Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Разделы программы
1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Красноярск - современный деловой и культурно-исторический центр Сибири, город со сбалансированной экономикой и развитой научно-инновационной деятельностью, качественной городской средой и высоким уровнем жизни населения.
Семья - основа демографического благополучия российского общества. Улучшение качества жизни красноярской семьи, обеспечение ее защиты - одно из важнейших условий социальной стабильности.
В Красноярске создана и функционирует муниципальная модель социальной поддержки населения, представляющая собой единую систему мер социальной поддержки и социального обслуживания, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, а также дополнительных мер социальной поддержки и помощи населению, в том числе семьям с детьми, за счет средств местного бюджета.
Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизненного уровня малоимущих граждан, семей, имеющих детей, содействие их самообеспечению.
Муниципальными учреждениями города успешно применяются методики профилактики социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, социальной реабилитации детей-инвалидов, помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации.
Принят ряд городских целевых программ в сфере образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развитие их творческих способностей.
2008 год в России был объявлен Годом семьи. В течение этого года в городе Красноярске была проделана большая работа по созданию условий для повышения жизнеспособности семьи, укрепления ее позиций в обществе, выполнения ею основных функций - репродуктивной, воспитательной, культурно-духовной и других.
Последовательно проводились мероприятия с целью поощрения семей, ведущих здоровый образ жизни, воспитывающих детей в духе взаимоуважения и взаимопомощи.
Муниципальные учреждения социального обслуживания населения оказывали содействие в получении психологической защиты семей, эмоциональной поддержке членами семьи друг друга.
В то же время, по данным социального паспорта города Красноярска на 01.01.2009, на учете в органах социальной защиты населения состояло 52,6% красноярских семей, имеющих право на получение адресной помощи, 28,1% детей находятся в трудной жизненной ситуации. На 01.01.2010 на учете в органах социальной защиты населения состоит 62,9% красноярских семей, имеющих право на получение адресной помощи, 24,2% детей находятся в трудной жизненной ситуации.
Еще одна проблема - семьи одиноких матерей, составляющие 8,3% красноярских семей. Большинство из них состоят на учете в органах социальной защиты населения как нуждающиеся в оказании адресной помощи. В городе Красноярске доля детей, родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке, составляет 7,3% от общего числа родившихся. Рождение детей вне зарегистрированного брака и воспитание детей в неполных семьях в значительном числе случаев негативно влияет на материальные условия жизни и социализацию детей.
Остро стоит проблема разводов - на 24 зарегистрированных брака приходится 16 разводов. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака.
По данным статистики, число родителей, ограниченных и лишенных родительских прав, выросло с 327 в 2004 году до 469 в 2009 году.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей, детей, находящихся в социально опасном положении, однако говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей.
По-прежнему актуальна проблема предупреждения совершения повторных преступлений, ресоциализации подростков, освобождающихся из мест лишения свободы.
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД по городу Красноярску состоят 298 несовершеннолетних, совершивших преступления, будучи осужденными условно, в том числе 140 в течение 2009 года; 36 несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний условно-досрочно, в том числе 17 в течение 2009 года; 9 несовершеннолетних осуждены повторно.
Анализ состояния повторной преступности несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний условно-досрочно, показывает, что существует ряд причин и условий, способствующих совершению подростками повторных преступлений:
- асоциальная направленность личности подростка;
- неразвитость досуговой сферы для подростков в возрасте 15-17 лет, особенно для подростков, имеющих криминальный опыт;
- невозможность трудоустройства несовершеннолетнего в соответствии с его образовательным уровнем и потребностями;
- непринятие мер по созданию условий для проживания подростка в семье после его возвращения из мест лишения свободы.
Данные психологических тестирований, проводимых в исправительных учреждениях, показывают, что большинство осужденных перед освобождением находятся в состоянии стресса, вызванного, с одной стороны, страхом перед уже забытым чувством самостоятельности и свободы, а с другой стороны - абсолютной правовой беспомощностью, утерей социальных связей.
Особая категория семей - семья с ребенком-инвалидом. Это семьи с особым статусом, особенности и проблемы которых определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семей для внешнего мира, дефицитом общения.
Низкий уровень и качество жизни большинства детей-инвалидов, а также семей, имеющих детей-инвалидов, сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социальной среде.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства семей с детьми-инвалидами невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для реабилитации ребенка, материальной и иной поддержки.
Положительные изменения в жизни данной категории населения возможны только при условии оказания семьям с детьми-инвалидами целенаправленной помощи, ориентированной, в частности, на самоопределение и самореализацию личности как самого ребенка-инвалида, так и других членов его семьи. Целенаправленная помощь в этом случае складывается из системы мер, направленных на социализацию детей-инвалидов и членов их семей.
