Анализ обращений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, поступающих в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, свидетельствует о том, что их значительная часть вызвана необходимостью получения разъяснений по вопросам, недостаточно урегулированным действующими законодательными и другими нормативными правовыми актами либо не имеющим однозначного толкования для правоприменительной практики.
Учитывая однотипность многих обращений, Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения подготовил ответы на наиболее характерные из них, которые направляются в ваш адрес с целью использования в практической работе.
Одновременно просим учесть, что отмечающееся в последнее время увеличение переписки между центром и регионами нельзя признать только следствием пробелов в имеющейся правовой базе.
Анализ обращений показывает недостаточность уровня профессиональной подготовленности некоторых работников социальных служб, неиспользуемых возможностях уточнения неясных вопросов непосредственно на местах. Нередко в Министерство труда и социального развития Российской Федерации переадресовываются письма организаций и отдельных граждан, содержащие просьбы, принятие решений по которым отнесено исключительно к компетенции органов исполнительной власти регионального уровня.
Полагаем, что данная информация будет принята во внимание, а прилагаемые материалы помогут органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в практической деятельности .
Приложение: на 18 л., в 1 экз.
|
Г.Н.Карелова |
Ответы
на некоторые вопросы, поступившие от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения
I. Реализация мер социальной защиты ветеранов
II. Реализация мер социальной защиты несовершеннолетних узников
фашизма
III. Вопросы социальной защиты жертв политических репрессий
IV. Вопросы функционирования учреждений социального обслуживания
V. Другие вопросы
I. Реализация мер социальной защиты ветеранов
На каких участников Великой Отечественной войны распространяется действие пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах".
Статья 15 Федерального закона "О ветеранах" имеет наименование "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", что дает основания распространить ее действие на всех участников Великой Отечественной войны.
Пункт 1 статьи 15 касается только участников Великой Отечественной войны категорий "а" - "ж" и "и" статьи 2.
Что касается пункта 2 статьи 15, то он имеет отношение ко всем участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами по общему заболеванию, поскольку в его формулировке не содержится ограничения по категориям участников войны.
В соответствии с этим указанной категории участников Великой Отечественной войны на основании дополнительной отметки в имеющихся у них удостоверениях предоставляются права и льготы инвалидов войны, перечень которых содержится в статье 14 Федерального закона "О ветеранах".
Приобретают ли участники войны, указанные в подпункте "з" статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", пользующиеся льготами инвалидов войны в соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона, право на получение двух пенсий.
Статья 17 Федерального закона "О ветеранах", определяющая меры социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, содержит норму, предоставляющую им право на пользование льготами по пенсионному обеспечению в соответствии с действующим законодательством. В свою очередь Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" конкретизирует это право, устанавливая для них повышение пенсии (статья 110).
При наступлении обстоятельств, распространяющих на указанных лиц право на пользование льготами инвалидов войны, следует учитывать, что инвалиды войны согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пользуются правом на получение двух пенсий как граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, к которым статья 41 данного Закона инвалидов по общему заболеванию, или увечью, не связанному с пребыванием на фронте, не относит.
Положение упомянутой выше статьи 5 о праве на получение одновременно пенсии по старости и пенсии по инвалидности участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, так же может применяться только в совокупности с другими законодательными нормами. Исходя из статей 21 и 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" такое право имеют участники войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Следует при этом отметить, что такая позиция подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 1999 года и определением Кассационной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2000 года.
Можно ли при рассмотрении заявлений о присвоении звания ветерана труда принимать во внимание свидетельские показания, подтверждающие факт и продолжительность трудовой деятельности претендента.
Право на присвоение звания ветерана труда в связи с началом трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов устанавливается по трудовым книжкам и справкам, выданным в установленном порядке органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных.
Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 270, подтверждение начала трудовой деятельности в годы войны свидетельскими показаниями не предусмотрено. Однако если свидетельские показания были приняты во внимание в соответствии с установленным порядком при решении вопроса о включении работы в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны в общий трудовой стаж для назначения пенсии, то право на присвоение звания ветерана труда по данному факту при наличии других оснований следует считать подтвержденным. При этом подтверждение права на присвоение звания ветерана труда будет вытекать не из показаний свидетелей, а из наличия документа о зачете определенного периода трудовой деятельности в общий трудовой стаж.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Указа следует читать как "N 1270"
Как поступать при поступлении ходатайств о присвоении звания "Ветеран труда" от граждан, получающих пенсии за службу в Вооруженных Силах либо иных силовых ведомствах.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, которые кроме соответствующих наград либо почетных званий и знаков отличия в труде, должны иметь трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет. Под признаки данной статьи могут подпадать бывшие военнослужащие, стаж военной службы которых включен в общий трудовой стаж при начислении пенсии по Федеральному закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Если обращающийся по поводу присвоения звания ветерана труда гражданин имеет только стаж военной службы и получает пенсию по военно-пенсионному законодательству, то он может при наличии других оснований быть отнесен к ветеранам военной службы, а права и льготы, установленные для ветеранов труда, согласно статье 23 Федерального закона "О ветеранах" приобретать по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости.
Что касается сотрудников органов внутренних дел, то следует учитывать, что Федеральный закон "О ветеранах" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" от 02.01.2000 N 40-ФЗ не относит их к отдельной категории ветеранов, как это было прежде.
По этой причине вопросы о присвоении звания "Ветеран труда" пенсионерам органов МВД следует решать при соблюдении требований статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" и достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости.
В каких случаях действие статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" распространяется на военнослужащих.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" льготы, предоставленные инвалидам войны, распространяются на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
При этом Закон не уточняет обстоятельства получения ранения, контузии или увечья (но не заболевания) ставя лишь условие, что они получены в период прохождения военной службы (исполнения служебных обязанностей) и привели к факту инвалидности.
При таких обстоятельствах отметка в соответствующих удостоверениях о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", не противоречит данному Закону. Соответственно на указанных граждан, льготы, установленные в статье 14, распространяются в полном объеме.
Однако формулировка данной статьи не предусматривает распространение льгот инвалидов Великой Отечественной войны на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной либо иной службы.
Какие категории лиц из числа ветеранов имеют право на льготы, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" на основе международных договоров, упомянутых в статье 12 Федерального закона "О ветеранах".
Базовым является Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих, подписанное правительствами государств - участников СНГ 15.04.94, согласно которому лица, указанные в статье 1 настоящего Соглашения, независимо от того, на территории государства какой из Сторон они проживают, пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными национальным законодательством Сторон и настоящим Соглашением.
Действие Соглашения распространяется на:
1. участников Великой Отечественной войны;
2. инвалидов войны;
3. участников боевых действий на территории других государств;
4. членов семей погибших военнослужащих;
5. Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, Героев Социалистического Труда;
6. Другие категории лиц, к числу которых отнесены:
- работники специальных формирований, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение военнослужащих, члены экипажей интернированных судов;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
- жены (мужья) умерших инвалидов, участников войны, работников предприятий, учреждений и организаций блокадного Ленинграда;
- граждане, работавшие в период блокады в г.Ленинграде;
- лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза СССР за труд и службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
- рабочие и служащие, направлявшиеся на работу в Афганистан;
- рабочие и служащие Комитета госбезопасности бывшего Союза СССР, временно находившиеся на территории Афганистана.
Основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего Союза СССР или Сторонами по формам, действовавшим на 1 января 1992 года, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы.
В случае выдачи в соответствии с национальным законодательством Сторон указанных документов лицам, не упомянутым в приложении 1 к Соглашению, уполномоченные органы Сторон делают в них отметку о действии этих документов только на территории государства данной Стороны.
Статья 12 Федерального закона "О ветеранах" распространяет сферу применения настоящего Федерального закона на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что условия отнесения граждан к ветеранам труда изложены в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", льготы, установленные для ветеранов труда, на граждан других государств на территории Российской Федерации не распространяются.
