи 24 вышеназванного федерального закона).
При отнесении граждан пожилого возраста и инвалидов к той или иной группе по оплате социальных услуг (бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты) за основу берется соотношение двух показателей, таких как среднедушевой доход (установленный размер пенсии) и величина прожиточного минимума, установленного для данного региона.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам Пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания, оказывающего эти услуги, на основании представленных гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями документов с учетом величины прожиточного минимума, установленного для данного региона, а также размера платы, взимаемой за стационарное обслуживание.
Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно или за плату) и размер взимаемой с граждан пожилого возраста и инвалидов платы за социальные услуги пересматривается администрацией учреждения при изменении размеров пенсий граждан пожилого возраста и инвалидов, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают или проживали до поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, прожиточного минимума в данном регионе, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг, но не реже двух раз в год.
Поэтому даже социальные услуги, предоставление которых гражданам пожилого возраста и инвалидам гарантировано государством, могут предоставляться указанным гражданам не только бесплатно, но и за плату, как частичную, так и полную.
Статьей 4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" установлено, что федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и сокращение объема гарантированных государством социальных услуг, не допускается.
Сокращать или увеличивать можно только количество дополнительных социальных услуг (не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам по их желанию, и во всех случаях за плату.
При оказании социальных услуг на условиях их оплаты, а также при предоставлении стационарного обслуживания, учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объемы предоставляемых социальных услуг и стационарного обслуживания, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.
Изменение и расторжение договоров осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Что касается платы за стационарное обслуживание, предусмотренной пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", то 17 апреля 2002 года Правительством Российской Федерации было утверждено постановление N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Названное постановление Правительства Российской Федерации устанавливает, что стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется за плату, взимаемую на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между гражданами пожилого возраста или их законными представителями и стационарными учреждениями социального обслуживания.
Учитывая, что в большинстве своем граждане имеют доходы, не превышающие прожиточный минимум, в указанном постановлении Правительства Российской Федерации четко определено соотношение личной доли (вклада) пенсионера к полной стоимости затрат на его содержание. Размер платы за стационарное обслуживание не может превышать 75 процентов установленной ему пенсии.
Что касается действий администрации стационарных учреждений социального обслуживании в случаях отказа граждан пожилого возраста (их законных представителей) от заключения договора на стационарное обслуживание, то сообщаем, что учреждение вправе обратиться в суд за разрешением спора, возникшего в результате нарушения порядка обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания, установленного действующим законодательством в сфере социального обслуживания.
Обязательно ли заключать договор о стационарном обслуживании с гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживавшими в стационарных учреждениях социального обслуживания на момент выхода постановления Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"?
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" было принято во исполнение пункта 7 статьи 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Указанное постановление Правительства Российской Федерации не содержит специальных норм, связанных с периодом проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания, предшествующим заключению договора. Наоборот, по смыслу названного постановления Правительства Российской Федерации, договор о плате за стационарное обслуживание является одним из основных обязательных условий обслуживания и проживания лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях и заключается со всеми гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Заключается такой договор с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации (со 2 мая 2002 года) не только с лицами, вновь поступающими на стационарное обслуживание, но и с теми, кто до этой даты уже числился в качестве обслуживаемых.
Для этого граждане, проживающие в учреждении, индивидуально в письменной форме уведомляются о необходимости заключения договора. Уведомление должно содержать следующие условия: срок, в течение которого заключается договор; основания для заключения договора (плата за стационарное обслуживание взимается на основании постановления Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" и во исполнение Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"); срок, с которого должен быть заключен договор (не ранее, чем с момента введения в действие постановления Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"); полную стоимость затрат на стационарное обслуживание и конкретный размер платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; последствия, применяемые к гражданам или их законным представителям в случае отказа от заключения договора на стационарное обслуживание (в том числе в судебном порядке) и т.п.
Взимается ли плата за стационарное обслуживание с детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания?
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" устанавливает, что плата за стационарное обслуживание взимается на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемым с гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями. То есть предполагается, что и с законными представителями детей-инвалидов.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении (в данном случае государственные или муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания), гарантируется полное государственное обеспечение, т.е. предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного жилья и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Поэтому в отношении детей-инвалидов, подпадающих под действие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", договор о стационарном обслуживании не заключается и, соответственно, плата за их стационарное обслуживание не взимается.
