Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
от 30 октября 2008 г. N 1702П
Муниципальная целевая программа
"Чистый город на 2009-2011 годы"
18 ноября 2008 г., 27 апреля, 8 июля, 28 августа, 20, 28 октября, 8 декабря 2009 г., 14 января, 11 мая, 13 июля 2010 г.
Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 13 июля 2010 г. N 1089 в Паспорт настоящего Приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Чистый город на 2009-2011 годы" |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Заказчик программы |
Администрация ЗАТО г. Железногорск |
Разработчик программы |
Управление городского хозяйства Администрации ЗАТО г. Железногорск |
Исполнители мероприятий программы |
Определяются по результатам размещения муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Цели и задачи программы |
1. Улучшение экологического состояния окружающей природной среды и сохранение здоровья населения ЗАТО Железногорск. 2. Оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления. 3. Улучшение состояния водных объектов, почвенного покрова, зеленых насаждений. 4. Развитие системы экологического образования и просвещения. |
Этапы и сроки реализации программы |
2009-2011 гг. |
Перечень основных мероприятий программы |
1. Очистка городских территорий, поддержание нормативного санитарного состояния. 2. Создание системы ответственности населения ЗАТО Железногорск за развитие природного комплекса и сохранение биологического разнообразия территории. |
Объемы и источник финансирования |
Итого по программе: 133 404,8305 тыс.руб. Бюджет ЗАТО Железногорск : 2009 г. - 62 658, 878 51 тыс.руб. 2010 г. - 62 545,952 тыс.руб. 2011 г. - 8200,0 тыс.руб. Краевой бюджет: Всего - 0 тыс.руб. Федеральный бюджет: 2009 г. - 0 тыс.руб. 2010 г. - 0 тыс.руб. 2011 г. - 0 тыс.руб. |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Уменьшение доли вредных веществ в пробах воды по отношению к 2007 году - 20%. 2. Уменьшение объема бытовых отходов, складируемых на полигоне ТБО - на 1000 м3. 3. Наличие биотермических ям на территории ЗАТО Железногорск - 2 ед. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Общий контроль за реализацией программы осуществляет Администрация ЗАТО г.Железногорск |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Улучшение экологического состояния окружающей природной среды и сохранение здоровья населения ЗАТО Железногорск. |
2. Обоснование программы
2.1. Постановка общегородской проблемы
и обоснование необходимости принятия программы
2.1.1. Объективные показатели, анализ причин возникновения проблем, тенденция развития ситуации и возможные последствия
Состояние здоровья и экологической безопасности жителей ЗАТО Железногорск сегодня тесно взаимосвязано с решением вопросов охраны окружающей природной среды. Без их решения дальнейшее устойчивое существование и развитие ЗАТО Железногорск выглядит проблематичным. На территории ЗАТО Железногорск мониторинг эколого-санитарного состояния осуществляют промсанлаборатории ФГУЗ ЦгиЭ N 51 ФМБА России и ФГУП "ГХК".
Воздух
Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химическими веществами.
Наибольший вред в загрязнение атмосферного воздуха ЗАТО Железногорск вредными химическими веществами вносят: автотранспорт, стационарные источники ФГУП "ГХК", МП "ГТЭ", ФГУП "УССТ N 9", ОАО "Красремстрой", Химзавод ФГУП "Красмашзавод".
Отделениями радиохимических, санитарно-гигиенических исследований ФГУЗ ЦгиЭ N 51 отбираются и исследуются пробы воздушной среды в 4-х точках города на содержание вредных химических веществ - пыли, сернистого ангидрида, окислов азота, а также аммиака, фенола, гидрохлорида, ртути, формальдегида, свинца.
В воздухе ЗАТО Железногорск на протяжении последних лет сохраняется низкий уровень загрязнения вредными химическими веществами. Содержание сернистого ангидрида, окислов азота, аммиака, фенола, гидрохлорида, ртути, формальдегида, свинца в пробах атмосферного воздуха на территории ЗАТО Железногорск выше ПДК не зарегистрировано.
В тоже время анализ атмосферного воздуха, проводимый в 2006-2008 годах, показывает превышение предельно допустимых концентраций по взвешенным веществам (пыли).