По результатам выборочного опроса родителей, воспитывающих детей-инвалидов, проведенного осенью 2009 года в городе Красноярске, в котором приняло участие 109 семей, 32,1% семей имеют доход ниже величины прожиточного минимума, 44,9 % детей находятся дома не имея возможности общаться со здоровыми сверстниками.
Вышеуказанные проблемы имеют межотраслевой, системный характер. Эффективное их решение в рамках городской целевой программы является вкладом в решение задач социально-экономического развития города Красноярска и возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленых на качественное совершенствование системы работы с семьей и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми, создание условий для повышения профессионального мастерства специалистов.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Целью программы является создание благоприятных условий для развития жизненного потенциала семей г.Красноярска, выполнение ими основных социальных функций, защита прав и улучшение положения детей, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- профилактика семейного неблагополучия, защита прав и интересов детей;
- социализация детей-инвалидов, подготовка к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
- формирование у детей-инвалидов новых социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;
- раскрытие творческого потенциала детей-инвалидов и членов их семей;
- создание условий для ресоциализации детей, оказавшихся в конфликте с законом, их успешной интеграции в общество;
- обеспечение доступности социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, освободившимся из воспитательных колоний условно-досрочно;
- увеличение численности прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, освободившихся из воспитательных колоний условно-досрочно;
- создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- внедрение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей в частности.
Срок реализации программы - 2010-2012 годы.
Постановлением администрации г.Красноярска от 27 апреля 2012 г. N 180 в подраздел 3 раздела II настоящего Приложения внесены изменения
3. Механизм реализации программы
Программа финансируется из бюджета г.Красноярска в объеме 34 339,70 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 2 621,56 тыс. рублей, 2011 год - 18 099,72 тыс. рублей, 2012 год - 13 618,42 тыс. рублей. Объемы финансирования уточняются при формировании бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация программы планируется через следующие подпрограммы: "Родной дом", "Смотри на меня как на равного", "Рука друга".
Подпрограмма "Родной дом" направлена на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
В рамках подпрограммы "Родной дом" предусматриваются мероприятия, направленные на реализацию экспериментальной программы социальной адаптации несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях социальной гостиницы.
По данным Центров социально-психологической помощи организации "Врачи детям" подростки в возрасте 15-18 лет составляют 70% от общего числа беспризорных и безнадзорных. В отличие от младших детей подростки обычно обладают более длительным опытом проживания вне семьи и значительным стажем употребления токсических и наркотических веществ, что сильно осложняет их социальную реабилитацию. Целью адаптации ребят к нормальной жизни должна быть подготовка к успешному независимому проживанию. Им необходимо приобретение элементарных бытовых навыков; умения самостоятельно принимать решения, планировать свое время и бюджет, а также нести ответственность за себя и свою жизнь.
Социальные гостиницы для несовершеннолетних - это один из возможных вариантов оказания помощи подросткам 15-18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации, вернуться к здоровому и стабильному образу жизни.
Прием несовершеннолетнего осуществляется по приказу директора учреждения на основании личного заявления несовершеннолетнего при наличии: копии документа, удостоверяющего личность, документа о состоянии здоровья на момент поступления, формы социально-психологической оценки, заполненной специалистом по социальной работе учреждения, на базе которого создается экспериментальное отделение социальной гостиницы.
Финансирование расходов на реализацию экспериментальной технологии по социальной адаптации несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет в условиях социальной гостиницы в части предоставления денежных средств на приобретение оборудования и инвентаря производится за счет средств бюджета города в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения".
Главное управление социальной защиты населения администрации города Красноярска направляет ежемесячно в срок до 18-го числа с учетом заявок о потребности в средствах муниципального казенного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" заявку на финансирование указанного мероприятия.
Финансирование других расходов по содержанию отделения "Социальная гостиница", создаваемого на базе муниципального казенного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток", в том числе расходов на заработную плату и начисления персонала, а также потребности в приобретении одежды и обуви для участников программного мероприятия производится за счет средств субвенции, выделяемых городу Красноярску на основании переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию населения.
Специалистами социальной гостиницы совместно с подростком разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы, предполагающие тесный контакт с семьей. Подростки, пользуясь помощью взрослых, учатся жить самостоятельно, распределять бюджет, правильно составлять меню, экономно делать покупки, учатся готовить, пользоваться бытовой техникой, приобретают навыки самообслуживания. У несовершеннолетних расширяется "круг свобод", происходит активизация культурной социализации, формируются правильные механизмы социально-правовой ориентации в решении реальных жизненных задач.