Статьей 1 вышеназванного Федерального закона установлены следующие основные понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
С детьми-инвалидами или их законными представителями, не подпадающими под действие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", договор о стационарном обслуживании заключается, и плата за стационарное обслуживание взимается.
Из вопросов граждан, обслуживаемых в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Переезжая в дом-интернат, я отдала государству свою однокомнатную квартиру. Не продала, как мои соседки по палате, а просто отдала. Почему же теперь от меня требуют платы за проживание, да еще говорят, что жить здесь бесплатно несправедливо по отношению к тем старикам, которые живут дома и сами платят и за свет, и за газ. А моя квартира что-нибудь стоит или нет? Если да, то я за проживание здесь заплатила уже за много лет вперед. Вроде боремся с уравниловкой, а подход опять уравнительный. (Афанасьев, г.Москва)
Жилищный Кодекс РСФСР (ст.10) устанавливает жилищные права и обязанности граждан, регулирующие получение и распоряжение жилыми помещениями, полученными в установленном порядке.
При переезде в дом-интернат Вами было принято решение о передаче занимаемой жилой площади в муниципальную собственность региона, на территории которого находится стационарное учреждение социального обслуживания, в котором Вы проживаете. Однако Вы точно также имели право оформить имеющееся на тот момент жилье в собственность и распоряжаться им в дальнейшем по своему усмотрению.
Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст.24) определен порядок оплаты стационарного обслуживания и социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения принадлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество, на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным порядком в зачет оплаты за стационарное обслуживание не предусмотрено принимать стоимость имеющегося или принадлежащего на праве собственности имущества.
Почему при исчислении платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в порядке определенном постановлением Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", не учитываются установленные действующим законодательством для большинства граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, льготы на оплату занимаемой площади и коммунальных услуг?
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" предусмотрено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания включает затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря и содержание предоставляемых жилых помещений и ее размер определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг.
Расчет платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, производится с учетом норм и нормативов, действующих на территории региона.
В состав затрат по содержанию предоставленных в пользование жилых помещений могут быть включены только позиции, уставленные подстатьей 110710 раздела 110700 приказа Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.99 N 4780-ПК (указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).
Расходы на коммунальные услуги в расчет платы за стационарное обслуживание не принимаются.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, помещаемые в учреждения социального обслуживания, в большинстве своем имеют льготы, установленные законодательством, по оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в домах независимо от вида жилищного фонда) и коммунальных услуг.
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов относятся к жилищному фонду (ст.1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики").
В соответствии с Федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, стационарные учреждения социального обслуживания оказывают содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ, а также оказывают помощь по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления социальных выплат.
Поэтому не представляется возможным производить расчет платы за стационарное обслуживание, включая затраты на содержание не только занимаемой гражданами общей площади жилых помещений, но и в целом общей площади помещений учреждения.
Кроме того, вопросы содержания помещений учреждений социального обслуживания (в т.ч. коммунальные услуги) относятся к компетенции органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, т.е. находятся в ведении собственника данного вида жилищного фонда.
Плата за стационарное обслуживание, вносимая гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, является дополнительным внебюджетным источником финансирования деятельности данных учреждений и не заменяет основного источника финансирований, т.е. средств местных бюджетов.
В настоящее время сложилось тяжелое положение с обеспечением граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах лекарственными препаратами. Можно ли включать в расчет платы за стационарное обслуживание названные расходы, или расходовать средства, поступающие от оплаты стационарного обслуживания на медикаменты и горюче-смазочные материалы?
Что касается расширения перечня затрат, включаемых в расчет платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, путем включения затрат на медикаменты и медицинское обслуживание, а также расходования средств, поступающих от оплаты за стационарное обслуживание, на приобретение медикаментов и горюче-смазочных материалов, то в соответствии с Федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях рассматривается как социальная услуга и во всех случаях предоставляется бесплатно.
Кроме того, в оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы медицинского страхования граждан Российской Федерации.
Поэтому не представляется возможным производить расчет платы за стационарное обслуживание, включая затраты на приобретение лекарственных препаратов.