Содержание вредных химических веществ
в атмосферном воздухе ЗАТО Железногорск
N п/п |
Показатели |
ПДК, мг/м3 |
Фактическая концентрация, мг/м3 |
|
максимальная |
средняя |
|||
1 |
Пыль |
0,5 |
1,0 |
0,4 |
2 |
Диоксид серы |
0,5 |
0,043 |
0,004 |
3 |
Диоксид азота |
0,085 |
0,075 |
0,013 |
4 |
Гидрохлорид |
0,2 |
0,11 |
0,021 |
5 |
Гидрофторид |
0,2 |
0,014 |
0,003 |
6 |
Фенол |
0,007 |
- |
- |
7 |
Ртуть |
0,0003 |
- |
- |
8 |
Формальдегид |
0,034 |
- |
- |
9 |
Свинец |
0,001 |
0,00032 |
0,00003 |
10 |
Аммиак |
0,2 |
- |
- |
Концентрация радионуклидов в атмосферном воздухе на промплощадке ФГУП "ГХК" и ближайших населенных пунктах существенно ниже допустимых уровней. Превышение установленных гигиенических нормативов в объектах окружающей природной среды (растительности, почве, снеге) в последние годы не регистрировались.
Концентрация радионуклидов в атмосферном воздухе ЗАТО Железногорск
N п/п |
Показатели |
НРБ-99, Бк/м3 |
Концентрация, Бк/м3 |
1 |
Суммарная альфа-активность |
2,5·10(-3) |
6,7<>2,5·10(-6) |
2 |
Суммарная бета-активность |
2,7·10(-3) |
343<>121·10(-6) |
Вода
Обеспечение населения и предприятий ЗАТО Железногорск водой хозяйственно-питьевого назначения осуществляется за счет эксплуатации месторождения "Северное". Скважины городского водозабора ведут забор воды из слабо защищенного водоносного горизонта. Основными источниками формирования запасов являются инфильтрация поверхностных вод (Кантатское водохранилище, р.Кантат, р.Тартат), атмосферные осадки, боковой водоприток.
Водозабор окружен промышленной, селитебной и сельскохозяйственными зонами, где находятся источники загрязнения водоносного горизонта (АЗС, свалки ТБО, ливневые стоки, гаражные и садоводческие кооперативы). Источник водоснабжения испытывает значительное антропогенное воздействие.
За качеством воды по микробиологическим, физико-химическим и радиологическим показателям, а также эффективностью очистки,
обеззараживания и подачи потребителям воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения проводится постоянный контроль.
Содержание веществ в питьевой воде ЗАТО Железногорск
N п/п |
Показатели |
пдк |
Фактическая концентрация |
|
минимальная |
максимальная |
|||
1 |
Запах при t 20°С |
2 балла |
0 |
3 |
2 |
Привкус |
2 балла |
0 |
3 |
3 |
Цветность |
20° |
10,1<>1,7 |
25,0<>4,2 |
4 |
Мутность |
1,5 мг/л |
<0,5 |
>5 |
5 |
Водородный показатель |
6-96 ед рН |
7,4<>0,17 |
9,1<>0,17 |
6 |
Окисляемость перманганатная |
5 мг/л |
0,14<>0,04 |
6,5<>1,7 |
7 |
Нитраты |
45 мг/л |
<0,5 |
8,9<>1,2 |
8 |
Общая жесткость |
7 мг-экв/л |
0,14<>0,02 |
10,95<>1,4 |
9 |
Общая миниральзация# |
1000 мг/л |
245<>19,6 |
940,4<>79,0 |
10 |
Хлориды |
350 мг/л |
<2,0 |
261,6<>34,0 |
11 |
Сульфаты |
500 мг/л |
<2,0 |
99,0<>7,9 |
12 |
Железо общее |
0,3 мг/л |
<0,1 |
3,7<>0,7 |
13 |
Медь |
1,0 мг/л |
<0,0005 |
0,026<>0,09 |
14 |
Цинк |
5,0 мг/л |
<0,0005 |
0,09<>0,034 |
15 |
Свинец |
0,03 мг/л |
<0,0002 |
0,00024<>0,00007 |
16 |
Кадмий |
0,001 мг/л |
<0,0002 |
- |
17 |
Ртуть |
0,0005 мг/л |
<0,00015 |
- |
18 |
Молибден |
0,25 мг/л |
<0,001 |
0,019<>0,006 |
19 |
Мышьяк |
0,05 мг/л |
<0,001 |
- |
20 |
Нефтепродукты |
0,1 мг/л |
<0,002 |
0,29<>0,12 |
21 |
АПАВ |
0,5 мг/л |
<0,0015 |
0,04<>0,02 |
22 |
Фенольный индекс |
0,25 мг/л |
<0,001 |
0,015<>0,004 |
23 |
гамма-ГХЦГ |
0,002 мг/л |
<0,0001 |
- |
24 |
4.4ДДТ |
0,002 мг/л |
<0,0001 |
- |
25 |
Алюминий |
0,5 мг/л |
<0,004 |
- |
26 |
Фториды |
1,5 мг/л |
0,1<>0,01 |
1,8<>0,2 |
27 |
Марганец |
0,1 мг/л |
<0,01 |
0,67<>0,14 |
Пробы питьевой воды из разводящей сети города соответствуют требованиям санитарных норм и правил.
