Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 21 ноября 2011 г. N 411-П настоящее Приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Постановлению Администрации г.Ачинска
от 30 июля 2010 г. N 245-П
Долгосрочная городская целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории
г.Ачинска" на 2010-2012 годы
21 ноября 2011 г., 26 марта 2012 г.
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная городская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории г.Ачинска" на 2010-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Исполнители мероприятий Программы |
Управление ЖКХ Администрации города, управление здравоохранения Администрации города, управление образования Администрации города, управление социальной защиты населения Администрации города, отдел спорта, туризма и молодежной политики Администрации города, отдел культуры Администрации города, предприятия города |
Разработчик Программы |
Управление ЖКХ Администрации города |
Цели и основные задачи Программы |
Цель Программы: - обеспечение эффективного использования энергетических ресурсов Задача Программы: - экономия электрической, тепловой энергии, ресурсов водоснабжения |
Целевые индикаторы |
В соответствии со значениями целевых показателей Программы приложения 3 |
Срок реализации Программы |
2010-2012 гг. |
Объемы и источники финансирования |
322 828,79 тыс. рублей - всего, из них средства: местного бюджета: - 3 552,14 тыс. рублей - всего, в том числе: 2011 год - 604,39 тыс. рублей, 2012 год - 2 947,75 тыс. рублей. средства предприятий: - 319 276,65 тыс. рублей - всего, в том числе: 2010 год - 87 118,89 тыс. рублей, 2011 год - 119 507,81 тыс. рублей, 2012 год - 112 649,96 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- снижение расхода электроэнергии; - снижение расхода топлива (угля); - уменьшение аварийности на магистральных водопроводных сетях; - снижение потерь воды на магистральных водоводах; - снижение потерь тепловой энергии; - снижение технологических потерь при передаче тепловой энергии; - снижение эксплуатационных затрат при обслуживании уличного освещения города; - проведение энергетических обследований городских муниципальных учреждений и предприятий. |
Контроль за исполнением Программы |
Администрация города |
2. Обоснование программы
2.1. Постановка проблемы
В условиях роста тарифов на энергоресурсы одной из основных угроз социально-экономическому развитию города Ачинска становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Дальнейший рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
4. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития муниципального образования.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- незавершенностью реформирования энергетики и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне;
- дерегулированием рынков энергоносителей;
- прогнозируемой в условиях либерализации высокой волатильностью регионального рынка энергоносителей и его зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Ачинска.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
В предстоящий период решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.
В общей массе затрат на энергоснабжение предприятий, учреждений и жилищно-коммунального комплекса значительную долю занимают затраты на тепловую энергию.
Мероприятия по сокращению этих затрат являются самыми актуальными.
В основу настоящей Программы положен Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для системы тепло-, водоснабжения города характерны следующие основные проблемы:
- высокая стоимость энергоресурсов (тепловой энергии);
- высокие потери энергоресурсов;
- высокие удельные затраты;
- расточительное расходование энергоресурсов;
- низкая надежность и изношенность оборудования;
- низкий уровень качественного регулирования режимов;
- низкая эффективность котельных;
- отсутствие систем регулирования у потребителей;
- неудовлетворительный гидравлический режим сетей;
- отсутствие стимулов к энергосбережению.
Ни одно из трех звеньев системы отопления (производство, транспорт, потребление) не работает в оптимальном режиме. Главная задача - создание комфортных условий в помещениях выполняется неудовлетворительно с большими затратами.
Имеет место недогрев потребителей при температуре наружного воздуха ниже -16°С (после достижения зоны срезки температурного графика) и перегрев при более высоких температурах.
Эффективность использования тепловой энергии низка, резервы энергосбережения имеются на всех этапах жизненного цикла энергоресурса - производства, транспорта, потребления.
Освещение части улиц города осуществляется устаревшими светильниками РКУ 400, имеющими низкий КПД и, в большинстве случаев, давно выработавшими свой ресурс. Необходимо выполнить реконструкцию данных уличных осветительных сетей с заменой 400 шт. светильников РКУ 400 на экономичные экологически безопасные светильники с натриевыми лампами мощностью 150 Вт.
Основной задачей в жилищном фонде, муниципальном фонде, в социальной сфере является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости к современным требованиям, поэтапной реализации проектов высокой энергетической эффективности на объектах муниципальной собственности.
2.2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет сокращения платежей за тепловую и электрическую энергию;
- создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов производителями и потребителями энергии;
- создание комфортных условий в помещениях предприятий и учреждений, финансируемых из бюджета города, в жилищном секторе;
- снижение экологической нагрузки на окружающую среду города.
