Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка муниципальной проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Конституцией Российской Федерации гарантируется, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и граждан пожилого возраста, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обслуживание граждан, проживающих на территории ЗАТО Железногорск, является одной из составляющих социальной поддержки граждан и представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг. Развитие системы социального обслуживания граждан определяется, в первую очередь, нуждаемостью граждан в социальном обслуживании, их потребностями в социальных услугах.
По состоянию на 01.01.2017 в ЗАТО Железногорск более 29,3 тыс. граждан пожилого возраста (более 30% от общей численности населения ЗАТО Железногорск (93,598 тыс. человек)), нуждаются в поддержке государства и состояло на учете в Управлении социальной защиты населения Администрации закрытого территориально-административного образования город Железногорск (далее УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск), из них одиноко проживающих 7,4 тыс. граждан и 5,7 тыс. граждан - в семьях одиноко проживающих супружеских пар.
Выявленная тенденция увеличения количества граждан пожилого возраста требует дополнительных затрат на социальное обеспечение, указывает на необходимость создания эффективного функционирования развитой системы социальной поддержки граждан, способной оказывать различные виды социальной помощи, услуг, социального обслуживания и мер социальной поддержки, применяя инновационные технологии.
На 01.01.2017 на учете в УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск состоят 4 805 инвалидов, что составляет более 5% от населения ЗАТО Железногорск.
Из общей численности инвалидов:
288 - дети-инвалиды;
377 - инвалиды молодого возраста (18-35 лет);
34 - инвалиды по слуху;
140 - инвалиды по зрению;
164 - с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе 66 - инвалиды, использующие кресла-коляски.
Реабилитация и абилитация инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, расширение реабилитационных услуг, возвращение инвалидов в социум остаются задачами, значимыми для всего общества.
Обеспечение качества и доступности предоставления базовых социальных реабилитационных услуг может быть достигнуто за счет внедрения современных технологий (прокат технических средств реабилитации, оснащение муниципального учреждения социального обслуживания современным реабилитационным оборудованием, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, методическое обеспечение и подготовка специалистов с учетом современных требований, социальное партнерство с общественными организациями инвалидов).
Применительно к семьям с детьми используются различные технологии социальной работы, осуществляется внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи, детей и отдельных граждан в социальной поддержке, учитывая особенности местных социально - экономических условий.
На учете в УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск по состоянию на 01.07.2017 состояло 9 тыс. семей, имеющих 11,97 тыс. детей в возрасте до 18 лет, из которых 25 семей (38 детей), находящихся в социально опасном положении (для сравнения, за тот же период прошлого года: 33 семьи, в них - 39 детей).
В работе с семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации, безусловным приоритетом является нестационарное социальное обслуживание, направленное на профилактику негативных отношений в семье и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие (возвращение в родную семью, помощь в обретении новой семьи), профилактику детской инвалидности, защиту прав несовершеннолетних.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Социальное обслуживание граждан регулируется постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014 N 600-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг".
В ЗАТО Железногорск социальное обслуживание граждан осуществляется Краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Железногорский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" и Муниципальным бюджетным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - МБУ "КЦСОН").
В 2016 году сеть учреждений социального обслуживания ЗАТО Железногорск, оказывающих социальные услуги нестационарной формы, оптимизирована. В марте 2016 года Муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" переименовано в МБУ "КЦСОН". С декабря 2016 года проведена процедура реорганизации муниципальных учреждений социального обслуживания путем присоединения Муниципального казенного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" к МБУ "КЦСОН"
По состоянию на 01.01.2017 услугами нестационарного социального обслуживания воспользовались в МБУ "КЦСОН":
более 3 тыс. человек из категорий граждан признанных нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с законодательством, в том числе более 560 человек из категории граждан пожилого возраста и инвалидов - услугами отделений социальной помощи на дому и социально-медицинского отделения;
Реализация долгосрочных муниципальных целевых программ за период 2011-2013 годы (на условиях софинансирования с краевым бюджетом), позволила ввести на территории ЗАТО Железногорск службу "Социальное такси" (приобретен специальный транспорт с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата), открыть социально-реабилитационное отделение в МБУ "КЦСОН".
