Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Разделы программы
1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Сосновоборск - молодой активно развивающийся город Красноярского края, город со сбалансированной экономикой и достаточно качественной городской средой.
Семья - основа демографического благополучия российского общества. Улучшение качества жизни сосновоборской семьи, обеспечение ее защиты - одно из важнейших условий социальной стабильности.
Семья должна находиться под защитой государства, а эффективное решение проблем семьи в городе зависит от дальнейшего развития муниципальной семейной политики.
Основной целью семейной политики в отношении семьи и интересов детей является оказание поддержки семьям, выполняющим свои основные функции, и помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Очевиден тот факт, что на муниципальном уровне возможно влияние на повышение способности семьи самостоятельно решать свои проблемы, поддерживая семью путем создания системы мер местного характера.
Требуется развивать новые формы работы со здоровой семьей в целях реализации и пропаганды их семейных традиций и ценностей, лучшего опыта семейного воспитания для молодых, многодетных и других семей города через пропагандирующие, обучающие мероприятия для улучшения и укрепления благополучия семей.
Необходимо осуществлять профилактику неблагополучия через механизмы вовлечения семей из группы риска в общественную деятельность с применением обучающих семинаров, тренингов, профилактических мероприятий.
Именно эти меры и планируются в долгосрочной городской целевой программе "В интересах семьи и ребенка" на 2012-2014 годы.
Если ранее в работе с семьей акцент был смещен на работу с неблагополучной семьей, то сейчас она направлена на предупреждение неблагополучия, на повышение устойчивости семьи путем создания условий и возможностей для самостоятельной реализации семьей ее функций.
Реализация Программы будет способствовать реализации государственной семейной политики на муниципальном уровне, основными задачами которой являются:
- работа с молодыми семьями, формирование благополучных, внутрисемейных отношений;
- создание условий для обеспечения доступа детей к культурным мероприятиям и духовным ценностям;
- поддержка благополучной семьи путем создания авторитета семьи как важнейшего социального института;
- создание благоприятных условий для развития, воспитания и образования детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- создание условий для профилактики детской безнадзорности и социального сиротства;
- устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- ресоциализация детей, вступивших в конфликт с законом.
Основным результатом последовательной реализации программы "В интересах семьи и ребенка" должно стать повышение благополучия, укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей за счет:
- роста числа семей с активной жизненной позицией, преодоления потребительской практики;
- повышения общественного престижа добропорядочного семьянина;
- защиты прав и интересов семьи и детей;
- сокращения масштабов социального сиротства;
- укрепления в общественном сознании образа полной, детной, благополучной семьи;
- сокращение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
- взаимодействия всех служб города, что позволит поднять престиж семьи на значительный уровень;
- мероприятий, направленных на работу со здоровой семьей, которые станут действенной профилактической мерой предупреждения неблагополучия семьи, детской безнадзорности.
Необходимо отметить, что вопросы поддержки семьи, защита детей от преступных посягательств и жестокого обращения, разработка и реализация эффективных мер по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних являются одними из наиболее приоритетных задач, для решения которых объединяются усилия органов законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней, правоохранительных структур, органов местного самоуправления и гражданского общества в целом.
Подтверждением этому является проведение ежегодного краевого форума "Общество, дружелюбное к детям".
Так, выставка-форум, проводимая в 2011 году по тематике эффективной системы взаимодействия власти и общественности Красноярского края в сфере профилактики детской преступности и преступлений против детей, предоставила возможность выявления и продвижения эффективных ювенальных практик и проектов, реализуемых в территориях края, обмена опытом между представителями органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Состоялись одновременно отчет и заявка на будущее по вопросу совместной работы министерств и ведомств, муниципальных территорий Красноярского края, работающих в сфере предупреждения правонарушений с участием несовершеннолетних.
Отмечено, что, несмотря на имеющийся значительный опыт комплексной работы, положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, продолжает оставаться острой социальной проблемой, требующей постоянного внимания государства и общества.
Зонами особого внимания определены:
1. Повышение престижа семьи и семейных ценностей в современном обществе, укрепление института семьи, создание условий для экономической независимости и состоятельности семей, для реализации семьей ее функций, в первую очередь, репродуктивной и воспитательной.
2. Всемерная поддержка заботливой семьи, внедрение различных форм повышения родительской компетентности и ответственности, развитие системы воспитания ответственного родительства, существующей практики правового и патриотического воспитания несовершеннолетних, повышение их осведомленности в сфере прав и законных интересов детей.
3. Развитие межведомственной координации решения проблем детского неблагополучия на краевом уровне и выработка успешных моделей построения такой работы на местном уровне.
4. Обобщение, распространение и поддержка лучших практик межведомственного взаимодействия в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе через обязательное размещение лучших ювенальных практик на официальном портале Правительства Красноярского края. Продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей, создание приоритета раннего выявления и преодоления детско-семейного неблагополучия, индивидуального подхода в оказании реабилитационной помощи.
