Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Разделы программы
2.1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Забота о здоровье детей является одним из важнейших приоритетов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. Пр-271.
В 2007-2010 годах управлением образования реализовывалась городская целевая программа "Здоровье и образование". За это время в образовательных учреждениях приобретено оборудование и программные материалы для организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению: Монтессори-оборудование в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 2" и "Детский сад комбинированного вида N 16", оборудование для коррекционного блока в МБОУ "СОШ N 5", оборудование в кабинет логопеда и социально-бытовой ориентировки МБОУ "СОШ N 15" и оборудование для кабинета релаксации в МБОУ "СОШ N 11", оборудование для кабинета ЛФК в МБОУ "СОШ N 6", оборудование биологически обратной связи (лого-БОС и БОС дыхание) в МБОУ "СОШ N 1" и МБОУ "СОШ N 16", диагностическая программа "Лонгитюд" в МБОУ Центр ПМСС "Спутник". Введены ставки специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и организована их профессиональная переподготовка, введены 1,25 ставки учителя-тифлопедагога в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 39". Анализ деятельности по реализации городской целевой программы "Здоровье и образование" в 2007-2010 гг. показал, что в ходе решения поставленных задач удалось получить определенные значимые результаты.
За последние годы заметно активизировалась работа образовательных учреждений по воспитанию у школьников культуры здоровья и формированию здорового образа жизни, по созданию здоровьесберегающей среды и внедрению соответствующих педагогических технологий. Команды 6 школ стали участниками регионального проекта "Школа - территория здоровья" - СОШ N 1, N 5, N 6, N 15, N 16 и N 17. Управлением образования Администрации города Ачинска разработан комплекс мер по пропаганде здорового образа жизни и правильного питания.
С целью создания адекватных условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья учащихся с ОВЗ, разработан проект по интегрированному образованию. Управлению образования Администрации города присвоен статус базовой площадки Красноярского краевого института повышения квалификации и переподготовки работников образования, подписан договор о сотрудничестве и методическом сопровождении процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательные учреждения города Ачинска.
В течение последних лет активизировалась деятельность по лицензированию в образовательных учреждениях специальных (коррекционных) программ для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится работа по включению детей-инвалидов в федеральный проект, поддерживаемый Министерством образования и науки Красноярского края по дистанционному образованию обучающихся по состоянию здоровья на дому.
В общеобразовательных учреждениях и управлении образования создана база данных "Дети с ограниченными возможностями здоровья", которая позволяет вести постоянный учет детей, нуждающихся в обеспечении специальных условий для получения образования в учреждениях города Ачинска, осуществлять контроль за качеством обучения и воспитания.
Несмотря на проводимые программные мероприятия, сохраняется отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья несовершеннолетних, и до конца не решенной остается проблема обеспечения условий в образовательных учреждениях города для организации обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Организация образовательного процесса ребенка с ОВЗ регламентирована Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288. В данном документе п.46 обозначена необходимость организации бесплатного двухразового питания обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, большинство из которых - дети с ослабленным здоровьем. На сегодняшний день право на двухразовое бесплатное питание за ребенком с ОВЗ закреплено и обеспечивается только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В образовательных учреждениях города Ачинска функционируют специальные (коррекционные) и интегрированные классы для детей с ОВЗ, однако, они получают только одноразовое бесплатное питание, так как являются детьми из малообеспеченных семей.
Обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей, обучающихся по специальным коррекционным программам, позволит в полном объеме реализовать учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, повысить эффективность реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых с детьми по адаптации, социализации и профессионально-трудовой подготовке и позитивно отразится на здоровье учащихся.
В настоящее время значительная часть оборудования образовательных учреждений, реализующих программы специальных (коррекционных) учреждений, не в полном объеме соответствует современным требованиям, часть имеющегося оборудования является изношенным, обеспеченность инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 70% от потребностей, что сказывается на качестве обучения и воспитания детей с ОВЗ. При условии подушевого финансирования выделяемых на укрепление материально-технической базы средств из краевого бюджета не достаточно, чтобы в короткий срок создать условия для качественного обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Охват дошкольным образованием детей с ОВЗ на сегодняшний день низкий и составляет не более 40% от общего количества детей с ОВЗ в возрасте до 7 дет. Дети, родители которых занимаются воспитанием самостоятельно, не имеют возможности получить необходимое психолого-медико-педагогическое сопровождение в связи с отсутствием системы раннего выявления и помощи. В связи с тем, что МБДОУ финансируются из средств местного бюджета, большая часть бюджета МБДОУ расходуется не на создание новых условий для интеграции детей с ОВЗ в детские сады города, а на поддержание функционирования учреждения в том статусе, в котором оно существует.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на здоровьесбережение учащихся и воспитанников образовательных учреждений, а также на обеспечение доступного качественного образования для детей с ОВЗ города Ачинска, позволяет обозначить следующие ключевые проблемы:
- недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих необходимую подготовку в области специального образования и здоровьесберегающих технологий;
- несоответствие с лицензионными требованиями условий для обучения и воспитания, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ряде образовательных учреждений города: слабая материально-техническая база по профессионально-трудовому обучению, отсутствие оборудованных кабинетов по социально-бытовой ориентировке, недостаточная укомплектованность материалами и оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение, несоблюдение нормативных требований к оборудованию медицинских блоков образовательных учреждений;
- необеспеченность двухразового бесплатного питания обучающихся по специальным (коррекционным) программам затрудняют возможность реализации учебных планов по программам VII-VIII вида;
- отсутствие в МБДОУ условий, необходимых для интеграции детей с ОВЗ и работы служб раннего сопровождения: нет приспособленных помещений, дефицит подготовленных к работе с детьми с ОВЗ специалистов и педагогов. В результате большинство детей с ОВЗ остаются не включенными в образовательный процесс и имеют неравные образовательные возможности при поступлении в школу.