Вопросы обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами рассматриваются стационарными учреждениями социального обслуживания с привлечением органов здравоохранения региона индивидуально в каждом конкретном случае с учетом необходимости применения данных препаратов.
Кроме того, плата за стационарное обслуживание, вносимая гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, является дополнительным внебюджетным источником финансирования деятельности данных учреждений и не заменяет основного источника финансирования, т.е. средств местных бюджетов.
Учитывая, что плата за стационарное обслуживание вносится по договору, в котором четко определено, из каких позиций (затрат) она исчисляется, то расходование средств, вносимых обслуживаемыми гражданами в обеспечение платы, возможно только на те позиции, из которых эта плата складывается, т.е. только на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря и содержание предоставленного в пользование жилого помещения.
И не представляется возможным расходовать средства, поступающие в обеспечение платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, на иные статьи, кроме тех, из которых она исчисляется.
Контроль за целевым использованием учреждениями средств, поступающих от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание, в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поэтому считаем необходимым рекомендовать органам социальной защиты населения разработать и утвердить названный порядок постановлением Главы субъекта Российской Федерации. В этом документе необходимо отразить механизм расчета платы за стационарное обслуживание для различных видов учреждений (психоневрологические, общего профиля, специальные, детские), механизм утверждения платы, периодичность ее утверждения, контрольные функции и т.п.
В каком порядке утверждаются нормы питания и нормативы обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, используемые для исчисления платы за стационарное обслуживание?
Министерством были разработаны и утверждены постановлениями Минтруда России от 15 февраля 2002 г. N 12 Методические рекомендации по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и от 24 апреля 2002 г. N 29 Рекомендации по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Названные документы носят рекомендательный характер. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федераций могут распространить на территории субъекта действие названных Рекомендаций или с учетом особенностей деятельности стационарных учреждений социального обслуживания региона самостоятельно утверждать нормативы.
Расчет платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, производится с учетом норм и нормативов, действующих на территории региона.
Как получать плату за стационарное обслуживание с граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и являющихся получателями пенсии по линии Министерства обороны?
В соответствии со статьей 59 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военным пенсионерам, проживающим в домах-интернатах (пансионатах), установлена выплата разницы между суммой их пенсии и стоимостью содержания в доме-интернате (пансионате), но не менее 20 (25) процентов суммы назначенной пенсии.
Однако депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Н.Волковым был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 199558-3 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Указанный законопроект предусматривает устранение ограничений в выплате пенсий военным пенсионерам, проживающим в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Указанный проект федерального закона 03.07.2002 N 4028п-П4 был одобрен Правительством Российской Федерации и 16 октября 2002 г. одобрен Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении.
По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" размер платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должен быть исчислен таким образом, чтобы пенсионер после внесения назначенной ему суммы платы имел средства на личные нужды, при этом размер оплаты за стационарное обслуживание не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что до внесения изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" взимать плату за стационарное обслуживание с граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся получателями пенсии в соответствии с названным Законом, не представляется возможным.
В соответствии с п.2.3. главы II формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденной постановлением Минтруда России от 17.05.2002 N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", при отсутствии "Заказчика" в учреждении свыше 15 календарных дней в месяц, плата за стационарное обслуживание за текущий месяц не взимается. Значит ли это, что постановление Минтруда России от 30.7.2001 N 60 "О выплате пенсий в период временного отсутствия пенсионеров в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания" утратило силу или в него внесены изменения?
За время отсутствия пенсионера в учреждении социального обслуживания свыше 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц не взимается. Причины такого отсутствия и порядок его оформления определяются в Уставе учреждения (Положении о порядке приема, проживания и выписки граждан пожилого возраста и инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания), исходя из норм законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания. За время отсутствия, соответственно, менее 15 календарных дней в месяц плата за стационарное обслуживание за текущий месяц взимается.
Что касается применения постановления Минтруда России от 30.07.2001 N 60 "О выплате пенсий в период временного отсутствия пенсионеров в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания", то сообщаем, что принятые нормативные правовые акты во исполнение действовавшего до 1 января 2002 года пенсионного законодательства, применяются поскольку, поскольку они не противоречат Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Постановление Минтруда России от 30.07.2001 N 60 было принято во исполнение ст.122 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Данной нормой было предусмотрено пенсионерам независимо от основания назначения и вида пенсии, проживающим в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, производить выплату назначенной пенсии не в полном объеме. Разница между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии перечислялась на счета стационарных учреждений социального обслуживания сверх бюджетных ассигнований.
Федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат специальных норм, связанных с какими-либо ограничениями при выплате установленного размера пенсии. Согласно букве и смыслу названных федеральных законов установленная пенсия выплачивается полностью.
Это касается и порядка выплаты пенсий пенсионерам, проживающим в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Поэтому названное постановление Минтруда России не подлежит применению, как противоречащее действующему пенсионному законодательству, и в настоящее время подготовлен проект постановления Минтруда России о признании утратившими силу ряда нормативных правовых актов, в том числе и постановления Минтруда России "О выплате пенсий в период временного отсутствия пенсионеров в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания".
В каком порядке заключается договор о стационарном обслуживании и оплате предоставляемых социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным в установленном порядке недееспособными, если опекуном этих граждан является администрация стационарного учреждения?
В случае, когда гражданин, признается в установленном порядке недееспособным, то он не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени все сделки совершает его опекун (ст.29 ГК РФ).
В большинстве случаев, функции опекунов (т.е. законных представителей) граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, возлагаются на администрацию указанных учреждений.
В таком случае заключение договора о стационарном обслуживании невозможно, т.к. опекун не вправе совершать сделки с подопечными за исключением случаев заключения безвозмездных сделок, совершаемых к выгоде подопечного (ст.37 ГК РФ), а также выступать представителем обеих сторон по договору.
Однако на органы опеки возложены обязанности по осуществлению надзора за деятельностью опекунов, что подразумевает под собой и оказание опекунам необходимой помощи и содействия.
Кроме того, опекун с разрешения органа опеки, может распоряжаться доходами подопечного гражданина (п.1 ст.37 ГК РФ), кроме случаев, когда подопечные вправе это делать самостоятельно.
Поэтому в каждом конкретном случае необходимо принимать решение о заключении договора о стационарном обслуживании с недееспособными гражданами пожилого возраста и инвалидами, законными представителями которых выступают администрации стационарных учреждений социального обслуживания, по согласованию с органами опеки.
По мнению Минтруда России, наиболее верным было бы, чтобы при заключении договоров о стационарном обслуживании интересы недееспособных граждан представляли органы опеки.
Подлежат ли налогообложению денежные средства, поступающие от граждан пожилого возраста и инвалидов в обеспечение платы за стационарное обслуживание и социальных услуг?
Что касается налогообложения средств, поступающих от оплаты социальных услуг и стационарного обслуживания, то в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации четко указаны возможные источники поступления средств, которые не учитываются при определении налоговой базы некоммерческих организаций.
Поименованные в названной статье Налогового Кодекса РФ средства целевого финансирования и перечень целевых поступлений являются исчерпывающими.
Согласно статье 247 Главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом.
Следовательно, средства, получаемые бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и выполнения работ, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, прибыль, полученная от указанных видов деятельности, учитывается при определении налоговой базы.
Исходя из изложенного, полученная учреждениями социального обслуживания населения плата за оказание социальных услуг, в том числе входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг на условиях их оплаты, от оказания дополнительных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также плата за стационарное обслуживание являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и прибыль, полученная от указанной деятельности, учитывается при определении налоговой базы, в порядке, определенном Кодексом.
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
По вопросу отнесения средств, получаемых учреждениями социального обслуживания, к выручке о# реализации услуг или целевым средствам, и соответственно их налогообложению налогом на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать положения статьи 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации сот# 15.04.96 N 473, и постановление Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Указанными нормативными правовыми документами предусмотрено, что при оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты и стационарного обслуживания, учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста или их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объемы предоставляемых услуг, стационарного обслуживания, сроки, порядок и размер их предоставления. Изменение и расторжение договоров осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, денежные средства, получаемые учреждениями социального обслуживания от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве оплаты социальных услуг и стационарного обслуживания, являются выручкой и подлежат налогообложению налогом на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке.
Руководитель Департамента по делам |
Н.Е.Ускова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минтруда РФ от 15 ноября 2002 г. N 7639-ГК "О предоставлении социальных услуг и стационарного обслуживания"
Текст письма официально опубликован не был