Как определить состав семьи при применении статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в части распространения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам Великой Отечественной войны предоставляется право оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членам семей инвалидов, совместно с ними проживающим. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
При применении данной нормы основополагающим нормативным актом является Жилищный кодекс РСФСР, согласно статье 53 которого к членам семьи нанимателя относятся супруг (супруга), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Правом оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) члены семьи инвалида войны, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", не пользуются.
Кто устанавливает факт иждивенчества и на какие категории граждан распространяется действие статьи 21 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии со статьей 53 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивенчество детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" льготы, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение).
Вместе с тем, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка льготы предоставляются:
1. Родителям погибшего (умершего).
2. Супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
3. Супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
4. Супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной воины или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
Согласно статьи# 21 Федерального закона "О ветеранах" 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы) предоставляется нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим, состоявшим на его иждивении и получающим (имеющим право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Действуют ли ранее установленные льготы ветеранам в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О ветеранах".
Федеральный закон "О ветеранах" не ограничивает предоставление ветеранам прав и льгот только положениями указанного Закона.
Данный Закон в пункте 3 статьи 11 определяет, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Таким образом, при определении льгот для ветеранов следует руководствоваться не только вышеуказанным Законом, но и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.78 N 907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны" (СП СССР, 1978, N 27, ст.164), от 27.02.81 N 220 "О распространении льгот, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и партизан, на вольнонаемный состав действующей армии" (СП СССР. 1981. N 12. Ст.70), от 17.01.83 N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан и их семьям" (Рассекречено. Письмо Управления Делами Совета Министров СССР от 27.10.88), от 14.05.85 N 416 "О распространении льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны, на граждан работавших в период блокады г.Ленинграда на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденных медалью "За оборону Ленинграда" (СП СССР. 1985. N 16. Ст.73); постановлениями Совета Министров СССР от 23.02.81 N 209 "Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" (СП СССР, 1981, N 12, ст.71), от 30.04.90 N 440 "О льготах гражданам, пережившим блокаду г. Ленинграда в период Великой Отечественной войны" (СП СССР, 1990, N 12, ст.69), от 04.09.90 N 892 "О предоставлении льгот некоторым категориям граждан" (СП СССР. 1990. N 14. Ст.169); постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12.05.88 N 621 "О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда" (СП СССР, 1988, N 21, ст.60).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого постановления следует читать как "N 59"
В чем заключаются полномочия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в определении порядка и условий предоставления льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
К полномочиям субъектов Российской Федерации Федеральным законом "О ветеранах" отнесено определение социальной нормы общей площади жилых помещений, исходя из которой ветеранами осуществляется их льготная оплата.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органами местного самоуправления утверждаются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ). Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов.
Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации регламентируют порядок и условия предоставления ветеранам льгот по проезду по видам сообщений, отнесенным законом к компетенции субъектов Российской Федерации. Ими принимаются решения об условиях оказания транспортных услуг, порядке возмещения расходов производителям транспортных услуг из бюджета субъекта Российской Федерации, учета объемов оказанных транспортных услуг.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" ограничение права ветеранов на льготный проезд нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не допускается.
На уровне субъекта Российской Федерации определяется порядок бесплатного обеспечения ветеранов лекарственными препаратами, передачи транспортного средства, в случае смерти лица, получившего его бесплатно, другому пользователю.
II. Реализация мер социальной защиты несовершеннолетних узников фашизма
На кого распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетнем узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Действие Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 распространяется только на тех лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных нацистами, либо были насильственно вывезены немецкими оккупантами с родных мест в Германию, союзные с нею страны, оккупированные ею страны для работы в промышленности, на транспорте, строительстве, в сельском хозяйстве у хозяина.