Благодаря особенностям условий проживания подростков в социальной гостинице (на условиях договора, заключенного между администрацией учреждения и несовершеннолетним в возрасте 15-18 лет) нейтрализуется иждивенческая жизненная позиция и формируются навыки самообеспечения, развивается чувство социальной ответственности за свои поступки.
Обязательное условие проживания в гостинице - получение образования. Кроме того, подопечным гостиницы оказывается помощь в выборе призвания и получении профессии.
Цели создания социальной гостиницы: предоставление временного проживания несовершеннолетним; комплексная психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, их социализация и адаптация к самостоятельной жизни; повышение качества предоставления социальных услуг. Кроме того, в рамках подпрограммы "Родной дом" планируются мероприятия:
- оказание качественной социальной помощи несовершеннолетним, не имеющим возможности по объективным обстоятельствам проживать в своих семьях, а также помощи выпускникам государственных учреждений, которым необходимо сопровождение до фактического вселения по месту регистрации;
- обеспечение досуга, вовлечение в творческую деятельность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания; детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации через организацию и проведение новогодних и рождественских мероприятий;
- организация отдыха и оздоровления в летний период несовершеннолетних в возрасте 7-15 лет, нуждающихся в социальной реабилитации и находящихся на обслуживании в муниципальных учреждениях социального обслуживания;
- организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- организации отдыха и оздоровления в летний период в профильных лагерях (спортивных, туристических и других) несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет, нуждающихся в социальной реабилитации и находящихся на обслуживании в муниципальных учреждениях социального обслуживания;
- внедрение современных эффективных технологий по работе с семьей, в том числе популяризация семейных ценностей, здорового образа жизни, активного участия в общественной жизни с привлечением средств массовой информации, размещением информации на рекламных баннерах в районах города;
- повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми.
Подпрограмма "Смотри на меня как на равного" предусматривает социальную поддержку семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
В рамках подпрограммы "Смотри на меня как на равного" предусматриваются мероприятия, направленные на:
- организацию отдыха и оздоровления в летний период детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты города, с одним из родителей в интегрированных выездных сменах по программе творческой реабилитации;
- организацию и проведение культурно-досуговых и спортивных мероприятий для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию спортивных и досуговых мероприятий для детей-инвалидов и членов их семей, включение их в совместную деятельность со здоровыми сверстниками;
- приобретение оборудования для учебной (тренировочной) квартиры для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих социальную и профессиональную реабилитацию на базе муниципального бюджетного учреждения "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга";
- приобретение специализированного автомобиля для муниципального бюджетного учреждения "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга" с целью оказания транспортных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из самых серьезных проблем, по оценке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является недостаточная подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченность или полное отсутствие социальных связей вне семьи или интернатного учреждения, трудности подбора рабочих мест и необеспеченность жилым помещением, приспособленным для самостоятельного проживания. В связи с этим необходимо формирование и внедрение моделей социально-реабилитационной работы, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов к самостоятельному проживанию, посильной трудовой деятельности, независимой жизни и их последующее социальное сопровождение по достижении 18-летнего возраста для закрепления полученных навыков.
По данным городского реабилитационного центра для детей и подростов с ограниченными возможностями за 2009 год из общей численности обращающихся семей доля детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы составляет 43,6%, с заболеваниями нервной системы - 30,5%, с другими заболеваниями (соматическими, органов чувств и другими редкими заболеваниями) - 25,9%. Реализация данного мероприятия ориентируется на основную долю заболеваний у несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, которая составляет 74,1% (заболевания опорно-двигательной и нервной систем).
По результатам проведенного опроса родителей детей-инвалидов выявлено, что 78% опрошенных нуждаются в дополнительной информации о современных средствах реабилитации и социально-бытовой адаптации. Размещение приобретенного оборудования на площадях учебной квартиры позволит семьям ознакомиться с оборудованием и его практическим применением, повысить качество жизни семей, имеющих подростков с инвалидностью (т.к. самостоятельность ребенка в быту позволит родителям освободить часть личного времени, в том числе и для профессиональной деятельности). В перспективе молодые люди с инвалидностью смогут проживать самостоятельно, не нуждаясь в постоянном сопровождении семьи и социальных работников.
Одной из таких моделей социально-реабилитационной работы может являться создание учебной (тренировочной) квартиры для детей и подростков с нарушениями психического или (и) физического развития.
