На предприятиях нефтегазового комплекса Тюменской области сложилась крайне тяжелая социально-экономическая ситуация, связанная с рядом негативных причин.
Объем добычи нефти с газовым конденсатом сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13 млн. тонн (14,2%), газа - на 4,2 млрд. кубических метров (1,7%). При сохранении существующих тенденций в ближайшее время сократятся экспортные возможности, что отразится на формировании бюджетов и обострит региональные проблемы.
Спад объемов производства топливно-энергетических ресурсов обусловлен критическим положением дел в инвестиционной сфере комплекса. За последние три года объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования сократился в двое, реально снизился ввод в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы, усилилось их выбытие по мере исчерпания запасов на разрабатываемых месторождениях. Резко сократились объемы работ по бурению и обустройству скважин, разведке и вовлечению в разработку новых запасов.Кризисное положение испытывают геологические предприятия области.
Острый финансовый кризис привел к тому. что предприятия не могут осуществлять предоплату за необходимые материальные ресурсы для поддержания производства, допускают длительные задержки выплаты заработной платы (207,1 млрд.руб. на 1 июня 1994 г.), что приводит к обострению социальной обстановки в трудовых коллективах.
В свою очередь финансовый кризис обусловлен следующими факторами:
- отсутствие регулируемой ценовой политики между продукцией топливно-энергетического комплекса и других отраслей;
- необоснованная налоговая политика, постоянно увеличивающиеся доходы бюджета за счет производителей (увеличение удельного веса в цене нефти с 15% в 1991 г. до 70% в 1994 г.);
- жесткая кредитная политика, не позволяющая эффективно решать проблемы ввиду высоких процентов заемных средств и их незначительных объемов;
- резкое сокращение бюджетных ассигнований при невосполнении собственных и заемных средств;
- кризис не платежей (задолженность предприятиями нефтегазовой отрасли на 1 мая 1994 г. - 5.3 триллиона рублей, платежи в бюджет - 3 триллиона рублей).
Одной из главных причин кризисного положения нефтегазового комплекса является отсутствие управляемости на уровне области, перемещение структур управления нефтегазовыми предприятиями в центр России. Идет систематический вывоз капитала за пределы Тюменской области.
Исходя из вышеизложенного, рабочее совещание решает:
1. Обратиться к Президенту, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации с предложением решить вопросы по выводу топливно-энергетического комплекса из сложившейся кризисной ситуации.
2. Направить Федеральное Собрание Российской Федерации предложения рабочего совещания депутатов Федерального Собрания от Тюменской области, Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по выводу из кризиса предприятий нефтегазового комплекса (прилагаются).
3. Совместно с Минтопэнергом Российской Федерации выработать дополнительные меры по решению наиболее сложных проблем и обеспечению единой государственной и региональной политики в вопросах финансирования топливно-энергетического комплекса и просить Правительство Российской Федерации их утвердить.
4. Органам государственной власти области обеспечить выработку и согласование организационных мероприятий по нормализации финансового положения области при участии Правительства Российской Федерации, руководителей органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, руководителей предприятий топливно-энергетического комплекса.
5. В случае непринятия федеральными органами государственной власти мер по выводу предприятий топливно-энергетического комплекса из кризисной ситуации при условии непогашения долгов предприятиям с 1 августа 1994 г.:
- не перечислять денежные средства в федеральный бюджет;
- поддержать предложения областного совета профсоюза о проведении общеобластной забастовки.
6. Предложить Правительству Российской Федерации:
- отменить регистрацию ранее зарегистрированных за пределами Тюменской области предприятий нефтегазового комплекса, находящихся на территории области;
- перерегистрировать настоящие предприятия на территории Тюменской области;
- регистрацию вновь регистрируемых предприятий нефтегазового комплекса, находящихся на территории Тюменской области, производить на территории Тюменской области.
7. Предложить органам государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов пересмотреть условия и порядок лицензирования недропользования нефтегазодобывающих предприятий.
8. Поручить председателю Тюменской областной думы Барышникову Н.П., председателю Думы Ханты-Мансийского автономного округа Собянину С.С., председателю Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Бабину Н.А. регулярно информировать депутатов о ходе решения вопросов по выводу предприятий нефтегазового комплекса из кризисной ситуации.
9. Поручить председателю Тюменской областной Думы Барышникову Н.П. довести настоящее решение до федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Председатель Тюменской областной Думы |
Барышников Н.П. |
Заместитель Председателя Думы
Ханты-Мансийского автономного округа |
Волостригов П.С. |
Председатель Государственной Думе
Ямало-Ненецкого автономного округа |
Бабин Н.А. |
Предложения
рабочего совещания депутатов Федерального собрания от Тюменской области, Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Ликвидация кризиса не платежей за счет комплекса мер, предусматривающих введение первоочередных платежей за потреблением топливно-энергетических ресурсов, проведение взаиморасчетов внутри ТЭК, со смежными отраслями и бюджетом. Отработка механизма вексельного оформления долгов. Государственная поддержка неплатежеспособных, но жизненно важных потребителей энергоресурсов.
2. Совершенствование ценовой, налоговой и кредитной политики с учетом специфических условий ТЭК в целях обеспечения самофинансирования развития его отраслей, изменения соотношения внутренних цен на продукцию ТЭК и обрабатывающих отраслей и приближения его к пропорциям мирового рынка, предоставление налоговых и кредитных льгот для важнейших программ ТЭК, имеющих региональное и государственное значение.
Экономически упорядочить систему роста цен на продукцию во всех отраслях путем введения налогов, влияющих на рентабельность, прибыльность.
3. Четкое разграничение функций и полномочий федеральных и региональных органов власти в части обеспечения функционирования ТЭК и организация их интегрирования и взаимного сотрудничества. Расширение функций и полномочий Минтопэнерго РФ, администраций Тюменской области и округов по обеспечению эффективного и квалифицированного управления предприятий ТЭК, контроля за выполнением решений Правительства и Президента, для чего администрации совместно с Минтопэнерго организовать координационно- информационную службу (центр, группу).
4. Завершение акционирования в отраслях ТЭК на основе сохранения технологически единых производственно-хозяйственных комплексов и создания мощных конкурентноспособных на внутреннем и внешнем рынках вертикально интегрированных многоотраслевых компаний, действующих по принципу от скважины - до бензоколонки.
5. Создание экономических механизмов мотивации предприятий к повышению эффективности производства, рациональному использованию средств на оплату труда, инвестициям собственных ресурсов в расширении производства.
6. Создание законодательной и правовой базы переводом всех отраслей экономики на энергосберегающий путь развития, что позволит снизить потребность в дополнительных инвестициях на развитие мощностей и повысить конкурентноспособность продукции промышленности.
7. Завершение разработки и утверждение Программы развития Тюменской области и предприятий нефтегазового комплекса как составной части федеральной программ "Топливо и энергетика", принятие Закона "О нефти и газе" и комплекса их государственной поддержке в целях структурной перестройки в ТЭК и устойчивого обеспечения топливом и энергии страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменской областной Думы от 5 июля 1994 г. N 4 "О предложениях по выводу из кризисного состояния предприятий нефтегазового комплекса"
Текст решения официально опубликован не был