Факт перемещения граждан с одной оккупированной территории на другую без заключения их в концентрационные лагеря или тюрьмы, а также нахождения заявителя на оккупированной территории не является основанием для установления или статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Лица, добровольно уехавшие на работу в Германию, в том числе выехавшие вместе с ними дети, а также граждане, совершившие преступления против Родины, права на установление вышеназванного статуса не имеют.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 льготы предоставляются тем гражданам из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, которые проживают на территории Российской Федерации. Указ не ставит права данной категории лиц в зависимость от приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации. Следовательно, лица, хотя и не являющиеся гражданами Российской Федерации, но законно проживающие на ее территории, вправе обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с заявлением об установлении статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом -интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Что является основанием для установления факта нахождения бывших несовершеннолетних граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания.
Согласно постановлению Минтруда России от 7 июля 1999 года N 20 основанием, для установления такого факта являются документы военного времени, подтверждающие нахождение лица в период второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, а также справки и другие документы архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения. Поскольку такие документы имеют юридическое значение, они выдаются только полномочными на то органами.
При невозможности получения указанных документов факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, может быть установлен на основании свидетельских показаний в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР, то есть в судебном порядке.
В процессе работы по установлению гражданам статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма органам социальной защиты населения следует использовать сведения, содержащиеся в Справочнике Росархива "О местах хранения документов о немецко-фашистских лагерях, гетто, других местах принудительного содержания и насильственном вывозе граждан на работы в Германию и другие страны Европы в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." (Москва, 1994 г.) и Справочнике (дополнения) Росархива и Фонда взаимопонимания и примирения "О местах хранения документов о немецко-фашистских лагерях, гетто, других местах принудительного содержания и насильственном вывозе граждан на работы в Германию и другие страны Европы в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." (Москва, 1998 г.).
За документами, подтверждающими факт нахождения бывших несовершеннолетних граждан в фашистской неволе, следует обращаться:
а) в государственные архивы соответствующих субъектов Российской Федерации, а также в территориальные органы ФСБ России по месту жительства в годы Великой Отечественной войны, нахождения концлагеря или гетто (если они существовали на территории бывшего СССР), вывоза на принудительные работы в Германию и другие страны Европы, возвращения на родину;
б) в Государственный архив Российской Федерации в случае, если в названных выше учреждениях отсутствует необходимая информация;
в) в Центр хранения историко-документальных коллекций, если лицо находилось в концлагерях, располагавшихся на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях стран Европы, или проходило проверку после возвращения на родину на территории Московской области;
г) в Центр розыска ЦК Российского общества Красного Креста, если лицо находилось в концлагерях, располагавшихся на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы;
д) в Управление ФСБ России по Омской области, если лицо проходило проверку в фильтрационных лагерях на территории стран Западной Европы (Германия, Австрия, Польша, Чехословакия);
е) в Главный информационный центр МВД России, если лицо после возвращения из фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания направлялось на спецпоселение и впоследствии было реабилитировано;
ж) в Центральный архив Минобороны России, если лицо после возвращения из фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания было призвано в Советскую Армию.
В случаях установления статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма на основании документов, в которых прямо не указано насильственное перемещение оккупационными властями из мест проживания, а значится "эвакуирован", "интернирован", "вывезен", "вывезен по мобилизации" и т.д., но заявитель указывает, что он был угнан в нацистскую неволю вопреки его желанию, следует запрашивать дополнительную архивную информацию.
Какие льготы предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы в части материально-бытового обеспечения.
Что касается пенсионного обеспечения указанной категории граждан, то в соответствии с пунктом "д" статьи 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для граждан - бывших несовершеннолетних узников фашизма предусмотрено повышение размера пенсий на 100 процентов минимального размера пенсии по старости. Поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма не принимали участия в боевых действиях в составе действующей армии, на них не распространяется право получения двух пенсий.
В соответствии со статьей 95 названного Закона бывшим узникам фашизма, вне зависимости от возраста, время нахождение в концлагерях в период Великой Отечественной войны засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере.
Из каких источников финансируются льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Установленные для указанной категории граждан льготы предоставляются на основании удостоверения о праве на них, форма которого утверждена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 17 октября 1990 года N 406. Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами, льготы предоставляются на основании названного удостоверения и справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Лица, имеющие право на получение немецкой компенсации, за счет средств, предоставленных Федеративной Республикой Германия в распоряжение Фонда взаимопонимания и примирения, получают ее в размере и порядке, определенном Положением об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994 года N 899.