Однако в поселках Додоново, Новый Путь и Тартат сегодня актуальна проблема надежности водопроводных сетей.
Стоки
Промышленно-санитарной лабораторией проводятся анализы сточных вод от предприятий города на содержание вредных химических веществ, анализы воды открытых водоемов ЗАТО Железногорск. По результатам исследований в сточных водах котельной N 1, N 2 ФГУП "ГХК", коллектора ОАО "ИСС" отмечалось превышение установленных лимитов сброса по содержанию нефтепродуктов, железа, фторидов и пр.
Отходы производства и потребления
Одной из экологических проблем ЗАТО Железногорск является проблема по обеспечению приема, складирования и изоляции твердых бытовых и производственных отходов в соответствии с действующим законодательством и отраслевой нормативно-технической документацией, соблюдения технологического цикла по изоляции твердых бытовых отходов в рамках реализации Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
- Существующий полигон для твердых бытовых отходов эксплуатируется с 1954 года и согласно имеющейся документации, рассчитан на поступление не более 110 тыс.м3 отходов в год, а фактическое количество поступающих отходов составляет уже более 185 тыс.м3 в год, остро стоит вопрос захоронения "сверхлимитной" части отходов (около 75 тыс.м3/год), либо их утилизации (повторного использования).
Скорейшее строительство нового полигона ТБО ЗАТО Железногорск, с размещением на его территории завода по переработке отходов и площадки для сортировки мусора, отвечающего всем существующим требованиям природоохранного законодательства, является единственно возможным выходом из сложившейся ситуации. Бытовые отходы, образующие в поселках ЗАТО Железногорск вывозятся на городской полигон ТБО, полигон п. Подгорный. Для приведения сложившейся ситуации в соответствии# с природоохранными требованиями необходимо начать проектирование и строительство полигона ТБО.
- Неудовлетворительная очистка территорий ЗАТО Железногорск от отходов производства и потребления - вторая проблема данной сферы - обусловлена рядом объективных и субъективных причин, главной из которых является неуклонный рост объемов образования отходов в ЗАТО Железногорск.
Столь высокие темпы роста количества и объемов бытовых отходов имеют объективные причины, связанные и с ростом экономики, и с изменением их составляющих и т.п.
Темпы ежегодного роста количества отходов уже давно обогнали как безнадежно отставшую нормативную базу в области обращения с отходами, так и материально-техническую базу предприятий, занимающихся уборкой территории ЗАТО Железногорск. Сложившаяся в ЗАТО Железногорск схема санитарной очистки, в старой части города основанная на самостоятельном выносе жителями бытовых отходов к мусоровозной технике, устарела.
Имеющиеся в распоряжении МП "Комбинат благоустройства" мусоровозы, а также 12 машин с кузовами прессовочного типа (с коэффициентом уплотнения = 2) не способны своевременно и полно осуществить вывоз образующихся отходов, более того, процент износа данных автомобилей составляет около 95%.
Как следствие, несмотря на постоянную работу дворников МП "Городское жилищно-коммунальное управление", МП "Жилищно-коммунальное хозяйство", других управляющий компаний и работников МП "Комбинат благоустройства", мусорные кучи во дворах не исчезают, а их количество неуклонно растет.