5. Налаживание межтерриториального взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе через создание межтерриториальных центров передового опыта.
6. Совершенствование системного мониторинга правонарушающего поведения несовершеннолетних и эффективности мер, применяемых к ним; мониторинга благополучия ребенка и семьи, создание информационно-аналитического пространства по вопросам социальной политики семьи и детства.
7. Поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Обучение специалистов различных ведомств технологиям социальной работы, примирения и навыкам коррекционно-реабилитационной деятельности, направленных на выведение несовершеннолетнего и семьи из кризисной ситуации.
8. Создание действенных механизмов рассмотрения жалоб детей; усовершенствование системы профилактических мер, направленных на реабилитацию несовершеннолетних, пострадавших от преступных деяний, жестокости и насилия.
9. Внедрение гуманистических процессуальных норм, правовых, социальных и психолого-педагогических механизмов, реабилитационных программ, направленных на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, предупреждение подростковой преступности.
10. Создание механизмов противодействия жесткости и насилию против детей, нетерпимости к любым проявлениям пренебрежительного отношения к ним, своевременного реагирования на факты детского неблагополучия.
11. Повышение роли общественных организаций и волонтерского движения в профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе путем использования практики социального заказа негосударственными организациями с целью расширения объема предоставляемых социальных услуг.
12. Привлечение внимания населения к проблемам детства и семьи с использованием средств массовой информации, включая Интернет, и научного потенциала.
Вышеуказанные проблемы имеют межотраслевой, системный характер. Эффективное их решение в рамках Программы является вкладом в решение задач социально-экономического развития города Сосновоборска и возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на качественное совершенствование системы работы с семьей и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми, создание условий для повышения статуса семьи.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Цель Программы - создание законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий для построения эффективной системы развития института семьи в городе Сосновоборске.
Задачи Программы:
1. Создание благоприятных условий для развития жизненного потенциала семей г.Сосновоборска, выполнение ими основных социальных функций:
1.1. выявления наиболее активных и ответственных семей для дальнейшего формирования (объединения) активного родительского сообщества посредством мониторинговых исследований;
1.2. организация и проведение городских мероприятий с целью повышения статуса семьи;
1.3. повышение уровня профессиональной компетенции специалистов по работе с семьей;
1.4. проведение информационно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения о позитивных установках семейного воспитания.
2. Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, защита прав и интересов семей и детей:
2.1. повышение эффективности и доступности сети служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;
2.2. обеспечение эффективной социальной адаптации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством внедрения моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия;
2.3. создание условий для ресоциализации детей "группы риска" и оказавшихся в конфликте с законом, их успешной интеграции в общество посредством внедрения ювенальных технологий;
2.4. обеспечение межведомственного взаимодействия в вопросах социального сопровождения и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Срок реализации Программы - 2012-2014 годы.
3. Механизм реализации программы
Заказчиком Программы является администрация г.Сосновоборска, а исполнителями:
- Управление социальной защиты населения администрации г.Сосновоборска;
- Управление образования администрации г.Сосновоборска;
- Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации г.Сосновоборска;
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав детей администрации г.Сосновоборска;
- МБУЗ "Центральная городская больница",
- Отдел полиции межмуниципального отделения ОВД России "Березовский",
- КГБУ "Центр занятости населения г.Сосновоборска"
- учреждения системы профилактики.
Таким образом, разработка и реализация настоящей программы носит межведомственный характер.
В ходе реализации Программы ежегодно при формировании бюджета города на соответствующий год производится уточнение объемов необходимых ассигнований в рамках предусмотренного финансирования.
Исполнители мероприятий Программы ответственны за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств.
Разработчики Программы осуществляют меры по наиболее полному и качественному выполнению мероприятий Программы, готовят аналитические записки по результатам выполнения ее мероприятий.