Работа службы "Социальное такси" осуществляется в соответствии с постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск от 22.11.2011 N 2144 "Об утверждении Положения "О предоставлении платной услуги "Социальное такси". По состоянию на 01.01.2017 услугами воспользовались более 100 человек.
Созданное в сентябре 2011 года социально-реабилитационное отделение (далее - СРО) на базе МБУ "КЦСОН" оказывает реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам с применением технического оснащения. В СРО оборудованы: зал адаптивной физкультуры, сенсорная комната, комната социально-бытовой адаптации и компьютерный класс. За 2016 год реабилитационные услуги получили более 550. человек из числа граждан пожилого возраста и инвалидов. Имеется потребность в расширении видов реабилитационных услуг.
Сохранение социальной и интеллектуальной активности граждан пожилого возраста и инвалидов посредством организации просветительских и учебных занятий, создание условий для их адаптации в современном обществе послужило мотивацией для начала занятий в компьютерном классе СРО МБУ "КЦСОН", открытом в декабре 2012 года. Уже в 2012 году обучено компьютерной грамотности 20 инвалидов и граждан пожилого возраста, в 2013 году обучено 110 человек, в 2014 - 170, в 2015 - 109, в 2016 - 31 (уровень начального пользователя, интернет, электронная почта, скайп, электронные услуги).
Обеспечение доступности и качества социальных услуг входит в число приоритетных задач отрасли.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, показатели результативности
Основной целью подпрограммы является:
повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующей задачи:
обеспечение потребностей граждан, в том числе пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании.
Перечень и значения показателей результативности подпрограммы приведен в Приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
Посредством данных целевых индикаторов определяется степень исполнения поставленной цели и задачи, в том числе:
качества социальных услуг, оказываемых гражданам ЗАТО Железногорск МБУ "КЦСОН";
безопасности и комфортности условий получения социальных услуг в МБУ "КЦСОН".
Выбор подпрограммных мероприятий основывается на эффективности решения поставленной задачи.
Перечень мероприятий приведен в Приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
При реализации подпрограммы УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск осуществляет следующие полномочия:
мониторинг реализации подпрограммных мероприятий;
контроль за ходом реализации подпрограммы;
контроль за соблюдением федерального и краевого законодательства, муниципальных правовых актов ЗАТО Железногорск при исполнении подпрограммных мероприятий;
подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
Функции исполнителя подпрограммы МБУ "КЦСОН" в области реализации мероприятий подпрограммы осуществляются в соответствии с Уставом учреждения, утвержденного муниципальным правовым актом ЗАТО Железногорск.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Источниками финансового обеспечения подпрограммы являются средства краевого и местного бюджетов на финансирование расходов, связанных с осуществлением переданных органам местного самоуправления Законом края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан" отдельных государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан и за счет средств местного бюджета на реализацию дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Решение задачи "Обеспечение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании" настоящей подпрограммы осуществляется МБУ "КЦСОН" в соответствии с Федеральными законами от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законами Красноярского края от 16.12.2014 N 7-3023 "Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае", от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", от 10.12.2004 N 12-2707 "О социальной поддержке инвалидов", от 09.12.2010 N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", от 07.07.2009 N 8-3618 "Об обеспечении прав детей на отдых, оздоровление и занятость в Красноярском крае", постановлениями Администрации ЗАТО г.Железногорск от 31.01.2011 N 222 "Об осуществлении государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания" и об утверждении муниципального задания МБУ "КЦСОН".
Решение указанной задачи осуществляется посредством оказания гражданам муниципальных услуг, установленных муниципальным заданием.
Муниципальное задание определяет требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказываемых муниципальных услуг.
Свою деятельность МБУ "КЦСОН" осуществляет по предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными и краевыми законами, иными правовыми и нормативными актами, муниципальными правовыми актами ЗАТО Железногорск с соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения, норм и правил, установленных Постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014 N 600-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и Порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг".
МБУ "КЦСОН" оказывает 43 муниципальные услуги установленным категориям потребителей по 3 формам:
1. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.
2. Предоставление социального обслуживания в форме на дому (ОЧНО).
3. Предоставление социального обслуживания в форме на дому (ЗАОЧНО).