Военнослужащим, попавшим в годы Великой Отечественной войны в немецкий плен и содержавшимся в лагерях для военнопленных, выплата компенсации из средств Фонда взаимопонимания и примирения не производится за исключением случаев, когда военнопленные попадали в фашистские концлагеря или тюрьмы за совершенные побеги, организацию восстания в лагерях для военнопленных либо участие в них за подпольную деятельность против фашизма и по другим чрезвычайным обстоятельствам. В таких случаях указанные военнопленные рассматриваются как узники фашистских концлагерей и тюрем.
III. Вопросы социальной защиты жертв политических репрессий
Имеют ли право лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не проживающие в настоящее время в этих районах, на бесплатный проезд один раз в два года по территории Российской Федерации на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Статьей 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статье 1 названного Закона его действие распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Поэтому лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, проживающие в настоящее время в местностях, не относящихся к районам Крайнего Севера, права на эту льготу не имеют.
Каков порядок исполнения статей 11 и 12 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Указанием от 15.12.93 N 40/13 Генеральная прокуратура Российской Федерации определила, что заключения о соответствии решений о реабилитации российскому законодательству даются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по запросам Министерства социальной защиты населения (с 01.11.96 Министерства труда и социального развития Российской Федерации) в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, перечисленных в статье 3 (кроме пункта "в") Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Запросы о признании лиц пострадавшими от политических репрессий, направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, минуя Минтруд России, со следующими документами: личным заявлением о признании заявителя пострадавшим от политических репрессий, справкой о реабилитации родителей и документами, подтверждающими степень родства с реабилитированным лицом.
Если дело в отношении гражданина, проживавшего в какой-либо из республик бывшего Союза ССР, прекращено решением суда до момента выхода республики из состава СССР (до декабря 1991 года) и образования ее в самостоятельное государство и ему выдана справка о реабилитации, то подтверждения о соответствии решения о его реабилитации законодательству Российской Федерации не требуется.
IV. Вопросы функционирования учреждений социального обслуживания
Подлежат ли приему в стационарные учреждения социального обслуживания лица, являющиеся носителями ВИЧ-инфекции, а также австралийского антигена.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в ред. федеральных законов от 12.08.96 N 112-ФЗ, от 09.01.97 N 8-ФЗ) поступающие и проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания лица не подлежат обязательному обследованию на ВИЧ-инфекцию и могут находиться в них на общих основаниях, а также не допускается ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфиницированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции (статьи 5, 9, 17).
Специальных мер по изоляции носителей ВИЧ-инфекции и австралийского антигена не требуется.
Медицинское освидетельствование указанных контингентов проводится добровольно с учетом клинических и эпидемиологических показаний.
Однако при наличии в стационарных учреждениях социального обслуживания названных носителей профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости проводятся в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.958-99 "Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами", утвержденными 1 февраля 2000 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (введены в действие с 1 июля 2000 г.), а также приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.07.89 N 408 "О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого СП следует читать как "3.1.958-00"
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.
По клиническим показаниям и для проведения специфического лечения ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом должны направляться в специализированные лечебные учреждения, к которым, в частности, относятся центры по профилактике и борьбе со СПИДом.
Является ли разница между полученными доходами и расходами по производству продукции от деятельности подсобных сельских хозяйств и лечебно-производственных мастерских стационарных учреждений социального обслуживания налогооблагаемой базой для исчисления налога на прибыль.
Департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 14.04.2000 N 01-1-03\507 по данному вопросу сообщил следующее:
Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога на прибыль определены предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом согласно статье 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 г. N 146-ФЗ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Обеспечение стационарных учреждений социального обслуживания продукцией, произведенной подсобными хозяйствами этих учреждений, не является реализацией, доходов от указанной деятельности у данных организаций не возникает, и, следовательно, не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль.
В случае осуществления продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг сторонним организациям доходы от такой деятельности должны подлежать налогообложению в общеустановленном порядке.