4. Мероприятия, ожидаемые результаты
и ресурсное обеспечение программы
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ожидаемый результат от реализации программных мероприятий, эффект |
Органы, ответственные за исполнение мероприятий программы |
Объемы финансирования из бюджета города (руб.) |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
Создание благоприятных условий для развития жизненного потенциала семей г.Сосновоборска, выполнение ими основных социальных функций | ||||||||
Проведение мониторинга семей города с целью выявления наиболее активных и ответственных семей |
2012 |
1. Создание банка данных активных семей города. 2. Формирование активного родительского сообщества. |
Управление образования администрации г.Сосновоборска (далее УО) Управление социальной защиты населения администрации г.Сосновоборска (далее УСЗН) Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации г.Сосновоборска (УКСТМ), МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска" |
2 000,0 |
2 000,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Организация и проведение ежегодной общегородской конференции "Семья и город" |
2012-2014 |
1. Участие более 400 семей в конференции ежегодно. 2. Выявление проблемных зон развития института семьи города. 3. Определение ключевых направлений работы с семьей в городе. |
УО, УСЗН |
3 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
|
Организация и проведение городского фестиваля семейных клубов в рамках Международного дня семьи |
2012-2014 |
1. Участие в фестивале не менее 16 представителей семейных клубов. 2. Увеличение количества семейных клубов ежегодно на 10% |
УО, УСЗН |
60 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
|
Организация и проведение городского конкурса "Семья года" в рамках Всероссийского Дня семьи, любви и верности |
2012-2014 |
1. Поощрение лучших представителей родительской общественности (ежегодно 5 человек) 2. Организация ежегодной передвижной фотоэкспозиции, демонстрирующей семейные ценности, традиции, достижения |
УО, УСЗН, УКСТМ |
15 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
|
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, защита прав и интересов семей и детей | ||||||||
Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов по работе с семьей |
2012-2014 |
1. Проведение для руководителей и специалистов учреждений системы профилактики обучающих семинаров- практикумов (ежегодно 2) 2. Ежегодное курсовая подготовка специалистов системы профилактики (от 6 человек) 3. Увеличение количества участников конкурсов, грантовых программ, проектов, форумов, направленных на поддержку семьи и детства (ежегодно на 10%) |
УО, УСЗН |
60 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
|
Проведение просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения о позитивных установках семейного воспитания |
2012-2014 |
1. Проведение родительских всеобучей по повышению уровня психолого-педагогической и правовой компетентности (ежегодно 5) 2. Выпуск информационных буклетов (50 ежегодно), изготовление баннера (1 ежегодно) 3. Подготовка публикаций, сюжетов, социальных роликов в СМИ, демонстрирующих семейные ценности, традиции, достижения |
УО, УСЗН |
45 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
|
Повышение эффективности и доступности сети служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия |
2012-2014 |
1 Удовлетворенность качеством оказываемых услуг 80% населения 2 Организация мероприятий, направленных на информирование населения о предоставляемых социальных сервисах (100% участие всех муниципальных учреждений системы профилактики) |
КДНиЗП, УСЗН, УО, УКСТМ, МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Конкурс моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия |
2012-2014 |
Увеличение на 10% ежегодно количества проектных команд, внедряющих модели профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия. Оказание грантовой поддержки эффективных моделей (ежегодно 2 проекта). |
КДНиЗП, УСЗН, УО, УКСТМ, МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска" |
54 000,0 |
2 000,0 |
26 000,0 |
26 000,0 |
|
Внедрение в учреждениях системы профилактики моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия |
2012-2014 |
Снижение ежегодно на 3% доли семей, находящихся в социально опасном положении. Снижение ежегодно на 3% удельного веса безнадзорных детей от общего числа детского населения города. |
КДНиЗП, УСЗН, УО, УКСТМ, МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Проведение межведомственных профилактических акций: "Остановим насилие против детей" |
2012-2014 |
Уменьшение на 20% ежегодно доли несовершеннолетних, подверженных жестокому обращению. Оказание психологической поддержки 100% нуждающихся семей и несовершеннолетних. |
КДНиЗП, УСЗН, УО, УКСТМ, МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска" |
15 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
|
Проведение межведомственных профилактических акций "Помоги пойти учиться" |
2012-2014 |
Оказание материальной и вещевой помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации. Уменьшение доли обучающихся, неприступивших к обучению ежегодно на 30%. Нулевой показатель доли необучающихся и неработающих несовершеннолетних в городе. |
КДНиЗП, УСЗН, УО, УКСТМ, МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска" |
105 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
|
Внедрение ювенальных технологий в практику работы учреждений системы профилактики. |
2012-2014 |
Снижение до 80% количества конфликтных ситуаций. Организация служб примирения (ежегодно 2). Ежегодное обучение команд медиаторов служб примирения (100% удовлетворения потребности) |
КДНиЗП, УСЗН, УО, УКСТМ, МБУЗ ЦГБ, ОП МО "Березовский", КГБУ "ЦЗН г.Сосновоборска"Сосновоборский городской суд Красноярский край |
15 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
|
Организация профильных смен для "трудных подростков" в период летней кампании. |
2012-2014 |
Охват не менее 60 процентов детей, находящихся в "группе риска" формами отдыха, оздоровления и занятости. Снижение ежегодно на 10% количества правонарушений и преступлений в летний период. |
УО, УКСТМ, МБУ КЦСОН |
172 000,0 |
72 000,0 |
50 000,0 |
50 000,0 |
|
Социальная акция "Прими детей в свою семью" |
2012-2014 |
Увеличение ежегодно на 5% количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью. |
УО КГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сосновоборский детский дом" КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка N 5" |
15 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
|
Школа замещающих родителей |
2012-2014 |
70% охват замещающих семей просветительскими мероприятиями. |
УО КГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сосновоборский детский дом" КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка N 5" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Конкурс "В кругу семьи" среди детей из замещающих семей |
2012-2014 |
Увеличение ежегодно на 20 % количества семей, достойно воспитывающих своих и приемных детей, ставших призерами и участниками конкурса. |
УО |
9 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
|
Итого |
570 000,0 |
190 000,0 |
190 000,0 |
190 000,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.