Решить вышеобозначенные проблемы целесообразно именно программно-целевым методом, так как, выполняя конкретные программные мероприятия, финансируемые по целевому принципу, можно обеспечить сохранение здоровья участников образовательного процесса и получение доступного качественного образования детьми с ОВЗ не в долгосрочной, а в ближайшей перспективе.
2.2. Основные цели и задачи, сроки выполнения программы,
целевые индикаторы и показатели результативности
Основная цель представляемой программы - создание условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса и обеспечение доступного качественного образования для детей с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровнего подходов в педагогике здоровья внутри образовательных учреждений посредством экспертизы программ по здоровьесбережению;
- повышение профессионального мастерства педагогов через освоение эффективных практик обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города через обеспечение оборудованием кабинетов специалистов, осуществляющих сопровождение, предметных кабинетов, медицинских блоков дошкольных учреждений;
- выделение средств на обеспечение бесплатного двухразового питания детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам;
- увеличение количества мест в МБДОУ для детей с ОВЗ через открытие специализированных групп и групп кратковременного пребывания для детей с ОВЗ с раннего возраста;
- разработка, апробирование и внедрение учебных программ по физической культуре оздоровительной направленности и современных здоровьесберегающих технологий.
Сроки выполнения программы - 2011-2013 годы.
Целевыми индикаторами и показателями результативности программы "Здоровье и образование" являются:
- увеличение количества программ по здоровьесбережению, прошедших процедуру рецензирования, от 20% до 30%;
- приобретение оборудования для медицинских блоков трех МБДОУ;
- увеличение количества учащихся с ОВЗ, получающих качественную образовательную услугу, с 65% до 73%;
- увеличение количества дошкольников с ОВЗ получающих качественную образовательную услугу, с 50% до 60%;
- увеличение количества образовательных учреждений, имеющих специализированные кабинеты, соответствующие современным требованиям для оказания психолого-медико-педагогической помощи, на 15% от общего количества;
- оснащение 2-х образовательных учреждений спортивным инвентарем и специальным лечебно-физкультурным оборудованием для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- увеличение количества оборудованных предметных кабинетов для организации обучения детей с ОВЗ в пяти образовательных учреждениях;
- оборудование кабинетов для работы с детьми раннего возраста в 3-х образовательных учреждениях;
- обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ОВЗ, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, от 0% до 100%;
- увеличение количества педагогов образовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации, до 70% от общего количества педагогов, реализующих специальные (коррекционные) программы и работающих с детьми с ОВЗ.
2.3. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Программа является согласованным по задачам, срокам, исполнителям и финансовым ресурсам документом и позволит в системе и эффективно решить главную задачу: создание условий для сохранения, укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и обеспечение доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм выполнения поставленных в программе задач основывается на целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Реализацию программы обеспечивает управление образования Администрации города Ачинска.
Управление образования Администрации города Ачинска:
- осуществляет контроль за ходом выполнения Программы и эффективным использованием бюджетных средств, производит оценку реализации Программы и достижения конечного результата;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям программы.
Источниками финансирования программы являются средства бюджета города Ачинска.
Выполнение работ, оказание услуг, сумма затрат на которые превышает 100,0 тысяч рублей, осуществляется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Исполнителями программы являются управление образования Администрации и муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Ачинска. Исполнители несут ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение программных мероприятий, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Управление экономического развития и планирования Администрации города, финансовое управление Администрации города осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение Программы.
2.4. Оценка эффективности реализации программных мероприятий
Реализация программных мероприятий позволит:
- увеличить количество программ по здоровьесбережению, прошедших процедуру рецензирования, до 30%;
- приобрести оборудование для лицензирования медицинских блоков трех МБДОУ;
- увеличить количество учащихся с ОВЗ, получающих качественную образовательную услугу, до 73%;
- увеличить количество дошкольников с ОВЗ, получающих качественную образовательную услугу, до 60%;
- увеличить количество образовательных учреждений, имеющих специализированные кабинеты, соответствующие современным требованиям для оказания психолого-медико-педагогической помощи, на 15% от общего количества;
- оснастить два образовательных учреждения спортивным инвентарем и специальным лечебно-физкультурным оборудованием для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- увеличить количество оборудованных предметных кабинетов для организации обучения детей с ОВЗ;
- оборудовать кабинеты для работы с детьми раннего возраста в трех образовательных учреждениях;
- обеспечить бесплатным двухразовым питанием детей с ОВЗ, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, до 100%;
- увеличить количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации до 70% от общего количества педагогов, реализующих специальные (коррекционные) программы и работающих с детьми с ОВЗ.
Оценку эффективности программы осуществляет управление образования Администрации города Ачинска по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации.
Управление образования до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет в Администрацию города сведения об оценке эффективности реализации целевой программы за отчетный период согласно форме, указанной в Порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, утвержденной распоряжением Главы города Ачинска от 09.12.2008 N 3549-р.
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 15 сентября 2011 г. N 310-П раздел 2.5 настоящего Приложения изложен в новой редакции
2.5. Мероприятия, ожидаемые результаты
и ресурсное обеспечение программы "Здоровье и образование"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.