Финансирование расходов на предоставление муниципальных услуг по социальному обслуживанию осуществляется в соответствии с нормативами затрат в рамках муниципального задания. Нормативы затрат утверждены постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск.
МБУ "КЦСОН" на выполнение муниципального задания (включая средства на содержание закрепленного за ними имущества и оплату налогов) получает субсидии из бюджета ЗАТО Железногорск, объем которых формируется за счет субвенций из краевого бюджета в соответствии с Законами края от 16.12.2014 N 7-3023 "Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае", от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", а также получает субсидии за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск на выполнение муниципального задания.
УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск принимает и исполняет денежные обязательства по предоставлению субсидии на выполнение муниципального задания (далее - субсидии) МБУ "КЦСОН" на основании заключенных Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Сторонами заключенных соглашений являются Администрация ЗАТО г.Железногорск и УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск, МБУ "КЦСОН".
УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск перечисляет субсидии на лицевой счет МБУ "КЦСОН".
Повышение мотивации работников учреждения к качественному предоставлению социальных услуг в рамках исполнения настоящей подпрограммы осуществляется МБУ "КЦСОН" в соответствии с Законами края от 16.12.2014 N 7-3023 "Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае", от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", постановлениями Администрации ЗАТО г.Железногорск от 31.01.2011 N 222 "Об осуществлении государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания", от 10.06.2011 N 1011 "Об утверждении Положения о системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений ЗАТО Железногорск", от 17.05.2012 N 825 "Об утверждении Примерного положения "О системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и муниципальных казенных учреждений социального обслуживания".
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Организацию управления подпрограммой осуществляет УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск.
Контроль за исполнением мероприятий подпрограммы осуществляет УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск в форме мониторинга выполнения мероприятий подпрограммы (текущий контроль) и отчетности исполнителей по итогам реализации подпрограммы.
УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск в ходе реализации мероприятий подпрограммы:
а) координирует деятельность исполнителей подпрограммы;
б) запрашивает у исполнителей подпрограммы сведения, необходимые для проведения мониторинга исполнения программных мероприятий;
в) проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых исполнителями подпрограммы;
г) при необходимости, инициирует внесение изменений в муниципальную программу по мероприятиям подпрограммы;
д) запрашивает у исполнителей подпрограммы информацию, необходимую для подготовки ежеквартального и годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы по мероприятиям подпрограммы.
Исполнители подпрограммы по запросу УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск предоставляют информацию о реализации мероприятий подпрограммы в сроки и по форме, установленные УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск, и несут ответственность за реализацию мероприятий подпрограммы, обеспечивая целевое использование финансовых средств, а также за достижение значений показателей эффективности и результативности мероприятий подпрограммы.
УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск формирует ежеквартальный и годовой отчет о реализации муниципальной программы с учетом исполнения мероприятий подпрограммы на основе информации, предоставленной исполнителями подпрограммы.
Годовой отчет согласовывается исполнителями подпрограммы в части мероприятий подпрограммы, исполнителями которых они являются.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы выполняется на основе достижений целевого показателя.
Реализация настоящей подпрограммы позволит:
решить проблемы удовлетворения потребности в социальных услугах всех обратившихся граждан, в том числе удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе;
сохранить уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг, не ниже 95%;
внедрить формы стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому: мобильные бригады, домашнее визитирование, удаленное сопровождение в рамках региональной информационно-аналитической системы поддержки процесса реабилитации инвалидов (РИАС).
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень подпрограммных мероприятий приведен в Приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Источниками финансирования подпрограммы являются средства краевого, местного бюджета.
Общий объем средств на реализацию подпрограммы составляет 113 669 457,00 рублей, в том числе:
2018 год - 37 899 819,00 руб., в т.ч. субвенций - 35 562 600,00 руб.;
2019 год - 37 899 819,00 руб., в т.ч. субвенций - 35 562 600,00 руб.;
2020 год - 37 899 819,00 руб., в т.ч. субвенций - 35 562 600,00 руб.
Средства, необходимые для обеспечения реализации УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск, муниципальным учреждением социального обслуживания мероприятий подпрограммы, учитываются в общем объеме субвенций, направляемых бюджету ЗАТО Железногорск в соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.