Финансирование расходов на реализацию экспериментальной технологии по социальной и профессиональной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 14-18 лет в условиях учебной (тренировочной) квартиры в части приобретения оборудования производится за счет средств бюджета города в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения".
Финансирование других расходов по содержанию учебной (тренировочной) квартиры, создаваемой на базе социально-реабилитационного отделения муниципального бюджетного учреждения "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга", в том числе расходов на заработную плату и начисления персонала, производится за счет средств субвенции, выделяемых городу Красноярску на основании переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию населения.
В помещении учебной (тренировочной) квартиры оборудуются следующие комнаты: кухня, спальная комната, коридор, гостиная, санузел. Для детей и подростков с двигательными нарушениями в квартире монтируется специализированное оборудование (поручни, шкафы, туалетные системы, станция поддержки для гигиенического обслуживания). Кроме того, необходимо приобретение специализированного оборудования для самостоятельного передвижения и выполнения бытовых операций: трости, вертикализатор с передним наклоном, поддержки-фиксаторы, специализированная посуда, бытовые приборы, постельное белье, уборочный инвентарь. Необходим набор традиционных бытовых предметов для детей и подростков с умственной отсталостью и для детей, которые способны освоить манипуляции с типичным набором бытовых предметов, для тренировки навыков ухода за помещением. Для профилактики осложнений и тренировки двигательных функций, самостоятельного передвижения внутри и вне пространства квартиры необходимо приобретение тренажеров (ходунки, стендеры и др.). В связи с тем, что дети и подростки с ограниченными физическими возможностями имеют различные двигательные нарушения, необходимо большое количество разнообразного реабилитационного оборудования, которое будет использоваться для формирования моторных навыков, необходимых для независимого проживания и самостоятельного передвижения.
Обучающую программу реализует социальный педагог и социальный работник. Программа формируется при участии врача ЛФК, психолога, социального педагога, эрготерапевта. Курс реабилитации рассчитан на пребывание ребенка в условиях учебной (тренировочной) квартиры от 1 до 3 месяцев. Возможно одновременное пребывание 3 человек, в зависимости от психофизического состояния реабилитируемого и площади квартиры. Социальная и профессиональная реабилитация в условиях учебной (тренировочной) квартиры позволит от 12 до 36 подросткам с инвалидностью возрасте 14-18 лет ежегодно формировать необходимые навыки самостоятельного и независимого проживания.
Подпрограмма "Рука друга" направлена на социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления, осужденных за совершенные преступления, в том числе условно осужденных, закончивших отбывать наказание), профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной.
В рамках подпрограммы "Рука друга" предусматриваются мероприятия, направленные на:
- обеспечение социальной адаптации и реабилитации, создание условий для социализации путем проведения выездных профильных смен с участием несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний условно-досрочно, обратившихся в муниципальные учреждения социального обслуживания населения или в органы социальной защиты города;
- изменение подходов в работе с несовершеннолетними, освободившимися из воспитательных колоний условно-досрочно, путем организации непрерывного сопровождения и улучшения их жизненной ситуации;
- внедрение ювенальных технологий, ориентированных на изменение жизненной позиции несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, включением их в социально полезные виды деятельности.
Исполнение программы осуществляют: главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска, главное управление социальной защиты населения администрации города Красноярска, а также муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения, которые несут ответственность за ее выполнение, эффективное и целевое использование средств, направляемых на выполнение программы.
Контроль за исполнением программы осуществляет департамент социальной политики администрации города Красноярска.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Финансирование мероприятий программы осуществляется:
в отношении органа администрации города, ответственного за исполнение мероприятий программы, - в виде бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы и оказание муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам, предусмотренных в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами администрации города;
в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений - в виде предоставления субсидий в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами города;
в отношении муниципальных казенных учреждений - на основании бюджетной сметы;
в отношении некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, - производителей товаров, работ, услуг - в виде предоставления субсидий в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами администрации города.
Постановлением администрации г.Красноярска от 1 октября 2012 г. N 433 в раздел 4 настоящего Приложения внесены изменения
4. Методика оценки эффективности программы и оценка
эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности программы осуществляется путем сопоставления плановых значений целевых показателей с фактическими по каждому году в течение всего срока реализации программы.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств по программе (по годам в течение всего срока реализации программы) осуществляется в соответствии с постановлением Главы города от 22.11.2006 N 912 "О порядке проведения оценки эффективности и результативности расходов бюджета города".
Постановлением администрации г.Красноярска от 1 октября 2012 г. N 433 в раздел 5 настоящего Приложения внесены изменения
5. Мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы
Руководитель главного управления |
Н.Л.Боброва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.