Цели Программы будут достигаться путем разработки эффективных финансово-экономических механизмов и внедрения эффективных технологий производства, транспортировки, преобразования и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета и регулирования энергопотребления.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, можно распределить по сферам:
Экономическая сфера:
- составление материального и финансового баланса энергопроизводства и энергопотребления;
- снижение доли бюджетных расходов на потребляемые энергетические ресурсы на предприятиях, в организациях, финансируемых из бюджета города, в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- снижение удельного расходования энергоресурсов в расчете на душу населения за счет снижения потерь энергии;
Производственная сфера:
- снижение потерь энергетических ресурсов в инженерных сетях;
- повышение теплозащиты зданий и сооружений;
- снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на муниципальных энергоисточниках;
Научно-техническая сфера:
- установление общего и достижимого для реального использования в ближайшие годы потенциала энергосбережения в г.Ачинске;
- определение баланса теплообеспечения города;
- повышение энергетического КПД действующих энергетических установок.
Постановлением Администрации г.Ачинска Красноярского края от 26 марта 2012 г. N 112-П в подраздел 2.3 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.3. Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- предприятия и организации;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий на предприятии (в организации) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в организации).
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Конкретный перечень мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета города Ачинска в разрезе каждого бюджетного учреждения, органов местного самоуправления города, утверждается правовым актом Администрации города Ачинска.
Отбор исполнителей для выполнения работ по реализации программных мероприятий производится муниципальными заказчиками Программы в установленном для размещения муниципальных заказов порядке.
Для реализации сформированных целей и задач Программы предполагается первоочередное выполнение малозатратных мероприятий, которые позволяют относительно быстро привести систему теплоснабжения города в состояние, соответствующее действующим Нормам и Правилам, и получить экономический эффект, чтобы направить полученные средства на осуществление более эффективных и дорогостоящих мероприятий.
Наиважнейшим для реализации Программы является:
1. Создание системы управления Программой. Ее постоянная работа под руководством и контролем Администрации города.
2. Получение достоверной информации о состоянии всех звеньев системы теплоснабжения. Только ее наличие определит правильность выбора и результаты каждого мероприятия.
3. Основными направлениями работы должны стать:
- снижение теплопотерь и утечек теплоносителя в сетях и у Потребителя;
- снижение расхода циркулирующего теплоносителя и расхода воды на ГВС;
- исключение "перетопов" у потребителей;
- установление оптимального теплового и гидравлического режимов тепловых сетей;
- внедрение приборного учета тепла и теплоносителя;
- снижение нерациональных затрат в муниципальных котельных.
4. Системный подход к вопросам теплоснабжения требует параллельной работы на всех звеньях системы - производство, транспорт, потребление.
5. Основная доля эффекта (экономического, социального и др.) должна быть получена от простой нормализации работы системы теплоснабжения.
6. Средства из бюджета города направленные на реализацию мероприятия по модернизации электрооборудования трамвайного вагона, путем замены реастатно-контакторной системы управления электродвигателей трамвайного вагона, предоставляются муниципальному унитарному предприятию "Городской электрический транспорт" (далее МУП "ГЭТ") в виде субсидии. Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Предоставление субсидий МУП "ГЭТ" на реализацию указанных мероприятий осуществляется в порядке согласно приложению N 4.
2.4. Организация управления программой
Муниципальные заказчики Программы в сроки, установленные Администрацией г.Ачинска, направляют координатору Программы:
- информацию о реализации программных мероприятий по формам, установленным координатором Программы;
- ежегодные доклады о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Ежегодные доклады должны содержать:
- сведения о результатах реализации программных мероприятий в отрасли за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах средств, привлеченных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы утвержденным показателям;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенных мероприятий, в том числе по реконструкции и строительству объектов, включенных в Программу;
- оценку эффективности результатов реализации Программы;
- оценку влияния фактических результатов реализации программных мероприятий на социальную сферу и экономику муниципального образования.
Контроль за ходом выполнения программных мероприятий производится координатором Программы по указанным в паспорте Программы показателям и индикаторам, позволяющим оценить ход ее реализации.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств на реализацию программных мероприятий в установленном порядке осуществляют контролирующие органы.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением городского Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях:
энергетических паспортов;
топливно-энергетических балансов;
актов энергетических обследований;
установленных нормативов и лимитов энергопотребления.
- сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций;
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования;
- создания условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения, разработки и ведения топливно-энергетического баланса муниципального образования;
- создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;
- внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования, применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом домохозяйстве будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
2.6. Система программных мероприятий
2.6.1. Первоочередные мероприятия Программы
1. Создание системы управления Программой:
- назначение полномочного руководителя Программы;
- создание Технического совета;
- создание системы мониторинга хода выполнения Программных мероприятий;
- разработка нормативно-правовых актов по энергосбережению на городском уровне;
- разработка методов привлечения финансовых средств для осуществления программных мероприятий.
2. Разработка и реализация комплекса мер по получению достоверной информации о потребности в тепловой энергии, ее получении и использовании. Для решения задачи наведения порядка в системе производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов необходимо, как минимум, владеть достоверной информацией по производству и потреблению ТЭР и иметь возможность регулировать этот процесс.
Для реализации этих мероприятий необходимо провести тотальную паспортизацию всех потребителей, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, а также жилого фонда. При этом руководствоваться проектными данными и только в случае их отсутствия или существенного отклонения от проекта пользоваться расчетным методом. Однако, следует учитывать, что любой из расчетных методов носит условный характер и, в зависимости от схемы теплоснабжения, вида нагрузок и режима их использования, может дать результаты значительно отличающиеся от фактических. Степень точности расчетов за полученное тепло в большей части зависит от того насколько близки к реальным значениям величины нагрузок, установленные договором. Для того, чтобы на конкретном объекте развивать комплексную систему эффективного энергопотребления, необходимо создать в первую очередь соответствующую систему контроля эффективности потребления энергоресурсов. В основу такой системы контроля должен быть положен документ, регистрирующий энергоэффективность объекта, наилучшим образом отвечает этим требованиям энергетический паспорт объекта.
3. Составление теплового баланса города с определением необходимости в дополнительных источниках тепла, ежегодная его корректировка.
При составлении теплового и водного (по ГВС) баланса города очень важно правильное определение величины потоков и их правильное отнесение. Так, потери тепловой энергии, трубопроводами тепловых сетей, фактически значительно превышающие нормативные, должны быть определены и отнесены по принадлежности сетей.
2.6.2. Мероприятия второй очереди
1. Наладка внутренних систем отопления с оборудованием их балансировочными клапанами. Работы необходимо вести по специально разработанному графику.
2. Проведение ежегодных гидропневматических промывок внутренних систем отопления в соответствии с РД.34.20.327-87.
3. Внедрение радиаторных регуляторов температуры внутри помещений. Это позволит потреблять тепло с учетом всех реальных факторов, которые невозможно учесть расчетным путем (например, бытовые тепловыделения).
4. Установка высоковольтного частотно-регулируемого привода на повысительно-понизительной насосной станции N 1 и насосной станции 2-го подъема с присоединением к АСУ ТП.
5. Замена устаревшего оборудования котельных пос.Мазульский и пос.Малоивановка.
6. Реконструкция водоводов 4-го подъема от т. 1 ул. Красной Звезды до насосной МЖК, Дн-630, протяженность 4,0 км;
7. Внедрение системы автоматизации и управления АСУ ТП КНС ПОС, КНС N 3;
8. Замена устаревших светильников уличного освещения на светильники с энергосберегающими лампами.
2.7. Ресурсное обеспечение Программы
В настоящее время основными факторами, сдерживающим проведение работ по энергоэффективности на объектах города, являются:
- отсутствие необходимых финансовых средств в бюджете города, у энергоснабжающих организаций и потребителей;
- отсутствие стимулов к энергоэффективному поведению и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сферы энергообеспечения города.
Финансирование Программы по годам осуществляется в пределах средств, определенных на ее реализацию. Объемы финансирования ежегодно утверждаются городским Советом при рассмотрении городского бюджета. Финансирование мероприятий Программы календарного года начинается после утверждения отчета за выполненные работы предыдущего периода.
Особенностью программ и проектов энергоресурсосбережения является их потенциальная высокая доходность (рентабельность). Энергосберегающие мероприятия для предприятий и организаций, финансируемых из бюджета города, координируются полномочным руководителем Программы.
Вопросы организации финансирования Программы решаются полномочным руководителем Программы совместно с Администрацией города.
Программа энергосбережения города - это единый комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на эффективное использование энергоресурсов и являющихся фундаментом планомерного снижения затратной части бюджета.
В результате их выполнения снизится теплопотребление без снижения комфортности, уменьшатся затраты на оплату энергоресурсов.
На стадии планирования экономический эффект может быть оценен только ориентировочно и должен уточняться после реализации каждого мероприятия.
Основные факторы экономии и предполагаемые эффекты сведены в таблицу.
Начальник управления ЖКХ |
С.М.Маркевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.