Кроме того, в связи с использованием при зимней подсыпке автодорог щебня (от 5 до 7 тыс.м3/год), после таяния снега значительная его часть оказывается на обочинах дорог и газонах вдоль них. Его уборка достаточно трудоемка и небезопасна с точки зрения охраны труда (удельный вес щебня около 1,4 т/м3, при его уборке наблюдается повышенное пылеобразование, а нахождение работников в непосредственной близости от автодороги травмоопасно).
- Наконец, третья проблема в данной области. На сегодняшний день в ЗАТО Железногорск отсутствуют достоверные данные об общем количестве образующихся отходов производства и потребления, их видах и движении (образование, временное хранение, передача для использования, обезвреживания или захоронения). Причина заключается в том, что в последние годы, при заключении с МП "Комбинат благоустройства" договоров на вывоз бытовых отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории ЗАТО Железногорск, занижают объемы образующихся у них отходов.
Кроме этого, часть отходов, вопреки требованиям ст. 9 и ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вывозится силами собственника, либо с привлечением частных перевозчиков, как правило, в места, не предназначенные для захоронения отходов (объездная дорога, лесные массивы и т.п.), что является еще одной причиной неуклонного роста количества несанкционированным# свалок на территории ЗАТО Железногорск.
Экологическая обстановка в ЗАТО Железногорск
Наименование показателей |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год (оценка) |
Число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, ед. |
6 |
6 |
6 |
6 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн |
|
7679,27 |
8017,26 |
6787,11 |
Объем сброса загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных), тыс.куб.м |
|
16908,0 |
15405,0 |
14911,8 |
Объем промышленных отходов, тыс.м.куб. |
|
27,5 |
26,3 |
27,7 |
Объем бытовых отходов, тыс.м.куб. |
149,2 |
174,6 |
180,5 |
185,5 |
Биологические отходы
Ситуация с биологическими отходами на территории ЗАТО Железеногорск не менее проблематична, чем ситуация с отходами производства и потребления.
Согласно "Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", биологические отходы (трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая прдукция животного происхождения) и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения) "утилизируют" путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Из всего вышеперечисленного на территории ЗАТО Железногорск применяется лишь метод обеззараживания в биотермической яме (в случае с коровой, зараженной "сибирской язвой", обнаруженной в п. Тартат - применялось сжигание), однако, на территории ЗАТО Железногорск имеется только одна такая яма, размещенная в районе действующего полигона ТБО г. Железногорска.
Биотермическая яма не соответствует требуемым размерам. Данная яма обслуживается МП "Комбинат благоустройства", используется, как правило, для обеззараживания трупов собак и кошек.
В настоящее время вопрос устройства новых биотермических ям на территории ЗАТО Железногорск находится на стадии выбора площадок, выполнены проекты на размещение биотермических ям на территории городского полигона, в пос. Новый путь.
Городское озеро
В результате обследования специализированной организацией в 2004 году существующего состояния гидротехнических сооружений гидроузла на реке Кантат, во исполнение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", установлено следующее:
- состояние плотин N 2 и N 3 не отвечает нормативным требованиям;
- состояние водосброса с учетом просадки центральной трубы, наличия фильтрации воды, многочисленных разрушений бетонных конструкций и нарушения герметичности уплотнений признано неудовлетворительным.
Состояние гидротехнических сооружений в целом признано как предельно-допустимое. В настоящее время выполнен проект реконструкции гидротехнического сооружения, проводится реконструкции гидротехнического сооружения. В связи с отсутствием донного водосброса наблюдаются застойные явления в нижних слоях водохранилища и происходит постоянное заиливание озера.
2.1.2. Перечень и характеристика решаемых задач:
- Оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- Улучшение состояния водных объектов, почвенного покрова, зеленых насаждений;
- Развитие системы экологического образования и просвещения.
2.1.3. Промежуточные и конечные социально-экономические результаты:
- Улучшение экологического состояния окружающей природной среды и сохранение здоровья населения ЗАТО Железногорск;
2.2. Основные цели и задачи, этапы и сроки выполнения программы
Анализ состояния окружающей природной среды ЗАТО Железногорск показывает, что проведение локальных природоохранных мероприятий не позволяет эффективно решать экологические проблемы и выполнять задачу по охране здоровья населения. Необходимо системное рассмотрение эколого-санитарных проблем с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды и сохранение здоровья населения ЗАТО Железногорск.
