Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Тюменской области
от 31 мая 1996 г. N 50
Положение
об областной территориальной подсистеме
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
25 октября 2004 г.
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).
2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, направленных на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление областных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования объектов в случае их возникновения;
- обеспечение постоянной готовности органов управления, готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. Областная подсистема РСЧС объединяет все расположенные на территории области органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее объекты), предназначенные для решения задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС.
4. Областная подсистема РСЧС включает в себя территориальные подсистемы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и звенья функциональных подсистем федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории области. Взаимоотношения между областной подсистемой РСЧС и территориальными подсистемами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов относятся в соответствии с Договором об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.
Областная подсистема РСЧС состоит из территориальных подсистем автономных округов и звеньев, соответствующих органов местного самоуправления.
5. Областная подсистема имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
6. Общее руководство деятельностью подсистем и звеньев на всех уровнях осуществляется руководителем органа исполнительной власти, местного самоуправления, объекта.
7. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и звеньев областной подсистемы, определяются положениями об этих подсистемах и звеньях, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.
8. Каждый уровень областной подсистемы имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
9. Координационными органами подсистемы являются:
на территориальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности области;
на местном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности организации".
Положение о комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности всех уровней, состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления, объекта.
10. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям области, автономного округа, органа местного самоуправления являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
12. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на территориальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти области и автономных округов. Положение об органах управления территориальных подсистем области, автономных округов и звеньев категорированных городов, укомплектованных военнослужащими, определяются решением начальника ГО РФ - Председателя Правительства и Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на местном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС (комитеты, управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления решением руководителей соответствующих органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые (назначаемые) решением руководителей объектов.
13. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются:
- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС области, автономных округов;
- дежурно-диспетчерские службы структурных подразделений и организаций федеральных органов исполнительной власти на территории области;
- дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления;
- дежурно-диспетчерские службы объектов.
Органы повседневного управления оснащаются соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности.
14. В состав сил и средств областной подсистемы РСЧС входят силы и средства области, автономных округов, органов местного самоуправления, структурных подразделений и организаций федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области, объектов, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями привлекаются для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Конкретный состав сил и порядок их привлечения к выполнению задач на территориальном и местном уровнях определяется решением соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления, исходя из принципа необходимой достаточности.
16. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, области, автономного округа.
Силы постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти и объектов, расположенные на территории области, привлекаются органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с соответствующими руководителями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения.
Решениями руководителей органов исполнительной власти , местного самоуправления, организаций и объектов создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
16. Обучение населения способам защиты при ЧС организуется органами управления по делам ГО и ЧС, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, в ходе специальных учений, через средства массовой информации (телевидение, радио, печать).
17. Информационное обеспечение функционирования подсистем и звеньев РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и автономных округов;
абонентские пункты органов управления по делам ГО и ЧС органов местного самоуправления;
информационные центры организаций;
средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством Российской Федерации.
18. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования подсистемы и звеньев РСЧС:
режим повседневном деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
19. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами подсистемы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозированием развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резерв финансовых и материальных ресурсов области и автономных округов - за счет средств бюджета области и автономных округов;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяется органом, их создавшим.
21. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализировать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию или руководство ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
22. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства организации, администрации, органа местного самоуправления.
23. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке. Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных программ, направленных на предупреждение различных бедствий, осуществление аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим в районах бедствия.
24. Финансирование областной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территории от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии о законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, которым подведомственны объекты, находящиеся в зоне ЧС, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
25. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках областной подсистемы РСЧС на основе Планов действий Тюменской области, автономных округов, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС осуществляется специально уполномоченным органом управления по делам ГО и ЧС Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.