V. Другие вопросы
Как учитывается время военной службы бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, при определении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего и стажа работы по специальности, а также непрерывного стажа работы, учитываемого при выплатах и льготах, связанных со стажем работы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
Пунктом 5 статьи 23 указанного Закона гражданам, уволенным с военной службы, установлены дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, предусматривающие, в частности, зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 данного Закона, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
Как следует поступать при обращении ветеранов подразделений особого риска о выплате им сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 на ветеранов подразделений особого риска распространено действие отдельных норм Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При внесении изменений и дополнений, осуществленным Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.92 N 3062-1, устанавливающим порядок введения в действие данного Закона, было определено, что его новые положения применяются и к гражданам, на которых ранее были распространены отдельные льготы и компенсации Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В дальнейшем в вышеуказанный Закон Федеральным законом от 24.11.95 N 179-ФЗ был введен ряд новых льгот, в том числе и льгота по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем выплаты денежных сумм в размере заработка (или соответствующей части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Эта вновь введенная норма ни самим Федеральным Законом от 24.11.95 N 179-ФЗ, ни другими законодательными актами на граждан из подразделений особого риска, которые принимали непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации радиационных аварий на ядерных установках военных объектов и при исполнении обязанностей военной службы, не распространена, как и многие другие нормы указанного Закона.
По оценке Минфина России, именно отсутствие вышеизложенного правового основания является причиной, по которой расходы на выплату ветеранам подразделений особого риска сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, не предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации (письма Минфина России N 02-07-03\386 от 09.03.99, N 02-07-03\2699 от 07.12.99).
Какие Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей существуют между государствами - участниками СНГ.
Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей государств - участников СНГ подписано в Москве 28.03.97 Арменией, Азербайджаном (с особым мнением), Белоруссией, Россией, Таджикистаном, Кыргызстаном, Казахстаном. Не подписали Соглашение Грузия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина. При этом Азербайджан данное Соглашение не ратифицировал.
До 1 января 2000 года право на улучшение жилищных условий на льготных основаниях в Российской Федерации имели лица, принявшие Российское гражданство и проходившие ранее службу в Вооруженных Силах Армении, Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана.
Соглашением предусмотрено положение о пролонгации срока его действия при условии отсутствия у сторон взаимных претензий и не возбуждения встречных требований. Однако Таджикистан четко определил срок действия Соглашения до 31 декабря 1999 года.
С 1 января 2000 года право на улучшение жилищных условий на льготных основаниях в Российской Федерации имеют граждане Российской Федерации, ранее проходившие службу в Вооруженных Силах Армении, Белоруссии, Кыргызстана и Казахстана.
Льготные удостоверения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.98 N 1054 на основе имеющегося Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей государств - участников СНГ выдают военные комиссариаты области.
Какими документами определяется состав семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы для постановки в очередь на улучшение жилищных условий или получения государственного жилищного сертификата.
Часть вторая пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", перечисляя членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются предусмотренные льготы, гарантии и компенсации, устанавливает возможность применения в указанной части иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку состав семьи лиц, обеспечиваемых жилой площадью, установлен статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР, эти нормы являются основополагающими при определении членов семьи, пользующихся правом на получение жилых помещений.
К членам семьи указанных лиц для обеспечения прав на жилье согласно требований Жилищного кодекса РСФСР (ст.53) относятся ..., их дети и родители. Другие лица могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство. Возрастного ценза Закон не предусматривает.
Изложенные требования Закона применимы и к уволенным военнослужащим, состоящим на учете, нуждающихся в жилье.
В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения представляются гражданам на семью. Исходя из того, что состав семьи с момента постановки в очередь на улучшение жилищных условий до получения жилья может меняться, жилищные органы на момент выделения ордера определяют размер жилой площади из расчета фактически имеющегося состава семьи, руководствуясь статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минтруда РФ от 17 ноября 2000 г. N 8299-ГК "Об анализе обращений граждан и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России"
Текст письма официально опубликован не был