2.2.1. Целью программы является улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранение и реабилитация окружающей среды.
2.2.2 Задачи программы:
- Охрана водного бассейна и очистка сточных вод;
- Организация системы управления промышленными и бытовыми отходами;
- Развитие природного комплекса, биологического разнообразия, охрана и восстановление лесов и зеленых насаждений;
- Экологическое образование и просвещение, пропаганда охраны окружающей природной среды.
2.2.3. Сроки выполнения программы - 2009-2011 годы.
2.2.4. Компетенция заказчика программы в области реализации мероприятий:
- главный распорядитель бюджетных средств;
- орган, осуществляющий контроль за реализацией программы.
2.3. Система программных мероприятий
2.3.1. Перечень программных мероприятий - приложение N 1.
2.3.2. Объемы и источники финансирования с разбивкой по годам - приложение N 2.
2.3.3. Перечень нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для достижения программной цели и решения, поставленных в программе задач - приложение N 3.
2.3.4. Целевые ориентиры программы - приложение N 4.
2.4. Ресурсное обеспечение программы
Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 13 июля 2010 г. N 1089 пункт 2.4.1 подраздела 2.4 раздел 2 настоящего Приложения изложен в новой редакции
2.4.1. Общий объем финансирования программы - 133 404,8305 тыс.рублей;
Местный бюджет:
2009 г.- 62 658,878 51 тыс.рублей;
2010 г.- 62 545,952 тыс.рублей;
2011 г.- 8 200,0 тыс.рублей.
Краевой бюджет:
Всего - 0,0 тыс.рублей.
Федеральный бюджет: Всего - 0,0 тыс.рублей.
2.4.2. Информация об объеме финансовых средств, поступивших в бюджет ЗАТО Железногорск - приложение N 5.
2.4.3. Информация об объектах капитального строительства - приложение N 6
Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 28 августа 2009 г. N 1408А-П в раздел 2.5 настоящего Приложения внесены изменения
2.5. Механизм реализации программы
Программа реализуется на территории ЗАТО Железногорск после утверждении ее постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск.
Бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется в следующих формах:
- бюджетные инвестиции;
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами, по муниципальным контрактам в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Порядок реализации отдельных мероприятий программы и условия их финансирования утверждаются отдельными постановлениями Администрации ЗАТО г. Железногорск.
Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий программы, является Администрация ЗАТО г.Железногорск, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЗАТО г.Железногорск.
Реализацию мероприятий программы, предполагающих финансирование из местного бюджета, осуществляют Управление городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЗАТО г.Железногорск, МУ "Управление капитального строительства", которые являются получателями бюджетных средств и несут ответственность за их целевое использование.
Органам, ответственным за проведение мероприятий, предусматривающих размещение муниципального заказа, необходимо привлекать к выполнению работ юридических и физических лиц, признанных победителями торгов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Общий контроль за реализацией программы осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорск.
2.6. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление реализацией программы осуществляется Управлением городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск, которое, в том числе:
- осуществляет координацию исполнения программных мероприятий, мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий программы, подготовку сводных отчетов о реализации Программы;
- ежеквартально до 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом, и по итогам текущего финансового года до 25 января года, следующим за отчетным, направляет в Администрацию ЗАТО г. Железногорск информацию и отчет об исполнении программы, отчет о целевом использовании финансовых средств (согласно установленной формы);
- формирует годовой доклад об исполнении программы с оценкой достижения плановых показателей, динамики финансирования и выполнения мероприятий программы в отчетном финансовом году и до 1 февраля следующего за отчетным направляет в Администрацию ЗАТО г. Железногорск.
2.7. Оценка социально-экономической эффективности
и экологических последствий от реализации программных мероприятий
Индикаторы оценки экологического состояния ЗАТО Железногорск:
- снижение количества несанкционированных свалок на территории ЗАТО Железногорск;
- состояние водных объектов;
- состояние почвенного покрова;
- состояние зеленых насаждений;
- увеличение или уменьшение количества заболеваний, связанных с неблагоприятной средой обитания.
В результате реализации программных мероприятий произойдет улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, улучшение экологического состояния окружающей природной среды ЗАТО Железногорск.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Программные мероприятия |
|
Содержание Постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 30 октября 2008 г. N 1702П "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.